⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
ITоги `2005. Прогнозы
ПроцессорыНаконец то, Intel, как и предполагалось в прошлом году, закончил переоборудование своей первой фабрики под 0.07 мкм техпроцесс - на сей раз пионером стала ирландская Fab24. Что и говорить, поход за покупками при приобретении нового оборудования для Intel получился не слишком дешевым, поскольку, как уже неоднократно упоминалось, к сожалению, те старые литографические сканеры, что, с теми или иными доработками, использовались вплоть до нынешнего 90 нм техпроцесса, 70 нанометров уже никак не тянут, при всем желании.
К счастью, согнанные из лабораторий Lawrence Livermore и Sandia, а также из AMD, Intel, Micron и Infineon, технари из консорциума Extreme Ultraviolet LLC, занимавшиеся разработками в области EUV литографии еще с 1997 года, смогли таки превратить теорию в практику – в начале 2004 года клиентам были отправлены первые опытные образцы оборудования, а уже в 2005 Intel начал установку EUV сканеров на Fab24. Теперь у компании снова есть некоторый запас на будущее – с теми или иными модификациями, ее новые игрушки смело могут использоваться и при производстве 30 нм чипов. AMD, как обычно, отстает, но не слишком намного – на ее недавно построенной Fab35 уже монтируется экспериментальная EUV линия (еще бы, учитывая, что на только что введенной в строй в прошлом году фабрике используется только что введенный AMD 90 нм техпроцесс). Впрочем, будем справедливыми, пока что ей вполне хватает 90 нм для того, чтобы ее топовый представитель семейства Athlon 64, 6 ГГц (XP 9000+) чип на базе ядра SanDiego, абсолютно без всякого напряжения для компании стоил практически в полтора раза меньше топового же представителя линейки Pentium V на ядре Nehalem, работающего на частоте в 8 ГГц – $285 против $440.
С другой стороны, в этом есть свой резон, учитывая, что площадь чипа в первом случае составляет всего лишь 115 кв.мм, а во втором – 143 (вспомним, что оба содержат 2 Мбайт кэша L2!). И это при том, что в случае с Athlon 64 мы имеем встроенный контроллер DDR II, тогда как Pentium V по прежнему полагается в работе с памятью на чипсет. (Хотя 64-бит адресацию в x86 процессорах поддерживают уже как AMD, так и Intel). Впрочем, стоит признать, что подход Intel выглядит все же куда более взвешенным – мы все хорошо помним, со сколькими проблемами столкнулась AMD в 2003 году, когда ей пришлось достаточно сумбурно раздваивать обе линейки, как Opteron, так и Athlon 64, добавляя к версиям со встроенным DDR контроллерам еще и варианты с поддержкой DDR II. Что самое печальное, тот же сценарий грозит повториться и сейчас, ведь DDR III уже подходит к стадии массового производства, так что контроллер памяти вновь подлежит замене. Intel же, по традиции (гусары, про Rambus – молчать!) выбрал куда более взвешенный подход, начав использование в своем новом ядре новой технологии, затрагивающей лишь процессор, и при этом, выполняющей ту же конечную роль, что и подход AMD – ускорение работы с памятью. Спекулятивное предвычисление, по сути, стало вторым поколением технологией предварительной загрузки инструкций (prefetching), впервые введенной Intel в Pentium III, и, надо признать, редко когда вторая версия получалась столь эффективной – в ряде задач комбинация HyperThreading II и спекулятивного предвычисления дает прирост до 80 процентов! И как раз на тех задачах, на примере которых Intel с AMD и доказывают необходимость приобретения своих новых процессоров: голосовой синхроперевод, выпуски виртуальной службы новостей по вашему запросу, и т.д. Да те же самые новые версии Windows XP (Longhorn) с 3D интерфейсом и Office 12 чего стоят! К счастью для производителей процессоров и графических чипов, Microsoft и производители игр успешно продолжают поднимать планку требований к производительности все выше и выше. Так что положение сложилось достаточно стандартное – да, по соотношению цена/производительность AMD сегодня бесспорно выигрывает, пока что удерживая предлагаемый Intel темп по снижению цен, но... В том-то и дело, что темп навязывает Intel, то есть, компания является лидером уже сегодня, а когда уже в первой половине следующего года на рынок выйдет ядро Moscow – 70 нм вариант Pentium V, будет интересно понаблюдать за тем, выдержит ли AMD новый виток ценовой войны и хватит ли у нее денег для выпуска K9, обещанного на конец следующего года. С другой стороны, по крайней мере, фирма сможет удержаться только лишь за счет своего положения на серверном рынке – все же не зря AMD в свое время сделала ставку на серверный Low-End предложив своеобразный 32/64 бит гибрид в виде Opteron. Естественно, что Xeon ей вытеснить отнюдь не удалось, но серьезно потеснить – несомненно: все же 28 процентов рынка x86 серверных процессоров – еще года три назад AMD такое не могло присниться и в самых смелых снах. Сейчас же ее 4 ГГц Opteron с 3 Мбайт кэшем L2 благополучно соревнуется в Low-End секторе с 3.8 ГГц Xeon с аналогичными показателями. При том, что у Xeon есть стопроцентный плюс в виде HyperThreading II, позволяющего распараллеливать процессы уже на четыре потока, тогда как AMD свой первый процессор с двумя ядрами (правда, физическими) готовится выпустить лишь в следующем году.
Как бы то ни было, а этот плюс AMD одновременно оборачивается и минусом для нее: на рынок серверных процессоров среднего и старшего уровня компании вход напрочь закрыт – там прочно закрепился Intel со своими IA64 продуктами, благополучно миновавшими стадию гадкого утенка. Впрочем, получившуюся птицу и лебедем назвать несколько трудно, учитывая, что это - гибрид, получившийся в результате скрещивания чистокровных IA64 с технологиями, оставшимися от Alpha. Тем не менее, птицу видно по полету, а летают 90 нм процессоры с 6 Мбайт кэшем L2, двумя физическими ядрами, и встроенным контроллером DDR II, просто потрясающе, полностью справляясь с той нагрузкой, что ложится на Web-сервера в наше столь требовательное к информации время.
Материнские платыДа, еще года три назад трудно было себе представить интегрированные чипсеты с графикой, превосходящей тогдашние топовые графические решения – GeForce FX или Radeon 9700 Pro, сегодня же это – привычная реальность. И пусть NVIDIA слегка отстает, со своими nForce 5 / mForce 5, соответственно, под Athlon 64 и Pentium V, основанными всего лишь на ядре предыдущего поколения, NV38, но надо признать – на сегодняшний день его производительности вполне хватает для всех имеющихся в наличии на сегодняшний день игр.Хотя, конечно, ATI IGP 540/550 на сегодняшний день – это the best, без какой-либо конкуренции, учитывая, что примененное там графическое ядро R520 безоговорочно превосходит NV48 по своим возможностям. Впрочем, с другой стороны, предложенные там новые возможности в сегодняшних приложениях еще не используются, а лишние $10 за чипсет в этой нише рынка – слишком большая сумма.
В остальном же предложения обеих фирм, естественно, полностью совпадают с как с интегрированными чипсетами Intel и SiS, так и с их классическими аналогами от этих фирм. К сожалению, игроков на рынке осталось лишь четверо: VIA, как и ALi в свое время, фактически устранилась с рынка системных чипсетов, по крайней мере, под процессоры Intel, полностью переориентировавшись на свои интегрированные платформы EPIA, совместимые с Athlon 64, чипсеты для оптических накопителей, коммуникационные чипы, и, в какой-то мере, на чипсеты под Athlon 64 /Opteron. Фактически, оба последних чипсета Intel - Sandi и Miu, в апреле получивших официальные имена d200 и d230, как водится, отличаются только отсутствием встроенного графического ядра и его наличием во втором, все остальное абсолютно идентично: и поддержка 1.2 ГГц системной шины, вот уже три года остающейся рабочей лошадкой Intel, и поддержка в двухканальном режиме вышедшей в феврале на массовый рынок PC5400 DDR II SDRAM. Про новый южный мост Intel, ICH7, и говорить нечего, здесь у чипсетов и вовсе одинаковые права: PCI Express (еще первого поколения – 2.5 Гбит/c, но в ICH8 уже будет поддерживаться второе – 5 Гбит/с), порт AGP 8X (исключительно в целях обеспечения обратной совместимости: если кто-то до сих пор еще пользуется старыми AGP картами, а не PCI Express), Serial ATA II (с пропускной способностью в 300 Мбайт/c), универсальный широкополосный порт для подключения DSL устройств, кабельных и спутниковых модемов, шесть USB 3.0 портов, и Bluetooth 2 / iEEE 802.11d/g / 10 Gigabit Ethernet . Южные мосты SiS, VIA, ATI и NVIDIA, по своей функциональности от ICH7, разумеется, практически не отличаются. Симбиоз коммуникационных возможностей, предоставляемых новыми чипсетами и требований к ним, предъявляемыми Longhorn, получился весьма удачным, учитывая, что новая операционная система Microsoft во многом нацелена именно у эту область, да и большинство самых последних моделей бытовой электроники уже в принципе умеют общаться с компьютером и друг с другом в рамках инициативы eHome. Как уже упоминалось, новая ОС активно работает с голосом, и здесь новую спецификацию звукового интерфейса, AC’2003, и соответствующие ей кодеки, чья поддержка реализована в новых чипсетах, также можно только приветствовать. Стр.3 - Память
Можно констатировать, что никаких революций в этой сфере за минувший год не произошло: в точности как и ожидалось еще в конце прошлого года, когда производители заявили о начале массового выпуска 667 МГц чипов DDR II, в начале этого года PC5400 модули на их основе пошли в массовое производство. Года три назад, в 2002-м, подобную пропускную способность тогдашние массовые модули памяти обеспечивали лишь в двухканальном режиме, сегодня же 5.4 Гбайт/c обеспечивает уже один-единственный канал, а в штатном двухканальном варианте пропускная способность подсистемы памяти достигает 10.8 Гбайт/с, с лихвой перекрывая требования процессоров.
|
Содержание: | ||
• Стр.1 - Процессоры. • Стр.2 - Материнские платы. • Стр.3 - Память. • Стр.4 - Видео. • Стр.5 - Накопители. |
Автор: Ященко Андрей ака Andy Дата: 03/01/2005 |
SiS Xabre 1200
Причиной, естественно, стал выход весной принципиально нового графического ядра компании, GeForce Virtua (NV50), вновь задавшего ряд ориентиров для всей этой отрасли. В первую очередь, конечно, нельзя не отметить взятие новым детищем NVIDIA барьера в 10 TFLOPS – 10 триллионов операций в секунду! Это на порядок больше, чем три-четыре года назад, но, с другой стороны, было бы странно, если бы было бы как-то по другому. Все же, в этом своем чипе NVIDIA впервые разнесла разные функциональные блоки по разным физическим ядрам: T&L модуль и модуль обсчета оптических свойств материалов – в одно, модуль рендеринга – в другое.
Конструктив от Sparkle для NV50
Именно модуль рендеринга, поскольку различать в нем пиксельные или текстурные блоки уже бессмысленно: весь модуль представляет из себя массив универсальных, полностью программируемых блоков, так что подстраивается он на ходу под требования данной конкретной конфигурации/приложения. Проще говоря, из строго специализированных процессоров, графические чипы все больше начинают превращаться во вторые процессоры общего назначения. Ну, или почти общего.
Из чего, кстати, следует два вывода. Во-первых, что следующей областью приложения сил возмужавших графических (или тогда уже мультимедийных) процессоров скорее всего станет обсчет распространения звука в игровом пространстве (см. наработки Aureal, купленной в свое время кем? Правильно, NVIDIA), учитывая, что наиболее полную информацию о геометрии 3D сцены имеет как раз этот чип. Таким образом, в одном из следующих (NV60?) поколений графических чипов мы можем ждать начала нового витка со времен NV1, в котором, как мы помним, NVIDIA как раз и пыталась совместить графику со звуком.
Во-вторых же, и этот вывод уже начал реализовываться на практике в NV50 – поскольку графические чипы все больше начинают приближаться по структуре к центральным процессорам, то и технологии повышения производительности будут заимствоваться оттуда. Первой ласточкой стало появление спекулятивности и суперскалярности в NV50 – благо, что оба этих явления для графических процессоров являются достаточно естественными вещами просто в силу их природы. (Те же идентичные друг другу пиксельные и вертексные шейдеры в чипах времен 2002-2003 года смело могут рассматриваться, как частный случай суперскалярности). В результате мы и имеем те самые 10 TFLOPS (или шесть гигапикселов в секунду), в сочетании с двумя двухканальными контроллерами 3 (1.5) ГГц GDDR-5. Двумя – поскольку каждое из двух ядер, естественно, обладает своей парой каналов.
Естественно, что с такой производительностью, и с возможностями DirectX 12, новое творение NVIDIA полностью оправдывает свое название. По крайней мере, по сотне тысяч полигонов только на физиономию монстра в продемонстрированной Кармаком на презентации чипа альфа-версии Doom 4, более чем впечатляют, делая игру скорее похожей на интерактивный голливудский боевик.
ATI, к сожалению, несколько отстает со своим R500 – его объявление который, впрочем, как ожидается, будет несколько превосходить NV50 как по своим функциональным качествам, так и по производительности. К сожалению, если второй пункт еще можно себе как-то представить, то по поводу первого ATI пока что хранит полнейшее молчание.
Стр.5 - Накопители
Содержание: | ||
• Стр.1 - Процессоры. • Стр.2 - Материнские платы. • Стр.3 - Память. • Стр.4 - Видео. • Стр.5 - Накопители. |
Автор: Ященко Андрей ака Andy Дата: 03/01/2005 |
В принципе, однако, прохождение терабайтного барьера хотя и выглядит внушительно, его трудно счесть самым уж знаковым событием года в области винчестеров. В конце-концов, можно смело предположить, что вряд ли у подавляющего большинства средних пользователей на винчестере находится больше 400-500 Гбайт информации, так что вся эта погоня за терабайтами выглядит достаточно бессмысленной. В этом плане куда более интересными выглядят другие следствия стремительного увеличения плотности записи магнитных носителей, и в первую очередь, пожалуй, - представленный в конце года Seagate CompactFlash винчестер объемом 10 Гбайт, стоимостью всего $129.
Дешево, что и говорить, но понятно, что если уж зашла речь о мобильных накопителях данных, то вот здесь то как раз винчестеры свое явно отжили уже в апреле этого года, когда IBM представила первый свой накопитель Milli на базе собственной же термомеханической технологии хранения данных с плотностью записи в 500 Гбит на квадратный дюйм. Практически вечная, практически нетребовательная к условиям эксплуатации, но, пока что весьма дорогая: 600 Гбайт карточка все в том же формате CompactFlash, на сегодняшний день обойдется покупателю в $750. Однако, справедливости ради, заметим, что над скоростью передачи данных (на данный момент - 10 Мбит/с), IBM еще работать и работать, пока же на роль массового инструмента для хранения данных Milli претендовать ну никак не может.
По части традиционных оптических накопителей по итогам года сообщить практически нечего – здесь абсолютная тишь да гладь, эволюцию Blu-Ray дисководов с 3Х до 5Х по скорости, а дисков с 50 до 100 Гбайт практически можно не считать, но вот слухи о том, что в следующем году сюда придет, наконец, технология многослойной записи, и объемы дисков вырастут до порядка 500 Гбайт, сохранив при этом сегодняшнюю стоимость, безусловно радуют.
Впрочем, еще не совсем понятно, как там все получится: слов нет, многослойная запись в сочетании с голубым лазером – слов нет, решение убойное, с отличным соотношением цена/качество, но дело в том, что при всех своих плюсах традиционные оптические накопители слишком уж медленны для сегодняшних объемов. У тех же Blu-Ray дисководов на сегодняшний день скорость чтения составляет всего 17 Мбайт/с! Многослойная запись, естественно, позволит поднять ее, скорее всего даже в разы, но дальше – тупик.
Потому и представляется все же на будущее более интересной голографическая запись, особенно учитывая, что производители, толпой в минувшем году кинувшиеся демонстрировать прототипы своих накопителей, клянутся, что им удалось поднять срок хранения информации на голографических дисках до 20 лет, что уже представляется вполне разумной цифрой, особенно учитывая объем – порядка 5 Тбайт на диск, и скорость чтения – порядка 500 Мбит/с.