Как это увидеть в WaveLab?
Достаточно просто, вызвав модуль Global Analysis из меню Analysis. Перед вами появится окно, в котором есть кнопка Analyze и шесть закладок:
Нажмите для увеличения
- Peaks. Отображается максимальное пиковое значение для выбранного фрагмента, плюс к этому показывается мгновенное значение в месте расположения курсора. При этом вы выбираете такие параметры, как минимальное время между двумя точками с ошибками и максимальное количество точек, отображаемых в данном отчете.
- Loudness. Вот тут и скрывается наш RMS. Замеры идут в рамках коротких интервалов времени, которые вы указываете специально в настройке параметров отчета. Поэтому не удивляйтесь тому, что указан как максимальный, так и минимальный RMS. Это разнится от других звуковых редакторов, где просто высчитывается общий — он здесь также указан под названием Average. Отдельно хочется отметить, что, если вы будете вычислять данный параметр для всего динамического диапазона, то RMS будет меньшим, поэтому в настройках специально предусмотрен ограничитель Threshold, который вы указываете сами.
- Pitch. В этой закладке отображается результирующий музыкальный тон выбранного фрагмента. Показан как в нотах, так и в частотах.
- Extra. Отображение значения DC Offset для выбранного фрагмента.
- Errors. Отображены ошибки в звуковой волне, к которым программа относит, прежде всего, ощутимые искажения (Glitches) и клиппование, то есть щелчки (Clipping). Тут определяются точки, которые можно отметить маркерами для дальнейшего исправления.
- Presets. Данная закладка присутствует во всех окнах WaveLab, и об этой теме мы поговорим отдельно. Хотя применительно к данному случаю можно сказать, что все произведенные изменения в настройках вы можете сохранить в виде отдельного пресета, который сможете использовать впоследствии.
Динамическая обработка. Компрессор
Динамическая обработка… Очень часто у начинающих возникают трудности с пониманием этого вопроса, хотя на самом деле в нем нет ничего сложного, достаточно обладать знаниями в области простейших арифметических функций.
Представьте себе, как выглядит функция Y=X. На двумерном графике она будет выглядеть как прямая, наклоненная под углом 45 градусов.
Если мы представим график Y=X/3, то это будет тоже прямая линия, но уже наклоненная под углом в 15 градусов.
А теперь представим себе, что X — это напряжение сигнала, входящего в устройство, а Y — напряжение сигнала на выходе из того же устройства. Таким образом, мы можем сказать, что при прохождении через прибор напряжение уменьшилось в три раза, но (!) при этом, все данные исходного сигнала сохранены, просто они ужаты в меньший диапазон с неким коэффициентом. Ужаты, сжатие — компрессия, компрессор.
Хорошо, а что такое уровни напряжений? Вспоминаем первый урок — это динамический диапазон, то есть разница между самым большим уровнем сигнала или его отсутствием, а говоря на языке громкости — разница между самым громким звуком и тишиной.
Таким образом, выводим определение, компрессор — это устройство, предназначенное для сжатия динамического диапазона.
Как работает компрессор
Мы не спроста перед динамической обработкой рассмотрели виды значений характеристик и выделили RMS. Да, компрессор сжимает динамический диапазон, то есть уменьшает разницу между амплитудами самых громких и тихих звуков. Таким образом, он делает что? Увеличивает значение RMS, то есть наше громкостное восприятие от фонограммы.
Причем, как все знают, при записи звука полезный сигнал записывается с шумом, который находится в области тихих звуков. И включать эти шумы в работу компрессора не правильно. Поэтому, в данных устройствах предусмотрена точка срабатывания Threshold, а по существу, это уровень сигнала (уровень напряжения), начиная с которого работает компрессор. Данный вариант очень удобен, поскольку мы получаем максимальную прослушиваемость в области полезного сигнала, и при этом не трогаем шумы.
Коэффициент компрессии (это то, на что мы делили в примере с простой функцией) обычно показывается в виде соотношения, например «10:1» — это значит, что после точки срабатывания сигнал сжимается в 10 раз. Причем, стоит отметить отдельно, что не всегда функции сжатия являются линейными (это раз), на отрезке компрессии могут применяться сразу несколько функций с различными коэффициентами (это два).
Помимо этого, в рамках данных устройств предусматриваются такие параметры как скорость реакции или срабатывания компрессора (Attack), время удержания (Hold) и продолжение работы после того, как уровень сигнала стал ниже точки Threshold, когда идет затухание (Release). Все эти параметры указываются в миллисекундах. Для дальнейшей иллюстративности, возьмем за основу простейший модуль Dynamics, который вызывается из меню Process.
Что такое лимитер?
Для иллюстративности скажу, что лимитер — это «кирпич, которым расплющивают полезный сигнал». Другими словами, это компрессор, в котором все значения входного сигнала приравниваются к одному выходного.
Что такое гейт?
Гейт — это устройство, работающее как фильтр, только оно фильтрует не частоты, а уровни напряжений. То есть, оно пропускает сигнал с уровнем только от определенного значения.
Современные музыканты знают понятие «гейт» и еще по одной причине — есть такой эффект обработки, именуемый «темп-гейт», хотя там немного другая картина, — звук не пропускается в определенно заданных фрагментах такта. В общем, перевод слова «гейт» — «ворота», и основная задача «пущать – не пущать».
Что такое экспандер?
Экспандер — это устройство, действие которого обратно компрессору, то есть оно предназначено для расширения динамического диапазона. Ведь, например, при сильной компрессии можно отметить такие слышимые артефакты как потеря динамических оттенков, интонаций на том или инструменте или голосе. Они более ощутимы, когда динамический диапазон разжат. Поэтому, кстати, в джазе и классике нет таких жутких требований по RMS, кои сейчас предъявляются к современной музыке.
Что такое компандер?
Из названия очевидно, что это совмещенные компрессор и экспандер. Причем, такая связка является достаточно уникальной, по крайней мере, по результату ее работы. На тихих звуках, работает компрессор, сжимая там диапазон, а на громких экспандер — разжимая. В результате, мы получаем очень интересную звуковую волну, в которой полезный сигнал занимает гораздо больше места в динамическом диапазоне, чем шумы и прочее.
Многополосные компрессоры
В последнее время очень большой популярностью стали пользоваться многополосные компрессоры. Ведь, на самом деле, мы можем разделить фильтрами сигнал на полосы, а потом к каждой их них подключить компрессор. Что это дает в результате? Мы можем добиться максимального значения RMS, ведь, например, те же всплески пиковых значений могут быть связаны с конкретным инструментом в конкретной частотной полосе, следовательно, там можно навести порядок и повысить уровень других инструментов.
Данная идея появилась не так давно и реализовалась в программном виде, хотя подобные эксперименты проводились много лет назад, как подтверждение тому — эксайтер. В принципе, данное устройство представляет собой ВЧ-фильтр плюс компрессор, а сигнал с него примешивается к основному. Что получается в итоге? Верхний диапазон становится более четким, фонограмма — более яркой. Кстати, во многом поэтому, множество советских записей начала 80-х звучали так тускло по сравнению с зарубежными — «там» использовались эксайтеры.
То есть, у многополосных компрессоров есть и история, и явное продолжение, поскольку после их введения, некоторые записи достигли значения RMS в -6 — -8 дБ (что очень «круто») без явно слышимых искажений.
С WaveLab поставляется плагин Multiband Compressor, хотя лучшие плагины в этой области — WaveArts MultiDynamics и Waves C4, показанные на изображениях.
А зачем так гнаться за RMS?
Этот вопрос, можно сказать, риторический. Шоу-бизнес — это такой же бизнес, как и любой другой, есть брэнды, середина, мелкие звезды, неудачники и т.п. Причем у данного бизнеса есть своя специфика, поскольку рынок очень скоротечен и быстро меняется. Посудите сами, все альбомы, фильмы и т.п. оцениваются по первым неделям/месяцам продаж. Поэтому нужно быть самым громким, самым ярким и т.п. Естественно, нельзя и забывать о качестве.
Если же говорить не о шоу-бизнесе, а о культуре, то там за RMS никто и не гонится, главное — это качественное отображение.
Многополосные лимитеры, максимайзеры
Многополосные лимитеры, которые часто называют максимайзерами (именование «максимайзер» у многих вызывает споры, поскольку первым под этим названием вышло психоакустическое устройство обработки, не имеющее ничего общего с многополосными лимитерами), — это устройства динамической обработки, часто применяющиеся для мастеринга и финальной обработки. То есть, это практически аналогия многополосных компрессоров, только здесь они установлены как лимитеры.
Яркие примеры тому — плагины Waves Multimaximizer (Ultramaximizer) и WaveArts FinalPlug.
Вниманию начинающим
Перед тем, как экспериментировать с многополосными компрессорами/лимитерами, сохраните исходный необработанный файл. Дело в том, что данные операции несут в себе очень много деструктивного для информации об амплитудно-частотном наполнении звуковой волны, то есть невозможного к исправлению впоследствии. Поэтому, обработанные многоканальными компрессорами/лимитерами файлы исправить или «перемастерить» будет весьма трудно, и вряд ли кто-нибудь из профессионалов вообще за это возьмется.
Подытожим…
На самом деле звукорежиссуру как ремесло освоить достаточно легко, для этого необходимы усидчивость и базовые знания в математике и физике. А звукорежиссуру как искусство освоить гораздо труднее, но самое главное в обоих случаях — это владение современными инструментами производства.
Недавно прочитал, что опять где-то собирались «большие дядьки» из мировой аудиоиндустрии и озвучили прогноз, что студии звукозаписи начнут повально закрываться, поскольку производство музыкальной продукции стремительно дешевеет. Я считаю, что это не правда, дешевеют и устаревают некоторые технологии, а само производство всегда дорого из-за постоянно повышающихся требований к качеству конечной продукции, ее современности.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.