Сегодня 22 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Sound Blaster Live! под микроскопом

⇣ Содержание
Автор: Никулин Андрей aka Can

Основные характеристики. Модификации

Написать эту статью я решил давно. Где-то месяцев 9 назад я заменил свою старую аудио-карточку Vibra16 на новейший по тем временам SBLive! Сказать, что я был доволен заменой - значит не сказать ничего. Я не думал, что на компьютере возможно получить звук такого качества. Возможно через какое-то время эти мои утверждения покажутся наивными, появятся новые звуковые карты (скажем 24 бит, 96 кГц и т.д.). Но я считаю, что для конца 1998 года поиметь самый настоящий Hi-Fi всего за 80$ - это круто. Завершая это лирическое отступление, скажу вот еще что: когда я купил в дополнение к Лайву приличные наушники (Philips SBC HP 900, цена примерно 60$), я ПЕРЕСЛУШАЛ заново весь Pink Floyd. И получил массу удовольствия...
Так вот. Почему же я решил написать статью о SBLive!? Потому что про него написано много, но в основном это просто повторение, перепечатка из одного первоисточника основных технических характеристик, общие фразы про использование в играх технологии ЕАХ и т.д. Иногда встречаются действительно хорошие материалы - например на сайте Евгения Петрова "Персональные Студии" я узнал много нового про SBLive! Но кое что все равно осталось за кадром - например подробные технические характеристики АЦП-ЦАП, возможности стыковки данной аудиокарты с форматом АС-3 (DVD Dolby Digital 5.1), дополнительные примочки для SBLive! и многое другое.
Здесь я постараюсь об этом рассказать. Но не сразу обо всем. Сначала рассмотрим технические характеристики SBLive!, а также дополнительные устройства, выпускаемые специально для него.

Глава 1. Различные модификации SBLive!

Итак, насколько мне известно, в данный момент семейство SBLive! (то есть звуковых карт на базе чипа EMU10001) представлено следующими модификациями (в порядке возрастания крутизны):
  • PCI512 - наиболее урезанная версия SBLive! Отсутствуют - цифровые входы, цифровые выходы. Нет совместимости с LiveWare. Продается в основном в Северной Америке. (видимо такого количества тупых и нетребовательных юзеров нет нигде в мире :) В основном ориентирована на игровое применение. Категорически не рекомендуется к приобретению.


    Рис.1. PCI512


  • SBLive! Value - самая распространенная версия SBLive! Присутствуют практически все возможности полной версии, за исключением дополнительной дочерней платы, на которой расположены разъемы Digital Din, SPDIF IN, SPDIF OUT, MIDI IN, MIDI OUT. Кроме того, на самой плате не напаян разъем I2S. При этом SPDIF IN/OUT присутствуют на плате в виде "гребенки" контактов. MIDI-клавиатуру можно подключить через разъем джойстика. Самый оптимальный вариант для домашнего использования.

    Рис.2. SBLive! Value

    Вот схематичное изображение платы:

    Рис.3. Примерный вид платы SBLive! Value


  • SBLive! - собственно Лайв, полная версия. Чем отличается от Value - было сказано выше. Разъемы, в отличие от пластмассовых Value-версии, металлические, позолоченные.


    Рис.4. SBLive!

    Различия хорошо видны на нижеприведенной схеме:

    Рис.5. Примерный вид платы SBLive!(с дочерней платой)

Да, еще хотелось бы заметить, что на базе DSP (Цифровой Сигнальный Процессор) EMU10001 (или EMU10K1) выпускаются и другие звуковые карты. Например APS (Audio Production Studio) производства E-MU. Но, во-первых, это карта из совершенно другой ценовой категории (около 700 $), а во-вторых, производит ее не Creative, так что к серии SBLive! эта карта не имеет отношения.
В основном, в этой статье будет рассмотрена модель SBLive! Value, ибо, как показано выше, отличия ее от полной версии не принципиальны.

Глава 2. ТТХ* SBLive!

Что же представляет из себя SBLive! ? Чем он, собственно говоря, крут? Вот самые общие характеристики этой аудиокарты:

Аудио процессор DSP EMU10K1
Обработка сигнала 32 бита, 48 кГц, применяется патентованная 8-точечная интерполяция для уменьшения искажений. (Вся обработка ведется на 48 кГц, независимо от параметров исходного сигнала)
Диапазон воспроизводимых частот (на уровне -1дБ) 10 Гц - 44 кГц
Отношение с/ш 96 дБ
Коэффициент нелинейных искажений 0.002%
Разрядность ЦАП 18 бит
MIDI Wavetable - 1024 голоса с последними драйверами - LiveWare 2.0 (аппаратных - 64)
Наборы инструментов Загружаемые, формата SF2. Хранятся в ОЗУ компьютера (до 32 МБ)

Подробнее можно посмотреть здесь (русское руководство пользователя в формате pdf).
Меня больше всего интересовали параметры аналогового тракта, т.е. характеристики используемых АЦП-ЦАП, буферных усилителей.
В отличие от многих своих конкурентов, Creative не раскрывает параметры используемых кодеков, ограничиваясь общими фразами типа "Hollywood quality", "Excellent overall sound" и т.п. Это может произвести впечатление разве что на выпускника Нью-Йоркской средней школы №234. Нашему человеку хотелось бы услышать о параметрах аудиотракта нечто более внятное.
Итак, вот что мне удалось узнать об этом после пристального изучения непосредственно платы, и последующего копания в дебрях Интернета:

  • Задние (тыловые) каналы - используется ЦАП UDA 1330ATS производства Philips Semiconductor. Спецификацию на эту микросхему, в формате pdf, вы можете взять здесь.
  • Фронтальные каналы - используется AC'97- кодек производства Creative - CT1297-TAT. Этот чип содержит двухканальные АЦП, ЦАП, а также микшер. К сожалению, найти информацию по этой микросхеме практически невозможно, т.к.. видимо, она предназначена исключительно для внутрифирменного использования, и потому является засекреченной. Однако здесь вы можете ознакомиться со спецификацией на кодеки стандарта АС'97. И еще, для примера, вы можете посмотреть спецификацию аналогичных (АС'97) кодеков других производителей: WM9701 - производства Wolfson, и DAC97S01 производства Standard Microsystems Corporation. В ближайшее время я все же постараюсь откопать информацию по CT1297-TAT.
  • Во фронтальном канале, после ЦАП стоит усилитель TDA 1308 (Class AB Stereo Headphone Driver), производства Philips Semiconductor. Подробную спецификацию можно взять здесь.
По результатам измерений, ЦАП тылового канала обеспечивает более качественное воспроизведение, чем у фронтального канала. Мне кажется, что основную долю искажений и шумов во фронтальном канале вносит дополнительный усилитель TDA 1308. Хотя уровню этих искажений позавидуют многие аппараты класса Hi-Fi. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье Евгения Петрова.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft разрешила OpenAI пользоваться облачными сервисами конкурентов 4 ч.
Microsoft встроила свой браузер Edge во все игры сразу 5 ч.
Хардкорный режим, скачки и три сюжетных дополнения: Warhorse рассказала, как будет поддерживать Kingdom Come: Deliverance 2 после релиза 13 ч.
HPE проводит расследование в связи с заявлением хакеров о взломе её систем 13 ч.
«Мы создали CRPG нашей мечты»: продажи Warhammer 40,000: Rogue Trader превысили миллион копий 14 ч.
Создатели Lineage и Guild Wars отменили MMORPG во вселенной Horizon Zero Dawn и Horizon Forbidden West 14 ч.
Instagram начал переманивать блогеров из TikTok денежными бонусами до $50 тысяч в месяц 15 ч.
Eternal Strands, Starbound, Far Cry New Dawn и ещё шесть игр: Microsoft рассказала о ближайших новинках Game Pass 16 ч.
ИИ превзойдёт человеческий разум в течение двух-трёх лет, уверен глава Anthropic 17 ч.
Keep Driving вышла на финишную прямую — новый трейлер и дата релиза ностальгической RPG о путешествии по стране на своей первой машине 17 ч.
Transcend выпустила SSD серии ETD410T формата U.2 для дата-центров 28 мин.
Владелец TikTok потратит в этом году $12 млрд на ИИ-ускорители от Nvidia и китайских производителей 60 мин.
Samsung вложит в контрактное производство чипов на порядок меньше, чем TSMC 3 ч.
Сегодня Samsung представит смартфоны Galaxy S25, умное кольцо Galaxy Ring 2 и новинки ИИ 3 ч.
Ускорители Ascend не готовы состязаться с чипами NVIDIA в деле обучения ИИ, но за эффективность инференса Huawei будет бороться всеми силами 3 ч.
Meta планирует выпустить умные очки Oakley, часы и наушники с ИИ 5 ч.
Nvidia в третий раз обошла Apple, став самой дорогой компанией в мире 5 ч.
AMD рассказала, какой будет игровая производительность Ryzen 9 9950X3D и 9900X3D 5 ч.
GeForce RTX 5000 Kingpin не будет — легендарный оверклокер рассказал о планах на будущее, в которых есть место не только Nvidia 11 ч.
OpenAI, Oracle и Softbank вложат $100 млрд в ИИ-инфраструктуру США, а в перспективе — до $500 млрд 11 ч.