Автопроизводители продают сторонним компаниям подробные отчёты об особенностях поведения своих клиентов на дорогах, и эти отчёты влияют на стоимости страховых взносов, гласят результаты опубликованного New York Times расследования.
General Motors, Honda, Kia, Mitsubishi, Subaru и другие автопроизводители собирают данные с подключённых к интернету транспортных средств — на основе этой информации составляются поведенческие профили водителей, которые содержат подробные описания, как часто данный водитель прибегает к экстренному торможению, как часто нарушает скоростной режим и насколько склонен к резкому ускорению при включении зелёного сигнала светофора.
В 2022 году 65-летний американец Кенн Даль (Kenn Dahl) обнаружил, что его страховой взнос вырос на 21 %. Он обратился в несколько страховых компаний, но все они предложили, по его мнению, неадекватные ставки. Один из страховых агентов впоследствии признался, что причиной стали данные его профиля LexisNexis. Расположенная в Нью-Йорке компания LexisNexis выступает международным брокером данных с подразделением «Решения по рискам», которое предлагает анализ данных по ряду отраслей, включая автомобильную. Обычно массивы данных включают аварии и нарушения правил дорожного движения, но в 258-страничном «отчёте по раскрытию данных потребителя» намного больше говорилось о его манере вождения.
На 130 страницах были приведены все его поездки за последние полгода — всего 640 поездок. В отчёт вошли даты каждой поездки, время её начала и окончания, пройденное расстояние, а также давалась оценка его манере вождения в отношении превышения скорости, торможения и ускорения. Выяснилось, что иногда он вёл машину безрассудно, из-за чего его страховой взнос вырос. Даль неосознанно включил на своей машине функцию оценки его манеры вождения и не прочитал приведённое мелким шрифтом пояснение о возможности передачи этих данных третьим лицам. Он оказался лишь одним из многих людей, которые столкнулись с ростом расходов на страховку из-за сбора данных, о котором они даже не подозревали.
Некоторые водители даже не включали эту функцию, но их страховые взносы всё равно выросли — когда это происходит, разобраться в причинах не всегда получается. LexisNexis открыто заявляет, что может предоставлять страховым компаниям отчёты по «реальной манере вождения» более чем 10 млн автомобилей. В соответствии с законодательством любой желающий может запросить у брокера данных отчёт о своём профиле онлайн, но на сумму страхового взноса это уже не повлияет. Лучше всего тщательно изучить настройки автомобиля с выходом в интернет и отключить все функции обмена данными.
Источник: