Сегодня 13 июля 2024

Учёные предупредили о беспрецедентной глобальной угрозе природе и науке из-за роста количества спутников на орбите

В Nature вышла серия статей, в которой учёные из разных стран предупреждают о «беспрецедентной глобальной угрозе» природе и науке со стороны растущего числа спутников на низких орбитах. Световое загрязнение будет иметь материальные и культурные последствия, многие из которых тяжело прогнозировать, но следует ожидать.

Источник изображения: ESA

По самым скромным подсчётам, с 2019 года благодаря, прежде всего, созвездию Starlink компании SpaceX, количество спутников на высоте до 2 тыс. км удвоилось. Если все анонсированные планы будут реализованы, в ближайшее время к ним добавятся ещё тысячи спутников. Каждый новый спутник увеличивает риск того, что он врежется в другой объект на орбите Земли и создаст множество обломков. Это увеличит и без того впечатляющее облако мусора на орбите и, следовательно, умножит потоки отражённого на Землю света.

Вероятно, первыми от светового загрязнения пострадают астрономы и все, кто обслуживает эту отрасль. Специально проведённое моделирование показало, что для строящейся в Чили обсерватории им. Веры Рубин с беспрецедентной по разрешению матрицей самая тёмная часть неба до конца следующего десятилетия посветлеет на 7,5 %. Примерно столько звёзд обсерватория не увидит, а также пропустит ряд явлений, которые могут нести ценность для земной науки. Будет особенно обидно, если широчайшая матрица обсерватории пропустит опасный для Земли астероид. В таком свете заявление о глобальной угрозе со стороны спутников перестаёт быть пустым кликушеством.

В более простом материальном плане засветка заставит увеличить время наблюдения и приведёт к прямому перерасходу средств. Для обсерватории им. Веры Рубин это выльется в дополнительный год наблюдения и лишних $21,8 млн из бюджета. Но ситуация может быть хуже, говорят авторы другой статьи. По их мнению, вред от засветки ночного неба и последствия этого очень и очень недооценены. Всё будет намного хуже и до конца непонятно насколько.

А ведь есть ещё культурный слой. Астроном Апарна Венкатесан (Aparna Venkatesan) из Университета Сан-Франциско, сказала, что это также угрожает «нашим древним отношениям с ночным небом». «Космос — наше общее наследие и предок, связывающий нас через науку, рассказы, искусство, истории происхождения и культурные традиции, и теперь он находится под угрозой», — написала она в комментарии к статье в Nature.

Учёные отлично понимают, что «наивно надеяться на то, что стремительно растущая космическая экономика сама себя ограничит, если её не принудить к этому», учитывая поставленные на карту экономические интересы. Они и не требуют «взять и запретить», но просят отнестись к проблеме со всем вниманием, пока не стало сильно поздно. Это не первое обращение такого рода и, очевидно, не последнее. Другое дело, будет ли оно услышано?