Steinberg WaveLab для делающих самые первые шаги. Урок 3
Завершающий урок. Объяснение некоторых эффектов на конкретных примерах: реверберация, задержка, движение, морфинг, список лучших плагинов
Вопрос на засыпку…
А как создать в наушниках эффект прослушивания на обычных колонках? Для начала давайте подумаем, а чем так отличаются эти два способа прослушивания? В первом варианте мы слышим каждый канал в отдельности, во втором — каждый канал в отдельности плюс перекрестные сигналы из правого канала в левое ухо и из левого в правое. Естественно, эти перекрестные каналы:
- Приходят с некоторой задержкой.
- Будут несколько тише на высоких частотах.
Таким образом, чтобы сэмулировать в наушниках прослушивание на колонках, нужно к основным каналам соответствующим образом примешать перекрестные.
Такие эмуляции есть в программном виде, и создавались достаточно давно, правда, они не стали пользоваться большой популярностью из-за недостоверности алгоритмов. На самом деле реализовать такой эффект достаточно сложно — нужно с большой тонкостью учитывать множество параметров.
Эффект Доплера
Этот эффект известен практически во всех областях современной науки. С точки зрения звука его суть заключается в том, что слышимая частота изменяется в зависимости от скорости перемещения источника звука относительно слушателя (или наоборот). Вы это можете всегда услышать на примере быстро проезжающей мимо машины либо пролетающего самолета. Если я скажу, что эффект Допплера имеет прямую связь с теорией относительности Энштейна, то мы сейчас можем надолго уйти в другую область, не связанную со звукорежиссурой. Поэтому, не будем.
На данный момент мы очень часто имеем дело с движущимися объектами, это касается, прежде всего, создания звуковых спецэффектов для игр и кино, причем не только в стерео, но и в 5.1. Отдельно хочется отметить, что в музыке данный эффект очень похож на глиссандо — излюбленный прием многих инструменталистов. Но, например, если вы захотите, чтобы эффект крутился в композиции хотя бы секунд 20, и при этом постоянно будет меняться частота, именно в музыке такое будет выглядеть некрасиво.
Хотя тут есть несколько интересных хитростей, которым я вас научу, и вы сможете использовать и как сам эффект Допплера, так и ассоциативный ряд человека. Фрагменты этого метода я подсмотрел некогда в документации к программе AudioMulch.
Создание эффекта движения
Давайте займемся практикой. Постановка задачи: гитара должна «перелететь» из одного канала в другой, но так, чтобы ярко было слышно движение. При этом мы не имеем права менять основную частоту инструмента, поскольку — это нота, которая, допустим, в данном фрагменте должна быть стабильной.
Решение: Как вы уже поняли, нам нужно будет показать не сам эффект, а обозначить его присутствие, остальное слушатель достроит самостоятельно. Для этого… сначала выбираем звуковой фрагмент, который должен перемещаться, например, из канала в канал…
Нажмите для увеличения
На первом этапе это делается очень быстро. Сначала файл превращается из моно в стерео (если таковым он не являлся раньше — с помощью Edit —> Copy to new window —> Convert to Stereo). После этого выделяем один из каналов, вызываем модуль Fade In/Out (Ctrl+F). Делаем на нем Fade In (нарастание). Обратите внимание, в этом окне, а именно в его закладке Presets есть как линейный, так и нелинейный варианты, на самом отображении звуковой волны автоматически рисуется график огибающей, а с помощью параметров Offset и Damping вы меняете его форму. Поэкспериментируйте со всеми вариантами.
На второй канал делаем такое же действие, только уже Fade Out. Слушаем. Звук, не изменяя своей основной частоты, переходит из одного канала в другой, то есть мы сэмулировали вращение ручки панорамы. Но этого мало.
Далее мы подготавливаем дополнительный файл, в который генерируем шум (шумы в WaveLab генерируются в модуле Tools —> Audio Signal Generator). Что касается времени его длительности, то тут все зависит от инструментария, который вы захотите использовать. Дело в том, что в WaveLab нет как такового модуля эффекта Допплера, как неуклюжий вариант можно использовать Time Stretch… из меню Process, а лучше вообще поискать плагины от сторонних разработчиков (Waves Doppler), или просто прогнать этот файл через AudioMulch и т.п. (программа полностью функциональна на несколько недель при отсутствии активации).
Причем, в том же самом Waves Doppler вам сразу предложат стереовариант на выходе, но нас интересует чистый эффект Допплера, поэтому лучше иметь моно-файл, в котором вы точно определите центральную точку перехода, сделаете поканальные Fade In/Out и аккуратно смикшируете с исходным файлом.
Послушайте внимательно результат. Эффект движения подчеркнут? Да, гораздо ярче. Но это не все. Ведь, по существу, объект к нам приближается, а потом удаляется. Как это подчеркнуть еще более наглядно? Правильно, реверберацией.
Чтобы не мудрствовать особо, возьмите ваш скомпонованный файл, скопируйте его в новый, пометьте маркером точку перехода через панорамный центр. Вызовите какой-нибудь модуль реверберации, например, у WaveLab имеется NaturalVerb. Выставьте настройки максимальной реверберации, так чтобы основной сигнал практически исчез. После этого Fade Out до точки перехода и Fade In после нее. Тут вы поняли, что реверберацию мы слышим по мере степени удаленности от нас источника звука, чем он ближе, тем меньше отраженных сигналов.
Дальше, еще хитрее. Ведь помимо изменения частоты должна изменяться и громкость. Поэтому делаете Fade In и Fade Out относительно начального и конечного фрагмента исходного скомпонованного файла, а потом примешиваете (миксуете) к нему реверберационный.
Все, классический пример создания эмуляции движения готов, при этом отметьте, что мы не меняли только одну вещь — частотное наполнение самого звука. То есть, в данном случае предусмотрели варианты его использования в музыке.
Данный эффект лучше всего вообще реализовывать в мультитрековых программах, в этом случае вы сможете уже как угодно менять траектории движения звука, прятать на любую глубину, управлять скоростью их перемещения и т.п., имея только три моно-файла: исходный, шумовой с эффектом Допплера и реверберационный, от них образованный.
Другие эффекты — вокодеры, морфинг
Сами вокодеры — это устройства позволяющие синтезировать человеческую речь. Вариантов их реализаций достаточно много, начиная с тех, в которых еще в 18 веке на органах с помощью специальных форм резонаторов воспроизводились определенные гласные. Нас интересует только одна разновидность, которая появилась гораздо позже, а именно, системы, состоящие из модуляторов и источников тембров.
Попробуем объяснить простыми словами. Представьте, что вы длительно воспроизводите определенный аккорд, но при этом форма соответствующей ему звуковой волны меняется в зависимости от другого управляющего сигнала (модулятора), например, человеческой речи. В результате, получим эффект того, что человек начнет говорить тембром инструмента и так далее. Это активно использовалось в техно-музыке. Например, для того чтобы воспроизвести партию синтезатора в какой-либо ритмической сетке, для его партии было достаточно подключить в качестве модулятора обыкновенную ритм-машину. Вариантов масса, да и индустрия на этом не остановилась.
Сначала появились программы, для работы в которых требовалось загрузить всего лишь два файла, один из которых содержит в себе инструментальный тембр, а второй управление для него. В первых моделях вообще предлагалось загрузить файл с вокалом и указать аккорд на виртуальной клавиатуре. Потом все началось развиваться более стремительными темпами, было предусмотрено множество вариантов промежуточных взаимодействий, а потом и вообще, Стефан Бернси написал программы, в которых инструменты (файлы) могли взаимодействовать между собой как угодно. Это было названо морфингом или морф-синтезом.
Найти эти эффекты и их разновидности вы можете во множестве плагинов, таких как iZotope Spectron, Waves Morphoder и т.п.
В завершение
Все, в дальнейшем вы со всем сможете разобраться самостоятельно. В качестве завершения дадим некоторые рекомендации и описания. Для начала то, что вы можете обнаружить в меню File:
Нажмите для увеличения
- Модуль AudioMontage — это мультитрековый модуль WaveLab, который (личное мнение) пока не доведен до совершенства. Хотя у него есть много заранее заложенных плюсов, включая большую информативную часть, структурирование данных, возможность быстрой компоновки CD, DVD, использование множества файлов различных форматов, это касается также многоканальных аудио, графики и видео. Дело в том, что уроки по WaveLab для начинающих больше посвящены основам звука, и описание AudioMontage несколько выпадает из задуманного ранее. Поэтому мы о нем и не писали. Но вместе с тем, если у вас нет под рукой мультитрека, то этот блок вполне может его заменить, правда, при условии приобретения определенных навыков именно с вашей стороны.
Нажмите для увеличения
- DVD Audio Project — создание и компоновка DVD-Audio. Делается на основе файлов AudioMontage. Есть специальный модуль для программирования меню.
Нажмите для увеличения
- Data CD/DVD — создание и компоновка CD/DVD с данными. Все очень просто, перетаскиваете файлы указателем мыши, и после окончания формирования диска нажимаете на запись.
- Label Set — создание обложки для CD. Есть некоторое количество уже заготовленных шаблонов. Вы можете вводить любой текст, добавлять простейшие графические объекты, а также импортировать изображения bmp, jpeg, pcx, png, psd, tga, wmf/emf.
Нажмите для увеличения
- Audio Database — достаточно удобная структура базы данных, в рамках которой вы можете сканировать диски, производить автоматический поиск по файлам, их атрибутам и некоторым свойствам, которые вы можете создавать самостоятельно в рамках дополнительных описаний. Причем у вас формируется собственная база, которая оперирует не только имеющимися данными, но и, например, образами CD с сэмплами. То есть, вы можете в рамках одного файла иметь полное описание всего того, что хранится на всех накопителях в рамках студии. При этом все данные можно структурировать и по собственным папкам. Например, организуете каталог «Ударные» и вносите туда файлы, вернее, не сами файлы, а всю информацию о них (диск, месторасположение, описания, свойства и т.п.). Удобно, в общем.
Нажмите для увеличения
- Backup Plan. Система архивирования/резервирования информации. Вы можете создавать архивы определенно заданной величины с вариантами сжатия данных zip и rar, при этом в программе предусмотрен и собственный внутренний стандарт сжатия аудио без потерь в качестве, который называется Original Sound Quality — файлы OSQ.
- Workspace — все можно запоминать как единую рабочую область. Этот вариант достаточно удобен, поскольку при его использовании WaveLab открывает все файлы, окна, подгружаемые модули в таком виде, в котором вы работали и сохранились раньше.
Из меню Tools:
Нажмите для увеличения
- Batch Process — автоматизированная система обработки множества файлов. Все что вам нужно, это загрузить список файлов, требующих автоматизированную обработку, потом ввести всю цепочку этой самой обработки (загрузить и настроить плагины), указать пути сохранения, формат новообразованных файлов, если нужно, то суффиксы и префиксы, которые будут добавлены к их названиям. Единственное, что здесь нужно отметить отдельно, панель, в которую загружаются файлы, читает пресеты с мастер-панели. То есть, изначально вы можете загрузить и настроить все в ней, после сохранить в виде пресета и перенести в Batch Process. Это очень удобно. При этом в данном модуле вы можете давать сразу несколько различных заданий для нескольких групп.
- Batch File Encoding — упрощенная Batch Process. Речь идет только о переформатировании или кодировании файлов в распространенные стандарты, включая MP3 (Lame, Fraunhofer) и OGG.
В общем:
- Одна из отличительных особенностей WaveLab состоит в том, что эта программа может открываться во множестве копий, что достаточно редко для Windows-приложений. То есть, вы можете запустить один интерфейс и заставить его кодировать файлы, а во втором делать редактирование звуковой волны. Все очень удобно.
Подытоживая материал, отмечу, что программы лучше WaveLab в области профессиональной работы со звуком на данный момент нет. В завершение дам список плагинов от третьих производителей, которые являются лучшими на начало 2007 года.
Ревербераторы:
- WaveArts MasterVerb
- Waves IR (сверточный)
- Prosoniq raYverb
- Waves TrueVerb
- QuikQuak RaySpace
- ArtsAcoustic Reverb (очень простой, но удобный)
Дилэи:
- Native Instruments Spectral Delay
Компрессоры:
- WaveArts Multidynamic
- Waves C4
- Waves SSL G-Master Buss Compressor
- Kjaerhus Audio Golden Audio Channel
- Waves SSL E-Channel
Эквалайзеры:
- Waves SSL G-Equalizer
- Waves Q10
- Kjaerhus Audio Golden Audio Channel
- Waves SSL E-Channel
Максимайзеры:
- WaveArts FinalPlug
- Waves Multimaximizer
«Гитарные» эффекты:
- Native Instruments Guitar Rig
- Line6 GearBox
- IK Multimedia Amplitube
Эффекты для бас-гитары:
- Line6 GearBox
- IK Multimedia Ampeg
Дополнительные эффекты:
- CamelAudio Phat3
- iZotope Trash
Морфинг:
- Prosoniq Morph
- Waves Morphoder
- iZotope Spectron
Список дополнительных материалов для изучения
- «Урок 1» и «Урок 2» по WaveLab.
- «Современные акустические системы» — в этом материале вы узнаете, как устроены современные колонки, какие структурные элементы в них используются.
- «Современные многоканальные системы» — здесь речь идет о расшифровке основных многоканальных стандартов от Dolby и DTS. Во второй части этого материала рассказывается о стандартизации THX, а в первом выпуске «Территории звука» рассказывается о конкурирующем многоканальном стандарте «2+2+2».
- «3D-звук.Часть 2» — здесь вы узнаете о естественном бинауральном эффекте, функции HRTF и психоакустике.
- Обратившись по ссылке, вы найдете некоторые рекомендации по выбору наушников.
- «Что такое MIDI?» — полное объяснение стандарта со всеми его вытекающими последствиями. Рекомендации по выбору MIDI-клавиатур вы найдете здесь.
- Основы современного синтеза изложены в статьях: «Синтезаторы XXI века. ABSYNTH 3», «Синтезаторы XXI века. NEURON VS», «Прототипы виртуально-программных устройств».
- Что касается обработки, то чисто рекомендательно могу предложить «Домашняя студия звукозаписи. Мастеринг», поскольку материал на эту тему я буду переделывать заново, вы его обязательно увидите в этом, 2007-м году, «Озвучивание компьютерных игр. Теория и практика», «Вокодеры и синтезаторы речи», некоторые моменты мы описали в этой статье.
- Наверняка интересно вам будет прочитать все выпуски «территорий» (1, 2, 3, 4, 5) и, наконец,
- «Современная история компьютерного звука. Steinberg…» — история становления компании Steinberg.
← Предыдущая страница
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|