Аналитика

"Электронное лицо" государства - порталы госструктур

Реализация хорошей идеи об использовании глобальной Сети для быстрого и двухстороннего взаимодействия между гражданами и государственными органами власти продвигается крайне неторопливо. Уже шестой год подряд все министерства и федеральные агентства занимаются переводом своего документооборот в электронный вид, но какой-либо единой ИТ-системы пока что так и нет.

Основополагающие проекты

Несмотря на общий невысокий уровень развития государственных порталов услуг, отдельные островки автоматизации в сети Интернет все-таки присутствуют как у органов исполнительной власти на уровне Федерации, так и и на уровне регионов. В основном, речь идет либо о более-менее системном наполнении официальных веб-сайтов министерств и ведомств.
Госсайты28.jpg
Банк документов на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Яркий пример такого рода - банки документов на сайтах Минздравсоцразвития и Минфина. В специальных базах данных здесь и здесь находятся законы, указы, приказы, информационные письма и другие нормативно-правовые и распорядительные документы, подписанные Президентом России, постановления и распоряжения Правительства РФ, совместные приказы ведомств. Инициатива крайне разумная, ведь часто именно затрудненность доступа к первоисточникам мешает гражданам защищать свои права. Второй вариант развития подобных ИТ-проектов – когда автоматизации подвергается только небольшой участок. Например, такой, как «обратная связь» - возможность для юридических и физических лиц отправить свое обращение в госорганы власти через Интернет. За последнее время число таких проектов реально увеличилось, и мы расскажем о наиболее востребованных из них. Но для начала имеет смысл определить текущее состояние развития «государственного интернета». Это возможно сделать с помощью простого сопоставления (см. Таблицу №1), достаточно взять любую концепцию электронного правительства и сравнить две реальности - декларируемую и ту, что доступна в настоящее время. Таблица №1. Информационное наполнение государственных веб-сайтов.
Тип информации, которая должна быть доступна на веб-сайтах министерств, федеральных агентств, органов самоуправления Декларация - «в ближайшем будущем» Текущее состояние дел – реальность Комментарии
Адреса и телефоны центрального подразделения, территориальных органов с временем работы этих подразделений + +- Обычно это общая справочная информация, редко - автоматические ссылки на электронные карты с точным указанием местоположения, в основном, территориальных подразделений госорганов власти для крупных городов
ФИО сотрудников госорганов власти, ответственных за работу с населением, обновляемые в режиме реального времени + - Практически не реализуемо – указывают только ФИО руководителей высшего звена, «достучаться» до которых совершенно нереально
Полный сборник нормативных документов (тексты законов и подзаконных актов, инструкций) по той или иной отрасли, снабженные системой поиска, комментариями, FAQ + +- Подобные системы с хорошей степенью развития можно встретить на веб-сайтах самых «ИТ-продвинутых» структур – Центрального Банка РФ и Государственной Налоговой службы, хотя разделы FAQ там хотелось бы реально увеличить
Специальные государственные регламенты, описывающие схему оказания государственных услуг по профилю исполнителя + +- В полном объеме представлены только на веб-сайте gosuslugi.ru, хотя пошаговые инструкции к регламентам даже там созданы далеко не всегда
Конкретные документы для самостоятельно заполнения заявителем (обычно это тексты заявлений – приложения к соответствующим приказам и распоряжениям) + +- Чаще всего подобные документы представлены в отсканированном виде в формате PDF, что требует от заявителя перенабивать «шапку» и дополнительные стандартные реквизиты документов вручную, тенденция по размещению таких документов в формате Word только началась
Платежные документы (т.н. «платежки») с реквизитами конкретных организаций, с помощью которых можно оплатить госуслуги + - Типичная ситуация – размещение «платежек» без указания реквизитов, которые необходимо уточнять в территориальном подразделении того или иного госучреждения, хотя создать единую базу таких счетов не так уж и сложно, хотя бы по основным госуслугам
Возможность оплатить госулуги банковской картой + - Совершенно нереально – федеральное казначейство не готово к такому перечислению денег от населения, не смотря на все его удобство
Веб-приемная: блог руководителя, списки вопросов с ответами, видео и фото-материалы о работе госоргана власти, форма обратной связи + +- Часто этот раздел – единственный работающий, но в ограниченном режиме: есть только веб-форма обратной связи, работающая «на прием» (редко где можно получить уведомление да еще по электронной почте о судьбе своего обращения)
Наличие специальных разделов информации отдельно для физических и юридических лиц + +- Представлены только на специализированных сайтах, например, налоговой инспекции
Как видно из таблицы, большинство веб-сайтов госорганов власти представляют собой далеко не интерактивный, но все-таки сборник ограниченно полезной информации. К примеру, сервер «Официальная Россия» совершенно точно подтверждает эту мысль – обладая коротким, звучным и запоминающимся доменным именем, сайт представляет собой только каталог ссылок без какой-либо дополнительной информации.
Госсайты23.jpg
"Официальная Россия" - каталог государственных сайтов
Положительным можно считать разве только тот факт, что если на веб-сайте государственного органа власти нет возможности отправить электронное сообщение, то там четко указано хотя бы время приема граждан и почтовые реквизиты для бумажных отправлений. Жаль только, что проследить за судьбой своего обращения граждане и представители организаций через Интернет часто не могут, да и единой ИТ-системы в рамках всего Правительства РФ пока просто не создано.
Госсайты02.jpg
Портал государственных услуг - устойчивость работы сайта под вопросом, как и его наполнение
Одним из центров государственной "вселенной" веб-сайтов является портал государственных услуг, запущенный в тестовую эксплуатацию в середине декабря 2009 года. Официально именно он должен был заменить разрозненные данные, представленные на веб-сайтах госорганов власти, а также стать центральной базой данных общедоступных документов о том, как гражданам действовать в той или иной ситуации при заказе услуг от государственных органов власти. Пока что здесь располагается информация по 74-м приоритетным госуслугам. В ближайшем будущем их число должно увеличится до двухсот, а через несколько лет, возможно, на портале можно будет найти информацию обо всех федеральных и региональных госуслугах, которых сейчас насчитывается около 4 тыс. При официальном открытии портала в середине декабря декларировалось, что уже сейчас портал содержит формы заявлений, необходимых для получения госуслуг, которые можно скопировать с сайта и заполнить самостоятельно. Для каждой из услуг указываются получатели, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные с ними нормативно-правовые акты, а также адреса и телефоны ведомств.
Госсайты04.jpg
Интерфейс конкретной государственной услуги
Но если мы попробуем посмотреть, как организована информация в реальности, нас ждет несколько сюрпризов, причем не всегда приятных. Например, раздел “Выдача паспорта гражданина Российской Федерации в случае утраты (хищения) паспорта” действительно востребован. Но сборник информации, представленный здесь, оставляет двоякое впечатление. Есть ссылка на официальный сайт УФМС, указаны необходимые документы, стоимость и порядок оказания госуслуги, а также сроки и результат. Есть специальный раздел “Пошаговые инструкции”, где спокойным языком объясняется, что и как делать. Представлены образцы заявлений и шаблоны квитанций (в формате Adobe PDF), дается информация об отделениях УФМС (для этого надо выбрать свой регион) с позиционированием на карте.
Госсайты05.jpg
Платежка без реквизитов абсолютно бесполезна
Информация конечно полезная, но она крайне общая. Например, платежные реквизиты территориального управления УФМС пользователю все равно надо доставать самостоятельно и вписывать в платежку от руки. Хотя подключить соответствующую БД и создавать шаблоны для оплаты пошлины в автоматическом режиме с обновленными реквизитами, технически не так уж и сложно. Нет и ссылок на базу похищенных паспортов (проект создавался недавно тем же УФМС).
Госсайты06.jpg
Госуслуга по регистрации транспортных средств
Еще один пример — раздел “Регистрация нового или бывшего в употреблении автотранспортного средства” тоже достаточно интересен для автолюбителей. По исполнению — очень "сыро" и поверхностно. Из полезного здесь только необходимые документы и стоимость услуг (будем надеяться, что цены будут обновляться оперативно). Пошаговых инструкций нет, есть только “Заявление о регистрации нового или бывшего в употреблении автотранспортного средства”, но самое парадоксальное — оно в столичных МОТОТРЭР ГИБДД просто не нужно. При регистрации в окошко сдаются только документы на машину и удостоверение личности, а специально обученные операторы вбивают эти данные в милицейскую базу “руками”, формируя заявление самостоятельно, поэтому от водителя эта информация им не нужна.
Госсайты07.jpg
Странная кодировка размещенных на веб-сайте файлов
Таким образом, ценность этого документа, мягко говоря, невелика. А вот в разделе “Адреса и телефоны” есть только адреса самих подразделений без указания, где там находятся площадки технического осмотра. А подобная информация была бы весьма кстати, поскольку они могут находиться в глубине кварталов и добраться туда в первый раз бывает сложновато. Кстати, нет и бланков квитанций, их выдают только после заполнения всех документов, но на сайте госуслуг об этом ничего не сказано. Не работает на портале и раздел “Личный кабинет”. Если верить объявлению, он будет запущен «с первого квартала 2010 года». Возможно, там пользователю все-таки будут доступны интерактивные сервисы для работы с ведомствами, а также персональные настройки портала. То есть, зарегистрированные пользователи смогут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. А по номеру документа, зайдя в “Личный кабинет”, можно будет отследить статус своего обращения. Впрочем, ждать осталось недолго, посмотрим, что получится в результате.

Обращения через Сеть

Большинство государственных веб-проектов сейчас направлены на выдачу крайне общей, совсем не персонифицированной информации, а также обработку обращений граждан. Интересно, что наиболее информативные разделы по таким обращениям находятся на официальных сайтах Президента РФ и Премьер-министра РФ.
Госсайты08.jpg
Форма отправки письма Президенту РФ
Взаимодействовать с разделом, например, "Отправить письмо Президенту", совсем не сложно - это обычная веб-форма, где необходимо заполнить стандартные поля и нажать клавишу "Отправить". Лучше, конечно, текст своего обращения написать заранее в текстовом файле и сохранить на тот случай, если его придется повторить или демонстрировать в других инстанциях. Поработав с этими двумя веб-сайтами (Президента и Премьер-Министра), возникает ощущение, что это практически единственное место в стране, где работа с обращениями граждан поставлена образцово. Референты и консультанты департамента письменных обращений Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан или аналогичного подразделения Правительства РФ все сообщения тщательно принимают, читают, сортируют, сохраняют в специальной БД и... "спускают" вниз для принятия решения. Все точно в соответствии с федеральным законом №59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (кстати, его стоит почитать перед отправкой обращения в органы власти). Разумеется, для обычного человека такой подход совсем не гарантия решения вопроса, но уж куда как лучше, чем стандартная отписка от органов местного самоуправления или министерства.
Госсайты09.jpg
Уведомление о принятых мерах по обращению
Вообще, при отправке сообщений через Интернет имеет смысл соблюдать несколько основных правил. Во-первых, надо писать такие обращения корректно, по-русски, без использования латиницы и не набирать его целиком ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Кроме того, сам текст должен быть разбит на предложения, у отправителя должен быть достоверный почтовый адрес. Во-вторых, там должно содержаться конкретное заявление, жалоба, предложение. И, в-третьих, адресатом должен быть глава именно того органа исполнительной, судебной или законодательной власти, на сайте которого вы отправляете свое послание. Кроме того, размер электронного обращения не может превышать 2-5 тыс. знаков и часто не может содержать вложенных файлов, поэтому будьте лаконичны.

Следующая страница →
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии