⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Кастомизация мобильных телефонов производителями и операторами
Производители – ответный ударСами компании-производители, как вы уже поняли, также не прочь выпустить специализированные версии своих массовых телефонов. Причем даже без участия «посредников» в виде операторов и ритейлеров. В одном из прошлых материалов, «Co-branding на рынке мобильных телефонов – вместе веселее», уже была затронута тема выпуска подобных аппаратов. При этом ведется сотрудничество с другими брендами, не относящимися к мобильной индустрии, однако известными в своих областях. Это дома моды (PRADA, Armani), автомобильные концерны, футбольные клубы и т.д. Наряду с этим существуют примеры кастомизации мобильных телефонов совместно с контент-провайдерами, либо другими онлайн-компаниями и сервисами. Состав изменений варьируется в зависимости от рынка, известности компании-партнера. Тенденция также сначала получила развитие в Европе, после чего докатилась и до отечественного рынка сотовых телефонов. Так, с начала 2008 года аппараты Motorola KRZR K1 и SLVR L9 продаются с предустановленным контентом. Кастомизацией телефонов занимается отечественный провайдер PlayMobile. Все изменения заключаются в появлении быстрого доступа к информационно-развлекательным порталам, электронной почте и прочим сервисам. Впрочем, выгода здесь заключается скорее для контент-провайдера. Производитель же получает очередную порцию внимания, рекламную площадку. Бум популярности социальных сетей (в России наиболее известны и успешны проекты «Одноклассники», «В контакте» и «Мой мир») привел к появлению интереса со стороны компаний-производителей. В частности, компания Sony Ericsson кастомизировала свои модели K660i и Z770i совместно с «Одноклассниками». Первая модель вообще позиционируется производителем как интернет-решение. Правда, все изменения свелись в конечном итоге к появлению в главном меню иконки быстрого доступа к WAP-порталу «Одноклассники», далеко не самому удобному и функциональному. При этом кастомизированы будут все официально поставляемые телефоны K660i и Z770i. Безусловно, можно было бы ожидать более интересной реализации данной идеи. Однако и такое половинчатое решение оказалось выигрышным с позиции маркетинга. Можно вспомнить, что и сам сервис «Одноклассники» получил популярность в том числе благодаря активной раскрутке… Гораздо больший интерес у пользователей получают инициативы компаний-производителей по более глубоким изменениям в начинке телефонов. Можно привести пример с различными обновлениями моделей компании Nokia. Это так называемые Edition – например, Nokia N80 Internet Edition, N73 Music Edition и проч., даже такие нишевые предложения, как Nokia N93 для гольфистов. Однако теперь пора затронуть еще одну тему, связанную с программной составляющей современных телефонов. К сожалению, сегодняшние мобильники одного и того же производителя слишком часто похожи друг на друга внутренне. И это при видимом многообразии предложений.Роскошь и нищета программных платформ современных телефоновДействительно, если окинуть взглядом продуктовые линейки ведущих компаний-производителей, может закружиться голова. Модельные ряды таких компаний, как Nokia, Samsung, LG, с недавних пор включают в себя по 30 и более аппаратов. Однако за изобилием форм-факторов, дизайна, материалов и расцветок подчас скрываются однообразные решения. Количество программных платформ компаний-производителей ограничивается двумя-тремя. В частности, подавляющее большинство аппаратов Nokia построено на базе платформ S40 и S60 различных версий, Sony Ericsson – A100, A200, Symbian UIQ 3.0, Motorola – MOTOMAGX, того же UIQ и т.д. Виной этому - «гонка вооружений», развернувшаяся среди компаний в начале десятилетия (2001-2002 годы, пионерами можно считать финскую компанию Nokia и корейскую Samsung). С расширением продуктовых линеек до нескольких десятков аппаратов в год сократилось количество по-настоящему интересных, самобытных моделей. Зато штамповались эволюционные решения на базе одной удачной модели с минимумом изменений (поддержка новых интерфейсов, изменение параметров экрана, камеры и проч.). В этих условиях одна и та же программная платформа могла существовать на рынке годами, постепенно набивая оскомину у пользователей. Не говоря уже об устаревании. В частности, можно привести пример с P2K-платформой компании Motorola, которую не спас даже видоизмененный интерфейс. Конечно, нельзя не отметить плюсы подобного эволюционного подхода к формированию линеек. Это стабильность программных платформ, а также снижение затрат при производстве однотипных моделей. Сегодня такой своеобразный «поточный» метод характерен практически для всех крупных компаний-производителей, представленных на рынке. Даже Sony Ericsson, прежде славившаяся компактной продуктовой линейкой с ультимативными решениями, перешла к выпуску массовых телефонов. Они, конечно, интересны с тех или иных точек зрения, однако часть пользователей отвернулась от компании. Отсутствие знаковых моделей, средняя продуктовая линейка и другие факторы привели к кризисной ситуации в компании. Более подробно вы можете познакомиться с ней в материале «Рокировки в стане производителей мобильных телефонов – LG vs. Sony Ericsson» (/phone/lg_vs_se). При этом нельзя сказать, что развитие программных платформ телефонов остановилось. Выходят обновления с различными функциональными новшествами, улучшениями. Однако большинство из этих нововведений не критично для пользователей, резкого качественного скачка не происходит. А ожидаемые продукты, построенные на базе новых, перспективных платформ (например, А300 от Sony Ericsson, S60 Touch от Nokia и т.д.) откладываются либо переносятся. В этих условиях очень большую важность приобретает насыщение аппаратов, построенных на стандартных программных платформах, различными возможностями и приложениями, набор которых варьируется в зависимости от модели. По сути, это та же самая кастомизация, выполняемая производителем с целью большего разнообразия своих продуктов. Разумеется, лучше всего обстоит дело со смартфонами и коммуникаторами. Наиболее распространенные на рынке операционные системы - Symbian OS и Windows Mobile, предлагают широкие возможности по изменениям, вносимым производителями. Самая распространенная платформа для смартфонов, Symbian OS S60, представленная продукцией компании Nokia и ее лицензиата Samsung, получила обновление в виде версии S60 3rd Edition Feature Pack 2. Ее основным нововведением, прежде всего, стал обновленный трехкнопочный интерфейс (как в UIQ-смартфонах или телефонах Nokia на платформе S40). Также стоит отметить новый вид активного режима ожидания Active Standby и менее заметные для пользователей отличия. В частности, это поддержка скорости синхронизации по протоколу USB 2.0, некоторые программные доработки (например, полноценный «фотокол» на весь экран – бич всех предыдущих версий S60, а также отображение списка запущенных приложений). В то же время продукты на данной платформе наименее подвержены персонализации со стороны производителей. Набор предустановленного ПО является стандартным для большинства моделей. Впрочем, для последних моделей компании Nokia все большую роль играет доступ к онлайн-сервисам OVI – навигационным, игровым, музыкальным и т.д. Другая платформа на базе Symbian OS – UIQ, продвигается силами также двух компаний, Sony Ericsson и Motorola. При этом новые смартфоны первой компании наконец-то получили изменения в интерфейсе. Появились панели быстрого запуска, что является ответом на модный тренд последнего времени – сенсорное управление пальцами, без использования стилуса. Продукты на основе другой операционной системы – Windows Mobile, гораздо более подвержены различным внешним изменениям и доработкам. Если раньше Windows Mobile-устройства позиционировались прежде всего как рабочий инструмент для бизнес-пользователей, то теперь ситуация изменилась. Появился целый сегмент массовых Windows Mobile-коммуникаторов. Ярко выраженная имиджевая составляющая, помимо интересного дизайна, заключается в максимальном упрощении стандартного интерфейса. Это предполагает использование различными производителями оболочек-надстроек над интерфейсом. Наиболее успешный пример – TouchFLO от тайваньской HTC. В самом примитивном случае дело ограничивается панелью быстрого запуска приложений на экране Today. Также стоит отметить различный набор предустановленного ПО у компаний-производителей (HTC, E-TEN, Gigabyte и проч.). Все это приводит к появлению индивидуальных черт у продуктов разных компаний, что позволяет разнообразить предложение на рынке Windows Mobile-устройств. Для стандартных платформ обычных мобильных телефонов важную роль играют предустановленные приложения и поддерживаемые сервисы. Компании-производители понимают это и стараются кастомизировать свои продукты за счет различных программ. Например, браузер Opera Mini в телефонах Nokia (Fly также подвизалась на данном поприще), навигационный сервис Google Maps в телефонах Sony Ericsson. Также стоит отметить специализированные предложения, индивидуальные для каждого производителя – в частности, услуги TrackID и SensMe от той же Sony Ericsson. С распространением датчиков движения появляются характерные для каждого производителя способы его использования. Например, управление музыкальным плеером Walkman с помощью потряхиваний Shake Control, навигация в Apple iPhone и проч. С развитием сенсорного управления, а также поддержки онлайн-сервисов, очень перспективным направлением становятся различные виджеты. Они позволяют придать индивидуальность стандартному продукту. Сегодня на рынке представлено сразу несколько подобных аппаратов, например, Samsung F480 (система TouchWiz), а также LG KF700 с целым ворохом приложений от Google.ВыводТаким образом, процесс кастомизации мобильных телефонов помогает игрокам рынка затронуть самые узкие ниши пользователей. Выпуск специализированных версий позволяет расширить предложение. Сравнительно низкие издержки (все изменения касаются внешнего вида и предустановленного контента, но не производственного цикла в целом) делают выпуск подобных аппаратов интересным для компаний-производителей. Пользователи, в свою очередь, получают телефон, отвечающий их интересам, либо близкий к этому. Далее, проблема персонализации современных аппаратов связана также с немногочисленностью программных платформ на рынке. Мнимое многообразие телефонов на поверку оборачивается множеством функциональных близнецов в различных корпусах. В этой связи изменения в программной начинке различных моделей делает их более интересными для пользователей. Появление новых функций и предустановленных приложений выделяет такие телефоны из сонма одинаковых решений на рынке. В будущем, пользователь получит возможность самостоятельно кастомизировать собственный телефон. Понятно, что и сегодня такое возможно, но в большинстве случаев лишь для владельцев смартфонов и коммуникаторов. Развитие мобильного интернета и ориентированность программных платформ телефонов на работу с сетью позволит устанавливать различные приложения-виджеты и больше пользоваться онлайн-сервисами компаний. Пока же остается порадоваться очередному перспективному направлению в развитии мобильных телефонов. Может, уже совсем скоро появится телефон, заточенный специально для вас…- Обсудить материал в конференции
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|