Panasonic продолжает развивать свою серию, которая не так давно казалась попросту невозможной, – речь о полнокадровых беззеркальных камерах, отодвигающих на второй план революционные, но уже окончательно уходящие в мир видеографии аппараты системы Micro Four Thirds. Сегодня речь пойдет о «младшей» камере серии – Lumix S5
Возможности автофокуса – пожалуй, одна из ключевых характеристик современных фотокамер, та граница, по которой и пролегают различия между близкими в остальном аппаратами. И хотя в целом технология сделала огромный шаг вперед за последнее десятилетие и у всех серьезных камер мы видим достойный и невиданный прежде уровень скорости и точности фокуса, различия могут быть достаточно сильными и для кого-то из фотографов – критичными. Система автофокусировки S5, на первый взгляд, настораживает: производитель использует не гибридный и не чисто фазовый, как у почти всех остальных, а контрастный автофокус без фазовых датчиков на матрице – что в теории может означать более медленную и менее уверенную работу фокуса. Однако стоит помнить, что в S5 используется фирменная система автофокусировки Depth from Defocus (DFD), которую производитель продолжает совершенствовать. Технология DFD позволяет быстро оценить направление и величину исходной расфокусировки, после чего немедленно сдвинуть объектив в близкое к точному фокусу положение. Камера оперирует знаниями об оптических характеристиках каждого объектива для расчета расстояния до объекта и соответствующего управления объективом.
Помимо непосредственно совершенствования системы выполнения вычислений DFD, при создании S5 применялись технологии глубокого обучения, что позволило более быстро и точно распознавать объекты: в камере доступен алгоритм обнаружения головы в дополнение к распознаванию лица, глаз и тела, что позволяет удерживать человека в фокусе в ситуациях, когда он отвернулся от камеры. Panasonic Lumix DC-S5 способен распознавать лицо человека, даже если оно занимает всего 2,5% кадра. Также доступно распознавание морд и глаз животных. Само же количество точек фокусировки осталось неизменным в сравнении с S1 – 225 (этого хватает для покрытия области кадра).
Реальный опыт взаимодействия с камерой оставил положительное впечатление от работы фокуса: S5 фокусируется быстро даже при тусклом и сложном свете. Распознавание людей и животных работает четко и также быстро, даже если в кадре есть препятствия.
Фокусировка при сложном освещении/с препятствиями
Справедливости ради отмечу, что промашки фокуса все же случались, но в действительно сложных условиях: при съемке отражения человека в зеркале в полной темноте со светодиодной лентой в качестве единственного источника света. Но, к чести S5, даже в этих условиях в подавляющем числе кадров резкость на глазах сохранена.
Фокусировка при сложном освещении
Далее – традиционный тест следящей фокусировки. Человек бежит на камеру, включено распознавание лиц и глаз. И здесь технологии S5 показали себя отлично: ни на одном из кадров в серии фокус не сбился.
Следящая фокусировка
В чем-то S5 все-таки должна уступать своим «старшим коллегам», и, как это часто бывает, производитель принес в жертву скорость серийной съемки и буфер обмена. Камера способна снимать со скоростью 7 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру (и 5 кадров в секунду с непрерывным автофокусом) – не впечатляет по современным меркам, но многим ли действительно нужны эти сверхскорости и часто ли вы используете их в своей реальной фотографической практике? На деле они нужны только серьезным фоторепортерам, снимающим, например, спорт. Заявленная величина буфера – более 24 RAW/999 JPEG. На практике мне удалось сделать серию из 48 RAW-кадров.
Система стабилизации изображения на камерах Panasonic отлично зарекомендовала себя уже давно. Она позволяет снимать с рук на длинных выдержках, получая качественные кадры без сильного повышения светочувствительности. Особых сюрпризов в этом смысле S5 преподнести не должна. Производитель обещает эффективность стабилизации в 5 ступеней. Проверим, как она работает на практике.
Мой лучший результат – кадр, снятый на выдержке 1/2 секунды при фокусном расстоянии 60 мм. Резкость не такая идеальная, как могла бы быть при съемке со штатива, но и смаза как такового здесь нет.
Большинство снимков, сделанных на таком значении выдержки, получились хорошими по качеству. На более длинных выдержках уже появлялся смаз. Например, на снимке ниже он заметен при просмотре в оригинальном разрешении. Но если уменьшить фото и немного добавить резкости для публикации в соцсетях – вряд ли многим бросится в глаза легкая «шевеленка» заднего плана. Это фото сделано на выдержке в одну секунду при фокусном расстоянии 49 мм.
Итак, стабилизатор показал себя ожидаемо хорошо. В реальности делать качественные снимки можно и на значительно более длинных выдержках, чем заявляет производитель. Но, конечно, надо внимательно следить за резкостью в процессе съемки, и лучше не ограничиваться единственным дублем.
Съемка на высоких ISO
Последнее испытание фотовозможностей Panasonic Lumix DC-S5 – съемка на высоких значениях светочувствительности. Диапазон у камеры широкий: 100–51200 ISO с расширением «вниз» до 50 ISO и «вверх» до 204800 ISO. Хотя, как мы выяснили, в камере есть мощный стабилизатор, который во многих ситуациях поможет избежать высоких значений ISO, он не может выручить при съемке репортажей и прочей динамики.
Для начала посмотрим несколько кадров, снятых «в полевых» условиях.
На ISO 1600 камера работает идеально: снимки «гладкие», детализированные, с чистыми цветами:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На ISO 4000 можно заметить шумы в тенях, если приближать снимок, но в целом фото тоже выглядит качественно:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Аналогичный сюжет на вдвое большей светочувствительности – 8000. Качество цветопередачи заметно снизилось, в JPEG начали «замыливаться» детали и фактуры. Но S5 все еще держится достойно:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На значении ISO 12800 «мыльность» становится уже ярко выраженной, шумоподавление работает очень агрессивно. Но если посмотреть исходный RAW, можно отметить мелкий монохромный шум, который не сильно режет глаз, и такой кадр еще вполне пригоден для печати форматом А3, не говоря уж про выкладывание в интернете.
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На ISO 25600 картинка смотрится уже не очень качественно, но еще приемлемо для размещения в соцсетях в уменьшенном размере:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
И последнее из «официальных» значений – 51200 ISO: шумы также в пределах разумного:
Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Камеры Panasonic традиционно отличаются широкими возможностями видеосъемки, и, конечно, Lumix S5 не стала исключением. Камера позиционируется как гибридный аппарат, в равной степени подходящий и для съемки фото, и для съемки видео. Многие возможности она позаимствовала у старшей и ориентированной уже исключительно на видеографов S1H.
В камере установлены 3,5-мм разъемы для микрофона и наушников. Гнездо для микрофона может работать как с микрофонным, так и с линейным входом и может подавать фантомное питание на микрофоны, которые в нем нуждаются. Камера также совместима с адаптером для микрофона DMW-XLR1 Panasonic, который имеет два входных канала XLR и физические диски управления. Видеовыход выполнен в виде порта micro HDMI.
Panasonic Lumix DC-S5 снимает полнокадровое 10-битное DCI- и UHD 4K-видео с частотой до 30 кадров в секунду и поддержкой цвета 4:2:2. Также доступна съемка 4K-видео с частотой 60 кадров в секунду с использованием кадрирования APS-C / Super35 или области пикселей сенсора 1:1 (кадрирование 1,56x) с разрешением до 10 бит 4:2:0 с использованием кодека HEVC или в 8-битном формате 4:2:0 с использованием менее нагружающего кодека H.264. В некоторых режимах есть 30-минутное ограничение записи.
Разумеется, все улучшения работы автофокуса коснулись не только фото-, но и видеосъемки – камера быстрее и точнее распознает людей и животных, лучше отслеживает объекты. Однако в адрес камер Panasonic не раз звучала критика, связанная с самим методом фокусировки – Depth from Defocus, о которой мы говорили в соответствующем разделе. И хотя производитель усовершенствовал автофокус, общий принцип остался прежним. Приближение к объектам может вызвать некоторую дрожь, которой известна DFD – система попросту не поспевает за частотой смены кадров, отчего возникают заметные артефакты при смене точки фокусировки. Cкорость и чувствительность автофокусировки можно настроить (выбирая, насколько быстро должен происходить переход между объектами и как долго камера ждет перед перефокусировкой). Их корректировка может привести к лучшим результатам в зависимости от ситуации.
Функция переменной частоты кадров Panasonic теперь переименована в «S&Q», что переводится как «медленно и быстро». Камера позволяет снимать с высокой частотой (до 180 кадров в секунду), а затем уменьшать ее, скажем, до 24 кадров в секунду для замедленного воспроизведения или идти в другом направлении, от 1 до 24 кадров в секунду для сверхбыстрого видео.
Помимо традиционной горизонтальной ориентации, доступна теперь и съемка видео в вертикальном формате – приятная новость для тик-токеров и инстаграм-блогеров.
При съемке видео можно также использовать фотостили и художественные стили (с небольшими ограничениями – некоторые из стилей подходят лишь для фотоснимков).
Время автономной работы заявлено как одна из сильных характеристик Panasonic Lumix DC-S5. По стандарту CIPA камера должна делать 440 изображений на одном заряде батареи при визировании по экрану, 470 изображений при визировании через видоискатель или до 1500 изображений в энергосберегающем режиме. На практике мне удалось сделать около 300 кадров, визируясь по экрану, прежде чем индикатор батареи начал мигать. После этого камера проработала еще некоторое время, передавая снимки на смартфон. Надо учитывать, что конкретные результаты будут различаться у разных фотографов в зависимости от сценария обращения с камерой. Тем не менее подтвердить отличную автономность камеры я, к сожалению, не могу, она страдает типичной «беззеркальной» болезнью.
В камере установлен литий-ионный аккумулятор DMW-BLK22, 15,91 Вт·ч (2200 мА·ч, 7,4 В). Поддерживается зарядка (в выключенном состоянии) и питание (во время работы) от USB. В качестве дополнительного источника энергии можно приобрести батарейную рукоятку DMW-BGS5.
Сегмент легких и компактных полнокадровых беззеркалок для широкого круга пользователей сейчас невероятно популярен. Мы видели много достойных камер в этом сегменте, и Panasonic Lumix DC-S5, безусловно, тоже относится к числу таковых. Субъективно – с камерой приятно иметь дело. Мне выдалась возможность потестировать ее с отличным комплектом оптики, и смело могу сказать, что в такой конфигурации я вполне вижу S5 своим рабочим инструментом. Сделаем ремарку, что я не репортер и не специализируюсь на съемке видео. Для постановочных портретов, фотопрогулок, путешествий, натюрмортов камера подходит отлично. Фирменная оптика (за исключением, конечно, телеобъектива) также легкая и компактная, поэтому с камерой комфортно провести целый день. Защита от погодных условий – также важный фактор для тех, кто много снимает в городе и на природе. Камера не заточена под узкий сегмент пользователей, она может быть интересна как энтузиастам, так и профессионалам.
Главные конкуренты Panasonic Lumix S5 – Nikon Z6 II, Canon EOS R6 и Sony a7 III, и я затрудняюсь выбрать однозначного фаворита. Все камеры выдают отличный результат, разница – в деталях, которые могут быть существенны для одних фотографов и не значительны для других. S5 имеет мощные возможности съемки видео, при этом – не очень высокую скорость серийной съемки. Принцип автофокусировки может вызвать споры, но на практике камера показала очень достойный уровень в этом плане (по видео есть некоторые вопросы, но точность автофокуса все равно впечатляет). Стабилизатор, как всегда у производителя, на высоте. Съемка на высоких ISO также на самом современном уровне. Есть интересные фирменные «фишки» – вроде бы не супернужные в большинстве случаев, но полезные в специфических ситуациях. Камера получилась сбалансированной, мощной и интересной.