Сегодня 14 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Корпуса, БП и охлаждение

Обзор системы жидкостного охлаждения ID-Cooling DashFlow 360 XT: пять вентиляторов и 360-мм радиатор

⇣ Содержание

#Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование эффективности ID-Cooling DashFlow 360 XT было проведено в закрытом корпусе системного блока на следующей конфигурации:

  • системная плата: MSI MPG Z790 Edge WiFi (Intel Z790, LGA1700, BIOS H.50 от 19.04.2023);
  • усилительная пластина: Thermalright LGA 17XX-BCF-GRAY;
  • процессор: Intel Core i9-13900K 3,0-5,8P/2,2-4,3E ГГц (Raptor Lake, 10 нм, 8/16P+16E ядер, 36 Мбайт L3, TDP 125/253 Вт);
  • термоинтерфейс: ID-Cooling Frost X25 [10,5 Вт/(м·К)];
  • оперативная память: DDR5 2 × 16 Гбайт Team Group T-Create Expert (CTCED532G6000HC38ADC01), XMP 6000 МГц 38-38-38-78 CR2 при 1,25 В;
  • видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER FE 8 Гбайт/256 бит, 1470-1650/14000 МГц;
  • накопители:
    • система: Gigabyte GP-AG4500G 500,1 Гбайт (PCIe 4.0 x4);
    • бенчмарки и игры: Netac NVMe SSD 1024,2 Гбайт (NT01N950E-001T-E4X, PCIe 3.0 x4);
    • бенчмарки и игры: Patriot VIPER VP4300 1024,2 Гбайт (VP4300-1TBM28H, PCIe 4.0 x4);
    • бенчмарки: Intel SSD 730 480 Гбайт (SATA III, BIOS vL2010400);
    • архивный: Samsung Ecogreen F4 HD204UI 2000,3 Гбайт (SATA II, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
  • корпус: Thermaltake Core X71 (шесть 140-мм be quiet! Silent Wings 3 PWM: три на вдув 990 об/мин, два на выдув 990 об/мин, один на выдув 800-1610 об/мин PWM);
  • панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
  • блок питания: be quiet! Straight Power 10 500W (BN231) (0,5 кВт, 80 Plus Gold), 135-мм вентилятор.

Для получения стабильных и объективно сопоставимых друг с другом результатов основные параметры процессора были зафиксированы в следующих значениях: частота BCLK – 100 МГц, множитель производительных ядер – 53, частота – 5,3 ГГц, множитель энергоэффективных ядер – 42, частота – 4,2 ГГц, напряжение Vcore – 1,110 В. В BIOS материнской платы был выставлен третий уровень стабилизации напряжения на ядре процессора (CPU load-line calibration).

По данным HWiNFO64, уровень тепловыделения процессора с такими настройками достигал 245-250 ватт. Добавим, что эффективная частота оперативной памяти была повышена с номинальных 6 до 6,4 ГГц при напряжении 1,26 В с дополнительной настройкой вторичных и третичных таймингов.

Тестирование было проведено в операционной системе Microsoft Windows 11 версии 22H2 (22621.1778). Программное обеспечение, использованное для теста:

  • Cinebench R23 – для создания стресс-нагрузки на процессор (режим Test Throttling, два последовательных цикла по 10 минут);
  • HWiNFO64 7.50-5150 – для мониторинга температур и визуального контроля всех параметров системы.

Снимок экрана мониторинга во время одного из циклов тестирования выглядит следующим образом.

Нагрузка на процессор создавалась двумя последовательными циклами Cinebench R23. На стабилизацию температуры CPU между циклами отводилось по 10 минут. За окончательный результат, который вы увидите на диаграмме, принята максимальная температура наиболее горячего из восьми производительных ядер центрального процессора в пике нагрузки и в режиме простоя, а также средняя максимальная температура по всем таким ядрам. Кроме этого, в отдельной таблице будут приведены температуры всех производительных ядер процессора, их усреднённые значения и дельта температур между ядрами. Температура в помещении контролировалась установленным рядом с системным блоком электронным термометром с точностью измерений 0,1 °C и с возможностью почасового мониторинга изменения температуры в помещении за последние 6 часов. Во время данного тестирования температура окружающей среды была нетипично высокой и колебалась в диапазоне 27,6–28,1 °C (дельта учитывалась в результатах).

Измерение уровня шума систем охлаждения проводилось электронным шумомером «ОКТАВА-110А» в период от ноля до трёх часов ночи в полностью закрытой комнате площадью около 20 м2. Уровень шума измерялся вне корпуса системного блока, когда источником шума в комнате являлась только система охлаждения и её вентиляторы. Шумомер, зафиксированный на штативе, всегда располагался строго в одной точке на расстоянии ровно 150 мм от ротора вентилятора. Системы охлаждения размещались на самом углу стола на подложке из вспененного полиэтилена. Нижняя граница измерений шумомера составляет 22,0 дБА, а субъективно-комфортный (просьба не путать с низким!) уровень шума систем охлаждения при измерениях с такого расстояния находится около отметки 36 дБА. За условно-низкий уровень шума мы принимаем значение 33 дБА.

Эффективность и уровень шума ID-Cooling DashFlow 360 XT мы сравним с показателями суперкулера Noctua NH-D15S chromax.black с двумя 140-мм вентиляторами Noctua NF-A15 HS-PWM chromax.black.

Скорость вращения крыльчаток вентиляторов всех тестируемых систем охлаждения регулировалась в диапазоне от 800 об/мин до их максимума с шагом 200 или 400 об/мин с помощью специального контроллера, точность которого составляет ±10 об/мин.

#Результаты тестов и их анализ

#Эффективность охлаждения

Система жидкостного охлаждения ID-Cooling DashFlow 360 XT оказалась ощутимо эффективнее суперкулера Noctua NH-D15S chroma.black, но есть нюанс. Дело в том, что её эффективность критически зависима от скорости вращения вентиляторов. Помните, мы говорили про увеличенную толщину радиатора? Так вот, на максимальной скорости трёх 120-мм вентиляторов, которая фактически составила 2340 об/мин против заявленных 2000 об/мин, преимущество DashFlow 360 XT составляет 6 градусов Цельсия.

При снижении скорости вентиляторов до 2000 и даже до 1600 об/мин DashFlow 360 XT всё ещё остаётся эффективнее Noctua NH-D15S, причём в последнем случае на 3 градуса Цельсия при одинаковом уровне шума (49,8 и 49,9 дБА). На скорости 1200 об/мин преимущество ID-Cooling сокращается до двух градусов Цельсия, а на 1000 и 800 об/мин до полутора-двух градусов. С одной стороны, это победа. С другой, можно ли, положа руку на сердце, назвать это убедительной победой столь габаритной и амбициозной СЖО? На наш взгляд, нет.

Попробуем повысить частоту производительных ядер процессора до 5,4 ГГц при напряжении 1,150-1,155 В и расчётном тепловыделении 260 ватт.

В этом тесте суперкулер справился с нагрузкой только на максимальной скорости своих 140-мм вентиляторов, поэтому результаты приведём в виде двух скриншотов с полными данными мониторинга.

 ID-Cooling DashFlow 360 XT (3×2340 об/мин, 59,8 дБА)

ID-Cooling DashFlow 360 XT (3×2340 об/мин, 59,8 дБА)

 Noctua NH-D15S chromax.black (2×1550 об/мин, 49,9 дБА)

Noctua NH-D15S chromax.black (2×1550 об/мин, 49,9 дБА)

Как видим, преимущество ID-Cooling DashFlow 360 XT на максимальной скорости вентиляторов по-прежнему составляет 6 градусов Цельсия — и ещё 1,5-2 градуса к ним добавляет температура в помещении, которая во время тестирования Noctua NH-D15S chroma.black была ниже. То есть в максимуме СЖО эффективнее на 7,5-8 градусов Цельсия. И если для суперкулера это предел, то DashFlow 360 XT справлялась с такой нагрузкой при скорости вентиляторов 2000 об/мин (85 °C), 1600 об/мин (88 °C) и 1200 об/мин (91 °C). Ну вот, уже неплохо.

Что касается эффекта от VRM-вентилятора на помпе, то мы провели дополнительные тесты эффективности СЖО при его отключении, что привело к повышению температур элементов цепей материнской платы на четыре градуса Цельсия при итоговых 54 градусах Цельсия против 50 градусов Цельсия с вентилятором. Разница не критична, но всё же есть. Нужно заметить, что эффект от VRM-вентилятора будет разным на разных материнских платах — в зависимости от конфигурации радиаторов на элементах VRM и самих элементов цепей питания. Также внимательные читатели наверняка отметят, что на скриншоте мониторинга максимальная температура цепей VRM под Noctua NH-D15S chroma.black составила 51,5 градуса Цельсия.

#Уровень шума

Минимальный уровень шума ID-Cooling DashFlow 360 XT составляет 34,9 дБА, поскольку скорость 120-мм вентиляторов ниже 800 об/мин не опускается. Иначе говоря, полной тишины от такой системы даже в режимах без нагрузки на процессор ждать не приходится. В диапазоне от 800 до 1180 об/мин СЖО работает даже громче суперкулера, а вот в скоростном диапазоне от 1180 до 1520 об/мин суперкулер шумит сильнее. Правда, при дальнейшем повышении скорости троицы 120-мм вентиляторов DashFlow 360 XT её уровень шума вновь становится выше, чем у суперкулера.

Кроме этого, не понравилось шелестение подшипников на низких скоростях работы вентиляторов — его хорошо слышно и комфортным никак не назвать. А вот вентилятор VRM работает значительно тише трёх 120-мм вентиляторов на радиаторе, его попросту не слышно на фоне их работы. К уровню шума помпы также нет никаких претензий – всего 31,2 дБА по нашей методике, что крайне тихо, если не сказать и вовсе бесшумно. И всё же в целом уровень шума ID-Cooling DashFlow 360 XT оставляет желать лучшего.

#Выводы

ID-Cooling DashFlow 360 XT оказалась довольно противоречивой новинкой в силу спорных конструкторских решений и высокой рекомендованной стоимости. Основная проблема СЖО, на наш взгляд, заключается в использовании не совсем подходящих для неё вентиляторов. Их сильная сторона — в подсветке, но это даётся ценой уменьшения размеров крыльчатки. Для радиатора увеличенной толщины лучше подошли бы вентиляторы с маленьким статором и повышенным статическим давлением, да ещё и на более тихих гидродинамических подшипниках. Кстати, такие вентиляторы у ID-Cooling недавно появились – речь о модели AF-127-ARGB. Четвёртый 120-мм вентилятор в комплекте — также довольно странное решение, которое наверняка повлияло на стоимость системы. Эффект от небольшого вентилятора для VRM-цепей есть, но не столь впечатляющий, как можно было бы ожидать. Впрочем, в менее вентилируемых корпусах разница от присутствия такого вентилятора должна быть выше полученных в нашей тестовой системе четырёх градусов Цельсия.

По эффективности охлаждения ID-Cooling DashFlow 360 XT находится на уровень выше, чем лучшие воздушные кулеры, хотя и не может показать значительного превосходства в каждом из режимов тестирования. Разогнать процессор сильнее, чем под суперкулером, с данной СЖО нам не удалось. На максимальной скорости можно рассчитывать на 6-8-градусное преимущество по температурам по сравнению с показателями суперкулера.

Записывать в плюсы СЖО полную совместимость со всеми актуальными процессорами и простоту сборки, пожалуй, будет не совсем корректно, поскольку все AiO-системы сейчас предлагают такой же набор функциональности. Отвёртку, термопасту Frost X35 и пластиковые скобы можно считать приятными бонусами. А вот подсветка у DashFlow 360 XT действительно очень красивая, да и наличие в комплекте хаба потребует всего по одному разъёму на плате для вентиляторов и для ARGB-кабеля подсветки. В целом неплохо, не банально, но всё же не впечатляет — особенно если подтвердится рекомендованная стоимость в 180 долларов США.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥