С января по май 2023 года продажи отечественного ПО для потребителей подскочили в 2,5–6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Wildberries, «М.Видео-Эльдорадо» и Ozon. Безусловными лидерами продаж являются антивирусы Kaspersky и Dr.Web, российские операционные системы «Ред ОС» и Uncom OS, а также офисный пакет «Р7-офис».
Ежемесячный объём продаж российского софта с начала года достиг 15–20 тыс. в различных категориях, и это не считая антивирусов со 100 тыс. продаж в месяц, сообщают собеседники «Ведомостей» — итого с начала года реализовано около 1 млн лицензий на отечественное ПО. Тенденцию подтвердил представитель торговой площадки Ozon, где представлены как «классические» продукты вроде антивирусов Kaspersky и Dr.Web, так и разработки новых поставщиков, такие как «Р7-офис» и «Ред ОС». В «М.Видео-Эльдорадо» ещё с прошлого года доступны «Р7-офис» и «Ред ОС», а в мае этого к ним добавилась платформа Uncom OS. Наибольшей популярностью на Wildberries пользуются антивирусы и продукты для автоматизации предприятий.
Отечественные платформы приобретаются преимущественно для установки на ноутбуки без предустановленной ОС, добавили в «М.Видео-Эльдорадо» — сейчас доля таких компьютеров на рынке составляет 25–30 %. Популярность российского ПО подтвердили и на «Авито», где его продажи за первые пять месяцев 2023 года увеличились на 73 %. На Kaspersky здесь приходится 69 % продаж от всех антивирусов; растёт популярность пакета «Р7-офис» и ОС Astra Linux.
Всплеск интереса к своей продукции отметили, конечно, и сами разработчики отечественного софта. Представитель «Р7-офис» сообщил, что продажи лицензий в 2023 году выросли в 8 раз; вдвое увеличилось число скачиваний другого продукта, предназначенного для частных пользователей — «МойОфис». Кратный рост продаж в январе–мае 2023 года подтвердил замгендиректора «Ред софт» (разрабатывает «Ред ОС») Рустам Рустамов. Положительную динамику он связывает не только с ростом спроса на российское ПО, но и увеличением числа площадок, где оно продаётся. Представители Dr.Web и «Лаборатории Касперского» сообщили о росте продаж антивирусов с начала года соответственно на 15–20 % и 10 %. При этом антивирусу Kaspersky в дистрибьюторе «F+ tech | Марвел» приписывают 95,9 % российского потребительского сегмента в единицах и 96,4 % — в денежном выражении; а в 2022 году доля разработчика была немногим больше 70 % в обоих зачётах.
Успех отечественного ПО эксперты связывают в первую очередь с эффектом низкой базы — его активные розничные продажи начались совсем недавно. Они добавляют, что «Ред ОС» едва ли отличается от прочих российских решений, но разработчик платформы активнее работает в маркетинге; популярность «Р7-офиса» связывают с исчезновением из продажи аналога от Microsoft. В базовой конфигурации отечественные ОС не имеют особых проблем при установке на ПК — сложности начинаются при попытках подключать периферию вроде веб-камер и принтеров, производители которых нечасто выпускают драйверы под Linux, а разработчики адаптированных российских платформ не имеют возможности писать их под весь ассортимент на рынке.
Тренд с ростом популярности отечественного софта обещает продолжиться, потому что уже сейчас истекают лицензии на зарубежное ПО, а возможностей продлевать их остаётся всё меньше.
Источник: