⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Создаем профессиональное техно в Propellerhead Reason 2.5
ИнтерфейсСтоп! Майки с логотипом Reason мы не продаем. Это какой-то глюк в html-коде:) Propellerhead Software - это одна из самых интересных и неординарных компаний-разработчиков на современном рынке. Старому поколению музыкантов она знакома по программам Re-Birth и Re-Cycle. После их выпуска было некоторое затишье, за которым Propellerhead Software вывела настоящую тяжелую артиллерию - первую версию программы Reason. В то время виртуальные студии только набирали обороты, в частности, уже были нормальные варианты от Image-Line - Fruity Loops и Arturia -Storm. Но это не помешало Reason занять лидирующие позиции на рынке. Можно сказать, что в начале 2000-х масса пользователей и электронных музыкантов включала Reason и с удовольствием нажимала кнопку Tab:), что позволяло видеть виртуальную рэковую стойку (стойка с аппаратурой) сзади. Как уже сказано, рабочий графический интерфейс программы напоминает студийную стойку с аппаратурой. Каждый инструмент или эффект-процессор - отдельный прибор, который вставляется и коммутируется так, как если бы вы действительно работали в реальной студии звукозаписи. То есть вы можете подключить любой инструмент к микшеру либо создать цепочку из эффект-процессоров - все удобно и по-деловому. В принципе, говоря о виртуальных студиях, я не сказал о программах типа Ross Bencina AudioMulch, которые в то время были оснащены большим количеством профессиональных программных модулей. Но… коммутация могла выглядеть там и так… Согласитесь, что пусть даже в этой программе будут супер-навороты, Reason выглядит намного приятнее и по-коммерчески. Так что дизайн - это не последнее дело. В принципе, когда идея создания виртуальных студий витала в воздухе, у всех разработчиков были равные шансы. Теперь же выделилось два лидера - Reason и FL Studio (ex-Fruity Loops). После успешного выхода Reason компания Propellerhead Software предложила новый технологический стандарт - протокол ReWire. По сути, это была попытка осуществления взаимодействия между различными программными оболочками по типу "клиент-сервер". И, например, разработчикам Cubase уже не нужно было писать целый блок синтеза уровня Reason, а просто использовать его как внешний программный модуль. ReWire развивалась с переменным успехом. В частности, во многом мешал новый стандарт VST - VSTi (VST-инструменты), который оказался проще и привычнее. В результате, разработчики ReWire стали пробивать другие ниши - например, мы знаем о продвижении этой технологии совместно с Cakewalk SONAR (DirectX-платформа) в начале прошлого года. В результате основные стандарты подключаемых модулей для РС на сегодня - это VST, DirectX и ReWire. Последнего поддерживает огромное количество профессионального ПО, включая SONAR, Nuendo, Cubase, FL Studio. Настройка программыПеред тем как начать работать с Reason первым делом следует произвести основные настройки программы. При ее первом запуске перед вами появится окно, которое впоследствии можно вызывать из пункта главного меню Edit>Preferences… Это окно многофункционально, и с его помощью можно выйти на настройки общего плана, MIDI, аудио и т.п. В закладке General мы указываем такие параметры как: Mouse Knob Range - отклик кнопок и ручек управления в программе на действия указателем мыши. Вы можете выбрать между нормальным (Normal), точным (Precise) и очень точным (Very Precise). Appearance - настройки графического интерфейса и проекта, такие как вывод картинки перед загрузкой композиции (Show Song/ReFill Splashes), анимация кабелей на задней панели (Cable Animation), отображение изменяемых параметров при работе указателем мышью (Show Parameter Value Tool Tip), индикация параметров, выведенных на автоматизацию (Show Automation Indication). Default Song - подробности режима загрузки программы. Она может стартовать с пустого проекта (Empty Rack), со стандартного проекта с определенным набором устройств (Built In), с конкретно указанного проекта (Custom). CPU Usage Limit - максимально возможная загрузка процессора, указывается в процентах (если 100%, то разрешена полная его загрузка, рекомендовано - 80% и ниже). Use High Resolution Samples - включение поддержки 24-битных сэмплов. В закладке Audio мы выбираем драйвер звуковой карты, указываем частоту дискретизации и размер буфера. В зависимости от драйверов активизируются такие параметры как компенсация задержки, количество активных каналов, источник тайм-кода, также осуществлен прямой выход на настройки самих драйверов путем прямого вызова соответствующей панели управления. Здесь же указывается тюнинг проекта относительно ноты ля малой октавы - 440 Гц. В закладке MIDI указывается основной порт и канал MIDI, по которому впоследствии будет организована работа секвенсора Reason с внешним MIDI-устройством. В закладке Advanced MIDI мы указываем входы, по которым можно управлять программными устройствами Reason с помощью внешних секвенсоров или других программ. Также мы указываем порт для дистанционного управления параметрами программы и источник синхросигнала по MIDI. В закладке Sound Locations производится указание папок, в которых хранятся аудио-данные для данного проекта. В итоге произведенных настроек, как максимум мы можем получить качество с характеристиками 24/96, любым количеством каналов, поддерживаемых вашим аппаратным звуковым интерфейсом, а также полностью задействованных 64 канала MIDI, для управления и взаимодействия с внешними программами и модулями. Основные элементы рабочего интерфейсаЕлки! Опять одежда с логотипом Reason! Как уже было сказано выше, рабочий интерфейс похож на обыкновенную студийную рэковую стойку. За исключением программного модуля секвенсора, в котором мы собираем все воедино и расставляем как "кирпичики". Помимо этого есть общий коммутационный блок, без которого у вас не заработает ни один файл - MIDI In Device/ Audio Out. Все устройства далее в статье будут показаны сразу в двух проекциях - вид спереди и вид сзади. Так как в настройках у меня определился обычный стерео звуковой интерфейс, то задействовано только два аудио-канала из 64 возможных. На передней панели общего коммутационного блока отображены еще и MIDI каналы, соответствующие принимающему MIDI-устройству. Главным коммутационным блоком в рамках программы, конечно же, является микшер, который в Reason называется reMIX. Это программная эмуляция натурального студийного микшера с фэйдерами, ручками панорамы, двухполосным эквалайзером и возможностью подключения до четырех параллельных эффектов (AUX). Эффекты "в разрыв" не ставятся, потому что все равно на каждый инструмент в устройстве выделяется отдельный канал, и цепочку обработки можно сконструировать в "рэковой стойке" перед тем как сигнал поступит на микшер. Давайте нарисуем структурную схему того, как сигнал проходит через reMIX. Ей подобная есть в документации к программе. Итак, выход инструмента или цепочки "инструмент + эффект-процессоры" коммутируется к определенному каналу микшера на задней панели. Если вы вставляете в файл проекта новый инструмент, и до этого микшер уже был установлен, то коммутация происходит автоматически. Если сигнал моно, то кабель коммутируется только на левый вход канала (как и в студийной технике). После этого сигнал поступает на двухполосный эквалайзер (EQ), который может быть во включенном и отключенном состояниях. Потом мы можем изменить панорамное положение (Pan) и включить/отключить сигнал для дальнейшего прохождения по цепочке микшера (Mute). После этого звук попадает на фэйдер канала, с помощью которого управляем уровнем сигнала, и через кнопку Solo звук выходит на общий микс (Мастер-фэйдер). Это основная прямая цепь. Если мы захотим параллельно подключить эффект-процессоры, то следует воспользоваться цепочкой AUX-"посыла-возврата" ("Sent - Return"). Ничего сложного в ее составлении нет. На задней панели микшера есть специальная коммутационная панель для подключения AUX-эффект-процессоров. Конфигурация может быть любой. Send Out - это посыл сигнала на эффект-процессор или даже на целую цепочку из них, Return - возврат уже обработанного сигнала. На самом же микшере для каждого канала предусмотрены по четыре программных ручки, с помощью которых можно управлять уровнями посылаемых на эффект-процессоры сигналов. Таким образом, например, подключив к микшеру только один модуль реверберации в качестве AUX-эффекта, мы можем его использовать для всех 14 каналов микшера. Эффект примешивается к основному сигналу, и поэтому такое подключение называется параллельным. Важный аспект, который стоит отметить - режим "пре-фэйдера" для AUX4. Если в стандартном варианте мы берем сигнал сразу после фэйдера, тем самым уровень посылаемого на эффект-процессор звука состоит из двух составляющих - значение громкости на фэйдере и уровень посыла AUX, то в режиме "пре-фэйдер" мы обходим первую составляющую. Это действительно только для AUX4. Если посмотреть внимательно на заднюю панель микшера, то там можно найти целую серию разъемов для CV. CV - это аббревиатура от Control Voltage и подразумевает под собой возможность управления тем или иным параметром программного модуля с помощью любого другого устройства (инструмента, эффект-процессора и т.п.). В reMIX на CV выносится управление уровнями и панорамными положениями каждого из каналов, а также уровень мастер-фэйдера. Для того, чтобы узнать из каких устройств можно производить удаленное управление достаточно поднести указатель мыши на CV-разъем и нажать левую или правую кнопку. В результате появится pop-up-меню со списком доступных для подобной коммутации устройств. При включении CV регулируемый таким образом параметр перестает быть управляемым из модуля reMIX. И, последнее на чем стоит заострить внимание - это chaining (формирование цепочки). Если нам не хватает 14 каналов одного микшера, то мы можем подключать и другие. При этом из микшеров можно собирать цепочки. Коммутируются они достаточно просто: линейный выход нового микшера подключается на вход Chaining Master старого. При этом, в данном случае мастер-фэйдер последнего управляет общей громкостью для двух микшеров. Новому микшеру потребуется свой набор AUX-эффектов, но это можно и обойти, подключив его выходы AUX Send ко входам главного - Chaining AUX, как это показано на рисунке. Таким образом один эффект-процессор может служить для обработки как минимум 14 инструментов, а максимум - как позволят ресурсы вашего РС. Микшеров можно подключать очень много. Поработав с программными микшерами Reason, вы столкнетесь с тем, что нужно осваивать базовые понятия студийной звукорежиссуры. Программа в этом очень помогает. Чтобы не быть голословным, покажу, как выглядит реальный микшер Mackie 1402 VLZ Pro. Я бы с удовольствием привел в качестве примера YAMAHA 02R или что-то подобное, но микшер в Reason больше похож на Mackie, который может освоить любой начинающий звукорежиссер. То есть, технологическая потомственность от "аппарата" к программам сохранена, даже более того - в Reason микшер модернизирован и адаптирован под нужды пользователей этой программы. ИнструментыЭто самый сложный момент в описании программы, поскольку, во-первых, достаточно объемный, а, во-вторых, требует некоторых знаний в области современной музыкальной аппаратуры и ПО. Но я думаю, что мы это осилим. Есть такой метод:) Итак, Subtractor Polyphonic Synthesizer. Этот модуль представляет из себя программную полифоническую модель, прототипом для которой послужил ряд аналоговых синтезаторов 70 - 80-х, основанных на вычитающем или субтрактивном методе синтеза. Все современные методы синтеза были перечислены мной в статье "Вокодеры и синтезаторы речи". Чтобы вам долго не искать, буду цитировать сам себя:) Вычитающий синтез (substractive synthesis). Суть этого метода обратна аддитивному, при котором сложная звуковая волна составляется из множества простых. В качестве исходного берется тембрально богатый, насыщенный гармониками звук, и потом, в результате сложной фильтрации из него формируется определенный тембр с характерной тоновой окраской. Вычитающий синтез активно использовался в аналоговых синтезаторах, а сейчас применяется в программных моделях для получения "аналогового эффекта". Как пример аналоговых синтезаторов с субтрактивным синтезом можно привести модельный ряд Moog, пришедший к нам из далеких 70-х. Итак, что мы имеем в варианте Subtractor Polyphonic Synthesizer от Propellerhead Software:
С программой поставляется набор уже готовых пэтчей, в котором можно найти практически все, что связано с аналоговыми синтезаторами, плюс множество современных звуков. Для другого полифонического синтезатора Malstrom за основу взят гранулированный метод синтеза. Гранулированный синтез (Granular synthesis). Данный метод является частным случаем таблично-волнового синтеза. Звук формируется из ультра-коротких сэмплированных фрагментов звуковой волны. В результате взаимодействия частоты их повторения и частотных составляющих сэмплированной звуковой формы, получается тембрально сложный монотонный звук, который впоследствии можно обрабатывать методами вычитающего синтезирования. Одна из первых реализаций подобного была в программе Ross Bencina AudioMulch, правда в виде эффекта, а как законченный инструмент впервые появилась в Propellerhead Reason. Небольшая спецификация Malstrom:
Чтобы воспользоваться данным модулем на всю катушку я рекомендую качественно ознакомиться с Help к программе, а также посмотреть, что заложено в фабричный пресетах (пэтчах). На самом деле, как уже было сказано ранее, гранулированный синтез впервые появился как эффект-процессор, а уже потом разработчики Reason реализовали его в виде отдельного инструмента. Соответственно и применение Malstrom - создание уникальных звуковых спецэффектов и инструментов. Первое, что сразу бросается в глаза при знакомстве с графическим интерфейсом программного сэмплера NN-19, так это его внешнее сходство с аппаратными устройствами от AKAI. Я достаточно плотно общался с последними некоторое время, и модуль NN-19 вызвал у меня сильное удивление. Опять перехожу на цитирование… Сэмплинг (Sample playback ). Данный метод базируется на использовании сэмплированных (записанных) инструментов и воспроизведении их в режиме обычного проигрывателя. Небольшие звуковые фрагменты (образцы или сэмплы) загружаются в память (ROM или RAM) и воспроизводятся оттуда. Из этих фрагментов складывается звучание инструмента. Активно используется в сэмплерах (AKAI, E-mu) и программных или программно-аппаратных (например, Turtle Beach Pinnacle) синтезаторах и звуковых картах. Так как раньше объем памяти не позволял обращаться с большими объемами памяти, то разработчики шли на ухищрения - понижали разрядность или частоту дискретизации либо записывали очень короткие фрагменты, зацикливая их. Теперь ситуация изменилась в прогрессивную сторону, и мы можем использовать не только качественно отсэмплированные библиотеки, но и создавать многослойные инструменты, включающие сразу несколько сэмплов на реализацию одного инструмента. В NN-19 мы загружаем фрагменты звуковых файлов, после чего можем ими манипулировать - как минимум, распределяя их по MIDI-клавиатуре. При этом, если мы используем для формирования инструментов один сэмпл, то через некоторый интервал (кварта, квинта, октава) он начнет звучать неествественно. Посему обычно библиотеки инструментов для программных и аппаратных сэмплеров включают сразу несколько сэмплов для формирования одного инструмента. Помимо этого мы можем воспользоваться и некоторой обработкой, включающей LFO, фильтр и генератор огибающей. Для NN-19 в качестве звукового материала подойдут файлы форматов:
При этом не стоит забывать, что существует мощная программа позволяющая переводить форматы любых популярных инструментальных библиотек в эти файлы - Awave. С Reason поставляется дополнительно специальная библиотека для NN-19. Сэмплер NN-XT - это попытка модернизации модуля NN-19. Как мы знаем, NN-19 является качественным программным повторением аппаратных устройств. NN-XT не имеет реальных прототипов. За основу берутся банки SoundFont со всеми настройками, при этом предусмотрен выход на 8 стерео-пар, а также возможно создание многослойных (multilayered) инструментов, в формировании тембра которых используется не один, а сразу несколько сэмплов. Если использовать в качестве отсэмплированного материала не отдельные ноты, сыгранные определенным инструментом, а музыкальные и ритмические фразы, то нам нужен продвинутый вариант сэмплера. Кстати, это направление в профессиональном звукопроизводстве состоялось уже только в программном виде. Редактор фраз (loops) от Propellerhead Software назывался Re-Cycle и знаком многим современным электронщикам. Примерное подобие этой программы релизовано и в Reason - в модуле Dr. REX. Со временем этот инструмент начинает занимать ключевые позиции в программе, выпущено много качественных и современных библиотек. Хотя первая версия Reason была популярна в основном за счет эмуляций ритм-машин, сэмплеров и аналоговых синтезаторов, сейчас в обиходе работа с фразами (loop'ами) и Propellerhead держит руку на пульсе. Представляю, какой бешенный успех будет у данной программы после выхода нового альбома The Prodigy, который в ней создается. Dr. REX поддерживает только внутренние форматы, чем программа защищает сама себя:
Как видно, разработчики не забывают свои старые программы (все форматы файлов использовались еще в Re-Cycle) и даже проявляют некоторую настырность в их продвижении. И если бы они не раскрутили свою технологию ReWire до уровня VST и DirectX, то сохранился бы еще какой-то скептический взгляд на происходящее. Теперь же библиотеки для Dr. REX имеют не меньший успех, чем для AKAI, E-mu и т.д. Это признак успеха. Программная ритм-машина REDRUM является одной из лучших в современном ПО (хотя, для объективности, стоит упомянуть Native Instruments Battery и Image-Line Fruity Loops). Современные программные ритм-машины можно считать обыкновенными сэмплерами с возможностями набивки фраз. Опять же привожу (как и в описании практикума по FL Studio) иллюстрацию с реальным прототипом всех современных программных ритм-машин - Roland TR-909. И, кстати, Propellerhead является первым разработчиком, который качественно эмулировал устройства Roland в программном виде, а именно в программе Re-Birth. В варианте одного модуля REDRUM мы имеем возможность загрузки 10 отдельных ударных инструментов посэмплово, и используем стандартный редактор создания ритмических фраз. Ничего сложного для современного музыканта. С программой Reason для модуля REDRUM поставляется отдельный банк качественных сэмплов. На этом описание инструментов заканчивается. The MatrixМодуль Matrix не является инструментом - он создан для игры на инструментах. Если вы не имеете MIDI-клавиатуры или хотите использовать стандартный ghjuhfvvysq наборщик музыкальных фраз, то необходимо использовать данный модуль. Он очень прост в управлении, может работать по разным сеткам (от 1/2 до 1/128), имеет память на 32 палитры (patterns, по сути, мелодические фразы). Matrix подключается к любому программному инструменту Reason как CV-устройство. Эффект-процессоры Эффект-процессоры лучше рассматривать по группам, поскольку их (эффект-процессоров) достаточно много. В первую группу я выделил те, которые занимают полную рэковую стойку по длине. Среди них RV7000 Advanced Verb, Scream 4 Distortion, BV512 Digital Vocoder.
Во второй группе эффект-процессоров располагается девять устройств, длина которых в графическом изображении занимает половину виртуальной стойки. Среди них:
Дополнительные коммутационные блоки - пауки Spider, в переводе на русский - паук. В принципе, английский язык своей прямотой достиг некоей универсальности, и с этим спорить не будем. Представляете, если кто-то у нас бы написал программу и называл звуковой модуль пауком:). Учиться надо непосредственности - но это не наша тема. Итак, в варианте Reason мы имеем два паука:
Данные модули используются достаточно редко, в основном в тех случаях, когда вы задумали создать в Reason грандиозный проект со множеством модулей. Промежуточные итогиО, вот! Теперь картинка нормальная:) Материал по Reason я неспроста разбил на две части. Дело в том, что интерфейс у программы эксклюзивный. Поэтому существует множество ухищрений и интересных практических советов от тех, кто профессионально работает с Reason. Также я бы хотел услышать ваши вопросы по программе, чтобы ответить на них. При этом стоит отметить, что ни Propellerhead Reason, ни Steinberg Halion, ни IK Multimedia SampleTank не получили широкого распространения на пиратском рынке. Почему? Потому что без банков звуков и инструментов - это только безжизненные оболочки. А с этими банками программы "весят" не один гигабайт. Лично я убедил три студии приобрести лицензионный Reason 1.0, и, конечно, ругался в обзорах за не темброфоничный синтетический звук, за плохую базу сэмплов, но постепенно ситуация выровнялась. Теперь есть и звуки, и банки. Единственное, что покажется вам веселым, убедивши эти студии, я потом на каждой из них по месяцу стоял над звукорежиссерами и аранжировщиками, добиваясь понимания заложенного в программу рабочего процесса - молодые специалисты просто не видели "железа". После этого они выходили в поту и говорили: "Я ЛЮБЛЮ AudioMulch!" (картинку повторяю:)), громко выдыхая и матерясь. Но, на сегодня от Reason их не оторвешь. Меня даже покритиковали за статью по FL Studio :). Говорят - попсею:). Ну что ж, старый стал, значит. А если серьезно, то Propellerheads Software - это корпорация, постоянно заботящаяся о своем выживании. Сделали Reason, попутно продают майки, куртки с логотипами этой программы, говоря, что зелено-горчичный цвет - это национальный цвет Скандинавии. Сделали ReWire и не остановились на этом - пробили мировой рынок. Но у Reason есть главный недостаток - программа плохо понятна новому поколению музыкантов. Рэковой студийной стойкой удивишь только разве что электронщиков 80-90-х, а теперь все делается в программах и немного по-другому. Для справки: понятие "виртуальные студии" было внедрено мной в 2000 году при описании AudioMulch, Storm, WaveWarp и после Reason. Тогда никто не знал, как называть такое новое поколение программ, и, в принципе, никто этим серьезно не интересовался. Поэтому я оставляю за собой право делать в музыкальном софт-рейтинге ТОП по этой категории и считаю это правильным.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|