Разговоры о необходимости форсированного развития в российской IT-среде собственных маркетплейсов программного обеспечения ходили давно, однако особую актуальность они обрели с момента массовых блокировок в официальных магазинах Google и Apple приложений крупных отечественных банков. Именно тогда стало очевидным, что в условиях санкционного давления для развития внутреннего рынка ПО и обеспечения доступности цифровых сервисов нужны свои, независимые от зарубежных дистрибьюторов софта решения, появление которых было лишь вопросом времени.
Allsoft
Адрес: allsoft.ru.
Разработчик: Softline.
Старейший в Рунете мультивендорный интернет-магазин лицензионного программного обеспечения, функционирующий с 2004 года и помимо России предоставляющий услуги в Белоруссии и Казахстане. Официальный поставщик ПО ведущих российских и зарубежных компаний.
В активе Allsoft — более 20 тысяч продуктов от трёх тысяч разработчиков. Каталог маркета включает системный и прикладной софт, специализированные решения для корпоративного сектора (CRM/ERP-платформы, системы электронного документооборота, инструменты для бухгалтерского и кадрового учёта), профессиональные решения для работы с графикой, проектирования и инженерных расчётов, средства разработки ПО, продукты для обеспечения информационной безопасности, приложения для мобильных устройств, а также облачный софт, предоставляемый по модели «Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, SaaS). Все продукты рассортированы по категориям, имеется поиск по всему представленному в ассортименте софту, также предусмотрена возможность просмотра продукции конкретного вендора. К оплате принимаются банковские карты Visa, MasterCard, «Мир». Поддерживается проведение платежей через «Сбербанк Онлайн», Систему быстрых платежей (СБП), «ЮMoney», посредством банковских переводов и прочих способов.
Отличительная особенность Allsoft — не только внушительный ассортимент программных решений, но и наличие в нём продукции ушедших из России компаний, таких как Microsoft, Adobe Systems, Autodesk и других. Так, в каталоге маркетплейса представлены различные версии Windows 11, ключи для офисного пакета Microsoft 356, лицензионный Photoshop и прочие «санкционные» продукты, которые можно приобрести совершенно легально и без проблем активировать. Рекомендуем ловить момент, пока перечисленные решения представлены в продаже.
Для разработчиков Allsoft предлагает различные варианты сотрудничества в зависимости от юридического статуса, специфики поставки программного обеспечения (электронная или коробочная версия) и прочих условий. Для подключения необходимо оставить заявку на сайте маркета, дождаться ответа от менеджера и подписать договор — все необходимые инструкции можно найти в разделе «Помощь разработчику».
AppBazar
Адрес: appbazar.ru.
Разработчик: «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).
Очередной, четвёртый по счёту фирменный магазин МТС для Android-устройств. Ранее телекоммуникационный оператор три раза пытался закрепиться в сегменте маркетплейсов для мобильных гаджетов, в том числе в сотрудничестве с Vodafone и Opera Software, но все проекты впоследствии были закрыты.
О количестве представленных в каталоге AppBazar программных решений компания скромно умалчивает. На момент тестового запуска площадки в ноябре 2022 года их было около сотни, сейчас — определённо больше, но при этом отчётливо превалируют игровые и развлекательные приложения разных жанров (аркады, гонки, симуляторы, стратегии, пазлы, викторины и другие). Прикладной софт присутствует, однако богатством выбора он не блещет, и это одна из слабых сторон площадки. Не всё ладно в AppBazar с категоризацией продуктов. К примеру, одна часть из доступных в маркете банковских приложений размещена в категории «Банки», а другая — в меню «Финансы». Путаница, да и только.
Приобретать платные приложения в магазине AppBazar можно различными способами: с лицевого счета мобильного оператора (доступно только для клиентов МТС), банковскими картами «Мир», Visa, MasterCard, UnionPay и через СБП. В качестве платёжного шлюза задействован сервис MTS Pay. Размещать продукты в маркете могут как российские, так и иностранные разработчики. Среди доступных инструментов для монетизации программных продуктов — сервис внутренних покупок, продажа подписок и премиум-версий приложений. Также профессиональной аудитории предлагаются средства для продвижения ПО и круглосуточная техническая поддержка.
Russoft
Адрес: russoft.ru.
Разработчик: Минцифры России.
Проект Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Функционирует с октября 2022 года и по факту представляет собой каталог программного обеспечения отечественных разработчиков. Услуг по приобретению ПО сервис не предоставляет (софт покупается напрямую у вендоров), а поэтому причислять Russoft к разряду полноценных маркетплейсов не совсем корректно.
В настоящий момент на портале Russoft собрано свыше полутора тысяч продуктов более чем от 900 компаний-разработчиков. Все программные решения включены в реестр отечественного ПО, для каждого из них представлены ключевые характеристики: функциональность, стоимость и совместимость с операционными системами. Также указаны зарубежные аналоги, которые может заместить российский продукт.
Для удобства навигации по каталогу программ предусмотрена сортировка по категории (средства разработки, системное ПО, информационная безопасность и прочие) и отрасли применения (образование, промышленность, финансы и другие). Имеются средства поиска по базе Russoft и форма, с помощью которой разработчики могут связаться с администраторами маркетплейса и разместить сведения о своём продукте. Заявки принимаются через портал государственных услуг и только от юридических лиц. При этом сам продукт должен быть зарегистрирован в реестре российского софта, а срок обработки обращений и принятия решения о включении ПО в каталог составляет 15 рабочих (!) дней после заполнения формы — это официально, хотя в реальности IT-компаниям приходится месяцами ждать добавления своих приложений в базу маркетплейса. В чём причина такой медлительности Минцифры России, можно только гадать.
RuMarket
Адрес: ruplay.market.
Разработчик: «Мастер Тор».
Ещё одна альтернатива магазину приложений Google Play. RuMarket был запущен в апреле 2022 года, основным инвестором проекта является экс-глава Gett в России Анатолий Сморгонский.
Интерфейс RuMarket выполнен в стилистике магазина Google, поэтому сориентироваться в программе не составит труда. Есть подборки приложений («Выбор пользователей», «Редакция рекомендует», «Популярные новинки»), разбивка по категориям («Финансы», «Бизнес», «Карты и навигация», «Развлечения», «Работа» и проч.) и поиск. Для каждой программы помимо скриншотов и описания отображаются пользовательские оценки и отзывы. Предусмотрен доступ к сервису для разработчиков. На первый взгляд всё красиво и функционально, но есть нюансы.
Во-первых, в RuMarket нет коммерческих продуктов, но есть приложения со встроенными покупками, которые для оплаты либо перекидывают на сайт разработчика, либо — барабанная дробь! — перенаправляют в заблокированный для россиян платёжный сервис Google Play. Это свидетельствует о том, что при размещении своих творений в «РуМаркете» некоторые разработчики даже не заморачивались модификацией собственных продуктов — и так сойдёт. Второй момент связан с посредственной актуализацией софта на площадке. Например, скачанная нами наугад игра «Эрудит» при запуске заявила об использовании устаревшей версии и необходимости обновить программу. Но как это сделать, если в RuMarket размещена именно эта сборка продукта? Загадка, разгадка которой, по всей видимости, кроется в низкой популярности маркетплейса и отсутствии у разработчиков мотивации поддерживать свои решения на платформе в актуальном состоянии. Если это так, то перспективы у RuMarket туманные.
RuStore
Адрес: rustore.ru.
Разработчик: VK.
Крупнейший по размеру аудитории отечественный магазин приложений для платформы Android. По данным Mediascope, аудитория RuStore составляет 10 миллионов человек старше 12 лет по всей России.
В бета-версии RuStore был запущен в конце мая 2022 года при поддержке Минцифры России. За время своего развития сервис претерпел множество изменений. В нём появились инструменты авторизации различными способами (по номеру телефона, через VK ID, «Cбер» ID, «Яндекс» ID), редакторские подборки с актуальным контентом, адаптивный поиск, возможность оставлять отзывы и оценки, а также совершать встроенные покупки в приложениях, оплачивать подписки и платные программы любым удобным способом — банковской картой, через СБП и со счёта мобильного телефона. Кроме того, RuStore открыл публикацию программ для физических лиц и стал доступен для иностранных разработчиков, которым предлагается полнофункциональная версия магазина с возможностями монетизации продуктов и их продвижения.
В настоящий момент в RuStore насчитывается 5 тысяч программных продуктов для Android, рассортированных по 13 категориям — «Государственные», «Еда и напитки», «Здоровье и спорт», «Инструменты», «Медицина», «Новости», «Образование», «Объявления и услуги», «Покупки», «Развлечения», «Социальные», «Транспорт» и «Финансы». Имеется отдельный раздел с играми. В магазине представлены софтверные решения «Сбера», «Яндекса», VK, Минцифры России, «Ростелекома», МТС, Tele2, а также прочих компаний и организаций различной сферы деятельности. Всего на платформе зарегистрированы 3600 издателей, в числе которых значатся как крупные игроки рынка ПО, так и индивидуальные разработчики. За безопасность опубликованных в RuStore приложений отвечают интегрированные средства защиты «Лаборатории Касперского» и VK, обеспечивающие сканирование загружаемого ПО на предмет наличия вредоносного кода.
NashStore
Адрес: nashstore.ru.
Разработчик: «Цифровые платформы».
Ну а завершает наш обзор ещё один российский маркетплейс NashStore, который был запущен в мае прошлого года в ответ на действия американской компании Google, существенно ограничившей доступ россиян к приложениям для Android в своём магазине и удалившей часть ПО из своего каталога.
NashStore предлагает пользователям свыше трёх тысяч приложений, среди которых — инструменты для работы, отдыха или развлечений, новостные агрегаторы, программные решения федеральных и региональных органов исполнительной власти и прочий софт. Для навигации по ассортименту каталога предусмотрены рубрикатор, поиск и тематические подборки от редакторов на все случаи жизни. Есть оценки и отзывы пользователей.
В настоящее время на платформе отсутствует система оплаты цифровых товаров и услуг, её появление ожидается в ближайшее время. Что касается сервисов для сторонних разработчиков ПО, то они также представлены на площадке. При этом разместить свои продукты в NashStore может не только организация, но и физическое лицо, зарегистрированное в качестве самозанятого и индивидуального предпринимателя. В целом как альтернативный канал дистрибуции мобильного софта NashStore вполне неплох, но до масштаба и уровня RuStore не дотягивает.
***
Если подводить итоги, то безусловные фавориты, по нашему мнению, — Allsoft и RuStore. А какими российскими маркетплейсами программного обеспечения пользуетесь вы, уважаемые читатели? Оставляйте свои комментарии ниже!