Сегодня 14 июля 2024

«Дневной дозор»: Европа создаст спутник для обнаружения опасных астероидов, летящих со стороны Солнца

Европейское космическое агентство (ЕКА) работает над проектом «Миссия по наблюдению за объектами в инфракрасных лучах вблизи Земли» (NEOMIR), который призван дать человечеству инструмент для отслеживания потенциально опасных астероидов, который существующими средствами выявить не представляется возможным.

Источник изображения: ESA/Pierre Carril

Сегодня обнаружением опасных для Земли астероидов в основном занимаются роботизированные земные обсерватории. Но для них есть абсолютно слепое пятно — область неба рядом с Солнцем. Взорвавшийся в 2013 году над Челябинском метеорит прилетел как раз оттуда и ясно показал, что эту область пространства игнорировать нельзя. Рядом с Солнцем может быть множество подобных объектов, падение которых на Землю может закончиться очень и очень плохо.

Современные средства наблюдения довольно неплохо справляются с обнаружением крупных астероидов от ста и более метров в поперечнике. Обнаруживать такие объекты мы должны научиться сильно заранее из потенциального столкновения с Землёй — в идеале за десять и более лет. И, в принципе, почти все такие потенциально опасные для нас объекты уже определены и каталогизированы. Проблема с длиннопериодическими кометами, которые появляются реже 200 лет, но это другая история и сделать с этим ничего нельзя. Но что-то можно сделать в случае раннего обнаружения умеренно небольших астероидов диаметром в несколько десятков метров.

Европейский проект NEOMIR нацелен на такие сравнительно небольшие астероиды, которые будут искать не в видимом диапазоне (всё же, они небольшие), а в инфракрасном. С Земли подобный проект реализовать нельзя, разве что, поднимая телескоп на самолёте или воздушном шаре высоко в атмосферу, но в космосе препятствий для наблюдений не будет.

Инфракрасная космическая обсерватория NEOMIR будет помещена в точку Лагранжа L1 между Землёй и Солнцем. Астероиды диаметром от 10 и более метров в среднем можно будет фиксировать минимум за три недели до опасного прохождения и, в самом сложном случае, за три дня до столкновения. Этого времени будут достаточно для эвакуации людей из зоны ожидаемого падения. Обсерватория NEOMIR не спасёт от астероида «Судного дня», но предупреждая падения объектов небольшого размера, она поможет спасти множество жизней.

Реализация проекта ожидается в районе 30-х годов. Надеемся, до этого времени ничего нехорошего не случится.