Сегодня 24 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Создаем профессиональное техно в Propellerhead Reason 2.5

⇣ Содержание

Инструменты

Это самый сложный момент в описании программы, поскольку, во-первых, достаточно объемный, а, во-вторых, требует некоторых знаний в области современной музыкальной аппаратуры и ПО. Но я думаю, что мы это осилим. Есть такой метод:)

Итак, Subtractor Polyphonic Synthesizer.


Этот модуль представляет из себя программную полифоническую модель, прототипом для которой послужил ряд аналоговых синтезаторов 70 - 80-х, основанных на вычитающем или субтрактивном методе синтеза. Все современные методы синтеза были перечислены мной в статье "Вокодеры и синтезаторы речи". Чтобы вам долго не искать, буду цитировать сам себя:)

Вычитающий синтез (substractive synthesis). Суть этого метода обратна аддитивному, при котором сложная звуковая волна составляется из множества простых. В качестве исходного берется тембрально богатый, насыщенный гармониками звук, и потом, в результате сложной фильтрации из него формируется определенный тембр с характерной тоновой окраской. Вычитающий синтез активно использовался в аналоговых синтезаторах, а сейчас применяется в программных моделях для получения "аналогового эффекта". Как пример аналоговых синтезаторов с субтрактивным синтезом можно привести модельный ряд Moog, пришедший к нам из далеких 70-х.

Итак, что мы имеем в варианте Subtractor Polyphonic Synthesizer от Propellerhead Software:

  • 99-голосная полифония. Для каждого пэтча (инструмента) можно редактировать это количество.
  • Сложные фильтры, которые могут работать взаимосвязанно.
  • Огибающие (envelopes) в количестве 3 шт.
  • Два осциллятора (генератора), генерирующих волны 32 типов на выбор.
  • Два низкочастотных генератора (LFO).
  • Частотная модуляция (FM).
  • Внешнее управление CV/Gate.

С программой поставляется набор уже готовых пэтчей, в котором можно найти практически все, что связано с аналоговыми синтезаторами, плюс множество современных звуков.


Для другого полифонического синтезатора Malstrom за основу взят гранулированный метод синтеза.

Гранулированный синтез (Granular synthesis). Данный метод является частным случаем таблично-волнового синтеза. Звук формируется из ультра-коротких сэмплированных фрагментов звуковой волны. В результате взаимодействия частоты их повторения и частотных составляющих сэмплированной звуковой формы, получается тембрально сложный монотонный звук, который впоследствии можно обрабатывать методами вычитающего синтезирования. Одна из первых реализаций подобного была в программе Ross Bencina AudioMulch, правда в виде эффекта, а как законченный инструмент впервые появилась в Propellerhead Reason.

Небольшая спецификация Malstrom:

  • Два осциллятора, основанных на гранулированном синтезе.
  • Два модулятора с возможностью синхронизации по темпу.
  • Два фильтра и импульсный генератор (Shaper).
  • Предусмотрено большое количество различных режимов работы фильтров, в сочетании с Waveshaper можно получить уникальные эффекты.
  • Три генератора огибающих (envelopes).
  • На каждый осциллятор предусмотрено управление амплитудной огибающей.
  • 16-голосная полифония.
  • Управление уровнями громкости и модуляции.
  • Внешнее управление CV/Gate.
  • Разнообразные решения по коммутации аудио входов и выходов.

Чтобы воспользоваться данным модулем на всю катушку я рекомендую качественно ознакомиться с Help к программе, а также посмотреть, что заложено в фабричный пресетах (пэтчах). На самом деле, как уже было сказано ранее, гранулированный синтез впервые появился как эффект-процессор, а уже потом разработчики Reason реализовали его в виде отдельного инструмента. Соответственно и применение Malstrom - создание уникальных звуковых спецэффектов и инструментов.


Первое, что сразу бросается в глаза при знакомстве с графическим интерфейсом программного сэмплера NN-19, так это его внешнее сходство с аппаратными устройствами от AKAI. Я достаточно плотно общался с последними некоторое время, и модуль NN-19 вызвал у меня сильное удивление.


Опять перехожу на цитирование…

Сэмплинг (Sample playback ). Данный метод базируется на использовании сэмплированных (записанных) инструментов и воспроизведении их в режиме обычного проигрывателя. Небольшие звуковые фрагменты (образцы или сэмплы) загружаются в память (ROM или RAM) и воспроизводятся оттуда. Из этих фрагментов складывается звучание инструмента. Активно используется в сэмплерах (AKAI, E-mu) и программных или программно-аппаратных (например, Turtle Beach Pinnacle) синтезаторах и звуковых картах. Так как раньше объем памяти не позволял обращаться с большими объемами памяти, то разработчики шли на ухищрения - понижали разрядность или частоту дискретизации либо записывали очень короткие фрагменты, зацикливая их. Теперь ситуация изменилась в прогрессивную сторону, и мы можем использовать не только качественно отсэмплированные библиотеки, но и создавать многослойные инструменты, включающие сразу несколько сэмплов на реализацию одного инструмента.

В NN-19 мы загружаем фрагменты звуковых файлов, после чего можем ими манипулировать - как минимум, распределяя их по MIDI-клавиатуре. При этом, если мы используем для формирования инструментов один сэмпл, то через некоторый интервал (кварта, квинта, октава) он начнет звучать неествественно. Посему обычно библиотеки инструментов для программных и аппаратных сэмплеров включают сразу несколько сэмплов для формирования одного инструмента.

Помимо этого мы можем воспользоваться и некоторой обработкой, включающей LFO, фильтр и генератор огибающей.

Для NN-19 в качестве звукового материала подойдут файлы форматов:

  • Wave (.wav)
  • AIFF (.aif)
  • SoundFonts (.sf2)
  • REX file slices (.rex2, .rex, .rcy)

При этом не стоит забывать, что существует мощная программа позволяющая переводить форматы любых популярных инструментальных библиотек в эти файлы - Awave. С Reason поставляется дополнительно специальная библиотека для NN-19.


Сэмплер NN-XT - это попытка модернизации модуля NN-19. Как мы знаем, NN-19 является качественным программным повторением аппаратных устройств. NN-XT не имеет реальных прототипов. За основу берутся банки SoundFont со всеми настройками, при этом предусмотрен выход на 8 стерео-пар, а также возможно создание многослойных (multilayered) инструментов, в формировании тембра которых используется не один, а сразу несколько сэмплов.


Если использовать в качестве отсэмплированного материала не отдельные ноты, сыгранные определенным инструментом, а музыкальные и ритмические фразы, то нам нужен продвинутый вариант сэмплера. Кстати, это направление в профессиональном звукопроизводстве состоялось уже только в программном виде. Редактор фраз (loops) от Propellerhead Software назывался Re-Cycle и знаком многим современным электронщикам. Примерное подобие этой программы релизовано и в Reason - в модуле Dr. REX. Со временем этот инструмент начинает занимать ключевые позиции в программе, выпущено много качественных и современных библиотек. Хотя первая версия Reason была популярна в основном за счет эмуляций ритм-машин, сэмплеров и аналоговых синтезаторов, сейчас в обиходе работа с фразами (loop'ами) и Propellerhead держит руку на пульсе. Представляю, какой бешенный успех будет у данной программы после выхода нового альбома The Prodigy, который в ней создается. Dr. REX поддерживает только внутренние форматы, чем программа защищает сама себя:

  • REX (.rex) - платформа Mac.
  • RCY (.rcy) - платформа РС.
  • REX 2 (.rex2) - платформа Мас и РС.

Как видно, разработчики не забывают свои старые программы (все форматы файлов использовались еще в Re-Cycle) и даже проявляют некоторую настырность в их продвижении. И если бы они не раскрутили свою технологию ReWire до уровня VST и DirectX, то сохранился бы еще какой-то скептический взгляд на происходящее. Теперь же библиотеки для Dr. REX имеют не меньший успех, чем для AKAI, E-mu и т.д. Это признак успеха.


Программная ритм-машина REDRUM является одной из лучших в современном ПО (хотя, для объективности, стоит упомянуть Native Instruments Battery и Image-Line Fruity Loops). Современные программные ритм-машины можно считать обыкновенными сэмплерами с возможностями набивки фраз.


Опять же привожу (как и в описании практикума по FL Studio) иллюстрацию с реальным прототипом всех современных программных ритм-машин - Roland TR-909. И, кстати, Propellerhead является первым разработчиком, который качественно эмулировал устройства Roland в программном виде, а именно в программе Re-Birth.

В варианте одного модуля REDRUM мы имеем возможность загрузки 10 отдельных ударных инструментов посэмплово, и используем стандартный редактор создания ритмических фраз. Ничего сложного для современного музыканта.

С программой Reason для модуля REDRUM поставляется отдельный банк качественных сэмплов. На этом описание инструментов заканчивается.

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 10 ч.
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 13 ч.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 14 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 18 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 19 ч.
Microsoft открыла доступ к скандальной ИИ-функции Recall — пользователям разрешили ограничить её «подглядывания» 23-11 00:59
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 23-11 00:05
Главный конкурент OpenAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 22-11 23:13
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 22-11 22:34
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 22-11 22:17