⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Кастомизация мобильных телефонов производителями и операторами
В момент зарождения рынка сотовых телефонов их выбор был очень ограничен. К тому же баснословная стоимость превращала мобильники в недостижимый для большинства предмет роскоши. С развитием индустрии, особенно после телекоммуникационного бума, пришедшегося на начало XXI века, мобильный телефон стал доступным, повсеместно распространенным устройством. Высокий уровень конкуренции привел к тому, что на рынке практически не осталось свободных ниш. Казалось бы, сегодня можно отыскать мобильник любой функциональности, по любой цене – а главное, на любой вкус. Однако, как показывает практика, такое происходит далеко не всегда.
Как и любой другой массовый продукт, мобильные телефоны практически всегда ориентированы на широкую аудиторию пользователей. Естественно, существует определенная сегментация – по ценовому диапазону, для отдельных групп потребителей – меломанов, корпоративных служащих, любителей мобильной фотографии и прочее. Но узкоспециализированных, «точечных» предложений для немногочисленных пользовательских аудиторий не так много.
В то же время кастомизация (от англ. customer – потребитель), как процесс изготовления массовых продуктов, «заточенных» под нужды определенных групп потребителей, сегодня постепенно переходит из разряда перспективных направлений в одно из самых приоритетных для компаний-производителей.
Кстати, огрехи последних в вопросе персонализации готовых продуктов нередко вынуждены исправлять ритейлеры, ответственные за реализацию телефонов потребителям, а также сотовые операторы.
Конечно, трудно говорить о каком-либо недостаточном предложении моделей при сегодняшнем огромном выборе телефонов на витринах салонов сотовой связи. Однако при ближайшем рассмотрении может оказаться так, что все это многообразие – дутое, по-настоящему оригинальных решений на рынке совсем не много. Компании-производители мобильных телефонов давно уже наловчились многократно продавать одну и ту же идею, платформу, под разными соусами. Там форм-фактор изменить, здесь дизайн подправить, увеличить/уменьшить разрешение камеры, добавить пару-тройку программных фишек – и вот он, новый продукт, готов.
Но вопрос мнимого разнообразия предложений на рынке будет рассмотрен чуть ниже. Сейчас же стоит поговорить непосредственно о возможности кастомизации мобильников, удачных/неудачных примерах и перспективах направления вообще.
Следующая страница →
Кастомизация сотовых телефонов – персонализируй это!Как уже было отмечено выше, процесс кастомизации заключается в создании продуктов, ориентированных на «узкую» аудиторию. В идеале, он затрагивает индивидуальные предпочтения каждого конкретного пользователя. Конечно, это вовсе не означает инкрустации бриллиантами или чего-то в таком роде. Главное – вызвать у пользователя чувство, что приобретаемый продукт отвечает всем его требованиям. Выпуск каких-либо эксклюзивных изделий является слишком затратным. В коммерческом плане он оправдан разве что для небольшой ниши премиальных телефонов. К их числу относятся те самые пресловутые Vertu, Mobiado и статусные трубки Nokia 8000-й серии. Правда, инициатива выпуска серийных телефонов с какими-то индивидуальными чертами может исходить не только от производителей. В рамках отдельных рынков, таких как российский, сотовым ритейлерам и операторам связи гораздо легче учитывать местную специфику. Это объясняется более тесным контактом местных игроков мобильного рынка со своими покупателями/абонентами. Хотя и компании-производители довольно чутко реагируют на предпочтения пользователей. Самый яркий пример – выпуск практически всеми ведущими компаниями черных версий своих продуктов специально для России. Возвращаясь к возможностям операторов и ритейлеров по кастомизации телефонов, необходимо отметить следующее - в большинстве случаев все новшества ограничиваются изменениями во внешнем виде (меняется расцветка корпуса), да в интерфейсе (набор предустановленных тем, картинок, мелодий). Это позволяет максимально сократить издержки производителю, выполняющему кастомизацию своих продуктов для игроков (операторов и ритейлеров) на отдельных рынках, поскольку в процесс изготовления телефонов вносятся минимальные коррективы. Помимо удовлетворения интересов узкой аудитории пользователей, выпуск кастомизированных телефонов выгоден для операторов и сетей салонов сотовой связи и с другой стороны. Он способствует повышению лояльности к бренду, его узнаваемости (в результате сопутствующих рекламных акций, BTL-активности – конечно, при должной отдаче от нее). Настал момент познакомиться с конкретными примерами кастомизации современных телефонов.Операторская кастомизацияНа многих рынках операторы сотовой связи выступают в качестве основных участников процесса кастомизации мобильных телефонов. В отличие от российского, сугубо ритейлерского мобильного рынка, в странах Западной Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии преобладает иная схема. Там, фактически, пользователь получает сотовый телефон «в нагрузку» к контракту, заключенному с оператором. Стоимость аппаратов может быть минимальной, иногда – чисто символической (например - один евро). Низкая стоимость дотируемых операторами телефонов восполняется условиями контрактов. Соответственно, модельный ряд производителей на том или ином рынке также формируется под влиянием операторов сотовой связи. Иногда компании-производители вынуждены вовсе отменять либо сокращать поставки того или иного телефона в связи с противодействием со стороны операторов. Один из недавних примеров – прошлогодний «мультимедийный компьютер» Nokia N81. Поддержка им онлайн-сервисов Ovi от финского производителя была весьма прохладно встречена операторами в Западной Европе, продвигающими собственные сервисы. В таких условиях пользователь находится в зависимости от политики ОпСоСов (операторов сотовой связи) и часто предложение не такое широкое, как хотелось бы. Ограниченность выбора моделей вызывает интерес к различным украшательствам сотовых телефонов. Так, в Юго-Восточной Азии, в частности, в Южной Корее, очень распространены услуги по аэрографии сотовых телефонов, «обвешиванию» стразами и т.д. В России подобная практика не настолько распространена. Понятно, что операторы тут не причем, доводить до ума сотовый телефон пользователи могут сами, кустарным методом. Ведущие игроки мобильного рынка в Европе, Америки и Азии кастомизируют мобильные телефоны по-иному. Для операторов сотовой связи, таких как Vodafone, T-mobile, O2, Orange и т.д., компании-производители часто выпускают специальные версии своих продуктов. У них собственная классификация. Так что вполне могут повстречаться функциональные близнецы с различными обозначениями – к примеру, бестселлер 2005 года Sony Ericsson K750i имел двойника D750i для одного из европейских операторов сотовой связи. Подобные аппараты могут выполняться в эксклюзивных цветах для различных операторов, либо с переработанным внешним видом (форма навигационных клавиш, вставки и прочие элементы дизайна). Наконец, могут быть изменения и в программной начинке. Во многом благодаря сотрудничеству с операторами, получил известность нынешний лидер рынка Windows Mobile устройств - компания HTC. Небольшие тайваньские ODM/OEM-производители, к числу которых раньше относилась НТС, охотно шли на кастомизацию собственных продуктов для операторов. В результате, под различными торговыми марками выходили подчас сразу несколько функционально и внешне неотличимых аппаратов-клонов. Так, на одной из наиболее популярных платформ Windows Mobile-коммуникаторов – HTC Magician, было построено множество операторских версий - T-Mobile MDA Compact, O2 XDA Mini, Vodafone VPA Compact, Orange SPV M500 и др. Однако кастомизация сотовых телефонов операторами заключается не только в изменении цветовых решений корпуса да нанесении соответствующего логотипа. Видоизмененные аппараты получают доступ к различным услугам операторов, изменения могут вноситься и в программную часть. Правда, чаще всего дело ограничивается перелицовкой интерфейса – изменением тем, заставок и проч. А что же отечественные операторы? В отличие от западного, российский рынок сотовых телефонов в большей степени зависит от дистрибьюторов - компаний, непосредственно реализующих аппараты. Отечественные операторы не оказывают столь сильного влияния на компании-производителей, как на других рынках. Тем не менее, эксперименты по кастомизации мобильных телефонов проводились и у нас. Лет десять назад мобильный рынок в России больше напоминал своего западного «товарища». Операторы занимали гораздо более сильные позиции при реализации телефонов. Это позволяло им время от времени выпускать мобильные телефоны с собственной символикой и залоченные для использования только в «родной» сети. Можно вспомнить пример со старыми моделями Siemens и оператором МТС. Кстати, данный оператор позже, в 2004 году, пробовал свои силы в качестве производителя мобильных телефонов. На самом деле за выпуск аппаратов МТС i42 и i43 была ответственна отечественная компания «Ситроникс». Ну а непосредственно производство телефонов было организовано на Тайване, местным ODM/OEM-сборщиком Arima. Эксперимент не показал выдающихся результатов, и дальнейшее производство аппаратов под торговой маркой МТС было прекращено. Одним из самых ярких и успешных примеров классической операторской кастомизации массовых телефонов является инициатива другого отечественного оператора, Билайн. Его ориентированный на женскую аудиторию проект «Интуиция» стартовал в 2005 году и оказался достаточно удачным. В рамках данного проекта реализовывались мобильные телефоны Samsung E530 в черном корпусе с отдельными элементами, выполненными в традиционной для оператора гамме. Например, это полосатая навигационная клавиша. Вместе с телефоном реализовывался тарифный план «Интуиция», ориентированный для женщин. Доступ к мобильному интернету позволял владелицам пользоваться различными сервисами оператора (знакомства, анекдоты и проч.). Только за декабрь 2005 года было реализовано 30 тыс. кастомизированных телефонов Samsung E530. И это с учетом объемов первоначальных поставок компании Samsung в 50 тыс. «полосатых» раскладушек. Впрочем, не менее частыми были примеры видоизменения массовых телефонов для различных сетей сотовой связи.Кастомизация телефонов в сетях салонов сотовой связиНеобходимо отличать реализацию кастомизированных телефонов и продажу эксклюзивных моделей теми или иными сетями сотовой связи. Второе явление, естественно, гораздо более распространено. Существует две схемы. При первой схеме компания-ритейлер получает право на продажу той или иной модели единолично в течение определенного времени с начала поставок (например, реализация раскладушки Motorola U9 в сетях бытовой электроники «Эльдорадо»). Вторая схема – когда компания получает эксклюзивное право на продажу той или иной модели либо ее вариации на всем рынке. Можно привести примеры с реализацией раскладушки Samsung E870, коммуникатора Palm Treo 500 в сетях салонов сотовой связи «Евросеть», другие примеры. Вся кастомизация, если она и происходит, заключается, как правило, в изменении цветового решения корпуса. В частности, это текущие модели Nokia 6300 choco и Sony Ericsson T650i. При этом никаких внутренних изменений, вызванных желаниями компании-ритейлера, нет. Кстати, новые веяния добираются и до российского рынка. Так, сеть салонов мобильных новинок «Беталинк» уже предлагает своим покупателям услуги по росписи своих мобильных телефонов (надо полагать, и под хохлому тоже). В компании «Евросеть» поступили еще более нестандартно и предлагают клиентам наклейки на мобильные телефоны, так называемые jockets. Своеобразное возвращение к моде на сменные панели, но на новый лад… Гораздо интереснее, когда по желанию компании производитель сносит коррективы в предустановленный контент. Так, можно вспомнить модель 2006 года Sagem myE77, продававшуюся исключительно в сетях салонов сотовой связи «Евросеть». Это был функциональный аналог другого телефона, Sagem myX6-2. В дополнение к измененному дизайну телефон получил набор из различных популярных, по мнению «Евросети», мелодий и заставок. Кстати, незадолго до этого тот же производитель выпускал телефон, предназначенный для продажи в конкурирующей сети «Связной» - Sagem myZ55. Можно вспомнить и более интересные примеры, ориентированные на конкретную аудиторию пользователей. В частности, это кастомизация недорогого телефона Samsung E200. Специально для продажи в салонах «Связного» была подготовлена фанатская версия Samsung E200 ФК «Спартак» Москва. Думаю, нет необходимости перечислять предустановленные картинки – и так все понятно. Аналогично обстоит дело с продажей мобильного телефона Sony Ericsson K320i SpiderMan. Хотя инициатива выпуска таких специальных версий наверняка исходит от производителей телефонов. Пример наиболее полной кастомизации среди ритейлеров также связан с компанией «Связной». В 2006 году компания запустила проект «Загрузка» по кастомизации мобильников. В его рамках пользователям предлагалось несколько моделей сотовых телефонов, таких как Sony Ericsson K750i, Siemens C75, Alcatel OT750, Motorola RAZR V3i. Впоследствии количество кастомизированных телефонов увеличилось и к началу 2008 года составляло свыше 30 моделей различных производителей. Основными нововведениями являлись появление новой темы оформления меню, сопутствующих картинок, анимации и мелодий звонка, а также быстрый доступ к информационно-развлекательному порталу «Загрузка» (назначение функции на одну из функциональных клавиш). Последний представлял собой WAP-портал компании «Связной», где пользователь получал возможность скачивать разнообразный контент (платный в большинстве случаев). Радует, что наряду с кастомизированными предлагались и обычные версии соответствующих мобильных телефонов. Да и стоимость была одинаковой. Так что у пользователей был выбор, что предпочесть – сомнительное удовольствие скачивать мелодии-картинки с портала «Загрузка» через WAP, либо делать то же самое (и даже больше и дешевле, используя GPRS-Internet) с обычного «некастомизированного» мобильника. Впрочем, сама компания признала проект успешным. Только в 2007 году «Связной» реализовал 392 тыс. кастомизированных телефонов. При этом свыше 10% покупателей стали также активными пользователями портала «Загрузка». Заявлено о дальнейшем развитии проекта.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|