Сегодня 14 июля 2024

NASA извлекло и взвесило все образцы грунта с астероида Бену — улов вдвое превзошёл ожидания

В NASA сообщили, что все собранные аппаратом OSIRIS-Rex образцы грунта с астероида Бенну извлечены из контейнера и взвешены. Общий вес материала составил 121,6 г. Научная программа миссии предполагала получить всего 60 г образцов, а результат более чем в два раза превзошёл ожидания. Поскольку NASA планирует сохранить 70 % образцов для изучения в будущем, излишки позволят познакомиться с образцами большему количеству учёных.

Источник изображения: NASA

Зонд NASA OSIRIS-REx был отправлен в космос в 2016 году. Он проделал долгий путь к астероиду Бенну, с которого должен был взять образцы поверхности. Забор образцов прошёл с угрозой аварии. Ударный рычаг взметнул с поверхности целое облако крупных фрагментов и пыли. Один из крупных фрагментов заклинил защитную заслонку на пробоотборнике, и это могло привести к потере образцов. Поэтому пробоотборник пришлось втянуть в зонд раньше расчётного времени.

Возвращение на Землю тоже прошло с приключениями. Тормозной парашют спускаемого контейнера с образцами не раскрылся на высоте 30 км, как планировалось. Он вышел на высоте 3 км и едва не сбил купол основного парашюта. Как позже выяснилось, при сборке спускаемого аппарата перепутали клеммы исполнительного механизма и сигнальные линии от тормозного и основного парашюта. Повезло, что стропы тормозного парашюта автоматика перерезала по программе, и когда он вышел уже после раскрытия основного купола, то сразу улетел прочь. Без тормозного парашюта спускаемая капсула разогналась сильнее, но основной парашют выдержал рывок.

После вскрытия капсулы в центре NASA там повсюду увидели чёрный порошок, который оказался образцами с Бенну. Ещё до вскрытия пробоотборника учёные агентства извлекли из внутренностей капсулы 70,3 г образцов. Вскрыть пробоотборник и добраться до остального грунта получилось не сразу. Два удерживающих защитную крышку винта открутить никак не могли. Это получилось только в январе — три месяца спустя после спуска капсулы на Землю. Внутри пробоотборника обнаружилось ещё 51,2 г образцов. Итого зонд вернул на Землю 121,6 г грунта с астероида Бенну, что стало самой крупной в истории космонавтики доставкой материал с астероида.

Для долговременного хранения NASA отложит 70 % полученных образцов. Для передачи учёным в США и другие страны будет выделено 30 % образцов. В NASA распределят их по контейнерам и каталогизируют, чтобы исследователи могли заказать порцию грунта для анализа. Каталог будет готов этой весной, после чего начнётся кропотливая работа в лабораториях.