Panasonic продолжает развивать свою серию, которая не так давно казалась попросту невозможной, – речь о полнокадровых беззеркальных камерах, отодвигающих на второй план революционные, но уже окончательно уходящие в мир видеографии аппараты системы Micro Four Thirds. Сегодня речь пойдет о «младшей» камере серии – Lumix S5
Чем более мощного развития достигают технологии, тем сложнее бывает выпустить что-то революционно новое. Цифровая фотография совершила резкий скачок несколько лет назад, и сейчас, похоже, мы наблюдаем период «затишья»: новые модели выпускаются, и весьма активно, но чаще в последнее время мы имеем дело с «переосмысленными», «доработанными», «концептуально измененными» версиями уже знакомых успешных камер. Наш сегодняшний гость – из этой же категории. Panasonic Lumix S5 – по сути своей несколько «упрощенная» версия модели Panasonic Lumix S1 (мы тестировали старшую версию, S1R), нацеленная на категорию скорее фотоэнтузиастов, чем профи.
Однако мы понимаем, что эти различия между категориями камер становятся все более формальными. Еще лет десять назад длина объектива и циферки на корпусе могли добавить фотографу значимости в глазах общественности. Теперь, кажется, все осознали, что смотреть нужно все-таки на качество (и, разумеется, художественные достоинства) картинки, и в этом смысле различия между «профессиональной» и «любительской» линейкой могут сводиться к нулю. Потому что у камер может быть и вовсе одинаковая «начинка», а отличаться будут лишь нюансы, важные для небольшой прослойки специалистов. Итак, что же предлагает нам Panasonic на этот раз?
Основные особенности, сравнение с другими моделями
Panasonic Lumix DC-S5 – полнокадровая беззеркальная камера с разрешением 24 Мп без антимуарного фильтра.
Сенсор здесь используется тот же, что и в Panasonic Lumix S1. По остальным характеристикам эти две камеры также похожи: у S5 тот же диапазон светочувствительности, так же есть стабилизатор изображения (чья эффективность в некоторых случаях может быть даже чуть выше, чем у старшей модели), то же количество точек автофокуса. При этом сама система автофокуса у новой камеры улучшена: по утверждению производителя, камера теперь быстрее и надежнее фокусируется в темноте + улучшены возможности отслеживания в реальном времени. S5 проигрывает S1 в размере буфера и скорости серийной съемки – 7 кадров в секунду против 9 кадров в секунду, – но ощутимо выигрывает по времени автономной работы. В плане видеовозможностей S5 также превосходит старшую модель – и производитель подчеркивает, что камера создана в равной степени для фото- и видеосъемки.
Важная особенность камеры – легкость и компактность. Конечно, при использовании S5 в комплекте с теле-зум-объективом это преимущество не так заметно: тремястами граммами больше, тремястами граммами меньше – но при съемке с «фиксами» разница хорошо ощутима. С портретным объективом 85 мм, например, камера действительно ощущалась очень легкой и удобной в использовании.
Возможность получить мощную начинку в более компактном корпусе привлекательна, не так ли? Для фотографов, не ориентированных на съемку спорта или иных действительно динамичных репортажных сюжетов, Panasonic Lumix DC-S5 кажется вполне разумным выбором в рамках серии Lumix S. На фоне конкурентов камера тоже не смотрится бледно: если ориентироваться на характеристики, не сравнивая камеры в работе (такой возможности нам пока не представилось), то Canon EOS R6 превосходит S5 не так уж глобально (при этом цена ее ощутимо выше), а Nikon Z6 II при той же стоимости имеет очень схожий «портрет», очевидно превосходя Panasonic разве что в скорости серийной съемки.
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим
Скорость серийной съемки
До 7 кадров в секунду
До 9 кадров в секунду
До 12 кадров в секунду с механическим затвором, до 20 кадров в секунду с электронным затвором
До 14 кадров в секунду с механическим затвором
До 10 кадров в секунду с механическим затвором
Автофокус
Контрастный, 225 точек
Контрастный, 225 точек
Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 100% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали; 1053 доступных области фокусировки
Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки
Гибридный (контрастный + фазовый), 693 точки
Экспозамер, режимы работы
Сенсорная система с 1728 точками: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам
Сенсорная система с 1728 точками: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам
TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный
TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам
Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области
Экспокоррекция
±5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV
±5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV
± 3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени
±5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV
±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
Встроенная вспышка
Нет, X-синхронизация 1/250 с
Нет, X-синхронизация 1/320 с
Нет, X-синхронизация 1/200 с
Нет, X-синхронизация 1/200 с
Нет, X-синхронизация 1/250 с
Автоспуск
2/10 с
2/10 с
2/10 с
2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с
2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров)
Карта памяти
Два слота для SD/SDHC/SDXC, один – вплоть до типа UHS II, второй – вплоть до типа UHS-I
Два слота: XQD и SD типа UHS-II
Два слота для SD/SDHC/SDXC типа UHS II
Два слота: один для XQD/CFExpress, второй для SD/SDHC/SDXC типа UHS II
Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй только для SD
Дисплей
Cенсорный поворотный ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,84 млн точек
Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек
Сенсорный поворотный ЖК, 3 дюйма, 1,62 млн точек
Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек
Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 0,92 млн точек
Видоискатель
Электронный (OLED, 2,36 млн точек)
Электронный (OLED, 5,76 млн точек)
Электронный (OLED, 3,69 млн точек)
Электронный (OLED, 3,69 млн точек)
Электронный (OLED, 2,36 млн точек)
Интерфейсы
USB Type-C (USB 3.1), microHDMI Тип D, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ
USB Type-C (USB 3.1), HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ
microHDMI, USB 3.2 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ
microHDMI, USB 3.2 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ
USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D
Как я уже сказала выше, относительно небольшие габариты – отличительная черта Panasonic Lumix DC-S5. На данный момент это самая компактная полнокадровая камера Panasonic. Ее размеры – 132,6 × 97,1 × 81,9 мм, вес с батареей и картой памяти составляет 714 граммов. Чуть больше, чем у ближайших конкурентов, но в рамках серии, где камеры отличались слоновьими габаритами, это прорыв. Что ценно, производитель сохранил пыле- и влагозащиту, и это позволяет использовать камеру в сложных погодных условиях. Выступ для хвата глубокий и удобный, покрытие «под кожу» препятствует скольжению.
Внешне S5 в целом похожа на S1, но есть несколько отличий: в жертву компактности был принесен верхний ЖК-дисплей; появилась отдельная кнопка записи видео; изменилась конструкция джойстика и расположение отдельных органов управления.
Рассмотрим камеру детальнее. На левом ребре под двумя прорезиненными крышками сгруппированы разъемы для подсоединения к камере различных устройств. Сверху – разъемы для наушников и микрофона, снизу – разъемы USB Type-C и microHDMI.
Справа расположен двойной отсек для карт памяти. S5 поддерживает карты формата SD (но только один из слотов поддерживает UHS-II). Также сверху под небольшой прорезиненной крышкой находится гнездо дистанционного пульта.
Снизу расположено штативное гнездо и батарейный отсек. Располагаются они на значительном удалении друг от друга, что дает возможность менять батарею, не снимая камеру со штатива. Также здесь, под прорезиненной крышкой, находятся контакты для присоединения батарейной рукоятки DMW-BGS5.
Спереди расположен байонет, кнопка высвобождения объектива, кнопка режима репетира диафрагмы, лампа подсветки автофокуса.
На верхней панели слева от «горячего башмака» находится селектор выбора режима работы протяжки, справа – селектор выбора режима съемки, совмещенный с рычагом включения-выключения камеры. Также – два управляющих колеса (одно объединено с кнопкой спуска), кнопка записи видео, кнопки настройки баланса белого, ISO и экспокоррекции.
На задней панели, слева от видоискателя, – кнопки просмотра файлов и переключения режимов отображения между видоискателем и дисплеем. В правой части – селектор выбора типа фокусировки с кнопкой выбора зоны автофокуса, джойстик выбора области автофокуса, кнопка AF-ON. Чуть ниже – кнопка вызова быстрого меню Q, еще один управляющий диск с навипадом и кнопкой вызова основного меню по центру, кнопки удаления файлов и доступа к настройкам дисплея.
В целом впечатления от эргономики Panasonic Lumix S5 у меня самые хорошие. Есть ощущение, что камера сделана «для людей». Начиная от тактильно приятных органов управления («упругие» кнопки, не слишком тугие колесики), заканчивая наглядными графическими подсказками на дисплее во время выбора той или иной опции. Несмотря на то, что органов управления здесь довольно много, они не мельчат и расстояние между ними достаточное, чтобы не промахиваться. Камера впечатляет своими возможностями кастомизации: через меню можно настроить практически все органы управления «под себя», причем весьма вариативно.
Дисплей и видоискатель – это традиционно то, чем жертвует производитель, создавая «народные» версии топовых камер. Так случилось и с Panasonic Lumix S5.
OLED-видоискатель имеет разрешение 2,36 млн точек – очень существенная разница по сравнению с S1, где видоискатель обладает разрешением 5,76 млн точек. По сравнению с ближайшими конкурентами камера также немало отстает: на Nikon Z6 II и Canon EOS R6 установлены видоискатели разрешением 3,68 млн точек.
Для видоискателя можно установить частоту обновления 60 или 120 кадров в секунду, у него очень короткая задержка отображения – 0,005 секунды. Вместо круглого наглазника, как у S1, здесь используется более привычная прямоугольная форма. Внизу находится датчик глаза. Этот же датчик поддерживает функцию энергосберегающей съемки LVF, которая определяет, когда ваш глаз отходит от видоискателя, и автоматически переводит камеру в спящий режим. И наоборот, поднесение видоискателя к глазу мгновенно восстанавливает последний режим съемки. По заверению производителя, эта функция может утроить количество снимков на одном заряде батареи.
Несмотря на то, что видоискатель по современным меркам уже довольно «скромный», не могу сказать, что работать с ним было дискомфортно. В целом он неплох, но разница познается в сравнении. Так или иначе, в реальной практике я чаще визируюсь по ЖК-дисплею. И он исполнен вполне достойно.
Здесь используется мой любимый механизм дисплея с абсолютными степенями свободы – пользователь может поворачивать экран под любым удобным углом и закрывать его, когда съемка не ведется, защищая таким образом от механических повреждений. Отмечу, что тут как раз есть преимущество перед Lumix S1, где мы получили наклонный экран. Дисплей на S5 установлен такой же, как на компактной камере Panasonic Lumix G100, с той разницей, что он чуть более тусклый: яркость дисплея была уменьшена в пользу точности цветопередачи. Разрешение – 1,84 млн точек: достойный показатель для класса.
Меню исполнено, на мой вкус, очень удобно и понятно, несмотря на обширный список доступных настроек. Используется немного необычная структура – двойная вертикальная. В каждом разделе только одна страница, что для меня большой плюс. По меню можно перемещаться с помощью сенсорного управления. Настроек в камере очень много, и, конечно, если Lumix S5 попадет в руки неопытного пользователя, можно в них запутаться, но главное, что сама логика их группировки продумана грамотно.
Разумеется, здесь есть и быстрое меню, которое пользователь может настроить под свои потребности, добавив туда самые необходимые функции – отдельно для фото- и видеосъемки. С учетом хороших возможностей кастомизации кнопок, обращение к основному меню требуется не так уж часто.
Увы, в плане беспроводных функций у меня есть претензии к камере. В наше время механизм соединения камеры и смартфона стал уже привычным и реализован у всех производителей плюс-минус одинаково. Где-то чуть удобнее и понятнее, где-то чуть более запутанно, но в целом глобальных проблем не возникает. С Panasonic Lumix DC-S5 же мне понадобились танцы с бубном, прежде чем удалось подключить ее к смартфону и сделать несколько снимков в удаленном режиме. В дальнейшем, при попытке перекинуть снимки на смартфон, все также шло совсем не гладко. Приложение «глючило», «тупило», отключалось самопроизвольно, камера просто не соединялась с мобильным устройством и выдавала ошибку из раза в раз. Обидно. За связь камеры со смартфоном отвечает приложение Lumix Sync, и оно требует серьезной доработки.
Перейдем к практике. Ко мне на тест Panasonic Lumix DC-S5 попала с тремя объективами: универсальным зумом LUMIX S 20-60 мм F3.5-5.6, портретным LUMIX S 85 мм F1.8 и телезумом LUMIX S PRO 70-200 мм F2.8 O.I.S. Первые два объектива невероятно легкие, что, безусловно, приятно, когда ходишь с камерой по городу целый день. Ну а телезум есть телезум. В плане картинки и удобства работы мне понравились все три объектива – они хороши для своих задач.
Если совсем кратко говорить о снимках, которые напрямую выходят из S5, то хватит фразы «все хорошо». Отличная резкость и детализация с учетом не самого большого разрешения сенсора. Естественные, в меру сочные цвета (тут, конечно, на любителя. Можно, разумеется, придираться, но можно и подкорректировать цвет под себя внутрикамерно. На мой вкус, настройки на полном автомате дают более чем адекватную картинку). Можно брать JPEG и выкладывать «как есть» в соцсети – если снимать при не сложном освещении, картинка смотрится красиво.
Для тех, кому хочется экспериментов в моменте, производитель предусмотрел различные фотостили: стандартный, яркий, естественный, нейтральный, пейзаж, портрет, Monochrome, L. Monochrome, L. Monochrome D, кинематографический D2, кинематографический V2, Like709, V-Log, Стандарт (HLG), Monochrome (HLG), Like2100, мой стиль фотосъемки (настраивается пользователем). Можно увидеть, что в списке есть как более-менее стандартные варианты тонирования, так и режимы съемки с расширенным динамическим диапазоном и расширенным цветовым пространством, в том числе и в нестандартном формате HLG.
Из всего этого многообразия меня «цепляет» больше всего L. Monochrome D, который дает возможность создавать выразительные контрастные черно-белые фото – отличное решение для сюжетов с жёстким светом или выраженной графикой.
Более радикально могут повлиять на снимок художественные фильтры. Их производитель предлагает тоже много, правда, набор не меняется уже давно: Выразительный, ретро, старые времена, высокий ключ, низкий ключ, сепия, монохромный, динамический монохромный, грубый монохромный, шелковый монохромный, выразительное искусство, высокодинамичный, кросс-процесс, игрушечный эффект, игрушечная камера, высветленный, эффект миниатюры, мягкий фокус, фэнтези, звездный фильтр, один оттенок, солнечный свет.
Многие фильтры реализованы интересно, и, если у вас есть вдохновение покопаться в них, подбирая наиболее удачный вариант к сюжету, можно получить вполне красивый результат – опять же на случай, когда хочется разнообразия, но не хочется возиться с обработкой.
Пример съемки одного сюжета с разными фильтрами
Из фирменных опций Panasonic нельзя не упомянуть съемку в режиме высокого разрешения. Ее мы видели уже на многих моделях камер. Суть ее в том, что при съемке камера сдвигает сенсор восемь раз, чтобы эффективно нейтрализовать цветной фильтр Байера и увеличить разрешение снимков в четыре раза – до 96 мегапикселей. Для получения качественного результата съемку необходимо вести со штатива. В S5 появилась возможность создания 96-мегапиксельного снимка именно в формате JPEG, тогда как прежде эта опция была доступна в Raw-формате. Съемка с высоким разрешением возможна в двух режимах: стандартном и с уменьшением движения. В последнем случае камера анализирует сцену и использует только те области, в которых нет движущихся объектов, чтобы избежать их искажения.
Слева снимок, сделанный в режиме высокого разрешения, справа в обычном режиме. Невооруженным глазом разницу заметить трудно. Но для фотографов, планирующих печатать свои работы действительно крупным форматом, этот режим может стать хорошим подспорьем
Функция пост-фокуса – еще одна собственная разработка компании Panasonic, которую мы уже наблюдали в ряде ранее выпущенных камер. Удобство ее заключается в том, что пользователь может выбирать плоскость фокусировки не в процессе съемки, а после. По сути, технология заключается в том, что камера быстро делает ряд кадров в разрешении 4К или 6К с брекетингом по фокусу (фактически это короткий видеоролик со смещением фокуса «в глубину»). Полученные снимки можно просмотреть на камере в формате видеоролика и указать вручную область, которую вы хотите видеть в резкости. Конечно, использовать эту функцию для каждого сюжета нет смысла, но в случае особенно ответственной сцены или сцены, где вы хотите получить ряд кадров с одинаковой композицией, но разной фокусировкой, опция вполне перспективна. Вот, к примеру, два кадра из одной серии, на которых наглядно видно, как меняется картинка в зависимости от того, на чем сфокусировалась камера.
Lumix S5 – первая из полнокадровых камер Panasonic, в которой реализован режим Live View Composite. В нем камера делает несколько снимков, создавая составные изображения только из тех областей, которые различаются по яркости. Эта функция удобна для съемки ночного неба и позволяет передавать световые следы звезд или фейерверков. Каждый раз при срабатывании затвора отображается составное изображение, что позволяет снимать, контролируя результаты в режиме реального времени.
Из более обычных для неискушенного пользователя опций можно вспомнить также мультиэкспозицию – творческий режим, в котором камера объединяет несколько последовательно снятых кадров в одно изображение. Фотограф может контролировать процесс в реальном времени и переснять последний кадр, если результат не понравился.
Фото сделано в режиме мультиэкспозиции, объединено три кадра
В этом разделе мы традиционно рассмотрим, какой результат можно получить, обрабатывая «сложные» сюжеты, снятые в формате RAW. Отмечу, что быстро обработать снимок можно и внутрикамерно – все базовые опции здесь есть. Но, разумеется, работа в профессиональном RAW-конвертере дает лучший результат. Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.
Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу
Panasonic Lumix DC-S5 демонстрирует очень достойный динамический диапазон. Тени «тянутся» очень хорошо, и их осветление не приводит к появлению выраженных шумов. Запас в светах, как и на всех камерах, несколько меньше, но также существенный.
Возможности автофокуса – пожалуй, одна из ключевых характеристик современных фотокамер, та граница, по которой и пролегают различия между близкими в остальном аппаратами. И хотя в целом технология сделала огромный шаг вперед за последнее десятилетие и у всех серьезных камер мы видим достойный и невиданный прежде уровень скорости и точности фокуса, различия могут быть достаточно сильными и для кого-то из фотографов – критичными. Система автофокусировки S5, на первый взгляд, настораживает: производитель использует не гибридный и не чисто фазовый, как у почти всех остальных, а контрастный автофокус без фазовых датчиков на матрице – что в теории может означать более медленную и менее уверенную работу фокуса. Однако стоит помнить, что в S5 используется фирменная система автофокусировки Depth from Defocus (DFD), которую производитель продолжает совершенствовать. Технология DFD позволяет быстро оценить направление и величину исходной расфокусировки, после чего немедленно сдвинуть объектив в близкое к точному фокусу положение. Камера оперирует знаниями об оптических характеристиках каждого объектива для расчета расстояния до объекта и соответствующего управления объективом.
Помимо непосредственно совершенствования системы выполнения вычислений DFD, при создании S5 применялись технологии глубокого обучения, что позволило более быстро и точно распознавать объекты: в камере доступен алгоритм обнаружения головы в дополнение к распознаванию лица, глаз и тела, что позволяет удерживать человека в фокусе в ситуациях, когда он отвернулся от камеры. Panasonic Lumix DC-S5 способен распознавать лицо человека, даже если оно занимает всего 2,5% кадра. Также доступно распознавание морд и глаз животных. Само же количество точек фокусировки осталось неизменным в сравнении с S1 – 225 (этого хватает для покрытия области кадра).
Реальный опыт взаимодействия с камерой оставил положительное впечатление от работы фокуса: S5 фокусируется быстро даже при тусклом и сложном свете. Распознавание людей и животных работает четко и также быстро, даже если в кадре есть препятствия.
Фокусировка при сложном освещении/с препятствиями
Справедливости ради отмечу, что промашки фокуса все же случались, но в действительно сложных условиях: при съемке отражения человека в зеркале в полной темноте со светодиодной лентой в качестве единственного источника света. Но, к чести S5, даже в этих условиях в подавляющем числе кадров резкость на глазах сохранена.
Фокусировка при сложном освещении
Далее – традиционный тест следящей фокусировки. Человек бежит на камеру, включено распознавание лиц и глаз. И здесь технологии S5 показали себя отлично: ни на одном из кадров в серии фокус не сбился.
Следящая фокусировка
В чем-то S5 все-таки должна уступать своим «старшим коллегам», и, как это часто бывает, производитель принес в жертву скорость серийной съемки и буфер обмена. Камера способна снимать со скоростью 7 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру (и 5 кадров в секунду с непрерывным автофокусом) – не впечатляет по современным меркам, но многим ли действительно нужны эти сверхскорости и часто ли вы используете их в своей реальной фотографической практике? На деле они нужны только серьезным фоторепортерам, снимающим, например, спорт. Заявленная величина буфера – более 24 RAW/999 JPEG. На практике мне удалось сделать серию из 48 RAW-кадров.
Система стабилизации изображения на камерах Panasonic отлично зарекомендовала себя уже давно. Она позволяет снимать с рук на длинных выдержках, получая качественные кадры без сильного повышения светочувствительности. Особых сюрпризов в этом смысле S5 преподнести не должна. Производитель обещает эффективность стабилизации в 5 ступеней. Проверим, как она работает на практике.
Мой лучший результат – кадр, снятый на выдержке 1/2 секунды при фокусном расстоянии 60 мм. Резкость не такая идеальная, как могла бы быть при съемке со штатива, но и смаза как такового здесь нет.
Большинство снимков, сделанных на таком значении выдержки, получились хорошими по качеству. На более длинных выдержках уже появлялся смаз. Например, на снимке ниже он заметен при просмотре в оригинальном разрешении. Но если уменьшить фото и немного добавить резкости для публикации в соцсетях – вряд ли многим бросится в глаза легкая «шевеленка» заднего плана. Это фото сделано на выдержке в одну секунду при фокусном расстоянии 49 мм.
Итак, стабилизатор показал себя ожидаемо хорошо. В реальности делать качественные снимки можно и на значительно более длинных выдержках, чем заявляет производитель. Но, конечно, надо внимательно следить за резкостью в процессе съемки, и лучше не ограничиваться единственным дублем.
Съемка на высоких ISO
Последнее испытание фотовозможностей Panasonic Lumix DC-S5 – съемка на высоких значениях светочувствительности. Диапазон у камеры широкий: 100–51200 ISO с расширением «вниз» до 50 ISO и «вверх» до 204800 ISO. Хотя, как мы выяснили, в камере есть мощный стабилизатор, который во многих ситуациях поможет избежать высоких значений ISO, он не может выручить при съемке репортажей и прочей динамики.
Для начала посмотрим несколько кадров, снятых «в полевых» условиях.
На ISO 1600 камера работает идеально: снимки «гладкие», детализированные, с чистыми цветами:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На ISO 4000 можно заметить шумы в тенях, если приближать снимок, но в целом фото тоже выглядит качественно:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Аналогичный сюжет на вдвое большей светочувствительности – 8000. Качество цветопередачи заметно снизилось, в JPEG начали «замыливаться» детали и фактуры. Но S5 все еще держится достойно:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На значении ISO 12800 «мыльность» становится уже ярко выраженной, шумоподавление работает очень агрессивно. Но если посмотреть исходный RAW, можно отметить мелкий монохромный шум, который не сильно режет глаз, и такой кадр еще вполне пригоден для печати форматом А3, не говоря уж про выкладывание в интернете.
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На ISO 25600 картинка смотрится уже не очень качественно, но еще приемлемо для размещения в соцсетях в уменьшенном размере:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
И последнее из «официальных» значений – 51200 ISO: шумы также в пределах разумного:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Камеры Panasonic традиционно отличаются широкими возможностями видеосъемки, и, конечно, Lumix S5 не стала исключением. Камера позиционируется как гибридный аппарат, в равной степени подходящий и для съемки фото, и для съемки видео. Многие возможности она позаимствовала у старшей и ориентированной уже исключительно на видеографов S1H.
В камере установлены 3,5-мм разъемы для микрофона и наушников. Гнездо для микрофона может работать как с микрофонным, так и с линейным входом и может подавать фантомное питание на микрофоны, которые в нем нуждаются. Камера также совместима с адаптером для микрофона DMW-XLR1 Panasonic, который имеет два входных канала XLR и физические диски управления. Видеовыход выполнен в виде порта micro HDMI.
Panasonic Lumix DC-S5 снимает полнокадровое 10-битное DCI- и UHD 4K-видео с частотой до 30 кадров в секунду и поддержкой цвета 4:2:2. Также доступна съемка 4K-видео с частотой 60 кадров в секунду с использованием кадрирования APS-C / Super35 или области пикселей сенсора 1:1 (кадрирование 1,56x) с разрешением до 10 бит 4:2:0 с использованием кодека HEVC или в 8-битном формате 4:2:0 с использованием менее нагружающего кодека H.264. В некоторых режимах есть 30-минутное ограничение записи.
Разумеется, все улучшения работы автофокуса коснулись не только фото-, но и видеосъемки – камера быстрее и точнее распознает людей и животных, лучше отслеживает объекты. Однако в адрес камер Panasonic не раз звучала критика, связанная с самим методом фокусировки – Depth from Defocus, о которой мы говорили в соответствующем разделе. И хотя производитель усовершенствовал автофокус, общий принцип остался прежним. Приближение к объектам может вызвать некоторую дрожь, которой известна DFD – система попросту не поспевает за частотой смены кадров, отчего возникают заметные артефакты при смене точки фокусировки. Cкорость и чувствительность автофокусировки можно настроить (выбирая, насколько быстро должен происходить переход между объектами и как долго камера ждет перед перефокусировкой). Их корректировка может привести к лучшим результатам в зависимости от ситуации.
Функция переменной частоты кадров Panasonic теперь переименована в «S&Q», что переводится как «медленно и быстро». Камера позволяет снимать с высокой частотой (до 180 кадров в секунду), а затем уменьшать ее, скажем, до 24 кадров в секунду для замедленного воспроизведения или идти в другом направлении, от 1 до 24 кадров в секунду для сверхбыстрого видео.
Помимо традиционной горизонтальной ориентации, доступна теперь и съемка видео в вертикальном формате – приятная новость для тик-токеров и инстаграм-блогеров.
При съемке видео можно также использовать фотостили и художественные стили (с небольшими ограничениями – некоторые из стилей подходят лишь для фотоснимков).
Время автономной работы заявлено как одна из сильных характеристик Panasonic Lumix DC-S5. По стандарту CIPA камера должна делать 440 изображений на одном заряде батареи при визировании по экрану, 470 изображений при визировании через видоискатель или до 1500 изображений в энергосберегающем режиме. На практике мне удалось сделать около 300 кадров, визируясь по экрану, прежде чем индикатор батареи начал мигать. После этого камера проработала еще некоторое время, передавая снимки на смартфон. Надо учитывать, что конкретные результаты будут различаться у разных фотографов в зависимости от сценария обращения с камерой. Тем не менее подтвердить отличную автономность камеры я, к сожалению, не могу, она страдает типичной «беззеркальной» болезнью.
В камере установлен литий-ионный аккумулятор DMW-BLK22, 15,91 Вт·ч (2200 мА·ч, 7,4 В). Поддерживается зарядка (в выключенном состоянии) и питание (во время работы) от USB. В качестве дополнительного источника энергии можно приобрести батарейную рукоятку DMW-BGS5.
Сегмент легких и компактных полнокадровых беззеркалок для широкого круга пользователей сейчас невероятно популярен. Мы видели много достойных камер в этом сегменте, и Panasonic Lumix DC-S5, безусловно, тоже относится к числу таковых. Субъективно – с камерой приятно иметь дело. Мне выдалась возможность потестировать ее с отличным комплектом оптики, и смело могу сказать, что в такой конфигурации я вполне вижу S5 своим рабочим инструментом. Сделаем ремарку, что я не репортер и не специализируюсь на съемке видео. Для постановочных портретов, фотопрогулок, путешествий, натюрмортов камера подходит отлично. Фирменная оптика (за исключением, конечно, телеобъектива) также легкая и компактная, поэтому с камерой комфортно провести целый день. Защита от погодных условий – также важный фактор для тех, кто много снимает в городе и на природе. Камера не заточена под узкий сегмент пользователей, она может быть интересна как энтузиастам, так и профессионалам.
Главные конкуренты Panasonic Lumix S5 – Nikon Z6 II, Canon EOS R6 и Sony a7 III, и я затрудняюсь выбрать однозначного фаворита. Все камеры выдают отличный результат, разница – в деталях, которые могут быть существенны для одних фотографов и не значительны для других. S5 имеет мощные возможности съемки видео, при этом – не очень высокую скорость серийной съемки. Принцип автофокусировки может вызвать споры, но на практике камера показала очень достойный уровень в этом плане (по видео есть некоторые вопросы, но точность автофокуса все равно впечатляет). Стабилизатор, как всегда у производителя, на высоте. Съемка на высоких ISO также на самом современном уровне. Есть интересные фирменные «фишки» – вроде бы не супернужные в большинстве случаев, но полезные в специфических ситуациях. Камера получилась сбалансированной, мощной и интересной.