Altec Lansing является одним из ведущих игроков на рынке компьютерного аудио, чье имя всегда было синонимом высококачественного звука в мире мультимедийной акустики для РС. Модельный ряд фирмы простирается от простеньких двухкомпонентных систем до Dolby Digital-комплектов для домашнего кинотеатра.
В данном обзоре мы познакомим читателей с новой акустической системой, позиционируемой фирмой прежде всего для компьютерных игр. Итак, в тестовой лаборатории 3DNews - Altec Lansing ATP5.
Технические характеристики (данные производителя):
Сателлиты: (каждый): Два 28-мм. динамика полного спектра, один 3-дюймовый средне-низкочастотник
Сабвуфер: Один 6,5-дюймовый динамик полного спектра, корпус без фазоинвертора.
Диапазон воспр. частот: 45 гц - 18 Кгц
Выходная мощность: 80 Вт (4 х 8,5 Вт сателлиты + 45 Вт сабвуфер)
THD (КНИ): <0.8% при 1 Вт при 1 Кгц
Входное сопротивление: >10 КОм
Чувствительность входа: 300 mV для полной выходной мощности
Соотн. с/ш: >65 дБ
Модель ATP5 является системой 4.1, состоит из четырех сателлитов и сабвуфера и поддерживает стерео- и четырехканальный звук. Комплект не имеет никакого встроенного декодера, и поэтому является прежде всего действительно игровой (или музыкальной) системой. Изюминкой ATP5 является патентованная технология Altec MicroDrive Technology, используемая в сателлитах ATP5 (и ее "младшей сестры" -2.1 системы ATP3). Не вдаваясь в технические дебри, вкратце можно сказать, что суть этой технологии - в использовании в сателлитах очень маленьких (28 мм.) высокочастотных динамиков, направленных в сторону слушателя, в сочетании с горизонтально расположенным среднечастотником, обращенным диффузором вниз.
Основная идея при этом - добиться более качественного воспроизведения высоких частот, лучшей направленности звука и, как одно из следствий, более четкой локализации. В дополнение к этому наличие развернутых вниз среднечастотников призвано улучшить общую сбалансированность звучания за счет более плавного смешения звуков сабвуфера и сателлитов. Насколько инженерам Altec удалось добиться успеха, нам и предстоит выяснить.
Комплект поставки и внешний вид
Система поставляется в большой красочной коробке. Все отдельные компоненты упакованы в целлофановый пакетик и аккуратно уложены в пенопластовое ложе.
Комплект поставки включает в себя:
4 сателлита (с неотъемными кабелями)
Сабвуфер (с неотъемным шнуром питания)
Два кабеля Mono RCA - Mono RCA (для подключения по цифровому каналу)
Два кабеля Stereo MiniJack - Stereo MiniJack (для подключения к аналоговому каналу, фронт-тыл)
Два переходника RCA Socket - Stereo MiniJack
Руководство по эксплуатации
В принципе, не так уж и много, и тем не менее все необходимое для функционирования системы есть. Одно "но" - никаких подставок под тыловые сателлиты на предусмотрено. Хотя, принимая во внимание их компоновку (в особенности наличие обращенного вниз динамика), вполне вероятно, что по замыслу инженеров для достижения поставленной цели требуется наличие прямо под основанием сателлитов звукоотражающей поверхности (стола, табуретки и т. д.). В брошюре Altec Lansing на рисунке тыловые сателлиты прямо так и изображены - на двух табуреточках. Возможна также, видимо, установка на пол, если только на нем нет никакого звукопоглощающего покрытия (ковролина, ковра и т. д.) - иначе звучание может быть довольно сильно искажено.
При оценке внешности ATP5 прежде всего, конечно, в глаза бросается дизайн сателлитов. Внешне они выглядят очень эффектно и стильно, внося некий оттенок футуризма в интерьер помещения.
Достаточно крупный, но еще не громоздкий сабвуфер имеет скромную, но тоже элегантную внешность, украшенную пластиковыми накладками плавных форм и логотипом производителя.
В общем и целом внешний вид ATP5 стилен и очень приятен глазу, а темно-серая цветовая гамма позволит успешно вписать его практически в любое убранство, чего не скажешь, к примеру, об аксессуарах "компьютерного белого" цвета.
Установка и подключение
Расстановка сателлитов ATP5 должна производиться по типично около-компьютерной схеме уже хотя бы потому, что на правую фронтальную колонку вынесены все органы управления системой. Однако на то есть и еще одна причина, о которой мы скажем чуть позже. Отсутствие подставок для тыловых колонок делает эту задачу несколько более сложной, так как придется придумать, на что их ставить. Мы нашли длину всех проводов сателлитов более чем достаточной для типичной "около-компьютерной" расстановки, а иных требований к этой системе мы и не предъявляли.
Подключение всех компонентов также проблем не вызывает. Все четыре сателлита подключаются к сабвуферу, в который и встроен усилитель. Из них один (правый фронтальный) подключается специальным DIN-кабелем, так как по нему передаются команды управления звуком и питанием системы, а остальные - обычными RCA-штекерами. Все штекеры и соответствующие разъемы несут цветовую маркировку, так что запутаться невозможно, и это приятно отличает ATP5 от того же Yamaha TSS-1.
Система предусматривает два способа подключения к источнику сигнала: аналоговый и цифровой. В первом случае все происходит стандартным образом: фронтальный и тыловой выходы четырехканальной звуковой карты подключаются к аналоговым входам ATP5 посредством прилагаемых кабелей Stereo Minijack - Stereo Minijack
Цифровых входов на ATP5 также два - отдельно для фронтальных и для тыловых каналов. Оба разъема - RCA. Фронтальный цифровой вход может использоваться как обычный вход SPDIF, и может сочетаться с любым источником цифрового сигнала, но только в формате PCM Stereo. Ввиду отсутствия встроенного декодера на ATP5 нельзя подавать сигнал AC3/DTS, вернее, подавать-то можно, но из этого ничего не выйдет.
Тыловой цифровой вход предназначен для подключения к звуковым картам, поддерживающим раздельный вывод цифрового звука для фронтального и тылового каналов.
Тестовый компьютер был укомплектован звуковой картой Hercules Game Theater XP, и к нему система была подключена двумя способами: по аналоговому каналу - к фронтальному и тыловому выходам, а также к выходу SPDIF.
К нашему вящему сожалению, система не оборудована выходом на наушники. Похоже, это становится какой-то нехорошей модой. Возможно, для систем 5.1, предназначенных, в том числе и в первую очередь, для воспроизведения DVD, отсутствие выхода на наушники еще хоть как-то, с большой натяжкой, может быть оправдано. Но для исключительно игровой и музыкальной системы, которая к тому же не оснащена ДУ и просто-таки требует нахождения пользователя в непосредственной близи от органов управления, это, на наш взгляд, является очевидным недостатком. В итоге любителей ночной игры, кто не попал в число счастливых обладателей SB Live! Platinum с Live! Drive, или Game Theater XP, ждет нелегкая доля в виде ползания позади компьютера с целью переткнуть наушники вместо кабеля в ATP5.
Функциональные возможности, режимы работы и настройка
Как уже упоминалось, ATP5 поддерживает от 2 до 4 каналов звука и не имеет никаких встроенных средств декодирования. Режимов работы всего три:
Stereo: в этом режиме сигнал, поданный на фронтальный (цифровой или аналоговый) вход воспроизводится фронтальными сателлитами и сабвуфером, тыл при этом не задействован.
Stereo x2: в этом режиме в этом режиме сигнал, поданный на фронтальный (цифровой или аналоговый) вход воспроизводится фронтальными и тыловыми сателлитами и сабвуфером. Тыл при этом просто дублирует сигнал фронтального канала.
Gaming: в этом режиме, который также можно назвать четырехканальным, фронтальные сателлиты воспроизводят сигнал с фронтального (аналогового или цифрового) входа, а тыловые - соответственно, с тылового. Сабвуфер работает в обычном режиме.
Все органы управления работой системы вынесены на правый фронтальный сателлит:
- вращающаяся безупорная многофункциональная ручка настройки уровня
- кнопка Power (питание)
- кнопка Mode (рожим)
- кнопки Bass и Treble (низкие и высокие частоты)
С кнопкой Power все понятно - она переводит систему в режим ожидания. При этом блок питания остается под напряжением, поэтому помните, что для обесточивания системы нужно выключить ее из розетки.
Кнопка Mode позволяет выбрать один из вышеописанных режимов работы - Stereo, Stereo x2 или Gaming. При этом выбранный режим показывается светодиодом.
Управление громкостью, тембром и уровнем тыла чем-то напоминает автомобильную магнитолу. В обычном режиме ручка регулирует общим уровнем громкости. При нажатии кнопки Bass или Treble эта же ручка регулирует уже уровень низких или высоких частот соответственно. При нажатии и удержании кнопки Mode более трех секунд этой же ручкой регулируется баланс фронта и тыла. Выбранный уровень отображается с помощью светодиодов, расположенных полукругом сверху от ручки.
Если некоторое время ничего не делать, ручка автоматически сбрасывается на регулировку громкости. И здесь у нас возникла одна претензия к разработчикам: уж больно малым они сделали этот "период бездействия", после которого происходит возврат в начальное состояние - по наблюдениям, он менее 2 секунд! Это можно было бы назвать придиркой, если бы при тестировании мы поначалу неоднократно не ошибались - если хотя бы немного замешкаться, вместо "побольше высоких" получаешь удар по ушам в виде резкого увеличения громкости. Хотя привыкнуть, конечно, можно.
Еще одна забавная функция - сброс всех установок на фабричные. Для этого надо одновременно нажать кнопки Bass и Treble и удерживать более 3 секунд. Функция, видимо, жизненно необходимая для западного потребителя :)
На корпусе сабвуфера, рядом с разъемами, находится переключатель фазы. Как сказано в руководстве, с его помощью "можно добиться оптимального звучания в играх, независимо от типа звуковой карты". Возможно, нам не попалась звуковая карта "того типа", но на наш взгляд, при переключении фазы звучание только ухудшалось. Рекомендуем оставлять в фабричном положении.
В работе
Оговорка: у всех свой подход к написанию обзоров. Этот обзор не будет изобиловать техническими данными, цифрами и графиками. Мы не измеряем АЧХ, коэффициенты нелинейных искажений и соотношения сигнал/шум, потому что не считаем это жизненно необходимым для устройства данного ценового диапазона и направленности. Напротив, мы считаем важным опробовать и рассказать, насколько устройство удобно и приятно в использовании, каковы его функциональные возможности и каково субъективное качество его работы.
Прежде всего, хотелось бы отметить очень низкий уровень шумов системы в целом. При отключенных кабелях и максимальном уровне громкости система практически бесшумна.
По традиции, мы начали с музыкальных тестов. Для этого воспроизводился ряд композиций разного стиля в форматах CD Audio и MP3. ATP 5 подключался как по цифре, так и аналоговым способом. Ну что можно сказать - качество звука просто потрясающее! Во-первых, великолепные басы. Акустика Altec Lansing всегда славилась сабвуферами и низкими частотами, и теперь нам представилась возможность убедиться в этом лично. Во-вторых, звучание комплекта носит в высшей степени цельный и сбалансированный характер. Среднечастотные динамики сателлитов удачно служат акустическим "мостиком" между кристальными верхами и упругим басом сабвуфера, обеспечивая при этом внятную середину.
Стоит упомянуть еще одну особенность: при прослушивании музыки через ATP5 хочется выключить все наличествующие эквалайзеры. Дело в том, что наиболее типичная кривая частот в виде "прогнувшегося мостика" с акцентированными низами и верхами накладывается на и без того подчеркнутые басы и высокие частоты комплекта, причем до такой степени, что эта акцентуация уже становится навязчивой и неприятной. ATP5 - система, в большинстве случаев не требующая или даже отвергающая дополнительные средства корректировки спектра.
При использовании в компьютерных играх ATP5 опять показала себя с наилучшей стороны. Особенно ярко заиграли здесь сателлиты с их очень направленной характеристикой звучания, позволяющей добиться в высшей степени четкой локализации звуков. Однако проявилась и оборотная сторона медали: именно из-за этой направленной характеристики ATP5 оказалась системой в высшей степени эгоистичной и не прощающей "небрежной посадки". Что это означает: любое более-менее значительное смещение слушателя из зоны оптимального прослушивания (на пересечении воображаемых осей сателлитов) приводит к заметному ухудшению локализации. Таким образом, ATP5 не очень хорошо подходит для аудиторного прослушивания теплой компанией, когда кто-то обязательно окажется за пределами этой самой оптимальной зоны. В принципе, эта особенность вполне укладывается в идеологию и предназначение системы, позиционируемой прежде всего как акустика для игр, где слушатель в подавляющем большинстве случаев один.
ATP5 была также протестирована и с DVD (для этого фильмы воспроизводились при помощи PowerDVD 3.0 с даунмиксингом на 4 канала). Конечно, система не призвана конкурировать с полноценным комплектам 5.1, тем более оснащенным декодерами Dolby Digital. Но справедливости ради надо сказать, что звучание при этом все равно было очень качественным, локализация фронтальных и тыловых каналов - достаточной. А недостаток реального центрального канала отчасти компенсировался посадкой слушателя и взаимным расположением фронтальных сателлитов. Напомним, что фантомный канал тем ближе по звучанию к реальному, чем ближе (и "центральнее" слушатель по отношению к фронтальным сателлитам, и чем ближе эти сателлиты друг к другу. И то и другое выполняется при "околокомпьютерной" расстановке, на которую, как мы выяснили, эта система и рассчитана.
Выводы
Конечно, при ориентировочной розничной цене в Москве порядка 240-250 долларов, ATP5 "опережает" по этому показателю почти всех своих конкурентов. Встает вопрос: стоит ли переплачивать эти деньги? Вполне возможно. Мы однозначно отдаем ATP5 пальму первенства по качеству звучания среди наиболее распространенных систем 4.1 и даже 5.1. Мы без колебаний назовем этот комплект лучшим для компьютерных игр среди протестированных нами. По набору функций ATP5 звезд с неба не хватает, но этот набор типичен и более чем достаточен для воспроизведения четырехканального звука. Единственное, что можно поставить в упрек - это отсутствие выхода на наушники.В итоге если вы - прежде всего геймер, меломан и лишь в последнюю очередь "домашний театрал", а также если вы - эгоист (то есть а) сидите возле компьютера один и б) плевать вам на соседей ночью), то ATP5 - система для вас. Если же вас прежде всего интересует воспроизведение DVD, а смотреть вы его собираетесь, возможно, в компании да еще через телевизор, вероятно, вам стоит обратить внимание на более "полновесные" комплекты 5.1.
А у нас на очереди - ветеран от Altec Lansing, экс-топ-модель Altec Lansing ADA-880. Оставайтесь с 3DNews!
Кратко:
"+"
- элегантный дизайн
- прекрасное качество звука
- четкая локализация
- полностью электронное управление
- наличие цифровых входов
"-"
- отсутствие выхода на наушники
- непродуманность расстановки тыловых сателлитов
- относительно высокая цена
Ссылки по теме
- Yamaha TSS-1
- Cambridge Soundworks DTT 3500
- Cambridge Soundworks PS 2000 Digital
- Genius SW-4.1 Surround