Date: 25/04/2000
Позиции 3dfx на рынке графических чипов и систем серьезно ослаблены со времен прорыва Voodoo-Voodoo2. Теперь, после появления относительно неудачного семейства Voodoo3xxx, должны выйти решения на базе чипа VSA-100. Чип неоднозначен по своим характеристикам, и поднято много шума по поводу его функциональности, производительности и рентабельности.
На рынке, как известно, победителей надолго нет. nVIDIA уже год довольно комфортно расположилась на вершине всенародного признания и явно опережает своих конкурентов. Сотрудничество с SGI, лицензирование на использование S3TC для OpenGL приложений, активная работа с Microsoft над X-Box и т.д. и т.п. Но, как уже упоминалось, шансы есть у всех, главное поставить на верную карту. И вот, за $186 млн 3dfx покупает Gigapixel.
3dfx покупает Gigapixel
Итак, 3dfx официально объявила о покупке маленькой, но многообещающей инженерной 3D графической компании Gigapixel. В век мульти-миллиардных объединений и покупок таких корпораций как, например AOL и Time Warner, покупка 3dfx компании Gigapixel за $186 млн. выглядит не слишком значительной. Несмотря на это, для мира 3D графики приобретение Gigapixel компанией 3dfx может стать точкой нового отсчета. Несмотря на то, что 3dfx была пионером-первопроходцем рынка аппаратного 3D "real-time" железа, она быстро пала перед своим конкурентом nVIDIA, пропустив период смены продуктов. Оборачиваясь назад и смотря на такие в прошлом успешные компании как 3DLabs, Rendition, S3 и NEC/Videologic можно найти одну, объединяющую их всех ошибку - все они опаздывали с выходом новой продукции, этим же путем стремительно идет Matrox. Приобретение Gigapixel компанией 3dfx может быть решающим для нее фактором. Данная покупка может помочь ей не только ворваться на новые рынки, но и сыграть решающую роль в попытке догнать нынешнего лидера.Почему Gigapixel?
Перед тем как вдаваться в детали покупки, давайте посмотрим на саму Gigapixel. Она была основана в 1997 году под слоганом - "Качество и производительность SGI Infinite Reality в массовый рынок через изменение общепринятой 3D архитектуры обработки графики". Для тех, кто незнаком с SGI Infinite Reality Engine, поясняю, это был одним из первых суперкомпьютеров, которые умели обрабатывать высококачественную 3D графику в реальном времени. Не удивительно, что весь менеджмент команды состоял из бывших работников, которые работали над SGI Infinite Reality Engine, за исключением президента компании, который, как ни странно, ранее был вице-президентом отдела аппаратного инжиниринга (Hardware Engineering) в 3dfx. Кроме талантливого менеджмента, Gigapixel имеет целых 40 инженеров в отдела аппаратного 3D. В отличие от nVIDIA и 3dfx, Gigapixel базируется на инжиниринге и, следовательно, фокусируется на исследовании и разработке 3D ядер, продаже и лицензировании технологий.Продукция GigaPixel основана на тайловой архитектуре обработки, которая схожа с той, которая использовалась в Power VR архитектуре от NEC и Videologic созданной для Dreamcast. Преимущество тайловой архитектуры в том, что она намного эффективнее, нежели нынешние стандартные архитектуры обработки. Под этим подразумевается, что она требует гораздо меньше пропускной способности от памяти и меньшего ее количества, потребляет меньше энергии и, в общем, обходится дешевле.
Новые идеи и новые люди
Обсудив историю Gigapixel, теперь мы можем более подробно изучить причину покупки 3dfx. В одном из выступлений Dr. Leupp, СЕО 3dfx рассказал о 3 причинах приобретения Gigapixel:1) Приобретение интеллектуальной собственности
С покупкой Gigapixel, вся интеллектуальная собственность переходит в руки покупателя. В пакет входят дизайны, патенты и исследования Gigapixel. Особенность архитектуры Gigapixel в том, что она имеет высококачественный движок обработки данных, который позволяет реализовывать полноэкранный анти-альязинг без потери в скорости, а так же, большую эффективности архитектуры по сравнению со стандартной 3D архитектурой используемой в чипах GeForce. Еще одним серьезным преимуществом архитектуры от Gigapixel является низкие требования к пропускной способности памяти. Gigapixel утверждает, что ее архитектура уменьшает требования к пропускной способности памяти в ~10 раз. Не только требования к пропускной способности уменьшились, но и количество необходимой памяти сильно сократилось. С такими инновационными технологиями архитектура от Gigapixel может стать революционной.Одним из наиболее интересных вопросов для нас это, пожалуй, не то когда, а как 3dfx планирует интегрировать новую технологию от Gigapixel в Voodoo-серию. С приходом архитектуры от Gigapixel весь конвейер обработки данных, начиная от геометрии до растеризации и т.д. полностью будет отличатся от классической техники обработки графики, которую использует 3dfx в чипах Voodoo. Так что, есть большая вероятность, что тайловая архитектура заменит классическую архитектуру Voodoo. В поддержку этой точки зрения можно вспомнить заявления 3dfx о том, что их будущий чип Rampage будет иметь полностью отличную архитектуру от прежних поколений чипов данной серии. Если договоренности о сотрудничестве были подписаны ранее (до приобретения), то есть возможность того, что чип Rampage будет базироваться на технологии от Gigapixel. Но если 3dfx только недавно получила доступ к интеллектуальной собственности Gigapixel, то вероятность того, что Rampage будет базироваться на тайловой архитектуре довольна мала. Разработать и создать новый 3D чип занимает около полутора лет. За девять месяцев до конца года, возможность перехода на абсолютно новую архитектуру почти не реальна.
2) Приобретение талантливой команды инженеров
Вместе с интеллектуальной собственностью Gigapixel, 3dfx также получает наиредчайший ресурс на рынке высоких технологий - инженерный талант. Gigapixel вносит еще 40 инженеров к 140, которые работают в 3dfx. Увеличение инженерного штата на 40 человек является большой удачей для 3dfx. С получением инженеров, 3dfx надеется на возвращение в 6 месячный цикл смены продуктов. Приобретение так же может означать, что 3dfx не успевает с разработкой своего продукта, представляющего следующее поколение - Rampage, и возможна им нужна помощь для того, чтобы успеть с разработкой к концу года.3) Возможность выхода на смежные рынки
Последней и, пожалуй, самой неожиданной причиной приобретения Gigapixel, может быть возможность выхода на смежные рынки. Почему это может быть для них интересно? Потому что "смежный" рынок, которым заинтересована 3dfx - это рынок мобильных устройств. С архитектурой Gigapixel, цена и потребление энергии 3D чипа сильно снижается, делая возможным ее использование в мобильных устройствах. 3dfx надеется принести эту технологию в мобильные телефоны, PDA-устройства и другие мобильные устройства с дисплеями. Основным нововведением для данных устройств станет использование 3D графики. Но в данное время это может показаться странным. Вам действительно нужен 3D ускоритель в мобильном телефоне? На некоторых устройствах PDA это, конечно, может применяться, но, честно говоря, скорее всего, будет крайне мало приложений такого рода, которые могли бы этим воспользоваться. Возможно, это понадобится потом, когда мобильные устройства будут гораздо сложнее и выйдут на новый уровень, возможно, именно сейчас 3dfx пытается успеть на поезд под названием wirelees/mobile. Что касается использование данной технологии в мобильных устройствах, то не стоит забывать и о будущих Web-устройствах на базе таких процессоров как "Geode" от National Semiconductor и "Crusoe" от Transmeta, в Интернете 3D графика будет использоваться все чаще и больше.В общем, и целом, приобретение 3dfx поможет ей укрепить свои позиции в борьбе с nVIDIA. Она получает тайловую технологию обработки и инженерную помощь для завершения работ над своими будущими продуктами во время. Теперь остается только посмотреть, как это скажется на конкурентоспособности 3dfx.