Сегодня 21 июля 2024

Открыта комета, которая осенью 2024 года станет самым ярким объектом на ночном небе — если переживёт сближение с Солнцем

Система ATLAS по слежению за астероидами, которые потенциально могут угрожать Земле, подтвердила движение в сторону Солнца новой кометы. Первыми комету C/2023 A3 увидели 9 января этого года китайские астрономы из обсерватории Tsuchinshan. Затем комета была потеряна и вновь открыта 22 февраля системой ATLAS, отчего она получила двойное название Tsuchinshan-ATLAS. Ближе всего к Земле комета подойдёт 13 октября 2024 года и станет ярчайшим объектом на небе.

Источник изображения: Filipp Romanov/EarthSk

Сейчас комета C/2023 A3 находится между орбитами Сатурна и Юпитера. Её скорость оценивается в 290 664 км/ч. Это довольно высокая скорость для таких объектов, хотя она недостаточна, чтобы покинуть Солнечную систему или свидетельствовать о прибытии кометы из межзвёздного пространства. С такими параметрами комета C/2023 A3 будет совершать один оборот вокруг Солнца за 80 660 лет.

Расчёты показывают, что максимальное сближение кометы с Солнцем состоится 28 сентября 2024 года. Астрономы любители смогут начать наблюдать за ней с июня 2024 года, хотя кометы — это довольно непредсказуемые объекты и совсем не факт, что она не развалится при сближении с нашей звездой. По мере нагрева тела кометы из неё начнут бить реактивные струи оттаявших газов, внося достаточно сумбура в её траекторию движения. В этом главная опасность комет по сравнению с астероидами — если существует вероятность тесного контакта с Землёй, то предсказать её траекторию с достаточной степенью точности нельзя. Всегда будет элемент случайности.

Ранее предсказание траектории кометы. Источник изображения: University of Arizona/CCS/D Rankin

При сближении с Солнцем яркость кометы C/2023 A3 может достичь 0,7 по шкале звёздной величины. Для сравнения, звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона имеет яркость около 0,42. Иными словами, комета в это время будет лишь немного тусклее самых ярких звёзд на небе, которых всего ничего. Но при максимальном сближении с Землёй яркость кометы может возрасти до -0,2 и даже до -5, если в работу активно вступит хвост кометы. Она станет самым ярким событием на ночном небе осенью 2024 года, если, повторим, комета переживёт сближение с Солнцем.