Видеокарты

3DMark 2003: увидеть будущее


Автор: Константин Иванов

Производитель: Futuremark Corporation

3DMark2001 от финской компании Futuremark Corporation снискал фантастическую популярность у пользователей. Трудно найти среди заядлых геймеров того, кто бы ни разу не запускал этот бенчмарк (то бишь тест) у себя на компьютере. В каком то смысле за два последних года мы пережили 3DMark-манию: практически ни один обзор видеокарт не обходился без приведения результатов данного теста; досталось и процессорам, и материнским платам – с них тоже требовали все большее количество попугаев (очков); ну а юзеры, посходив с ума, ставили ежедневные рекорды, не забывая при этом переустанавливать десятки версий драйверов и разгонять железо. И все ради чего? Доказать, что твоя система самая крутая, ну или, по крайней мере, не хуже, чем у Васи Пупкина с пятого подъезда.

3DMark’03 пришел к нам как очередная интрига. Во-первых, хотелось посмотреть, как выглядят суперсовременные игрушки. Во-вторых, проверить, как справится компьютер с новыми заданиями. Ну, а в третьих, не отстать от моды. Когда на каждом углу говорят о новинке, трудно избежать соблазна не попробовать ее, тем более, что 3DMark’03, как и предшественник, свободен для скачивания и пользования.


Готовность No1

3DMark 2003 BoxЗа первые трое суток с сайта разработчиков было скачано свыше 1,5 миллиона копий этого теста. Можете присоединиться к страждущим, однако помните, что 3DMark’03 весит не много ни мало 176 Mb, плюс к этому программа в обязательном порядке требует наличия DirectX 9.0, а это ещё 35 Mb. Неплохо бы напомнить и о минимальных системных требованиях: процессор с частотой свыше 1ГГц, 256 Mb памяти, полностью совместимая с DirectX 7 видеокарта с 32 Mb видеопамяти и гигабайт свободного места на диске.

Теперь самое важное. Если вы имеете какой-нибудь GeForce4 MX, то у вас пойдет только один игровой тест из четырех. Даже GeForce4 Ti не позволяет насладиться всеми прелестями 3DMark’03. Тут нужна полная поддержка DirectX 9.0, которую на сегодняшний день обеспечивают только топовые карты от ATI (9500/9700) и еще не поступившие в широкую продажу карты семейства GeForce FX (NV30, NV31, NV34) от nVidia.


Полная версия – максимальные возможности


3DMark 2003

По традиции 3DMark поставляется как условно-бесплатная версия, т.е. доступны к применению только основные функции:

Полная версия 3DMark’03 дает пользователю возможность:

Игровые тесты

Game1 "Wings of Fury"
Жанр: Simulator

3DMark 2003 Wings of Fury

Картинка: 3 августа 1944г. В небе над Балтийским морем воюют истребители немецких и американских войск. Уж не благодаря ли мировой популярности проекта "Ил-2 Штурмовик" первый игровой тест посвящен сражениям истребителей Второй Мировой Войны? Уж слишком много сходств вы найдете, хотя в 3DMark’03 все сделано более аркадней (самолеты, к примеру, летят друг против друга "пачками").

Нагрузка: полигонов в кадре: 32 000 (вершинные шейдеры версии 1.1); объем отводимой памяти 23 Mb.

Эффекты: мультитекстурирование (на каждую модель самолета накладывается до четырёх текстур: цвета, отражения, освещённости и бликов), точечные спрайты (дымящиеся двигатели).

Game2 "Battle of Proxycon"
Жанр: 3D Action


3DMark 2003 Battle of Proxycon

Картинка: На отдаленной космической станции космо-пехи держат бой против армии вторжения. Передвижения по камерам корабля совмещены с перестрелками, иногда камера фиксирует вид из иллюминатора, за которым виден космос. Данный тест актуален, т.к. в ближайшие годы нам стоит ждать множество шутеров нового поколения, построенных на движках "DOOM III", "Unreal II", которые, по сути, предложат подобный игровой процесс.

Нагрузка: полигонов в кадре: 250 000 (пиксельные шейдеры версии 1.1), 150 000 (пиксельные шейдеры версии 1.4); объем отводимой памяти 86 Mb.

Эффекты: Normal Mapping (прототип BumpMapping), позволяющий создавать естественные складки на бронекостюмах космических десантников; Dynamic Shadows (динамические тени заранее не программируются, а создаются в реальном времени по ходу игры – то, о чем нам долгое время твердил Джон Кармак с ID Software); Depth Of Field (глубина фокуса) фиксирует камеру на определенном объекте, затуманивая остальные (меня прекрасно поймут те, кто снимает на камеру); Bloom (чрезмерная освещенность объектов), возникающий от сильных взрывов.

Game3 "Troll's Lair"
Жанр: RPG.


3DMark 2003 Troll's Lair

Картинка: Храбрая и довольно симпатичная девушка-воин совершает опасное путешествие в логово троллей. Путь лежит через таинственную библиотеку с высокими ставнями арочных окон. Волшебный меч героини светится так ярко, что озаряет мрачные стены и отполированный пол. Камера показывает крупным планом лицо девушки (и все выглядит сверх натурально!): ее большие глаза, выразительные брови, пухленькие губы, освещенные бликом нос и щеки, и еще волосы, которые вызывают наибольший восторг (они представляют собой собрание тысяч отдельных волосинок которые скручиваются, изгибаются и меняют свое положение ввиду гравитации и дуновения ветерка). Далее нас ждет сцена с дерущимися троллями, которая, впрочем, на меня не произвела большого впечатления. Кажется, что эти большие зверюги слеплены из пластилина (уж очень невыразительными они получились).

Нагрузка: 560 000 (пиксельные шейдеры версии 1.1), 280 000 (пиксельные шейдеры версии 1.4); объем отводимой памяти 85 Mb.

Эффекты: Anisotropic Lighting (для воссоздания освещения волос у главгероини); Dynamic Shadows и Depth of Field. Два последних эффекта, как вы могли заметить, используются в "Battle of Proxycon" (вообще эти два теста очень похожи по своей сути)

Game4 "Mother Nature"
Жанр: Demo.


3DMark 2003 Mother Nature

Картинка: Прототип теста No4 от 3DMark2001. Та же "мать-природа", но с более детальным воплощением. Особое восхищение вызывает ручеек: прозрачная вода, бурля и вспениваясь, течет по расщелине, по краям которого рассыпаны камни; при этом поверхность отражает лучи и блики солнца.

Нагрузка: полигонов в кадре: 780 000 (пиксельные и вершинные шейдеры версий 1.1, 1.4, 2.0); объем отводимой памяти 113Mb.

Эффекты: Все движения объектов в данном тесте осуществляются при помощи вершинных шейдеров версии 1.1. При рендеринге земли используются пиксельные шейдеры версии 1.4. На поверхность земли накладываются 6 текстур: текстура цвета, детализация, освещение, рельеф, тени от облаков и кубические карты нормалей. Для создания воды используются пиксельные шейдеры 2.0.


Результаты тестов

Тестовая система:

Материнская плата: ASUS P4GE
Процессор: Pentium4 3.06 GHz
Память: 512 Mb DDR SDRAM
Винчестер: 80Gb IDE Seagate Barracuda IV
OS Microsoft Windows XP: Home Edition
Драйверы: SiS ver 6.13.10.3090, ATI Radeon Catalist 3.0, nVidia Detonator 42.82
Установки теста: стандартные

Результаты тестирования 3DMark’03:

Видеокарта Поддержка
DirectX
GT1
Wings of Fury,
fps
GT2
Battle of Proxycon,
fps
GT3
Troll's Lair,
fps
GT4
Mother Nature,
fps
очки
GeForce 4 MX460 7 40 - - - 292
Xabre 400 7; 8.1 50,6 2,7 2,9 - 606
GeForce TI 4600 7; 8.1 131,8 15,3 12,3 - 2107
Radeon 9700 pro 7; 8.1; 9.0 157,5 30,5 28,2 28,2 4696
GeForce FX 5800 7; 8.1; 9.0 191,8 34,2 27,9 35,1 5334

Основная оценка выводилась исходя из результатов четырех игровых тестов. Примерная формула, по которой вычислялись очки выглядит так:

3DMark’03 score = (G1fps * 7,3) + (G2fps * 37) + (G3fps * 47,1) + (G4fps * 38,7),
где G1,2,3,4 fps – производительность 1, 2, 3, 4 теста.

Понятно, что любая видеокарта, не прошедшая все тесты, много теряет. Поэтому все же не стоит на основе 3DMark’03 сравнивать производительность новых и старых карт.


Дополнительные тесты

Вслед за игровыми тестами идут тесты проверки процессора CPU Test 1 и CPU Test 2. "Wings of Fury" и "Troll's Lair" запускаются в разрешении 640x480; особенность теста в том, что задачи по обработке вершинных шейдеров перекладываются с видеокарты на процессор.

Далее идут привычные нам по 3DMark2001 тесты Fill Rate для Single/Multi-Texturing (картинка практически та же, что в предшественнике), Vertex Shader (тут вместо расстреливающих друг-друга матричных человечков разгуливают тролли, тюкая друг друга дубинками) и Pixel Shader 2.0 (вместо коника, мы раскручиваем слона и носорога, при условии, если наша видеокарта поддерживает DirectX 9.0).


Ragtroll – еще один текст, подобного которому не было раньше. 16 троллей (взяты из Troll's Lair) поочередно прыгают с большой высоты и плюхаются оземь (вспомните, на "Unreal Tournament 2003" на нескольких уровнях есть глубокие ловушки). Модель каждого тролля состоит примерно из 5500 треугольников. Прорисовка персонажей производится в четыре прохода с использованием пиксельных шейдеров версии 1.1. Динамическое освещение рассчитывается с использованием пиксельных шейдеров версии 1.4. Данный тест демонстрирует, насколько система может балансировать нагрузку между видеокартой и процессором. Это должно помочь в оптимальном подборе связки CPU и графического акселератора.

В играх важное значение имеет не только графика, но и звук, поэтому sound-тесты в 3DMark’03 появились очень кстати. Для тестирования используется "Wings of Fury": сначала игра идет без звука, затем в 2х последующих сценах включается 3D-звук с 24 и 60 потоками. По окончанию бенчмаркера мы можем увидеть, насколько падает производительность в зависимости от звукового наполнения (кстати, разница довольно ощутима и составляет, как правило, 7-25 fps в зависимости от производительности CPU).


Деморолик

Демо встречает нас долгим приготовлением к началу первой заставки. Черно-белая лента приносит нам атмосферу воздушного противостояния ассов Второй Мировой Войны. Под соответствующую музыку камера фиксирует полетные карты, старые фотографии эcкадрилии, фуражки летчиков. И вот в небе появляются самолеты, монохромная картинка постепенно сменяется на цветную и начинается битва. Впрочем, все сражение мы уже видели в тестах; новым будет только экстремальное приземление в одну из деревень (тут уже включаются пиксельные шейдеры для воссоздания более детальной обстановки).

Дальнейшее видео меня полностью разочаровало. Ничего нового – только банальный повтор тех сцен, что были в тестах. А ведь в 3DMark2000/2001 демо отличались своей исключительностью. В версии 2001 года нам даже показали воссозданную на движке MAX-FX 3D фрагмент из Матрицы. Завершилось все действо приведением длиннющего списка разработчиков. Больше демку я уже не включал.


Дополнительные возможности

Image Quality Tools
Эта утилита, встроенная в 3DMark03, позволяет оценить качество прорисовки. Можно выбрать любой кадр или последовательность кадров из всех прилагаемых тестов и записать их в формате BMP на винчестер. Таким образом, можно успешно сравнивать качество графики выводимой различными видеокартами.

Texture Filtering Tool
А эта опция поможет вам проверить - насколько хорош графический акселератор при сглаживании и фильтрации текстур. Меняя положения камеры или рисунка можно: устанавливать билинейную, трилинейную или анизотропную фильтрацию, добавлять цветные или чёрно-белые текстуры, изменять параметры Magnification, Minification, Mipmapping. Думаю, утилита будет совсем не лишней для профессионалов.



Выводы

1. 3DMark’03 здорово опережает время и будет актуален только через полгода – год, когда видеорынок наполнится видеокартами с полной поддержкой DirectX 9.0. Только данные видеоакселераторы имеет смысл сравнивать, иначе ввиду неравных условий (прохождение не всех тестов) мы получим несправедливое завышение рейтинга одной карты над другой.

2. Бежать и покупать Radeon 9700 pro/GeForce FX (между нами говоря, лучше за те же деньги купить маме новую импортную стиральную машину:-) ради баллов и просмотра всех тестов не стоит. Помните, что самое главное – это все-таки игры. Даже не вышедший "DOOM III" основывается на DirectX 8.1, а проекты с поддержкой DirectX 9.0 еще не анонсированы.

3. Любители красивых видеороликов и заставок будут слегка огорчены тем, что демо в 3DMark’03 практически полностью повторяет игровые тесты. Это, поверьте мне, не стоит тех скаченных 176 Mb (если конечно у вас не бесплатная выделенка).

4. Зарегистрированная версия 3DMark’03 дает множество весьма полезных дополнительных возможностей, поэтому профессиональным тестерам очень рекомендуется работать именно с ней.


Дополнительные материалы:

DooM 3 в роли бенчмарка
Max Payne в роли бенчмарка
Serious Sam в роли бенчмарка
Тестовый пакет 3DMark 2001 Pro
Тестовый пакет 3DMark 2000
Понимание и расчёт скорости заполнения (fillrate) акселератора

 
 
Комментировать (  )
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Самые обсуждаемые публикации
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥