Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

"Электронное лицо" государства - порталы госструктур

⇣ Содержание
Реализация хорошей идеи об использовании глобальной Сети для быстрого и двухстороннего взаимодействия между гражданами и государственными органами власти продвигается крайне неторопливо. Уже шестой год подряд все министерства и федеральные агентства занимаются переводом своего документооборот в электронный вид, но какой-либо единой ИТ-системы пока что так и нет.

Основополагающие проекты

Несмотря на общий невысокий уровень развития государственных порталов услуг, отдельные островки автоматизации в сети Интернет все-таки присутствуют как у органов исполнительной власти на уровне Федерации, так и и на уровне регионов. В основном, речь идет либо о более-менее системном наполнении официальных веб-сайтов министерств и ведомств.
 Госсайты28.jpg
Банк документов на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Яркий пример такого рода - банки документов на сайтах Минздравсоцразвития и Минфина. В специальных базах данных здесь и здесь находятся законы, указы, приказы, информационные письма и другие нормативно-правовые и распорядительные документы, подписанные Президентом России, постановления и распоряжения Правительства РФ, совместные приказы ведомств. Инициатива крайне разумная, ведь часто именно затрудненность доступа к первоисточникам мешает гражданам защищать свои права. Второй вариант развития подобных ИТ-проектов – когда автоматизации подвергается только небольшой участок. Например, такой, как «обратная связь» - возможность для юридических и физических лиц отправить свое обращение в госорганы власти через Интернет. За последнее время число таких проектов реально увеличилось, и мы расскажем о наиболее востребованных из них. Но для начала имеет смысл определить текущее состояние развития «государственного интернета». Это возможно сделать с помощью простого сопоставления (см. Таблицу №1), достаточно взять любую концепцию электронного правительства и сравнить две реальности - декларируемую и ту, что доступна в настоящее время. Таблица №1. Информационное наполнение государственных веб-сайтов.
Тип информации, которая должна быть доступна на веб-сайтах министерств, федеральных агентств, органов самоуправления Декларация - «в ближайшем будущем» Текущее состояние дел – реальность Комментарии
Адреса и телефоны центрального подразделения, территориальных органов с временем работы этих подразделений + +- Обычно это общая справочная информация, редко - автоматические ссылки на электронные карты с точным указанием местоположения, в основном, территориальных подразделений госорганов власти для крупных городов
ФИО сотрудников госорганов власти, ответственных за работу с населением, обновляемые в режиме реального времени + - Практически не реализуемо – указывают только ФИО руководителей высшего звена, «достучаться» до которых совершенно нереально
Полный сборник нормативных документов (тексты законов и подзаконных актов, инструкций) по той или иной отрасли, снабженные системой поиска, комментариями, FAQ + +- Подобные системы с хорошей степенью развития можно встретить на веб-сайтах самых «ИТ-продвинутых» структур – Центрального Банка РФ и Государственной Налоговой службы, хотя разделы FAQ там хотелось бы реально увеличить
Специальные государственные регламенты, описывающие схему оказания государственных услуг по профилю исполнителя + +- В полном объеме представлены только на веб-сайте gosuslugi.ru, хотя пошаговые инструкции к регламентам даже там созданы далеко не всегда
Конкретные документы для самостоятельно заполнения заявителем (обычно это тексты заявлений – приложения к соответствующим приказам и распоряжениям) + +- Чаще всего подобные документы представлены в отсканированном виде в формате PDF, что требует от заявителя перенабивать «шапку» и дополнительные стандартные реквизиты документов вручную, тенденция по размещению таких документов в формате Word только началась
Платежные документы (т.н. «платежки») с реквизитами конкретных организаций, с помощью которых можно оплатить госуслуги + - Типичная ситуация – размещение «платежек» без указания реквизитов, которые необходимо уточнять в территориальном подразделении того или иного госучреждения, хотя создать единую базу таких счетов не так уж и сложно, хотя бы по основным госуслугам
Возможность оплатить госулуги банковской картой + - Совершенно нереально – федеральное казначейство не готово к такому перечислению денег от населения, не смотря на все его удобство
Веб-приемная: блог руководителя, списки вопросов с ответами, видео и фото-материалы о работе госоргана власти, форма обратной связи + +- Часто этот раздел – единственный работающий, но в ограниченном режиме: есть только веб-форма обратной связи, работающая «на прием» (редко где можно получить уведомление да еще по электронной почте о судьбе своего обращения)
Наличие специальных разделов информации отдельно для физических и юридических лиц + +- Представлены только на специализированных сайтах, например, налоговой инспекции
Как видно из таблицы, большинство веб-сайтов госорганов власти представляют собой далеко не интерактивный, но все-таки сборник ограниченно полезной информации. К примеру, сервер «Официальная Россия» совершенно точно подтверждает эту мысль – обладая коротким, звучным и запоминающимся доменным именем, сайт представляет собой только каталог ссылок без какой-либо дополнительной информации.
 Госсайты23.jpg
"Официальная Россия" - каталог государственных сайтов
Положительным можно считать разве только тот факт, что если на веб-сайте государственного органа власти нет возможности отправить электронное сообщение, то там четко указано хотя бы время приема граждан и почтовые реквизиты для бумажных отправлений. Жаль только, что проследить за судьбой своего обращения граждане и представители организаций через Интернет часто не могут, да и единой ИТ-системы в рамках всего Правительства РФ пока просто не создано.
 Госсайты02.jpg
Портал государственных услуг - устойчивость работы сайта под вопросом, как и его наполнение
Одним из центров государственной "вселенной" веб-сайтов является портал государственных услуг, запущенный в тестовую эксплуатацию в середине декабря 2009 года. Официально именно он должен был заменить разрозненные данные, представленные на веб-сайтах госорганов власти, а также стать центральной базой данных общедоступных документов о том, как гражданам действовать в той или иной ситуации при заказе услуг от государственных органов власти. Пока что здесь располагается информация по 74-м приоритетным госуслугам. В ближайшем будущем их число должно увеличится до двухсот, а через несколько лет, возможно, на портале можно будет найти информацию обо всех федеральных и региональных госуслугах, которых сейчас насчитывается около 4 тыс. При официальном открытии портала в середине декабря декларировалось, что уже сейчас портал содержит формы заявлений, необходимых для получения госуслуг, которые можно скопировать с сайта и заполнить самостоятельно. Для каждой из услуг указываются получатели, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные с ними нормативно-правовые акты, а также адреса и телефоны ведомств.
 Госсайты04.jpg
Интерфейс конкретной государственной услуги
Но если мы попробуем посмотреть, как организована информация в реальности, нас ждет несколько сюрпризов, причем не всегда приятных. Например, раздел “Выдача паспорта гражданина Российской Федерации в случае утраты (хищения) паспорта” действительно востребован. Но сборник информации, представленный здесь, оставляет двоякое впечатление. Есть ссылка на официальный сайт УФМС, указаны необходимые документы, стоимость и порядок оказания госуслуги, а также сроки и результат. Есть специальный раздел “Пошаговые инструкции”, где спокойным языком объясняется, что и как делать. Представлены образцы заявлений и шаблоны квитанций (в формате Adobe PDF), дается информация об отделениях УФМС (для этого надо выбрать свой регион) с позиционированием на карте.
 Госсайты05.jpg
Платежка без реквизитов абсолютно бесполезна
Информация конечно полезная, но она крайне общая. Например, платежные реквизиты территориального управления УФМС пользователю все равно надо доставать самостоятельно и вписывать в платежку от руки. Хотя подключить соответствующую БД и создавать шаблоны для оплаты пошлины в автоматическом режиме с обновленными реквизитами, технически не так уж и сложно. Нет и ссылок на базу похищенных паспортов (проект создавался недавно тем же УФМС).
 Госсайты06.jpg
Госуслуга по регистрации транспортных средств
Еще один пример — раздел “Регистрация нового или бывшего в употреблении автотранспортного средства” тоже достаточно интересен для автолюбителей. По исполнению — очень "сыро" и поверхностно. Из полезного здесь только необходимые документы и стоимость услуг (будем надеяться, что цены будут обновляться оперативно). Пошаговых инструкций нет, есть только “Заявление о регистрации нового или бывшего в употреблении автотранспортного средства”, но самое парадоксальное — оно в столичных МОТОТРЭР ГИБДД просто не нужно. При регистрации в окошко сдаются только документы на машину и удостоверение личности, а специально обученные операторы вбивают эти данные в милицейскую базу “руками”, формируя заявление самостоятельно, поэтому от водителя эта информация им не нужна.
 Госсайты07.jpg
Странная кодировка размещенных на веб-сайте файлов
Таким образом, ценность этого документа, мягко говоря, невелика. А вот в разделе “Адреса и телефоны” есть только адреса самих подразделений без указания, где там находятся площадки технического осмотра. А подобная информация была бы весьма кстати, поскольку они могут находиться в глубине кварталов и добраться туда в первый раз бывает сложновато. Кстати, нет и бланков квитанций, их выдают только после заполнения всех документов, но на сайте госуслуг об этом ничего не сказано. Не работает на портале и раздел “Личный кабинет”. Если верить объявлению, он будет запущен «с первого квартала 2010 года». Возможно, там пользователю все-таки будут доступны интерактивные сервисы для работы с ведомствами, а также персональные настройки портала. То есть, зарегистрированные пользователи смогут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. А по номеру документа, зайдя в “Личный кабинет”, можно будет отследить статус своего обращения. Впрочем, ждать осталось недолго, посмотрим, что получится в результате.

Обращения через Сеть

Большинство государственных веб-проектов сейчас направлены на выдачу крайне общей, совсем не персонифицированной информации, а также обработку обращений граждан. Интересно, что наиболее информативные разделы по таким обращениям находятся на официальных сайтах Президента РФ и Премьер-министра РФ.
 Госсайты08.jpg
Форма отправки письма Президенту РФ
Взаимодействовать с разделом, например, "Отправить письмо Президенту", совсем не сложно - это обычная веб-форма, где необходимо заполнить стандартные поля и нажать клавишу "Отправить". Лучше, конечно, текст своего обращения написать заранее в текстовом файле и сохранить на тот случай, если его придется повторить или демонстрировать в других инстанциях. Поработав с этими двумя веб-сайтами (Президента и Премьер-Министра), возникает ощущение, что это практически единственное место в стране, где работа с обращениями граждан поставлена образцово. Референты и консультанты департамента письменных обращений Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан или аналогичного подразделения Правительства РФ все сообщения тщательно принимают, читают, сортируют, сохраняют в специальной БД и... "спускают" вниз для принятия решения. Все точно в соответствии с федеральным законом №59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (кстати, его стоит почитать перед отправкой обращения в органы власти). Разумеется, для обычного человека такой подход совсем не гарантия решения вопроса, но уж куда как лучше, чем стандартная отписка от органов местного самоуправления или министерства.
 Госсайты09.jpg
Уведомление о принятых мерах по обращению
Вообще, при отправке сообщений через Интернет имеет смысл соблюдать несколько основных правил. Во-первых, надо писать такие обращения корректно, по-русски, без использования латиницы и не набирать его целиком ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Кроме того, сам текст должен быть разбит на предложения, у отправителя должен быть достоверный почтовый адрес. Во-вторых, там должно содержаться конкретное заявление, жалоба, предложение. И, в-третьих, адресатом должен быть глава именно того органа исполнительной, судебной или законодательной власти, на сайте которого вы отправляете свое послание. Кроме того, размер электронного обращения не может превышать 2-5 тыс. знаков и часто не может содержать вложенных файлов, поэтому будьте лаконичны.
Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Tesla отзовёт все проданные электромобили Cybertruck для замены залипающей педали газа 11 мин.
Учёные создали дрон, который летает исключительно на энергии Солнца 48 мин.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 2 ч.
Razer представила игровые контроллеры Kishi Ultra и Kishi V2 для смартфонов, планшетов и ПК 2 ч.
5 ГВт уже есть, ещё 2,5 ГВт на подходе: Microsoft стремительно наращивает ёмкость ЦОД и скупает ИИ-ускорители 2 ч.
На пути к квантовому интернету учёные впервые смогли записать и считать квантовую информацию в состояниях фотонов 3 ч.
Ulefone покажет на выставке «Связь-2024» новейшие смартфоны, планшеты и аксессуары 4 ч.
HPE обвинила китайскую Inspur в нарушении серверных патентов и обходе санкций США 4 ч.
Китайский автопроизводитель FAW начнёт выпускать премиальные смартфоны 5 ч.
Истребители под управлением ИИ и живого человека впервые сошлись в учебном воздушном бою в США 6 ч.