Сегодня 04 июля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Глоссарий 3D терминов

Автор: Franchy (ЗоринD)
Antialiasing (антиалиасинг, сглаживание) - устранение пикселизации изображения. Алгоритм заключается в усреднении цветов соседних пикселей готового изображения, однако принципы работы могут отличаться (например выполнение рендеринга в высоком разрешении с последующим его понижением).
Видно, как сглаживается "лесенка", состоящая из пикселей.


Alpha blending (альфа смешение) - создание полупрозрачных объектов. Текстура, наносимая на объект, может содержать помимо информации о цвете (Red,Green,Blue), информацию о прозрачности (Alpha). В зависимосте от величины коэффициента Alpha разные части объекта приобретают различную степень прозрачности. Как правило смешивание цветов перекрываемого объекта и полупрозрачного объекта (с альфа прозрачностью) происходит по следующей формуле: (alpha) * (значение цвета объекта с прозрачностью) + (alpha-1) * (значение цвета покрываемого объекта) при 0<=alpha<=1.


Существует много различных путей использования alpha канала и смешения цветов.

Add transparency (добавляющая прозрачность) - при данном типе смешения значение цвета перекрываемого объекта складывается со значением цвета полупрозрачного объекта: значение цвета A+значение цвета B.
Обратите внимание, что в роли alpha как бы выступает яркость цвета в текстуре.


Multitexturing (мультитекстурирование) - наложение 2-х (или более) текстур на один объект. При этом цвета текселей этих текстур смешиваются по определенному закону: add (сложение), modulate (умножение), substractive (вычитание) и др.


Bump-mapping (рельефное текстурирование) - создание виртуального рельефа на поверхности объекта. Существует много алгоритмов его получения. За основу рельефа обычно берется alpha канал текстуры.


Flat shading (плоское затенение) - каждая грань закрашивается определенным цветом. Для этого строятся вектора нормалей к поверхностям полигонов и определяется цвет (в зависимости от угла между нормалями и направлением на источник света).
Все выглядит граненным.


Gouraud shading (затенение Гуро) - алгоритм. Позволяет получить на поверхности объекта плавное затенение: во всех вершинах объекта строяться вектора нормалей; в зависимости от угла между нормалями и направлением на источник света определяется цвет пикселей (как при flat shading), соответствующих вершинам полигонов; цвета пикселей интерполируются (между вершин) по поверхностям полигонов.
Блики выглядят не реалистично.


Phong shading (затенение Фонга) - один из самых качественных типов затенения. Отличается от gouraud затенения тем, что вектора нормалей строятся для каждой точки изображения (соответственно требует много вычислений).


Specular highlight (блики) - имитация прямого отражения источника света.

При простом наложении текстур могут возникать некоторые дефекты в изображении (глюки :-): когда камера (наблюдатель) близко приближается к объекту то текселы становятся больше, чем пикселы (один тексел заполняет собой несколько пикселов), то проявляется эффект пикселизации (блочности) изображения (см. рис. к point sampling сразу ниже); если текстура находится на большом расстоянии от наблюдателя и текселы становятся меньше пикселов (на один пиксел "претендуют" несколько текселов текстуры - см. рис. к mip-mapping), то проявляется эффект муара (ряби), т.к. в одном и том же пикселе все время рисуются разные тексели. Для устранения первой проблемы используется linear filtering, для ликвидации второй - mip-mapping (включая trilinear filtering) и anisotropic filtering.


Point sampling - самый простой метод фильтрации текстур (ее отсутствие :-). Для определения цвета конечного пикселя используется цвет одного (самого близкого) тексела.

Как видно на рисунке, результатом point sampling является пикселизация (гранулированность) изображения, хотя это самое точное представление исходной текстуры (bitmap'а).


Bilinear (linear) filtering - билинейная фильтрация текстур. Для определения конечного цвета пиксела используются усредненные значения цветов соседних текселей - цвета текселей интерполируются (как правило используются значения 4-х ближних текселей).

Обратите внимание на плавность цветовых переходов в текстуре.


Mip-mapping (mip-текстурирование) - один из способов устранения муара в изображении. MIP означает "многое в одном" (lat. "Multum In Parvum"). Алгоритм использует текстуру с различным разрешением (256x256,128x128,64x64 и т.д.) для разных частей обьекта (в зависимости от расстояния между наблюдателем и поверхностью и от угла под которым находится поверхность).


Побочным эффектом mip-mapping'a является banding - разрывы между mip-уровнями (текстурами с различным разрешением). К тому же теряется резкость текстур.

А это изображение без (!) mip-mapping'a.


Trilinear filtering (трилинейная фильтрация). При этом типе фильтрации фильтруются не только текселы, но и mip-уровни, т.е. сначала вычисляются цвета 2-х пикселей в 2-х (соседних) mip-уровнях, а затем эти два значения смешиваются.

Существуют и другие методы фильтрации при которых используется интерполяция mip-уровней, но только при trilinear filtering фильтруются и mip-уровни (mipmap interpolation) и тексели (bilinear filtering).

Единственный недостаток trilinear filtering - потеря резкости текстур.


Anisotropic filtering (анизотропная фильтрация) - самый совершенный тип фильтрации, когда фильтрация отличается по различным направлениям.

Обратите внимание, что текстура сильнее фильтруется вдаль, нежели по горизонтали (линии остаются тонкими).

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Конец эпохи: Intel закрыла приложение Unison для синхронизации ПК и смартфонов 3 ч.
Минюст США убедил Google и Apple не блокировать TikTok, пообещав их не штрафовать 3 ч.
Destiny: Rising не заставит себя долго ждать — дата выхода и новый геймплейный трейлер 7 ч.
Anthem уйдёт в вечный офлайн — Electronic Arts скоро отключит серверы провального шутера 8 ч.
«Базальт СПО» представила в Китае российский ПАК с китайскими чипами Loongson 9 ч.
Петиция «Прекратите убивать игры» набрала миллион подписей для рассмотрения в Евросоюзе, но борьба ещё не окончена 9 ч.
Аналитики раскрыли продажи Death Stranding 2: On the Beach — игра уже стала хитом на PlayStation 5 11 ч.
Windows 11 становится всё популярнее среди геймеров — на неё переходят не только с Windows 10 11 ч.
Новый шутер от соавтора Doom Джона Ромеро оказался под угрозой — из-за увольнений в Microsoft студия осталась без денег и сотрудников 12 ч.
«Нужно больше Адских Десантников»: популярный кооперативный шутер Helldivers 2 от Sony всё-таки выйдет на Xbox, причём уже скоро 13 ч.
CoreWeave стала первым облачным клиентом Nvidia, запустившим эксплуатацию ускорителей Blackwell Ultra 2 ч.
E Ink придумала встроить в тачпад ноутбука экран на электронных чернилах — для общения с ИИ и не только 6 ч.
Новая статья: ИИтоги июня 2025 г.: ой, да было бы что заменять! 7 ч.
Transcend выпустила свой самый быстрый SSD для ПК — MTE260S со скоростью до 14 000 Мбайт/с 9 ч.
«Большой прекрасный закон» Трампа сулит тёмные времена солнечной энергетике США 9 ч.
Nothing Phone (3) для Индии получил более ёмкую батарею, чем для США и Европы 9 ч.
Дело о растрате 6 млрд рублей при создании «планшета Чубайса» дошло до суда 9 ч.
Tesla подтвердила падение спроса на Cybertruck до 5000 единиц в квартал — на порядок ниже изначального плана 10 ч.
Nvidia сегодня может отобрать у Apple звание самой дорогой компании в истории 10 ч.
В России поступили в продажу беспроводные наушники Realme Buds T200x, Buds T200 Lite и Buds Air7 — от 1699 рублей 11 ч.