⇡#3D-технология с применением активных затворных очков
Технологию получения 3D-изображения с помощью активных затворных очков можно назвать, пожалуй, наиболее практичной и многообещающей в ближайшей перспективе – по крайней мере, до тех пор, пока вовсе не отпадёт необходимость в применении очков для формирования зрительного стереоэффекта. Принцип работы активных затворных 3D-очков уже неоднократно описан в наших многочисленных публикациях по этой теме, однако вкратце ещё раз опишем эту методику.
В отличие от рассмотренных выше анаглифического и поляризационного методов, где применяются технологии
пространственного разделения изображений, принцип работы активных затворных 3D-очков основан на методе
временного разделения изображений. Иными словами, в каждый момент времени на экране телевизора, монитора или проекционного экрана появляется изображение только для одного глаза, которое затем чередуется с изображением для второго глаза, и так далее.
Теперь нам необходимо вооружиться специальными очками, каждая "линза" которых представляет собой скоростной жидкокристаллический "затвор". Прикрывая поочерёдно один глаз на время показа картинки для другого глаза, такие очки позволяют добиться чёткого 3D-изображения вместо слившейся воедино "каши" из картинок двух каналов.
Синхронизация очков при этом осуществляется, как правило, посредством специального инфракрасного передатчика дисплея, сигнал которого улавливается ИК-приёмником очков. Вместо ИК также может использоваться радиочастотный сигнал или интерфейс Bluetooth, а в последних разработках 3D-проекторов уже нашли применение очки, синхронизирующиеся по отражённому от экрана сигналу.
Питание затворных ЖК-очков осуществляется от миниатюрной перезаряжаемой батареи, размещённой непосредственно в очках. В целом, конструкция получается более сложная, тяжёлая и дорогая, нежели вариации на тему пассивных 3D-очков. Однако качество получаемой картинки при этом очень высоко - нет цветовых потерь как в случае с анаглифом или потери разрешения как в случае с круговой поляризацией.
Более того, активные 3D-очки превосходно работают с любыми современными средствами отображения информации – плазменными панелями, ЖК экранами, DLP проекторами, проекционными телевизорами и так далее.
Критичное ограничение технологии активных 3D-очков лишь одно - для достижения нормального качества картинки устройство отображения должно поддерживать скорость обновления кадров вдвое более высокую, нежели при работе с обычным 2D-изображением. Если использовать низкую скорость обновления кадров, итоговая 3D-картинка может получиться смазанной, к тому же высока вероятность появления достаточно неприятного мерцания. Иными словами, для комфортного просмотра 3D-картинки кадровая развёртка устройства отображения должна обеспечивать как минимум 100-120 обновлений кадра в секунду вместо привычных 50-ти и 60-ти.
На практике, плазменные и DLP-системы играючи справляются с такими требованиями, чего нельзя сказать о всех ЖК-телевизорах и мониторах. Впрочем, в последнее время ЖК-дисплеев с поддержкой 120 Гц кадровой развёртки становится всё больше. Главное – обратить внимание на этот параметр при выборе дисплея, который предполагается использовать для создания домашней компьютерной 3D-системы. Что касается телевизоров, 3D-совместимые модели и без этого в обязательном порядке имеют маркировку "3D-Ready" или просто "3D".
Несмотря на единый принцип работы активных 3D-очков, уже сегодня среди них нет полной совместимости и взаимозаменяемости. И дело здесь не только в применяемых интерфейсах между передатчиком 3D-изображения и стереоочками – ИК, Bluetooth и пр. Так, например, активные 3D-очки
NVIDIA GeForce 3D Vision предназначены исключительно для работы с компьютерами, оснащёнными видеокартами NVIDIA GeForce, и вряд ли их удастся приспособить для совместной работы с какой-нибудь другой бытовой электроникой. Стоит отметить, что при отсутствии на горизонте какой-либо другой массовой 3D-технологии для компьютеров, очки NVIDIA GeForce 3D Vision понемногу становятся этаким индустриальным стандартом. Так что нет ничего удивительного в том, что на рынке уже появляются 3D-ноутбуки, например
ASUS G51J 3D, изначально укомплектованные такими очками.
В то же время, например, активные 3D-очки Panasonic 3D-Eyewear оптимизированы именно для работы с плазменными 3D-панелями VIERA. При разработке этих очков инженеры компании руководствовались достижением высокого качества "плазменной" картинки, без смазывания и наложения остаточных изображений, для чего пришлось свести время открытого состояния шторок 3D-очков до минимально возможного - вплоть до того, что имеются моменты, когда оба глаза оказываются полностью закрытыми. Не факт, что эти очки будут корректно работать с другими телевизорами, даже в случае совместимости с сигналом синхронизации.
Очевидно, что какое-то время на рынке устройств отображения 3D-контента будет царить некоторый разнобой и несовместимость даже однотипных изделий – вроде активных 3D-очков. Что ж, нам, покупателям, к таким "войнам стандартов" не привыкать - ещё свежи в памяти битвы форматов VHS и Betacam, до конца не улеглись страсти вокруг недавнего противостояния форматов HD DVD и Blu-ray. Вроде бы, уже виден конец в многолетней битве стандартов флэш-карт, хотя у меня на рабочем столе до сих пор "на всякий случай" приготовлен полный спектр форматов, включая CompactFlash, xD-Card, Secure Digital и вариации на его тему - microSD/miniSD, несколько разновидностей Memory Stick и так далее.
И в этом плане радует то, что ведущие компании индустрии успели договориться хотя бы по главным пунктам, а именно - совместимости интерфейсов 3D-устройств и соответствующих 3D-носителей для записи видео.
Так, уже в этом году были опубликованы финальные спецификации стандарта HDMI 1.4a с дополнениями по поддержке стереоскопического 3D-оборудования, включая телевизоры, плееры и игровую консоль PlayStation 3. Также приняты окончательные спецификации формата Blu-ray 3D, в котором уже совсем скоро начнут появляться 3D-фильмы, записанные с высоким качеством Full HD. Таким образом, обнадёживает хотя бы тот факт, что купленный в магазине фильм Blu-ray 3D будет воспроизводиться любым Blu-ray 3D-плеером, который, в свою очередь, при наличии выхода HDMI 1.4a может быть подключен к любому 3D-телевизору или проектору с поддержкой этого интерфейса, вне зависимости от торговой марки производителя этих устройств.
Что касается совместимости активных 3D-очков, то тут, скорее всего, какое-то время придётся потерпеть пока на рынке не появятся универсальные решения от сторонних производителей, или пока производители сами не одумаются и не примут единые стандарты на этот счёт. Впрочем, в скорой реализации второго варианта есть большие сомнения.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.