Долго расписывать предысторию создания электромобиля «Атом» не вижу смысла – разрабатывают его люди, мягко говоря, не скрытные, и мы постоянно рассказываем о разных стадиях этого процесса в новостях: вот информация о предзаказах, вот про дизайн, про цену, про участие ИИ, про предсерийные прототипы, про краш-тесты и так далее.
Тем не менее несколько вводных слов сказать необходимо. Разработкой занимается АО «Кама», начиная с 2021 года, когда была сформирована концепция городского электромобиля и намечены сроки серийного выпуска – 2025 год. На тот момент новости воспринимались со скепсисом – «ну да, еще один стартап с наполеоновскими планами», да еще и занимающийся автомобилями. Некоторую надежду вселяло то, что он образовался не где-то в Сколково по принципу "трое айтишников под руководством эффективного менеджмента работают с грантами" (и нет, не с Lada Granta). Тут все же более надежное основание – о прямой связи с КАМАЗом никто не говорит, но офис в Набережных Челнах не оставляет места для размышлений об иных связях. Дальше была понятная пауза в 2022 году, после которой казалось, что проект затухнет. Но этого не произошло.
В 2023 году начался вал новостей об «Атоме». АО «Кама», как я и сказал выше, принялось работать с небывалой степенью открытости, извещая буквально о каждом шаге: вот так мы разрабатываем дизайн, вот наша ходовая часть, вот наша собственная ОС, которая отвечает за «мозги» автомобиля, и прочее и прочее. Логика стартапа здесь совмещается с действительно крупной командой (в настоящий момент более 1000 человек), актуальным пиаром и мощной технологической базой. И последняя – что самое отрадное – пестрит исключительно российскими названиями.
Мне, как человеку, воспитанному в числе прочего и газетой «Авторевю», все упоминаемые в этом разрезе вещи грели сердце: МАДИ (институт, на подготовительные курсы в который я в свое время ходил, но не стал поступать), НАМИ, Дмитровский полигон, завод «Москвич»… Да-да, собираться «Атом» будет именно в Москве, а не в Набережных Челнах, что, казалось бы, логично. Но легковой опыт этого завода пока так и ограничится «Окой».
И да, в то, что «Атом» именно будет собираться в Москве, а не, возможно, будет собираться в Москве, теперь не просто верится, скорее это кажется уже почти неизбежным. На прошлой неделе нам довелось покататься на предсерийном прототипе «Атома» — фактически предпоследнем шаге перед серийным образцом. То есть на электромобиле, дизайн которого на 95% соответствует будущей серийной версии. Уже готова ходовая платформа (ее, пусть и с кузовом другого автомобиля, показывали прессе год назад), есть финальный дизайн – как экстерьера, так и интерьера, почти готова электроника. Остались по большей части тесты и тонкие настройки.
Перед непосредственным рассказом об опыте знакомства с прототипом – самая логичная ремарка. Нет, это не перелицованный китайский электромобиль и не вариация на эту тему. Это действительно российская разработка – конечно, часть узлов и агрегатов закупается, но глобально это именно отечественный электромобиль.
В заголовке я не просто так сравнил «Атом» с «Окой» — концептуально они действительно близки: это сугубо городские компактные автомобили. Просто «Атом» находится на другом уровне комфорта, конечно. Длина автомобиля – менее четырех метров (3995 мм), при этом «Атом» четырехдверный, что нетипично для автомобилей подобной длины. Двери тут нестандартные: передняя и задняя распахиваются навстречу друг другу, а средняя стойка в кузове отсутствует. Также нестандартно и то, что двери не просто снабжены доводчиком, а полностью электрические – открываются и закрываются по нажатию кнопки (или по прикосновению к педалям, или даже через смартфон, да). Добавлю, что отсутствие средней стойки привело к необходимости усиливать иные несущие стойки – и места для электропривода багажника не осталось, он тут как раз традиционный, «ручной».
Багажник – крохотный (345 литров). Клиренс – 170 мм, автомобиль внешне очевидно «городской». С другой стороны, иного от электрокара ожидать и не следовало, это вполне понятная ниша для любого автомобиля без ДВС. При этом стоит сказать, что внутри «Атом» получился не тесным. Мне с ростом 186 см было вполне комфортно сидеть и на передних сиденьях, и на заднем. Да, было ощущение, что жестко пройденная искусственная неровность приведет мою макушку к столкновению с потолком, но потолок тут, к слову, мягкий. Ну и надо привыкнуть к тому, как высоко ты сидишь, линия лобового стекла находится чуть выше глаз. Задний диван, к слову, складывается и отодвигается назад, если места для ног не хватает. Мне – вполне хватало.
Сам по себе салон вполне соответствует современным тенденциям: оформление тканью, пластиком и искусственной кожей, минимум управляющих элементов – нет даже рычага АКПП, вместо этого – четыре клавиши над «торпедой». Зато на руле – экран, через который (и потенциально, повторюсь, через приложение на смартфоне) можно настраивать системы автомобиля. Я, в частности, настраивал сиденье (угол наклона спинки, положение подушки) и руль – пока сенсорный дисплей работает так себе, подтормаживает, но и речь идет о предсерийном прототипе, как раз такие вещи «допиливаются» в последний момент. Есть и проектор, выдающий информацию на лобовое стекло. Пока это только уровень заряда и скорость, но будет больше всего. С водительского места проекцию видно отлично, и она не мешает обзору при этом.
В электромобиле установлен электромотор мощностью 150 кВт (204 л.с.), он обеспечивает «Атому» разгон до 100 км/ч за 8 секунд. Максимальная скорость – 170 км/ч. Запас хода на одном заряде составляет примерно 500 км. Привод – задний, в задней части кузова находится и сам электромотор.
Впечатления от «Атома» непосредственно на ходу – минимальны. Я проехал пару кругов по полминуты каждый пассажиром – здесь могу отметить только сильные боковые крены, что ожидаемо для короткобазной и при этом высокой (1615 мм) машины. Ноги, повторюсь, не упирались в переднее сиденье, но втроем на заднем сиденье «Атома» ездить уже нельзя, ремней только два, да и по центру сидеть элементарно неудобно.
Один круг проехал пассажиром со штатным испытателем за рулем и два круга за рулем сам. Максимальная скорость была ограничена 40 км/ч, но мы разгонялись примерно до 50 км/ч – никаких специфических ощущений от вождения, если вы когда-либо имели дело с электромобилем, тут нет. Тихо, динамично. Разве что тормоза работают очень жестко, но, по словам испытателя, это еще один огрех прототипа, который исправят. Да и на втором круге я, честно говоря, уже чуть пообвыкся и не стопорил машину простым прикосновением к педали тормоза.
Общее впечатление же от «Атома» весьма простое – оно живое! Да, мы видели фото, видео, пресс-релизы. При желании можно регулярно ездить в московский офис компании и общаться с командой АО «Кама» самостоятельно – но реальный автомобиль, вполне симпатичный внешне (на дорогах отличить его от китайских машин будет непросто – но это беда всех современных автомобилей, очень похожих друг на друга независимо от страны происхождения) и технологичный внутри, пусть и требующий внимательной к мелочам доработки.
Главное же – вполне верится, что «Атом» реально появится в этом году в продаже, и 36 тысяч предзаказавших электромобиль уже скоро увидят свои экземпляры. Для фактически стартапа, разрабатывающего свой первый электромобиль с нуля, сам факт приближения к серийному производству – уже достижение. А четкое следование намеченному таймлайну и вовсе кажется маленьким чудом. Конечная цена пока не уточняется, но речь идет о суммах от 2,5 до 3,5 миллионов рублей.
Все комментарии премодерируются.