Несколько лет назад именно Sony первой сделала полную ставку на беззеркальные камеры, отказавшись от зеркального наследия Minolta, – и не прогадала, некоторое время наслаждаясь одиночеством на пьедестале. Но постепенно подтянулись конкуренты — и Sony уже надо придумывать что-то новое. Например, стремиться к компактности своих полнокадровых "беззеркалок" — сделать что-то вроде Sony a7C
Ко мне на тест камера попала с единственным комплектным объективом Sony FE 28-60 мм f/4-5,6. Его несомненная прелесть — в особой компактности и самых ходовых фокусных расстояниях, но, конечно, он не раскрывает в полной мере потенциал устройства. Светосильная оптика поможет открыть новые грани a7C, однако тут уже вопрос в приоритетах пользователя. Например, тревел-блогеру могут быть не особо нужны кадры с малой глубиной резкости и выразительным боке, потому что он специализируется на пейзажных фото. И тут как раз компактность выйдет на передний план.
Тест камеры проходил в марте — месяц в среднерусской полосе серый и унылый. Я, как могла, старалась сделать побольше разнообразных кадров, но так или иначе все эти факторы немного смазывают общее удовольствие от процесса съемки. Конечно, в жарких странах да с топовой оптикой впечатления от камеры были бы несколько другими – и у меня, как человека, который пишет обзор, и у зрителя. Но мы постараемся объективно оценить технические стороны кадров, делая скидку на не самое эпохальное содержимое.
Очевидно, что в силу одинаковой «начинки» качество снимков окажется в целом таким же, как и у Sony a7 III, но тем не менее рассмотрим их подробнее. Наиболее существенное различие между a7C и a7 III заключается в том, что a7C предлагает только электронный затвор по первой шторке или полностью электронные режимы затвора. Полностью механический затвор здесь отсутствует. Напомним, что электронный привод передней шторки может вызвать искажение размытия фона, особенно заметное на расфокусированных светлых участках при коротких выдержках. На деле влияние невелико — заметить какие-то артефакты можно только на минимальной диафрагме (от f/1,8 и ниже) при предельно коротких выдержках (от 1/4000).
Съемка в JPEG
Снимки в JPEG выглядят очень достойно и сбалансированно. Камеру отличает вполне корректная цветопередача — в том числе это касается и тона кожи.
С учетом не самого большого по нынешним меркам разрешения сенсора (напомню, 24 мегапикселя) детализация у снимков очень достойная и достаточная для большинства фотографических задач.
Слева — оригинал снимка, справа — кроп. F/7,1, 1/100 с, ISO 100
Производитель предлагает ряд возможностей для модификации снимка непосредственно в момент съемки. Во-первых, пользователь может выбрать один из художественных режимов: стандартный, яркий, нейтральный, чистый, глубокий, светлый, портрет, пейзаж, закат, ночная съемка, осенняя листва, Ч/Б, сепия, стильная рамка. Большая часть из них вносит небольшие корректировки в контрастность, насыщенность и цвет кадра.
Слева – стандартный художественный режим, справа – «Пейзаж»
Более радикально вмешаться в вид снимка можно, применяя один из фирменных «эффектов рисунка»: игрушечная камера, взрывной цвет, постеризация, ретро, мягкий яркий фон, частичные цветовые фильтры (R/G/B/Y), высококонтрастный монохромный, насыщенный монохромный. Если использовать их в меру и к месту – получится неплохо разнообразить свои кадры. Это актуально для тех пользователей, которые не любят сидеть за обработкой, но хотят чего-то особенного. К сожалению, активация опции «эффект рисунка» доступна только в формате JPEG, что для меня лично неудобно: если при просмотре на компьютере становится понятно, что внутрикамерные механизмы не дали нужного результата, всегда приятно иметь «запасной» RAW, который можно обработать на свой вкус.
Трудно однозначно судить, ориентирована ли новинка Sony в первую очередь на фотографов, снимающих в JPEG или в RAW, но очевидно, что RAW-формат остается предпочтительным для ответственных съемок или съемок со сложным освещением — и именно он в полной мере раскрывает потенциал фотокамеры.
Как обычно на камерах Sony, пользователь может снимать либо несжатые RAW (что я и делала при съемке для обзора), либо сжатые с потерями, в то время как у конкурентов от других производителей зачастую присутствует формат RAW со сжатием без потерь.
Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.
Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу
Динамический диапазон у a7C очень достойный. И света, и тени «тянутся» довольно хорошо.
Автофокус – одна из сильных сторон Sony a7C. По сравнению с тем, что мы видели в Sony a7 III, алгоритм был дополнительно усовершенствован, что дает более быструю и точную фокусировку – на данный момент это самая передовая система автофокусировки, которая есть у Sony. Она гибридная, с 693 точками фазовой и 425 точками контрастной фокусировки. Sony a7C способна отслеживать любой объект как при фото-, так и при видеосъемке и автоматически использует распознавание глаз, лица или головы, где это необходимо. Причем камера способна распознавать не только людей, но и животных – собак, кошек и птиц. Например, на снимке ниже камера корректно указывала глаз кота, несмотря на то, что он занимает очень небольшую площадь кадра.
Традиционный тест – съемка человека, бегущего на камеру. И здесь a7C отработала без сбоев! Результат действительно впечатляющий, на всех фото фокус на месте. Это один из лучших показателей, которые мы видели в подобных тестах.
Следящая фокусировка
В целом автофокус показал себя отлично, в том числе при съемке в условиях низкой освещенности и при сложном/смешанном свете. Разве что порой мне не хватало джойстика в ситуациях, когда фокусировка шла по одной точке, – приходилось прибегать к сенсорному управлению, что несколько удлиняло процесс.
В Sony a7C установлен механизм 5-осевой стабилизации изображения, который компенсирует пять типов дрожания камеры. Эффективность стабилизации по стандарту CIPA – 5 ступеней. На практике я проверила ее, снимая ночные пейзажи с рук. Следующий снимок сделан на выдержке 1/13 при фокусном расстоянии 60 мм. Резкость получилась весьма хорошей.
Этот кадр снят на выдержке 1/10 при фокусном расстоянии 47 мм:
Мне удавалось сделать достойные по резкости фото и на более длинных выдержках, но здесь уже качественным получались лишь некоторые кадры из серии. Мой лучший результат – вот этот снимок на выдержке 1/4 при фокусном расстоянии 60 мм:
Надо понимать, что результаты могут различаться в зависимости от условий съемки и крепости рук фотографа, но в целом a7C возложенные на нее надежды оправдала: стабилизатор работает на совесть и хорошо выручает в ситуациях, когда нет возможности использовать штатив и не хочется слишком завышать светочувствительность.
Диапазон светочувствительности Sony a7C — 100–51 200 единиц ISO с возможностью расширения «вниз» до 50 ISO и вверх до 204 800 ISO.
Система Auto ISO позволяет указать нижний и верхний пределы для ISO, а также минимальную выдержку, которую необходимо поддерживать. Этот порог можно определить либо как фиксированное значение выдержки, либо как значение относительно текущего фокусного расстояния: она может равняться 1 / [Фокусное расстояние], быть пропорционально длиннее либо короче. Автоматическая установка ISO доступна в режиме ручной экспозиции, как в режиме фото, так и в режиме видео.
Логично ожидать, что уровень шума у новинки будет таким же, как у Sony a7 III, ведь основная начинка не менялась, и повлиять на результат могут разве что второстепенные факторы вроде нагрева камеры.
Посмотрим несколько примеров из практики, снятых на высоких значениях ISO, а затем перейдем к тестовой сцене. Все JPEG сделаны со стандартным уровнем шумоподавления.
ISO 2000 – картинка «гладкая» и в RAW, и в JPEG.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Следующее фото сделано на ISO 5000. Оно также смотрится абсолютно достойно. В RAW заметны шумы, если приближать изображение, но они еще довольно деликатны. В JPEG шумодав их практически стер – картинка от этого чуть «замылилась», но опять же это видно, только если приблизить снимок. При просмотре на большом мониторе все выглядит хорошо.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На ISO 6400 общая картина примерно такая же.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
А вот этот сюжет снят с ISO 8000: здесь шумы хорошо различимы на небе в RAW, тогда как в JPEG небо скорее просто неоднородное.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
При этом сюжет, снятый с более темным небом на ISO 12800, смотрится также вполне качественно
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Что же, Sony a7C демонстрирует действительно хорошие показатели. Не только верхнее значение (51 200 единиц ISO), но и расширенное (ISO 102 400) можно назвать приемлемыми для съемки – с поправкой, конечно, на падение детализации и ухудшение цветопередачи. Значение ISO 204 800 подойдет, чтобы формально зафиксировать что-то на фото, но из-за обильного цветного шума и общей «замыленности» картинки оно уже едва ли пригодно для художественных снимков.
Sony a7C выглядит как камера, очень привлекательная именно для видеоблогеров. Скромные размеры позволяют без труда носить ее на вытянутой руке или селфи-палке, поворотный экран – записывать себя, прекрасный автофокус – всегда быть в зоне резкости, стабилизатор – создавать плавную и приятную взгляду картинку даже на ходу. Прибавим к этому отсутствие ограничений по длине записи, отсутствие перегревов, возможность подключения внешних аксессуаров — и получим один из самых привлекательных аппаратов в своем роде.
Камера также поддерживает вертикальный формат видео, популярный, например, при съемке Stories или "тик-токов": метаданные позволяют проигрывать и редактировать снятый таким образом видеоматериал в вертикальном положении, не переворачивая его.
Из аксессуаров производитель предлагает, во-первых, дополнительную рукоятку GP-VPT2BT с Bluetooth, с помощью которой можно управлять записью, зумом, а также использовать ее как штатив для съемки в режиме hands-free. Во-вторых — микрофон с регулируемой направленностью ECM-B1M или адаптер XLR-K3M, которые подключаются через мультиинтерфейсный разъем. Аудио при этом будет передаваться как цифровой сигнал. Это дает возможность записывать качественный звук без лишних аудиокабелей.
Максимальное разрешение для съемки видео на Sony a7C – 3840 × 2160 с частотой до 30 кадров в секунду. Камера поддерживает замедленную (в 5 раз) и ускоренную (максимум в 60 раз) съемку при записи в Full HD с частотой 120 кадров в секунду.
В режиме видеосъемки доступны те же Picture Effect ("Эффект рисунка"), Creative Style ("Креативный стиль") и Picture Profile ("Профиль изображения"), что и в режиме съемки фото.
Из нововведений – из Sony a7S III сюда перекочевала функция фиксации автобаланса белого.
Автономность Sony а7C действительно впечатляет. По заявлению производителя, одного заряда хватит, чтобы сделать до 680 снимков с использованием видоискателя или до 740 снимков с помощью ЖК-монитора. При съемке видео можно снимать непрерывно до 220 и до 215 минут соответственно. Мне в ходе теста не довелось дойти до полной разрядки камеры (я подзаряжала ее, чтобы начинать новый день с полным аккумулятором), но то, что разряжается она ощутимо медленнее своих прямых конкурентов, – факт.
Безусловный плюс – камеру можно заряжать через USB-порт, продолжая при этом вести съемку. Очень актуально опять же для блогеров или журналистов, которые планируют записывать на а7C интервью или какой-то иной продолжительный видеоконтент.
Sony a7C – с одной стороны, камера, которой вроде бы особо нечем нас удивить. Всю начинку она взяла от своей уже немолодой предшественницы Sony a7 III. Качество фото, соответственно, идентичное. Зачем же она нужна в 2021 году?
И здесь надо понимать, что эти две камеры хоть и очень похожи, но все же рассчитаны на разную аудиторию. Sony a7 III – в первую очередь камера для профессиональных фотографов и увлеченных фотолюбителей. Sony a7C – аппарат, больше заточенный под видеосъемку. Он действительно предлагает весьма аппетитный набор характеристик для блогера, и главное – по-настоящему отличный автофокус, усовершенствованный по сравнению с тем, что использовался в a7 III.
В целом возможность получить всю мощь профессиональной камеры в таком небольшом и легком корпусе выглядит привлекательно. Sony a7C наверняка придется по душе тревел-фотографам, которые не хотят выбирать между полным кадром и удобством. Поворотный дисплей, долгое время автономной работы и в целом не слишком приметный внешний вид оценят и стрит-фотографы, которые хотят оставаться мобильными и не привлекать к себе лишнего внимания. Конечно, быстрый и точный автофокус с возможностью отслеживания любых объектов им тоже будет по душе.
Эта камера вполне может быть пригодной и для семейной съемки, так как она дает возможность получать очень качественные портреты (в частности, детей и животных в движении — благодаря отличному механизму распознавания и отслеживания лиц и глаз), не вдаваясь во все тонкости настроек.
Также Sony a7C – отличный вариант второй камеры, например для свадебных фотографов: она не займет много места в рюкзаке, но при этом с хорошей оптикой даст результаты ничуть не хуже, чем более «серьезные» аппараты. Комплектный объектив, к слову, тоже весьма неплох, несмотря на не самую впечатляющую светосилу, – именно он во многом обеспечивает камере ее компактность.
Да, в жертву компактности был принесен видоискатель — работать с ним откровенно некомфортно. Да, установлен странный экран, и да, эргономика не такая удобная, как у той же Sony a7 III. Но, на мой взгляд, с этим можно примириться.