Сегодня 24 июня 2024

Ученые обнаружили планету, которая не должна существовать

Поиск экзопланет сегодня — это одна из наиболее активно развивающихся сфер в астрономии. Быстро выяснилось, что только в нашей галактике могут находиться десятки миллиардов планет — в среднем по одной на каждую звезду в Млечном Пути. А в таком объёме всегда есть место для чего-то очень и очень необычного. И учёные нашли экзопланету, которой по всем известным нам законам не должно было существовать.

Источник изображения: W. M. Keck Observatory/Adam Makarenko

Планета 8 Ursae Minoris b с примерной массой Юпитера с орбитальным радиусом вполовину меньше расстояния от Земли до Солнца была обнаружена в 2015 году группой южнокорейских астрономов, что впоследствии позволило звезде и планете получить корейские имена: Пэкду (Baekdu) и Халла (Halla), в честь самых высоких гор на Корейском полуострове. Наличие экзопланеты Халла у звезды Пэкду было определено по колебанию доплеровского смещения. В таких случаях звезда и планета вращаются вокруг общего центра масс, и звезда то движется в нашу сторону, то улетает от нас, что видно по изменениям спектральных линий в её свете.

Многолетние наблюдения за системой показали, что колебания доплеровского смещения однозначно соответствует присутствию массивного объекта на орбите вокруг звезды и не может быть ошибкой, что иногда случается в таких случаях. Иначе говоря, планета Халла — это не ошибка в измерениях. Планета действительно существует, но в то же время её не должно было там быть, как показали другие данные.

Дело в том, что звезда Пэкду находится на стадии сжигания гелия, что также показал спектральный анализ её излучения. Это означает, что она прошла стадию сброса оболочки, которая происходит после того, как весь водород в её ядре превратился в гелий — тогда ядро сжимается, а оболочка расширяется в сто или более раз, поглощая и уничтожая всё на своём пути. Через миллиарды лет подобное произойдёт с нашим Солнцем и тогда Меркурий, Венера и Земля будут уничтожены в нашей системе. Но как в такой ситуации могла уцелеть экзопланета в далёкой звёздной системе?

Вероятные сценарии развития событий. Источник изображения: Brooks G. Bays, Jr, SOEST/University of Hawai

На этот счёт учёные предложили два варианта развития событий. Во-первых, если ранее система была двойной, то расширение оболочки более старой звезды могло бы «упереться» в более молодую звезду и сброс был бы ограничен сравнительно небольшим пространством. Во-вторых, экзопланета могла образоваться уже после сброса оболочки со звезды из её вещества. В любом случае оба процесса требуют сочетания достаточно редких условий, чтобы один из них стал реальностью. Но планета — вот она! Она есть и это факт, что лишний раз напоминает нам, что во Вселенной достаточно уголков, где может происходить такое, что нам и не снилось.