Сегодня 22 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Разработчики гиперзвуковых самолётов Stargazer и Destinus заявили о прогрессе: идут испытания двигателей и прототипов

Гражданская сверхзвуковая авиация завершила свою историю 20 лет назад с последним полётом «Конкорда». Сегодня она начинает делать попытки к возрождению, и даже на более высоком уровне — гиперзвуковом. Проектов много, но особенного прогресса пока не видно. Но на два из них стоит обратить внимание — это американский проект самолёта Stargazer компании Venus Aerospace и европейский Destinus одноимённой швейцарской компании с русскими корнями.

 Источник изображений: Venus Aerospace

Stargazer. Источник изображений: Venus Aerospace

Оба проекта находятся в динамическом развитии, финансово поддерживаются сторонними капиталами и демонстрируют прогресс.

Компания Venus Aerospace из Хьюстона сообщила об успешных стендовых испытаниях двигательной установки для гиперзвукового самолёта Stargazer. Двигатели аппарата будут ротационно-детонационными. Такие двигатели обычно имеют кольцевую камеру сгорания с простенком. Топливо впрыскивается в простенок либо порциями, тогда это будет импульсный двигатель, либо непрерывно. Импульсные детонационные двигатели (ДД) в отличие от двигателей с непрерывной детонацией сжигают меньше топлива, они эффективнее, но тяга будет меньше. В России, кстати, разрабатывают импульсные ДД.

 Общий принцип работы РДД (https://aerospaceamerica.aiaa.org)

Общий принцип работы РДД. Источник изображения: aerospaceamerica.aiaa.org

Кольцевой фронт ударной волны в двигателе движется намного быстрее скорости звука и открывает путь к гиперзвуковым полётам на скоростях более 5 Маха. Самолёт Stargazer будет развивать скорость до 9 Махов. Это будет позволять ему, например, доставлять пассажиров из Токио в Лос-Анджелес менее чем за час, тогда как сегодня на такое путешествие уйдёт около 11 часов. Правда, этот час придётся любоваться чернотой космоса и крутым изгибом горизонта, а не белоснежными облаками.

Разработчики Stargazer утверждают, что детонационные двигатели в штаб-квартире компании в Хьюстоне работали как требуется, вращая в камере сгорания огненный торнадо со скоростью 20 тыс. оборотов в секунду. Что более важно, в новых испытаниях впервые было использовано топливо комнатной температуры, что делает его пригодным для обычной и простой эксплуатации в самолётах.

 Стендовые испытания РДД

Стендовые испытания РДД Venus Aerospace

«Теперь у нас есть и технические знания, и инженерные наработки, чтобы полностью перейти к следующим этапам разработки и лётным испытаниям», — сказал глава компании.

После испытаний бывший администратор NASA и конгрессмен США Джим Брайденстайн сказал: «Это представляет собой ключевое продвижение к реальным летающим системам, как для оборонного применения, так и в конечном итоге для коммерческих высокоскоростных путешествий». В NASA также занимаются разработкой подобных двигателей и успешно испытывают их прототипы.

Компания Venus Aerospace работает над концепцией гиперзвукового самолета с 2020 года. За короткий срок она собрала $33 млн на проект. Теперь она начнёт гиперзвуковые лётные испытания с запуска 9-кг беспилотника, который, как надеется компания, сможет достичь скорости 5 Махов. После этого будет построен прототип Stargazer, хотя дата его создания официально пока не озвучена.

Добавим, это будет аппарат на 12 пассажиров. Его длина составит около 46 м, а ширина — до 31 м. Полёт будет проходить на высоте около 52 км со скоростью 3086 км/ч. Вес самолёта будет достигать 68 т.

 Источник изображений: Destinus

Источник изображений: Destinus

Европейский проект с русскими корнями — швейцарская компания Destinus, основанная бывшим владельцем «Техносилы» Михаилом Кокоричем — создаёт гиперзвуковой самолёт, который будет летать со скоростью 5 Махов. Это как раз та граница, с которой скорость движения официально считается гиперзвуковой. Отличительной чертой проекта Destinus является использование водородного двигателя. Это чисто, легко и энергоэффективно.

Компания Destinus со штаб-квартирой в Швейцарии и инженерными офисами в Испании, Франции и Германии с общим штатом сотрудников 120 человек создана в 2021 году. На её счету уже два лётных прототипа и готовится третий, который начнёт испытания до конца текущего года. Это будет уже сверхзвуковой аппарат (предыдущие летали на дозвуковой скорости). Впрочем, разгон до сверхзвука с использованием водородного топлива ожидается только в 2024 году или позже. Прототип Destinus 3 имеет в длину те же 10 м, что и предшественник, но будет в 10 раз тяжелее и 20 раз сложнее в плане конструкции и двигательной установки.

 Прототип Destinus 2

Прототип Destinus 2

Прототипы Destinus представляют собой самолеты со смешанным корпусом в форме волнолета — гиперзвуковой конструкции, впервые задуманной в 1950-х годах, но так и не доведённой до производства. "Её цель [формы] состоит в том, чтобы вы могли ездить поверх ударных волн, которые генерируются самим самолётом. Это довольно эффективная форма, в которой вы можете использовать меньше топлива для полёта, потому что у вас будет меньше сопротивление воздуха».

Естественно, с каждым новым прототипом Destinus совершенствует и корректирует дизайн. Через два десятилетия команда ожидает, что самолёты, с которыми она работает, будут выглядеть несколько иначе, чем те, которые она тестирует сейчас. Ожидается, что к 2030-м годам будет создан 25-местный самолёт ограниченной дальности полёта. Это будет транспорт бизнес класса. Гиперзвуковой самолёт большей вместимости появится к 2040-м годам, и он будет иметь уже места даже эконом класса.

Интересно добавить, что Destinus не ждёт милости от инвесторов и стремится зарабатывать на свои проекты сама. Так, в прошлом месяце она купила голландскую компанию OPRA — производителя промышленных газотурбинных двигателей и теперь Destinus Energy будет получать средства от продажи турбин.

Источники:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Хардкорный режим, скачки и три сюжетных дополнения: Warhorse рассказала, как будет поддерживать Kingdom Come: Deliverance 2 после релиза 5 ч.
HPE проводит расследование в связи с заявлением хакеров о взломе её систем 5 ч.
«Мы создали CRPG нашей мечты»: продажи Warhammer 40,000: Rogue Trader превысили миллион копий 6 ч.
Создатели Lineage и Guild Wars отменили MMORPG во вселенной Horizon Zero Dawn и Horizon Forbidden West 6 ч.
Instagram начал переманивать блогеров из TikTok денежными бонусами до $50 тысяч в месяц 7 ч.
Eternal Strands, Starbound, Far Cry New Dawn и ещё шесть игр: Microsoft рассказала о ближайших новинках Game Pass 8 ч.
ИИ превзойдёт человеческий разум в течение двух-трёх лет, уверен глава Anthropic 9 ч.
Keep Driving вышла на финишную прямую — новый трейлер и дата релиза ностальгической RPG о путешествии по стране на своей первой машине 9 ч.
Google стала на шаг ближе к ИИ, который думает как человек — представлена архитектура Titans 11 ч.
У «Ростелекома» произошла утечка данных — клиентам рекомендовано сменить пароли 11 ч.
GeForce RTX 5000 Kingpin не будет — легендарный оверклокер рассказал о планах на будущее, в которых есть место не только Nvidia 3 ч.
Слухи: OpenAI, Oracle и Softbank вложат $100 млрд в ИИ-инфраструктуру США, а в перспективе — до $500 млрд 3 ч.
Новая статья: Обзор смартфона OPPO Find X8: очень удобный флагман 4 ч.
К мемкоинам приведут настоящих инвесторов — поданы заявки на крипто-ETF в Dogecoin и TRUMP 4 ч.
Fujifilm представила гибридную камеру мгновенной печати Instax Wide Evo с широкоугольным объективом 8 ч.
Новый Apple iPhone SE получит вырез Dynamic Island вместо чёлки 10 ч.
К 2035 году США смогут получать до 84 ГВт из источников возобновляемой энергии на федеральных землях 10 ч.
Maxsun выпустила новые видеокарты на чипах Nvidia Kepler десятилетней давности 10 ч.
«Транснефть» направила повторный иск к Cisco на 56 млн рублей 11 ч.
Sparkle представила видеокарту Arc B580 Titan Luna с белой печатной платой и подпоркой 11 ч.