Сегодня 23 февраля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Sound Blaster Live! под микроскопом

⇣ Содержание
Автор: Никулин Андрей aka Can

Основные характеристики. Модификации

Написать эту статью я решил давно. Где-то месяцев 9 назад я заменил свою старую аудио-карточку Vibra16 на новейший по тем временам SBLive! Сказать, что я был доволен заменой - значит не сказать ничего. Я не думал, что на компьютере возможно получить звук такого качества. Возможно через какое-то время эти мои утверждения покажутся наивными, появятся новые звуковые карты (скажем 24 бит, 96 кГц и т.д.). Но я считаю, что для конца 1998 года поиметь самый настоящий Hi-Fi всего за 80$ - это круто. Завершая это лирическое отступление, скажу вот еще что: когда я купил в дополнение к Лайву приличные наушники (Philips SBC HP 900, цена примерно 60$), я ПЕРЕСЛУШАЛ заново весь Pink Floyd. И получил массу удовольствия...
Так вот. Почему же я решил написать статью о SBLive!? Потому что про него написано много, но в основном это просто повторение, перепечатка из одного первоисточника основных технических характеристик, общие фразы про использование в играх технологии ЕАХ и т.д. Иногда встречаются действительно хорошие материалы - например на сайте Евгения Петрова "Персональные Студии" я узнал много нового про SBLive! Но кое что все равно осталось за кадром - например подробные технические характеристики АЦП-ЦАП, возможности стыковки данной аудиокарты с форматом АС-3 (DVD Dolby Digital 5.1), дополнительные примочки для SBLive! и многое другое.
Здесь я постараюсь об этом рассказать. Но не сразу обо всем. Сначала рассмотрим технические характеристики SBLive!, а также дополнительные устройства, выпускаемые специально для него.

Глава 1. Различные модификации SBLive!

Итак, насколько мне известно, в данный момент семейство SBLive! (то есть звуковых карт на базе чипа EMU10001) представлено следующими модификациями (в порядке возрастания крутизны):
  • PCI512 - наиболее урезанная версия SBLive! Отсутствуют - цифровые входы, цифровые выходы. Нет совместимости с LiveWare. Продается в основном в Северной Америке. (видимо такого количества тупых и нетребовательных юзеров нет нигде в мире :) В основном ориентирована на игровое применение. Категорически не рекомендуется к приобретению.


    Рис.1. PCI512


  • SBLive! Value - самая распространенная версия SBLive! Присутствуют практически все возможности полной версии, за исключением дополнительной дочерней платы, на которой расположены разъемы Digital Din, SPDIF IN, SPDIF OUT, MIDI IN, MIDI OUT. Кроме того, на самой плате не напаян разъем I2S. При этом SPDIF IN/OUT присутствуют на плате в виде "гребенки" контактов. MIDI-клавиатуру можно подключить через разъем джойстика. Самый оптимальный вариант для домашнего использования.

    Рис.2. SBLive! Value

    Вот схематичное изображение платы:

    Рис.3. Примерный вид платы SBLive! Value


  • SBLive! - собственно Лайв, полная версия. Чем отличается от Value - было сказано выше. Разъемы, в отличие от пластмассовых Value-версии, металлические, позолоченные.


    Рис.4. SBLive!

    Различия хорошо видны на нижеприведенной схеме:

    Рис.5. Примерный вид платы SBLive!(с дочерней платой)

Да, еще хотелось бы заметить, что на базе DSP (Цифровой Сигнальный Процессор) EMU10001 (или EMU10K1) выпускаются и другие звуковые карты. Например APS (Audio Production Studio) производства E-MU. Но, во-первых, это карта из совершенно другой ценовой категории (около 700 $), а во-вторых, производит ее не Creative, так что к серии SBLive! эта карта не имеет отношения.
В основном, в этой статье будет рассмотрена модель SBLive! Value, ибо, как показано выше, отличия ее от полной версии не принципиальны.

Глава 2. ТТХ* SBLive!

Что же представляет из себя SBLive! ? Чем он, собственно говоря, крут? Вот самые общие характеристики этой аудиокарты:

Аудио процессор DSP EMU10K1
Обработка сигнала 32 бита, 48 кГц, применяется патентованная 8-точечная интерполяция для уменьшения искажений. (Вся обработка ведется на 48 кГц, независимо от параметров исходного сигнала)
Диапазон воспроизводимых частот (на уровне -1дБ) 10 Гц - 44 кГц
Отношение с/ш 96 дБ
Коэффициент нелинейных искажений 0.002%
Разрядность ЦАП 18 бит
MIDI Wavetable - 1024 голоса с последними драйверами - LiveWare 2.0 (аппаратных - 64)
Наборы инструментов Загружаемые, формата SF2. Хранятся в ОЗУ компьютера (до 32 МБ)

Подробнее можно посмотреть здесь (русское руководство пользователя в формате pdf).
Меня больше всего интересовали параметры аналогового тракта, т.е. характеристики используемых АЦП-ЦАП, буферных усилителей.
В отличие от многих своих конкурентов, Creative не раскрывает параметры используемых кодеков, ограничиваясь общими фразами типа "Hollywood quality", "Excellent overall sound" и т.п. Это может произвести впечатление разве что на выпускника Нью-Йоркской средней школы №234. Нашему человеку хотелось бы услышать о параметрах аудиотракта нечто более внятное.
Итак, вот что мне удалось узнать об этом после пристального изучения непосредственно платы, и последующего копания в дебрях Интернета:

  • Задние (тыловые) каналы - используется ЦАП UDA 1330ATS производства Philips Semiconductor. Спецификацию на эту микросхему, в формате pdf, вы можете взять здесь.
  • Фронтальные каналы - используется AC'97- кодек производства Creative - CT1297-TAT. Этот чип содержит двухканальные АЦП, ЦАП, а также микшер. К сожалению, найти информацию по этой микросхеме практически невозможно, т.к.. видимо, она предназначена исключительно для внутрифирменного использования, и потому является засекреченной. Однако здесь вы можете ознакомиться со спецификацией на кодеки стандарта АС'97. И еще, для примера, вы можете посмотреть спецификацию аналогичных (АС'97) кодеков других производителей: WM9701 - производства Wolfson, и DAC97S01 производства Standard Microsystems Corporation. В ближайшее время я все же постараюсь откопать информацию по CT1297-TAT.
  • Во фронтальном канале, после ЦАП стоит усилитель TDA 1308 (Class AB Stereo Headphone Driver), производства Philips Semiconductor. Подробную спецификацию можно взять здесь.
По результатам измерений, ЦАП тылового канала обеспечивает более качественное воспроизведение, чем у фронтального канала. Мне кажется, что основную долю искажений и шумов во фронтальном канале вносит дополнительный усилитель TDA 1308. Хотя уровню этих искажений позавидуют многие аппараты класса Hi-Fi. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье Евгения Петрова.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Мир твоих побед: разработчики «Мира кораблей» поздравили игроков с Днём защитника Отечества 2 ч.
Новая статья: Keep Driving — великолепная игра, сотканная из странных идей. Рецензия 14 ч.
Количество слияний и поглощений в российском IT-секторе в 2024 году выросло на треть 15 ч.
В рекордной краже криптовалюты у ByBit обвинили северокорейских хакеров 24 ч.
OpenAI провела зачистку ChatGPT от аккаунтов из Китая и Северной Кореи, подозреваемых во вредоносной деятельности 24 ч.
«Нам просто нужно больше мощностей»: OpenAI постепенно поборет зависимость от Microsoft 24 ч.
Трамповская криптооттепель: Coinbase удалось малой кровью отделаться от иска Комиссии по ценным бумагам США 22-02 13:16
Apple выпустила первую бету iOS 18.4, в которой появились «приоритетные уведомления» 22-02 11:13
Новая статья: Kingdom Come: Deliverance II — ролевое вознесение. Рецензия 22-02 00:03
Apple отключила сквозное шифрование в iCloud по требованию властей Великобритании 21-02 23:43