Сегодня 17 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

В Калифорнийском университете попробовали охлаждать процессоры мокрой тряпкой и добились теплоотвода 800 Вт

Предложенная учёными из Калифорнийского университета в Сан-Диего технология пассивного охлаждения процессоров обещает поднять энергосбережение серверных залов на новую высоту. Новая разработка на основе испаряющего воду волокнистого материала способна рассеять 800 Вт с каждого квадратного сантиметра поверхности, что стало новым рекордом в капиллярном способе охлаждения.

 Источник изображения: Tianshi Feng

Источник изображения: Tianshi Feng

К 2030 году глобальное потребление энергии ЦОДами может увеличиться более чем в два раза. По оценкам Министерства энергетики США, на охлаждение центров по обработке данных уже расходуется до 40 % всей потребляемой ими энергии, и эта нагрузка будет только расти. Убрать это слагаемое из уравнения означает пустить энергию на вычисления, а не буквально выпустить её в атмосферу в виде тех же парниковых газов. Не исключено, что созданная в США технология пассивного охлаждения чипов без вентиляторов и помп поможет в этом благом деле.

Технология основана на использовании специально разработанной волокнистой мембраны, которая пассивно отводит тепло от чипа с помощью естественного испарения влаги. Заявленная способность мембраны отводить 800 Вт/см2 стала одним из самых высоких показателей для пассивных систем охлаждения. И это не разовый эффект. Разработка показала стабильную работу в течение нескольких часов подряд.

Созданная учёными мембрана обладает высочайшей пористостью, что благодаря капиллярному эффекту позволило равномерно распределять влагу по всей площади и испарять её в верхней части мембраны. По мере испарения жидкости она естественным образом бесшумно отводит тепло от микросхем.

«По сравнению с традиционным воздушным или жидкостным охлаждением, испарение может рассеивать больший тепловой поток, потребляя при этом меньше энергии», — сказал Ренкун Чен (Renkun Chen), профессор машиностроения в Калифорнийском университете в Сан-Диего и соавтор исследования.

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего нашли золотую середину между слишком большими порами и слишком маленькими, обеспечив баланс между риском неравномерной подачи влаги к поверхности и опасностью засорения. Разработав сеть пор нужного размера, они создали материал, который не только лишён недостатков, но и обеспечивает лучшие в отрасли характеристики. И он сохраняет стабильность в течение нескольких часов работы при высокой температуре.

«Представленные волокнистые мембраны изначально были разработаны для фильтрации, и никто ранее не исследовал их применение в процессе испарения. Мы поняли, что их уникальные структурные характеристики — взаимосвязанные поры и правильный размер пор — могут сделать их идеальными для эффективного испарительного охлаждения. Нас удивило, что при правильном механическом усилении они не только выдерживали высокий тепловой поток, но и работали при нём очень хорошо», — поясняют учёные.

Сейчас команда работает над интеграцией этой технологии в «охлаждающие пластины» — устройства, которые устанавливаются непосредственно на процессоры для рассеивания тепла. Они также создали стартап, чтобы вывести технологию на рынок.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Создатель Dead Space увидел в новых владельцах Electronic Arts шанс для Dead Space 4 и «уже начал делать звонки» 42 мин.
Бразилия стала главным мировым экспортёром DDoS-атак 2 ч.
Разработчики новой Painkiller объяснили, зачем превратили игру в динамичный кооперативный шутер 3 ч.
Трассировка лучей, «кошмарная» сложность и «Новая игра +»: Techland раскрыла план улучшений Dying Light: The Beast 4 ч.
Gemini научили выполнять цепочки действий в «Google Таблицах» 4 ч.
Власти Японии призвали OpenAI соблюдать авторские права по отношению к манге и аниме при генерации видео в Sora 2 6 ч.
Anthropic представила инструмент Skills, который сделает ИИ полезнее в реальной работе 15 ч.
Умер легендарный гейм-дизайнер Томонобу Итагаки — создатель Dead or Alive и отец современной Ninja Gaiden 16 ч.
OnePlus представила OxygenOS 16 в стиле iOS с расширенными ИИ-функциями и не только 17 ч.
Мультиплеерной игрой Quantic Dream оказалась условно-бесплатная MOBA — первый трейлер, геймплей и подробности Spellcasters Chronicles 18 ч.
G.Skill показала экстремальный разгон DDR5 без экстремального охлаждения — 48 Гбайт довели до 10 600 МГц 19 мин.
Дочка Xpeng представила шестиместный «летающий автобус» — дизайн подсмотрели у американцев 21 мин.
Президент РФ предложить запитать ЦОД от угольных электростанций 33 мин.
Xiaomi раскрыла дизайн доступного флагмана Redmi K90 Pro Max и объявила дату его презентации 2 ч.
Bloomberg узнал, где и когда Samsung представит свой первый трёхстворчатый складной телефон 2 ч.
Огромный ускоритель SpaceX Super Heavy картинно завис над водами залива, прежде чем навсегда исчезнуть в пучине 2 ч.
Легендарная Vertu представила смартфон Agent Q, который можно купить только в одном магазине в мире 2 ч.
Huawei представила самый доступный складной смартфон Nova Flip S — всего от $490 3 ч.
Открытая ИИ-модель Google DeepMind Cell2Sentence-Scale 27B совершила прорыв в терапии рака, который подтвердили учёные 3 ч.
SK hynix показала 245-Тбайт SSD серии PS1101 для дата-центров 4 ч.