Создать домашний 3D-кинотеатр можно уже сейчас, и для этого вовсе не обязательно быть гуру в аудио-видео технике. Достаточно приобрести комплект Panasonic: 3D-телевизор VIERA, 3D Blu-ray плеер и фирменные 3D-очки и уже через несколько минут погрузиться в захватывающий мир 3D
Итак, год 2010, названный производителями бытовой техники и электроники первым годом массовой эры устройств для домашнего воспроизведения 3D-контента, наконец-то стал таковым не на бумаге, а на деле. От слов и деклараций ведущие компании по выпуску полупроводниковой техники перешли к делу, и сегодня можно констатировать факт: первые 3D-телевизоры, 3D-плееры и сопутствующие 3D-аксессуары и приложения, в том или ином сочетании, уже можно найти в розничных магазинах.
Да, приходится признать, что 3D-контент пока что доступен в ограниченном ассортименте. Выпущено лишь небольшое количество фильмов и передач на 3D Blu-ray дисках, только-только начинают вещание спутниковые 3D-каналы. Впрочем, пройдёт некоторое время, и выбор 3D-приложений будет прирастать лавинообразно. Но уже сейчас первые счастливчики могут приобрести современное оборудование и у себя дома наслаждаться объёмным видео, доступным ранее разве что в 3D-кинотеатрах.
Редакция 3DNews оказалась в числе тех счастливчиков, кто одним из первых получил на тестирование комплект 3D-оборудования производства компании Panasonic и смог на практике оценить все преимущества новых технологий. Конечно же, многие журналисты нашей редакции имели возможность приобщиться к демонстрациям бытовых 3D-устройств на многочисленных выставках – последние полгода такая техника в центре внимания всех шоу. Но одно дело – одеть 3D-очки и просмотреть небольшой фрагмент презентации, и совсем другое – оценить работу всего комплекса в спокойной, почти домашней обстановке редакции, и сделать соответствующие выводы.
На тестирование компанией Panasonic нам был любезно предоставлен комплекс оборудования, состоявший из 50-дюймового плазменного 3D-телевизора VIERA TX-PR50VT20, 3D Blu-ray плеера Panasonic DMP-BDT300, и трёх пар активных 3D-очков TY-EW3D10E, одна из которых входит в штатный комплект поставки вышеупомянутого телевизора.
Таким образом, сегодня наши читатели имеют возможность ознакомиться с принципом работы домашней 3D-системы, функциями и возможностями, заложенными инженерами и маркетологами Panasonic именно в этот комплект, а также результатами практического тестирования и субъективными впечатлениями от увиденного и услышанного. Устраивайтесь поудобнее.
Возможности плазменных телевизоров серии V образца 2010 года никак не получится назвать эволюционным развитием функций предыдущего поколения этого модельного ряда, и по довольно простой причине - многие технологии носят самый настоящий революционный характер. Речь не только о 3D-функциональности, реализованной в серийных плазменных телевизорах впервые в мире. Ряд новых технологий в серии VIERA V был представлен впервые действительно только в 2010 году, ряд других технологий впервые дебютировал именно на российском рынке.
Сегодня линейка плазменных телевизоров VIERA V, поставляемых на российский рынок, включает 65-дюймовую новинку VIERA TX-PR65VT20 и рассматриваемую сегодня 50-дюймовую модель VIERA TX-PR50VT20, а также модели прошлого сезона VIERA TX-PR65V10, VIERA TX-PR50V10 и VIERA TX-PR42V10, с возможностями которых вы могли ознакомиться в нашей февральской статье "Panasonic Viera TX-PR42V10: 42 дюйма для кино, игр и интернета". Обе новые модели, отличающиеся индексом VT20, поддерживают возможность воспроизведения 3D-контента и комплектуются парой 3D-очков TY-EW3D10E с активным затвором, разработанных специально для эксплуатации с плазменными телевизорами VIERA.
Однако этим список нововведений, реализованных в новом поколении "плазмы" Panasonic, не исчерпывается. 3D-модели VT20 с плазменной панелью NeoPDP тринадцатого поколения, с прогрессивной разверткой, Full HD разрешением, сертификацией THX и статической контрастностью 5 000 000:1, поддерживают технологии Super Resolution и Digital Cinema Colour для передачи гаммы цифрового кино, "кинотеатральную" функцию 24p Smooth Film, а также индивидуальную калибровку цвета ISFccc. Новые модели оснащены полноценным телевизионным тюнером, поддерживающим как аналоговые форматы PAL, SECAM, NTSC, так и цифровой формат DVB-T (именно этого не хватало некоторым российским потребителям в моделях предыдущего поколения).
Новые плазменные телевизоры VIERA V обладают значительно расширенными сетевыми возможностями. Так, к хорошо известной поддержке DLNA, функций VIERA Link, VIERA Tools и VIERA Image Viewer, игровому режиму Game добавились возможности VIERA CAST с функцией Skype, USB-порты с возможностью подключения клавиатуры и жесткого диска, а также значительным образом расширились возможности телевизоров по доступу к ресурсам интернета.
Подробнее о нововведениях и возможностях мы поговорим ниже, а сейчас - таблица с заявленными производителем ключевыми характеристиками исследуемой сегодня модели.
Телевизор Panasonic VIERA TX-PR50VT20
Размер экрана (диагональ)
50 дюймов (127 cм)
Количество пикселей
2.073.600 (1.920 x 1.080) пикселей
Панель
G13 – плазменная панель NeoPDP с прогрессивной разверткой и разрешением Full HD
0,001 мс (время реагирования от сигнала до разряда)
Угол обзора
Свободный
Разрешение
Full HD 1920 x 1080 (16:9)
Поддержка Full HD 3D
Есть (1 пара 3D-очков в комплекте)
Контрастность
Статическая контрастность 5.000.000:1
Технология 600Hz Sub-Field Drive
Есть
Технология 24p Smooth Film
Есть
Технология Digital Optimiser
Есть
Технология 24p Playback
Есть
Технология Deep Colour (10-bit)
Есть
Фильтр
Высококонтрастный (High Contrast Filter Pro)
Функция x.v. Colour
Есть
Режим Эко
Есть
Игровой режим
Есть
Таймер отключения
Есть
Функция блокировки доступа
Есть
Функция VIERA Cast
Есть
Пуль ДУ
Инфракрасный
DLNA и DivX
Есть
VIERA Tools
Есть
Режимы изображения
Динамический/Нормальный/Кинотеатр/THX (Режим True Cinema)/Игра/Фото/Профессиональный 1/ Профессиональный 2 (ISFccc)
Многооконный режим
PIP/PAP/PAT
Регулировка формата изображения
Auto/16:9/14:9/Just/4:3/Zoom1/Zoom2/Zoom3
Технология 3D Colour Management
Есть
Функция Q-Link
Есть
Акустическая система
3 x 10 Вт, 2,1-канальная
Окружающее звучание
V-Audio ProSurround
Режимы звучания
Музыка/Речь/ Пользовательский
Выходная мощность аудиосигнала
30 Вт (10 Вт x 3), 10 % КНИ
Аудиовход (для видео)
AV3: RCA тип phono (Л, П) (1 боковой комплект)
Композитный видеовход
AV3: RCA тип phono x 1 (боковой)
21-контактный вход/выход (SCART)
AV1: вход/выход AV, вход RGB, Q Link (на задней панели) AV2: вход/выход AV, вход S Video, вход RGB, Q Link (на задней панели)
Вход для ПК
Mini D-sub 15-контактный x 1 (на задней панели)
Аудиовход (для HDMI, ПК, компонентных сигналов)
Разъёмы RCA, тип phono (Л, П) (1 комплект на задней панели)
Цифровой аудиовыход
Есть (оптический)
Аудиовыход
RCA, тип phono (Л, П) (1 комплект на задней панели)
Вход HDMI
4 (1 боковой, 3 тыловых)
Компонентный видеовход YРbРr
RCA тип phono x 3 [Y , PB, PR] (на задней панели)
Угол поворота подставки
±10°
Потребление энергии в режиме ожидания
0,4 Вт
Питание
Переменный ток 220 - 240 В, 50/60 Гц
Габариты с подставкой
1224 x 810 x 335 мм
Габариты без подставки
1224 x 771 x 90 мм
Вес с подставкой
30,5 кг
Вес без подставки
27,5 кг
Потребление энергии
495 Вт
Язык экранного меню
26 языков, включая русский
После изъятия из коробки телевизор приводится в рабочее состояние путём крепления подставки со специальным U-образным кронштейном. После подсоединения кабеля питания и интерфейсных кабелей, а также установки батареек в пульт ДУ, телевизор готов к эксплуатации.
Передняя панель телевизора традиционно лаконична и лишена каких бы то ни было разъёмов. Всё, что выведено на переднюю панель, а это кнопка включения с соответствующим индикатором, инфракрасный передатчик для 3D-очков, приёмник инфракрасного сигнала пульта ДУ и датчик C.A.T.S. (Contrast Automatic Tracking System, система автоматического слежения за контрастностью для регулировки качества картинки в режиме "Эко"), находится по центру нижнего края панели, чуть ниже логотипа Panasonic.
Все интерфейсы и разъёмы расположены на тыльной стороне телевизора и на левом его торце.
Обратите внимание на систему охлаждения, традиционно расположенную в верхней части задней панели: вентиляторов четыре, но за всё время работы с телевизором в типичной обстановке нашей лаборатории (которая вряд ли шумнее домашней обстановки) их так и не удалось услышать.
Судя по маркировке телевизора - TX-P50VT20B, пометке "U.K. Standard" и специфическому сетевому кабелю в комплекте, в нашу лабораторию на тестирование был представлен розничный образец телевизора для английского рынка, хотя даже в этой версии имеется поддержка русскоязычного интерфейса меню.
Антенные и интерфейсные разъёмы разделены на три логических массива. Вверху находится порт для подключения интернета посредством витой пары и сервисный разъём (интерфейс подключения спутникового ТВ - специфика исполнения именно для английского рынка). Ниже расположен блок разъёмов, включающий большинство цифровых и аналоговых AV входов и выходов телевизора, плюс антенный вход. Наконец, боковой блок включает остальные AV-интерфейсы, слот под карты памяти SD и USB-порты.
Опционально для этого телевизора можно докупить коммуникационную камеру TY-CC10, например, для видеообщения с другими абонентами посредством поддерживаемой 3D-телевизорами VIERA программы Skype.
Камера обладает разрешением 1280 х 720 с частотой 22 кадров/с для HD и 30 кадров/с для VGA разрешения, оснащена портом USB 2.0 и четырьмя направленными микрофонами.
Теперь – несколько слов об активных 3D-очках Panasonic Eyewear TY-EW3D10E, одна пара которых поставляется в комплекте с телевизором и которые можно докупить дополнительно.
Устройство затворных 3D-очков TY-EW3D10E очень простое: каждая линза представляет собой оптический затвор на жидких кристаллах, при этом для достижения 3D-эффекта левый и правый затворы поочередно открываются и закрываются вместе с тем, как поочередно отображаются на телевизоре кадры для левого или правого глаза. Так происходит формирование 3D-картинки, при этом переключателем затвора выступает ИК-передатчик телевизора.
3D очки Panasonic TY-EW3D10E
Принцип работы
Оптический затвор на жидких кристаллах
Материал оправы
Полимер
Материал линз
Жидкокристаллическое стекло
Габариты
177 х 46 х 174 мм
Напряжение питания
3 В постоянного тока
Элемент питания
Плоская, круглая литиевая батарея CR2032
Срок службы
Порядка 75 часов непрерывного использования
Масса с элементом питания
Порядка 63 граммов
Дальность действия
Порядка 3,2 м от передней поверхности телевиозора; примерно ± 35° по горизонтали, ± 20° по вертикали
Температурный диапазон эксплуатации
0 °C - 40 °C
Благодаря тому, что управление затвором очков производится ИК передатчиком ТВ, с каждым плазменным 3D-телевизором можно использовать неограниченное количество таких очков. Одно только замечание: модель Eyewear TY-EW3D10E подходит именно к плазменным 3D-телевизорам Panasonic VIERA. Почему – об этом поговорим позже, при подробном описании технологии формирования 3D-картинки.
Очки работают от одной дисковой литиевой батарейки. Включение производится нажатием кнопки – единственного "органа управления" очками. В комплекте с каждыми очками поставляется ремешок для ношения на шее и две различных носовых фиксирующих накладки-дужки, что обеспечивает комфортное пользование очками как детям, так и взрослым. Дизайн очков выполнен таким образом, чтобы их можно было надевать даже поверх обычных очков и смотреть передачи без дополнительного напряжения глаз плохо видящими людьми.
Третьим ключевым компонентом 3D-комплекса, поступившего к нам на тестирование, стал Full HD 3D Blu-Ray плеер Panasonic DMP-BDT300.
Full HD 3D Blu-Ray плеер Panasonic DMP-BDT300
Совместимость с DVD/CD
Есть
Поддерживаемые форматы
BD-ROM: FULL HD 3D BD, BD-Live BD-RE/BD-RE DL: BD-RE/BD-RE DL, JPEG BD-RE/BD-RE DL: BD-RE/BD-RE DL, DivX, DivX HD, DivX Plus HD DVD-ROM: DVD Video DVD-RAM: DVD-VR, JPEG, AVCHD DVD-R, DVD-RW, DVD-R DL: DVD-video, DVD-VR, AVCHD, JPEG/MP3, DivX, DivX HD, DivX Plus HD +R, +R DL, +RW: Video, AVCHD CD: CD-DA (MP3, JPEG, DivX, DivX HD, DivX Plus HD
Системы сигнала
NTSC/ PAL
Цифроаналоговое преобразование видеосигнала
148,5 МГц/12 бит
Цифроаналоговое преобразование аудиосигнала
192 кГц /24 бит Декодирование и выход цифрового
Декодирование и выход цифрового потока
Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio Essential, DTS-HD High Resolution Audio, DTS
Поддержка функций
VIERA Link (HDAVI Control 5), VIERA CAST, беспроводная локальная сеть, DLNA
Интерфейсы
Слот для карт памяти SD, три порта USB 2.0 High Speed, поддержка Еthernet для сетевого взаимодействия, выход HDMI (3D, распознавание типа контента)
Питание
220-240 В, 50 Гц
Энергопотребление
32 Вт (0,2 Вт в ждущем режиме)
Модель DMP-BDT300 также является новинкой этого сезона и в комплексе с 3D-телевизором позволяет создать законченный Full HD 3D-кинотеатр непосредственно в вашем доме. Плеер работает с большинством популярных оптических носителей, включая диски Blu-Ray и DVD, и обеспечивает высокое качество вывода видео, цифрового и аналогового звука.
Плеер выполнен на базе нового процессора изображения UniPhier с процессором цветности PHL Reference Chroma Processor Plus, поддерживает технологию Adaptive High Precision 4:4:4 для ровной и достоверной цветопередачи.
Кроме того, в этом плеере применяется повышающее преобразование Pixel Precision Up-conversion, технология P4HD для воспроизведения DVD с качеством Full HD, и технология HDMI Jitter Purifier для чистейшего звучания музыки.
Плеер оснащён двумя выходами HDMI, 7.1-канальным аудиовыходом с цифровой имитацией "лампового" звука, поддерживает функции VIERA CAST, SD Image Viewer и VIERA Link.
К нам на тестирование домашний 3D-комплекс Panasonic поступил с демонстрационным Blu-Ray диском с различными объёмными записями – от мультипликации, до спортивных, документальных и художественных видеороликов. Ввиду отсутствия других источников 3D-видео, этот диск был единственным в лаборатории источником контента для составления впечатлений от просмотра 3D.
⇡#Технологии Panasonic для формирования 3D изображения
Наиболее качественная и логичная технология 3D-визуализации с помощью последовательно чередующихся полных кадров для каждого глаза и затворных ЖК-очков, выбранная компанией Panasonic, в настоящее время de facto становится стандартом для современных домашних 3D-кинотеатров. Именно эта технология легла в основу нового стандарта записи и воспроизведения контента с помощью дисков 3D Blu-Ray, именно под этот формат "заточено" кодирование, передача и последующее декодирование 3D-сигнала открывающихся один за другим каналов объёмного телевещания. Ключевая разница между реализацией этой технологии разными компаниями заключается, главным образом, в мелочах, которые, тем не менее, оказывают решающее воздействие на качество воспроизводимой картинки на экране пользователя. И вот почему.
Иллюзия объёмного изображения создаётся в нашем мозгу благодаря расстоянию между левым и правым глазом, из-за чего каждый глаз видит любой объект под своим углом.
Точно так же, формируя с помощью 3D видеокамеры или другого способа для каждого глаза своё, немного отличающееся изображение с данными о глубине и объёмности образа, мы заставляем мозг интерпретировать данные в объёмное изображение.
Инженеры Panasonic оптимизировали технологию формирования последовательно чередующихся полных Full HD кадров для каждого глаза по образу и подобию методики Frame Sequential, используемой голливудскими киностудиями для создания 3D-фильмов. Изображения с разрешением 1920 x 1080 пикселей, сформированные для левого и правого глаза, попеременно выводятся на экран с суммарной скоростью 120 кадров в секунду при входном сигнале 60 Гц или 100 кадров в секунду при входном сигнале 50 Гц, соответственно, по 60 или 50 кадров в секунду для каждого глаза. Если просматривать картинку через специальные 3D-очки, создаётся трёхмерное Full HD изображение.
Казалось бы, зачем выбирать для и без того мощного потока Full HD видеоданных такую высокую частоту смены кадров – 100/120 Гц, ведь, как известно, в традиционном кинотеатре вполне достаточно 24 кадров в секунду для формирования плавной иллюзии движения? Однако на практике сформировать качественную 3D-картинку не просто, ибо в результате остаточного послесвечения, перекрёстного влияния каналов и других факторов при небыстрой смене кадров немедленно возникают неприятные побочные эффекты вроде "фантомных" изображений, ложных контуров или даже неприятного периферийного мерцания.
В создании объёмных изображений в плазменных 3D-телевизорах Panasonic VIERA принимают участие три основные технологии: высокоскоростной 3D-драйвер High-Speed 3D Drive для сокращения единичного времени свечения и увеличения мощности излучения, сокращение перекрёстных помех Сrosstalk Reduction и высокоскоростная обработка видеоизображения. Отдельно стоит подчеркнуть, что для современных плазменных панелей Panasonic с ничтожно малым временем отклика вывод картинки с частотой 120 кадров в секунду не представляет никакой сложности, благодаря чему кадры формируются без потерь яркости в моменты переходов.
Отдельно стоит остановиться на конструкции затворных 3D-очков Panasonic, специально разработанных и оптимизированных для работы с плазменными панелями. Дело в том, что именно точная синхронизация срабатывания затворов для каждого глаза, чёткое формирование момента "отсечки" открытия/закрытия затвора, сводит к минимуму нежелательную утечку света, борется с эффектом мерцания и позволяет создать по-настоящему реалистичный 3D-эффект.
3D-телевизор VIERA и 3D-очки представляет собой идеально согласованный тандем, где уплотнение процессов свечения/послесвечения и ликвидация проблемы наложения кадров позволила полностью устранить эффект двоения картинки и получить четкое 3D-изображение. На рисунке ниже отчётливо видно, что ради этого пришлось отрегулировать эмиссию экрана и срабатывание затворов очков таким образом, чтобы между кадрами, предназначенными для разных глаз, оставались моменты с полностью закрытыми затворами для обеих глаз.
Наконец, нельзя не отметить тот факт, что компания Panasonic принимает участие во всех аспектах создания 3D-контента – от поставок 2-объективных Full HD 3D-видеокамер, технологий сжатия 3D-изображений в формате MPEG-4 AVC High Profile и поддержки голливудским студиям в создании Full HD 3D Blu-Ray фильмов, до производства полноценных домашних 3D-кинотеатров "под ключ".
⇡#AV технологии Panasonicдля высококачественных домашних кинотеатров
Возможность формирования объёмного изображения на экране современного телевизора можно назвать апогеем развития целого ряда различных аудио-видео технологий. Именно совокупность идеально отлаженных эволюционным путём технологий позволила совершить революционный шаг – создать технику для полноценного отображения Full HD 3D-контента.
В новых плазменных 3D-телевизорах семейства VIERA V применены все наиболее современные технологии компании Panasonic, что обеспечивает максимальное качество воспроизведения не только 3D-контента, но и традиционных 2D-фильмов, передач, игр.
Прежде всего, речь о технологии 600 Hz Sub-field Drive, распознающей в кадре подвижные объекты, оптимизирующей их отображение и обеспечивающей ровную передачу движения.
Чрезвычайно высокая контрастность изображения 5 000 000:1 обеспечивается за счёт усовершенствованной технологии разряда в ячейках новой плазменной панели. Благодаря дополнительному сокращению предразряда, вызывающего нежелательный серый оттенок, удалось существенно повысить качество передачи градаций серого, особенно наиболее тёмных оттенков.
Физический принцип работы плазменного экрана – самозажигающиеся пиксели, обеспечивает чрезвычайно широкий угол обзора экрана, при этом тёмные оттенки не бледнеют, а цвета остаются неизменно насыщенными и яркими почти независимо от угла просмотра.
Плазменные экраны телевизоров VIERA V обладают сертификацией THX, что гарантирует воспроизведение изображения именно таким, каким оно было задумано создателями фильма. Для получения сертификата ТНХ телевизоры подвергаются тщательному тестированию, проверяющему, в частности, одинакова ли яркость и красочность изображения во всех участках экрана, и соответствует ли уровень черного стандартным критериям.
Высокое качество воспроизведения кинофильмов также обеспечивает технология 24p Smooth Film, благодаря которой создаётся плавная и естественная картинка без "дробления" кадров.
Для повышения качества воспроизведения изображения со стандартным разрешением (SD), источниками которого являются обычные телеканалы, DVD-диски и другие носители, применяется функция повышающего преобразования Super Resolution, приближая картинку к уровню Full HD. Кстати, именно эта функция идеальна для российского аналогового вещания. Изображения делятся на контурные, текстурированные и ровные участки, каждый из которых подвергается цифровой обработке для достижения более высокого уровня качества, чем у исходного изображения.
Новые телевизоры также поддерживают калибровочное конфигурирование ISFccc, сертифицированное Imaging Science Foundation. Точная профессиональная калибровка изображения - уровней контрастности, оттенка, резкости и цветопередачи для дневного и ночного времени, может быть выполнена установщиком с сертификатом ISF.
В новых телевизорах также присутствует технология Deep Colour для улучшения изображения с поддержкой интерфейса HDMI 1.4. Телевизоры VIERA поддерживают стандарт Deep Colour (HDMI 1.4) для передачи более широкого диапазона цветов.
Для формирования качественного звука в телевизорах серии VIERA VТ применяется технология V-Audio ProSurround, позволяющая расширить звуковую сцену, придать ей объемность с помощью дополнительной цифровой реверберации.
Современный телевизор давным-давно перестал быть просто телевизионным приёмником и превратился в этакий домашний развлекательный комплекс с множеством вспомогательных функций. Применительно к плазменным телевизорам VIERA V, речь прежде всего о функции VIERA Image Viewer, позволяющей просматривать записи с качеством до Full HD с помощью слота для карт памяти SD.
Функция также позволяет отобразить на экране галерею снимков или слайд-шоу с разными визуальными эффектами.
Ещё один новый режим этой функции – Reversal Film, сделает цвета объектов на снимках такими насыщенными, что это сразу оценят даже профессиональные фотографы.
Целый комплекс онлайновых услуг доступен с помощью функции VIERA CAST. Это и видеосервер Dailymotion, и спортивный канал EUROSPORT, и видеопортал YouTube, фотоальбомы Picasa, и ряд других онлайновых развлекательных и бизнес-сервисов.
В плазменных телевизорах нового поколения реализовано сетевое общение через мини-блоги Twitter, поддержка домашних видео-конференций посредством Skype. Благодаря наличию портов USB появилась возможность подключения клавиатуры непосредственно к телевизору.
Комплексная функция VIERA Link позволит использовать один пульт ДУ для настройки и управления всеми компонентами домашнего кинотеатра, для этого предусмотрен простой и интуитивно понятный графический пользовательский интерфейс Seamless GUI. Нажав кнопку VIERA Link на пульте ДУ телевизора VIERA и выбрав опцию Record New в меню VIERA Link, можно мгновенно начать запись телевизионной программы на DVD-рекордер DIGA.
Телевизоры также поддерживают игровой режим, в котором за счёт оптимизации яркости и цветового баланса, ускоренной обработки изображения формируется более чёткая передача затемнённых мест, без "подтормаживания" картинки.
Благодаря поддержке технологии DLNA, позволяющей объединить домашнее цифровое оборудование в единую сеть, появляется возможность обмена изображениями, музыкой и другим контентом через DLNA-совместимые телевизоры, компьютеры и маршрутизатор локальной сети.
Дополнительно также стоит отметить тот факт, что все плазменные панели телевизоров VIERA не содержат ртути и свинца, и обладают длительным – до 100 тысяч часов сроком службы панели.
Начиная с 2009 года, телевизоры VIERA и видеооборудование с функциями Power Save (Экономия энергии) или Quick Start (Быстрый старт) поддерживают режим Intelligent Auto Standby, позволяющий снизить энергопотребление до минимума, если для управления компонентами использовать функцию VIERA Link.
Прежде чем перейти к рассказу о результатах тестирования и личных впечатлениях, нельзя не упомянуть о таком немаловажном пользовательском аспекте постоянного пользования телевизорами с крупными диагоналями, в том числе, с поддержкой 3D, как воздействие на здоровье – на зрение.
В нашей лаборатории такие сложные медицинские исследования, как степень усталости глаз при просмотре различных типов экранов, разумеется, не проводятся. Компания Panasonic приводит на своём сайте результаты подобных исследований, проведённых специалистами Университета имени Людвига Максимилиана (LMU) в Мюнхене, Германия.
В процессе физиологического тестирования учёные наблюдают такие параметры, как движение глаз, изменение диаметра зрачка, частота моргания. Кроме того, с помощью измерительных электродов, размещённых на лице зрителя в непосредственной близости от глаза, в процессе просмотра видеосюжетов учёные снимали электромиограмму, косвенно подтверждающую степень увлечённости зрителя сюжетом фильма.
Художественные и документальные фильмы, а также рекламные ролики, просматривались испытуемыми на плазменном или ЖК-экране в течение 45 минут, после чего участники эксперимента менялись местами. Целью исследования было сравнение воздействия обоих типов экранов на напряжённость глаз, усталость и сопутствующие параметры.
Согласно результатам исследований, при просмотре плазменного телевизора значительно меньшее количество испытуемых сообщали о напряжении и усталости глаз, чем при просмотре ЖК-телевизора. Менее частое движение глаз при просмотре плазменного телевизора говорит о более высокой резкости и детальности изображения, а также о лучшей передаче движения. Меньший диаметр зрачка при просмотре плазменной панели говорит о том, что телевизор сам контролирует поток света, а меньшая частота моргания свидетельствует о меньшем напряжении и усталости глаз.
По сути, в плазменных телевизорах зажигается каждый пиксель, и интенсивность свечения автоматически регулируется в зависимости от характера сцены, что позволяет смотреть плазменный телевизор продолжительное время без ощущений дискомфорта и взрослым, и детям.
Совсем другое дело - 3D-контент. Все мы неоднократно слышали о многочисленных жалобах зрителей 3D-кинотеатров (даже с поляризационной технологией), на головокружение во время просмотра и даже временное нарушение цветовосприятия после просмотра 3D-фильмов. Анаглифический метод, говорят, и вовсе противопоказан людям с диагнозом эпилепсия.
С этой точки зрения 3D-технология попеременной покадровой передачи изображения для каждого глаза кажется наименее безопасной для здоровья зрителя. Возможно, у некоторых из нас слишком мощные отрицательные эмоции могут появиться при просмотре слишком уж реалистичных и объёмных ужастиков и боевиков, когда объёмные ветки деревьев чуть ли не хлещут по лицу, а динозавры и другие чудища щёлкают огромными зубами чуть ли не под носом. Что ж, тут, скорее, эффект психологический, знавал я в детстве одного мальчика, который при виде Фантомаса на киноэкране напустил от страха лужу и без всяких 3D-эффектов. Да…
И всё же, несмотря на достаточно благосклонные отзывы медиков по поводу 3D-технологии чередования кадров с затворными очками, дело это достаточно молодое и слабо изученное, поэтому компаниям-пионерам 3D-отрасли приходится быть очень осторожными в рекомендациях к просмотру 3D-контента.
Именно поэтому 3D-продукция Panasonic, везде, где только можно придумать – в инструкции, в экранном меню телевизора и плеера, предупреждает об ограничениях и профилактических мерах предосторожности. Так, экранное меню просит воздержаться от просмотра 3D-контента при плохом самочувствии или усталости зрения, а инструкция пользователя и вовсе содержит исчерпывающий перечень рекомендаций на все случаи жизни. Например, настоятельно рекомендуется делать перерыв после просмотра 3D-фильма, и 30/60-минутный перерыв после просмотра 3D с использованием игровых приставок или ПК.
Есть прямые рекомендации по использованию 3D-очков на определённых расстояниях от экрана. Например, рекомендуется, чтобы расстояние просмотра в три раза превышало высоту изображения (для 50-дюймового телевизора это 1,9 м или более).
Словом, великое множество пунктов – от совета не садиться в очках рядом с бьющимися предметами, до совета не надевать очки детям младше 5 - 6 лет.
Некоторые из этих рекомендаций мы вспомним чуть ниже, в процессе рассказа о впечатлениях от просмотра 3D-контента. Однако всё же хочется высказать своё субъективное мнение именно здесь, в разделе о здоровье: подавляющее большинство предостережений всё же кажется чрезмерным. В этой ситуации производителя вполне можно понять, однако после того, как без малейших последствий для здоровья (напротив – с большим восхищением) очки опробовала почти вся редколлегия 3DNews, почти ко всем этим предупреждениям относишься как перестраховке.
Тестирование характеристик плазменного 3D-телевизора VIERA TX-PR50VT20 производилось с помощью колориметра Spyder3 из комплекта Spyder3Studio, с применением обновлённого до версии 4.0 программного обеспечения. На приведённом ниже скриншоте CIE-диаграммы треугольник тёмно-синего цвета описывает цветовой охват телевизора VIERA TX-PR50VT20, зелёный треугольник соответствует охвату стандартного цветового пространства sRGB, треугольник оранжевого цвета описывает охват стандартного цветового пространств NTSC.
На приведённом ниже скриншоте отображён график гамма-кривых, полученных в результате калибровки дисплея.
Таким образом выглядит график измерения цветовой температуры при разных градациях уровня серого.
Работа с 50-дюймовым экраном плазменного телевизора VIERA TX-PR50VT20, да ещё в связке с универсальным 3D Blu-Ray/DVD плеером Panasonic DMP-BDT300 – само по себе приятное времяпровождение, даже без 3D-возможностей. Особенно сногсшибательные впечатления от использования экрана телевизора в качестве огромного дисплея с подключением к ПК: игры на такой диагонали смотрятся совершенно по-другому, рассказать об эмоциях в некоторых особо динамичных моментах попросту не хватает слов. Качество картинки при этом просто выше всяких похвал.
Телевизор показал превосходные результаты при приёме аналогового телесигнала, воспроизведении фильмов с DVD-носителей, видеороликов и фотографий с флэш-карт SD. Дополнительно хотелось бы подчеркнуть невероятную детализацию картинки при воспроизведении видеороликов с разрешением 720р: работа функции Super Resolution безупречна, и даже на такой большой диагонали видео 720р смотрится исключительно чётким.
Конечно же, самые приятные впечатления возникают при просмотре Full HD контента с разрешением 1080p. Картинка на экране контрастная, цвета чистые, сочные, насыщенные, естественные, и в самых динамичных сценах нет и следа смаза. Но главное – детализация: глядя на экстра-чёткую картинку с разрешением 1920 х 1080 пикселей на 50-дюймовом экране, в душе испытываешь даже своего рода облегчение – в том смысле, что ещё более высокое разрешение – от QXGA (2048 x 1536 и более) понадобится нам ещё не скоро, по крайней мере, пока не появятся домашние дисплеи во всю стену.
Экранное меню телевизора и плеера имеет достаточно схожий дизайн. В обоих случаях стоит отметить добрым словом качество русскоязычной локализации меню, разве что местами кажутся излишними чрезмерные (по сравнению, например, с меню на английском) сокращения слов, впрочем, понятные в любом случае.
Иерархия меню не требует какой-либо дополнительной подготовки пользователя, в считанные минуты можно разобраться со всеми подпунктами и настроить всё необходимое – от цветовой гаммы и динамики картинки до параметров выхода в Интернет.
Самое интересное, что можно увидеть с помощью 3D-комплекса из плазменного телевизора VIERA TX-PR50VT20, очков Panasonic Eyewear TY-EW3D10E и 3D Blu-Ray плеера Panasonic DMP-BDT300, увы, не передать ни фотографиями, ни словами, этот чудесный трехмерный мир нужно видеть своими глазами.
Скриншоты экрана, приведённые здесь, ничего вам не дадут. Можно фотографировать экран с небольшой выдержкой, и тогда получатся типичные двоящиеся изображения, можно поставить выдержку менее 1/125 с и получить снимок картинки для одного глаза, но это всё равно не заменит хотя бы минутного просмотра 3D-картинки, так как "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Чем мы, собственно, почти всей редколлегией 3DNews и занимались почти день в лаборатории, пока все не пересмотрели прилагавшийся в комплекте демонстрационный 3D Blu-Ray диск.
Отдельно хотелось бы высказаться в адрес тех, кто с предубеждением относится к идее смотреть телевизор в специальных очках. На самом деле, это совершенно не утомляет, тем более что входящие в комплект наносники позволяют отрегулировать посадку очков до комфортного уровня. Конструкция 3D-очков допускает достаточно удобное их использование вместе с обычными очками.
Никто из сотрудников нашей редколлегии не жаловался на какое-либо недомогание или неприятные эффекты при просмотре 3D-контента. Напротив, впечатления у всех были самые яркие.
Тщательный продолжительный просмотр 3D-контента при разных условиях освещения подтвердил предупреждение инструкции на предмет возможного появления эффекта мерцания при освещении люминесцентными лампами (50 Гц). Эффект, хоть и слабый, действительно воспринимается периферийным зрением, и моментально пропадает при выключении ламп "дневного света". Аналогичный эффект возникает, например, при использовании работающих по тому же принципу 3D-очков NVIDIA GeForce 3D Vision.
Зато другое предупреждение инструкции – о нежелательности наклона "головы и/или 3D-очков при просмотре 3D-изображения", чтобы глаза и 3D-очки при просмотре находились на уровне экрана телевизора, оказалось, пожалуй, излишним. Как я ни вертел головой, как её ни наклонял, как ни старался смотреть под максимально острым углом, никаких артефактов или нарушений картинки увидеть не удалось.
Демонстрационные 3D-видеоролики были представлены набором самых различных жанров – от документалистики до мультфильмов, от подводной до художественной съёмки. Однако наиболее крепкое и сильное впечатление оставил просмотр спортивных соревнований.
Когда футбольный мяч пролетает между двумя игроками и улетает по диагонали к вам в аут, за край кадра, когда "в объёме" видна расстановка полевых игроков и каждое их действие, просто дух захватывает от реализма происходящего. Скажу больше - даже сидя непосредственно на самой лучшей трибуне стадиона, вы не получите такой гаммы впечатлений, ибо когда сразу несколько операторов с профессиональными 3D-камерами и мощной оптикой выхватывают из состязания лучшие ракурсы, а умелый режиссер выдаёт в эфир самое лучшее, куда уж угнаться за такой динамикой "оффлайновому" зрителю на трибуне! Небывалое по гамме впечатлений трехмерное зрелище способно увлечь даже тех, кто сроду не причислял себя ни к каким болельщикам.
Уже сейчас плазменный 50-дюймовый 3D телевизор Panasonic TX-PR50VT20 доступен к заказу или немедленной покупке в столичной рознице. Понемногу появляются в продаже и 3D Blu-Ray плееры Panasonic DMP-BDT300. Обратите внимание: рекомендованная производителем розничная цена телевизора TX-PR50VT20 установлена на уровне 119 990 рублей, для плеера DMP-BDT300 – на уровне 27 990 рублей.
Поначалу такой уровень цен кажется заоблачным, однако при ближайшем рассмотрении вдруг оказывается, что 3D-модель TX-PR50VT20 дороже, скажем, 2D-модели прошлого года TX-PR50V10 в сравнительно разумных пределах, тем более, что даже и без 3D-режима новинка значительно функциональнее предшественника.