Соседние карликовые галактики укрылись от Млечного Пути в коконе горячего газа, выяснили учёные

Группа американских учёных подвела итоги долгосрочных наблюдений с помощью телескопов «Хаббл» и FUSE, и заявила, что им удалось подтвердить существование Магеллановой Короны — кокона из горячего газа, который не позволяет Млечному пути поглотить две вращающиеся вокруг него карликовые галактики: Большое и Малое Магеллановы Облака.

Источник изображения: hubblesite.org

В течение долгих лет астрономы пытались объяснить, почему две карликовые галактики вращаются вокруг Млечного Пути, и в них до сих пор формируются звёзды. Это продолжается миллиарды лет: сила гравитации массивного Млечного Пути вытягивает из них газ, и в теории из-за этого процесс формирования звёзд должен был прекратиться, однако он продолжается. Учёные предположили, что Большое и Малое Магеллановы Облака скрыты за неким космическим «щитом» или Магеллановой Короной — гигантским облаком газа с температурой около полумиллиона градусов.

До настоящего момента астрономам не удавалось получить визуальных подтверждений того, что данный объект существует, однако группа американских учёных заявила, что полученные за 30 лет материалы наблюдений через телескопы «Хаббл» и ныне выведенный из эксплуатации FUSE (Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer) свидетельствуют о наличии Магеллановой Короны. Глава исследовательской группы Дханеш Кришнарао (Dhanesh Krishnarao) из Института исследований космоса с помощью космического телескопа (США, Балтимор) и его коллеги утверждают, что Большое и Малое Магеллановы Облака действительно окружены коконом горячего газа, который препятствует откачиванию вещества из них и обеспечивает карликовым галактикам возможность дальнейшего формирования звёзд.

Туманность Тарантул в Большом Магеллановом Облаке — здесь формируются звёзды. Источник изображения: webbtelescope.org

Обнаружить этот гигантский космический щит было непросто: несмотря на то, что он протянулся на 100 тыс. световых лет, щит почти невидим. И это, пожалуй, хорошо, ведь в противном случае его вид перекрывал бы значительную часть неба в Южном полушарии. Учёные уверены, что образования, подобные Магеллановой Короне, являются остатками первичных газовых облаков, которые подвергаются гравитационному коллапсу и образуют галактики. Похожие короны неоднократно обнаруживались у других галактик, но их никогда не наблюдали на столь близком расстоянии.

Изучая материалы наблюдений через «Хаббл» и FUSE, астрономы решили сделать акцент на ультрафиолетовых изображениях квазаров, расположенных в миллиардах световых лет за Магеллановой Короной. В современных представлениях квазары — это активные ядра галактик на начальном этапе развития: сверхмассивные чёрные дыры, поглощающие окружающее их вещество. При этом излучаются колоссальные объёмы энергии, и производится свет, который может быть ярче всех звёзд вместе взятых в галактике вроде нашей. Учёные предположили, что невидимая Магелланова Корона должна проявиться, благодаря искажениям света от квазаров, когда этот свет через неё проходит — при этом механизмы искажений должны сохраняться.

Астрономы изучили характерные искажения в ультрафиолетовом излучении 28 квазаров, что позволило им описать особенности вещества, окружающего Большое и Малое Магеллановы Облака. Были обнаружены признаки углерода, кислорода и кремния в ореоле горячей плазмы, который окружает карликовую галактику, что предположительно указывает на существование Магеллановой Короны. По словам учёных, это образование препятствует деструктивному воздействию Млечного Пути и защищает небольшие галактики от других объектов, которые стремятся проникнуть на их территорию. В итоге процесс формирования новых звёзд не прерывается.