Первый  фотоаппарат семейства  Olympus Pen был радушно принят не только фотографами-любителями, но и профессионалами - они высоко оценили сочетание сверхкомпактных размеров и гораздо более широких возможностей, чем у обычных цифрокомпактов. Но нарекания все же были - отсутствие видоискателя, достаточно медленная фокусировка. А отсутствие встроенной, хотя бы маломощной вспышки и лампы подсветки автофокуса затрудняло съемку в сумерках.  
Обновление не заставило себя долго ждать, и Olympus Pen E-P2 был представлен менее чем через пять месяцев после анонса первого представителя линейки.  Но если Olympus Pen E-P1 фактически был единственным в своем роде, и ему было легко завоевать сердца потенциальных покупателей,  то Olympus Pen E-P2 придется сложнее, ведь в продаже появился конкурент в лице Panasonic GF-1.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем 
 
| Olympus Pen E-P2 | 
  
    | Эффективных пикселей | 
    12,3 млн | 
  
  
    | Полное разрешение | 
    13,1 млн | 
  
  
    | Регистрирующий элемент | 
    4/3'' МОП - сенсор реального изображения
	 17,3x13,0 мм | 
  
  
    | Защита от пыли | 
    Ультразвуковой волновой фильтр | 
  
  
    | Режим Live Preview | 
    Есть | 
  
  
    | Формат записи | 
    Изображение: RAW
	 12 бит, RAW и JPEG параллельная запись, JPEG
	 EXIF2.2, PIM III, DPOF, DCF
	 AVI Motion JPEG | 
  
  
    | Носитель памяти | 
      | 
  
  
    | Разрешение (пикселей) | 
    Изображение: 4032x3024, 3648x2736, 3200x2400, 2560x1920, 1600x1200, 1280x960, 1024x768, 640x480
	 Видео: 1280x720, 640x480 | 
  
  
    | Фокусировка | 
    Метод: Контрастный автофокус (при использовании объектива без поддержки контрастного автофокуса работает как помощник автофокуса и ручного фокуса)
 Область фокусировки: 11 зон / Автоматический и ручной выбор / Все точки / Авто выбор с активным Определением лиц
 225 зон / Ручной выбор в режиме Увеличенного просмотра
 Покадровый автофокус
 Покадровый автофокус + ручной фокус | 
  
  
    | Экспозиция | 
    Компенсация экспозиции:	+/- 3 EV / 1/3 ступени
	 Брекетинг экспозиции: 3 кадра в +/- 1/3, 1/2, 1 ступени | 
  
  
    | Экспозамер | 
    TTL замер с открытой диафрагмой
	 324 зоны Многосегментная система
	 ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, точечная по светлым  зонам, точечная по темным зонам | 
  
  
    | Скорость затвора | 
    60-1/4000 секунд | 
  
  
    | Баланс белого | 
    Система детекции с МОП-сенсором реального изображения
	 Ручной баланс белого (в одно касание), выбор шага в Кельвинах (2000 - 14000 K), облачно, тень, лампа накаливания, дневной свет, вспышка, 3 варианта флуоресцентный, настройка баланса белого +/- 7 по каждой оси А-В / G-M (в режиме Auto WB, предустановленный WB и WB в одно касание) | 
  
  
    | Чувствительность ISO | 
    Автонастройка: ISO 200-6400 (настраивается, по умолчанию ISO 200-1600)
	 Ручной:  ISO 100-6400,  с шагом в 1/3 или 1  ступень | 
  
  
    | Автоспуск | 
    12 секунд, 2 секунды | 
  
  
    | Контроль внешней вспышки | 
    Поддерживаемые вспышки: FL-50R, FL-36R, FL-50, FL-36, FL-20, FL-14
	 Управление внешней вспышкой: TTL авто,  авто, ручной, FP-TTL авто, FP ручной
	 Режимы работы: Авто, Подавление "красных глаз", Медленная синхронизация, медленная синхронизация по 2-й шторке, принудительная
 Компенсация вспышки:  до  +/- 3EV с шагом 1, 1/2,  1/3 EV ступени | 
  
  
    | Дисплей | 
    Тип дисплея
	 ЖК-дисплей HyperCrystal II
	 3'', 230 000 точек
	 100% охват
	 Настройка яр кости – 15 уровней
	 Цветовой баланс – 15 уровней | 
  
  
    | Входы/выходы | 
    USB, поддержка USB 2.0, видео выход, mini HDMI | 
  
  
    | Питание | 
    Один литий-ионный аккумулятор (PS-BLS1) 1150 мАч (7,8 Втч) | 
  
  
    | Габариты, мм | 
    120,5x70x35  (без выступающих частей) | 
  
  
    | Масса, грамм | 
    335 (без объектива, аккумулятора и карты памяти) | 
  
					
 
⇡#Комплект поставки
На тестирование попал не коммерческий образец, но его комплект поставки оказался полным - наплечный ремень, аккумулятор, зарядное устройство, видеокабель, интерфейсный кабель, диск с ПО и инструкцией, один объектив и внешний цифровой видоискатель с чехлом.
Новинка совместима с легкими и компактными объективами Olympus M.ZUIKO Micro Four Thirds: M.ZUIKO DIGITAL 17 мм, (f/2,8, 34 мм в 35-мм эквиваленте) и M. ZUIKO DIGITAL ED 14-42 мм (f/3,5-f/5,6, 28-84 мм в 35-мм эквиваленте).  К нам на тестирование попал комплект со вторым объективом.
Отдельного внимания заслуживает цифровой видоискатель VF-2.  Он съемный, поэтому при транспортировке или при отсутствии необходимости в его использовании не увеличивает габариты камеры. Примечательно и то, что он поставляется в комплекте с чехлом, который легко прикрепляется "липучками" к наплечному ремню камеры. Видоискатель поворотный, он поворачивается на угол 90 градусов - своеобразный аналог угловой насадки, используемой в камерах зеркального типа. Но все же видоискатель цифровой, поэтому его скорее стоит сравнивать с видоискателями "псевдозеркалок", которые наличием поворотного механизма похвастаться не могут. Также весьма необычен механизм настройки диоптрий - каких-то дополнительных регуляторов нет, их роль играет резиновый наглазник, который вращается вокруг своей оси. Для переключения способа визирования используется  кнопка на корпусе видоискателя. Видоискатель VF-2 смог приятно удивить - широкий охват, высокая четкость, прекрасная передача цветов, а благодаря высокому разрешению зерно совершенно не заметно. Из недостатков стоит отметить разве что не слишком удобный наглазник, что является расплатой за его дополнительную функциональную нагрузку, а также достаточно ощутимые цветовые шумы при слабом освещении, а также мерцание при съемке с освещением флуоресцентными лампами. Впрочем, последний недостаток характерен для многих камер с цифровым видоискателем не имеющих настройки частоты обновления кадров.

 

 

 
⇡#Внешний вид и удобство использования
Даже поставив камеры первого и второго поколения рядом, трудно найти отличия,  ведь корпус практически идентичен. Однако производитель заявляет, что E-P2 на 1 мм тоньше первенца линейки. Заметить эту разницу на глаз фактически невозможно.  А вот новый интерфейсный порт, который находится под "горячим башмаком" и используется для подключения различных аксессуаров вроде цифрового видоискателя и внешнего микрофона - заметное отличие. Камера не намного больше среднестатистического компакта, но масса ее весьма внушительна - 335 грамм, и это без объектива и аккумулятора. 

 

 
Материалы корпуса те же, что у E-P1 - на лицевой стороне и на боковых поверхностях металл с глянцевым лаковым покрытием, сверху и снизу очень толстые металлические панели с матовой поверхностью, а с тыльной стороны в районе клавиш установлена пластиковая панель. Несмотря на темный цвет корпуса и большую площадь глянцевых поверхностей ни различные отпечатки, ни царапины корпусу не страшны. Защита дисплея также внушает доверие, хотя при сильном давлении в районе точки контакта заметны небольшие радужные разводы, но они практически мгновенно исчезают. Качество сборки под стать материалам - безупречно. Корпус, собранный из множества деталей, кажется монолитным, а при попытках скручивания корпуса нет ни намека на треск или скрип. 

 

 
Спереди, кроме пары отверстий стереомикрофонов и байонета стандарта micro 4/3 установлена небольшая выступающая накладка с поверхностью, похожей на натуральную кожу. Данная накладка вместе с выступом в правой части тыльной стороны корпуса позволяет надежно фиксировать достаточно тяжелую (по сравнению с компактами) камеру одной рукой. И снова Pen разочаровал отсутствием вспышки и лампы подсветки автофокуса. Конечно, с отсутствием вспышки можно смириться, ведь многие фотографы предпочитают снимать на высоких значениях ISO лишь бы не использовать маломощные встроенные вспышки. Но вот с отсутствием системы подсветки/помощи автофокуса смирится сложно, ведь из-за этого не только в темноте, но даже в сумерках афтофокус практически беспомощен.

 
Тыльная сторона, как впрочем и весь корпус, имеет единственное серьезное отличие от предшественника - порт подключения аксессуаров, а в остальном это все тот же E-P1. Большую часть поверхности занимает огромный дисплей, чуть правее которого размещены в одну линию клавиши блокировке AEL/AEF, а также клавиши перехода в режим просмотра, удаления и входа в основное меню. Также сзади находится программируемая клавиша Fn, клавиша смены режима отображения и четырехпозиционная многофункциональная клавиша, окаймленная вращающимся бортиком с клавишей ввода/быстрого меню по центру. Кроме того, в верхнем правом углу находится массивный диск управления и решетка системного динамика.

 
Сверху расположен круглый селектор режимов, "горячий башмак", клавиша включения, окруженная светодиодом изумрудного свечения, двухуровневая клавиша спуска и клавиша введения экспосдвига. Селектор режимов позволяет выбрать автоматический или программный режим, режимы приоритет выдержки и диафрагмы, полностью ручной режим, видеосъемку, одну из сюжетных программ или программ обработки Art - последних предусмотрено восемь против шести у E-P1.
Снизу находится отсек установки карты памяти и аккумулятора, а также металлическое крепление для установки на штатив.
Справа, под пластиковой дверцей, скрыты разъемы подключения видеокабеля и кабеля данных, а а также разъем mini HDMI. Стоит напомнить, что HDMI кабеля в комплекте поставки нет. Левая грань корпуса не несет функциональной нагрузки.
⇡#Дисплей
В камере установлен большой 3-дюймовый дисплей с антибликовым покрытием. Разрешение дисплея довольно велико (230 тыс. точек), да и цветопередача хороша, поэтому  компоновать кадр и просматривать отснятые изображения весьма  удобно. Также стоит отметить огромные углы обзора дисплея, поэтому даже появилась догадка, что используется OLED матрица, но подтверждения этой догадке мы не нашли. Проверить антибликовые свойства в реальных условиях не удалось, так как во время тестирования шел снег и не было даже намека на ясную погоду. Поэтому для оценки на дисплей был наведен мощный искусственный источник освещения с цветовой температурой близкой к полуденному свету солнца. В результате изображение лишь немного потускнело, но осталось легко читаемым. Также стоит напомнить, что тестируемая камера комплектуется видоискателем, который может выручить в случае чрезвычайно сильной засветки экрана. 
 
 
  
    |   | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор сюжетной программы.  | 
  
  
    |   | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор сюжетной программы.  | 
    Olympus Pen E-P2. Выбор фильтра режима ART.  | 
  
  
    |   | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор фильтра режима ART.  | 
    Olympus Pen E-P2. Главное окно режима фотосъемки.  | 
  
  
     | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Отображение гистограммы.  | 
    Olympus Pen E-P2. Отображение зоны фокусировки.  | 
  
  
    |   | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Мультиэкран (просмотр различных настроек баланса белого).  | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    |   Olympus Pen E-P2. Выбор чувствительности.  | 
    Olympus Pen E-P2. Выбор режима экспозамера.  | 
  
  
    |   | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор режима работы автофокуса.  | 
    Olympus Pen E-P2. Выбор зоны фокусировки.  | 
  
  
     | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор зоны фокусировки.  | 
    Olympus Pen E-P2. Настройка цвета.  | 
  
  
    |   | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Настройка баланса белого.  | 
    Olympus Pen E-P2. Выбор режима протяжки.  | 
  
  
     | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Настройка работы оптического стабилизатора.  | 
    Olympus Pen E-P2. Выбор соотношения сторон кадра.  | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор разрешения и формата сохранения снимка.  | 
    Olympus Pen E-P2. Выбор чувствительности при помощи быстрой клавиши.  | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор режима работы автофокуса при помощи быстрой клавиши.  | 
  
  
    |   | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Полноэкранный просмотр снимка.  | 
    Olympus Pen E-P2. Просмотр базовой информации снимка.  | 
  
  
    |   | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Просмотр метаданных и гистограмм.  | 
    Olympus Pen E-P2. Просмотр гистограммы.  | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Просмотр зон света и тени.  | 
    Olympus Pen E-P2. Просмотр максимально увеличенного фрагмента.  | 
  
  
    |   | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Матрица миниатюр 2х2.  | 
    Olympus Pen E-P2. Матрица миниатюр 3х3.  | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Матрица миниатюр 4х4.  | 
    Olympus Pen E-P2. Матрица миниатюр 5х5.  | 
  
  
    |   | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Матрица миниатюр 7х7.  | 
    Olympus Pen E-P2. Матрица миниатюр 10х10.  | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2.  Календарь съемок.  | 
    Olympus Pen E-P2. Редактирование снимка.  | 
  
  
    |   | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
     | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    |   | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Редактирование снимка.  | 
  
					
 
⇡#Особенности камеры
Традиционный пункт "особенности камеры" призван указать читателю на те качества камеры, которые выделяют ее из общей массы, но в случае с тестируемой моделью указать какие-то необыкновенные особенности довольно сложно. Да, в наличии оптическая стабилизация изображения и система распознавания лиц, но на фоне уникальности самой камеры данные особенности не производят особого впечатления. Также можно упомянуть и о возможности съемки HD-видео с разрешением 720p, а также о наличии порта mini-HDMI, но данные особенности уже присущи и ультракомпактам, поэтому, учитывая стоимость камеры, эти функции их трудно отнести к особенностям - это лишь нужные и важные функции. Из дополнительных приятных мелочей стоит отметить режим слайд-шоу со звуковым сопровождением (пять спокойных инструментальных мелодий), но в отличие от компактов Sony Cybershot загрузить другие композиции нельзя. Относительно Olympus Pen E-P1 отличий немного - наличие порта для подключения дополнительного навесного оборудования вроде видоискателя и внешнего микрофона, а также большее количество программ режима "ART", пополнившееся фильтрами "диорама" и "кросс процесс". 
 
⇡#Съемка и впечатления от работы
Зачастую первые впечатления при работе с камерой - это скорость работы автофокуса и скорость подготовки камеры к работе, и тут по сравнению с первым Olympus Pen есть прогресс, причем существенный.  При ручной фокусировке первый снимок можно сделать через 0,87 секунды после нажатия клавиши включения, тогда как камере Olympus E-P1 потребовалось 1,3 секунды.  
Скорость серийной съемки замерялась в трех режимах - съемка в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из доступных карт памяти (SDHC Class 6), фокусировка переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. На диаграмме приведенной ниже, всплески обозначают срабатывание затвора.
 Olympus E-P2. Серийная съемка в формате JPEG с наименьшим сжатием.
 
 Olympus E-P2. Серийная съемка в формате RAW.
 Olympus E-P2. Серийная съемка в формате RAW+JPEG с наименьшим сжатием.
Замер скорости автофокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта фокусировки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, заданной вручную. Замер осуществлялся при ШУ и телеположении объектива с расстояния 30 и 100 см соответственно, но скорость фокусировки оказалась совершенно одинаковой - 0,49 секунды, тогда как E-P1 требуется 1,05 секунды. Прогресс налицо, хотя даже недорогим "зеркалкам" аппарат по этому параметру все же уступает.
Фокусировка работает в покадровом, постоянном, ручном режиме, покадровом с ручной подстройкой, а также в следящем режиме, который в Olympus Pen E-P1 не предусмотрен. Ручной, а также полуавтоматические режимы позволяют вручную подстраивать фокусировку, а при ручной подстройке происходит увеличение области фокусировки на весь экран (область отображения видоискателя), что существенно облегчает процесс. Как и в E-P1 четкость  увеличенной области гораздо выше, чем в компактах и псевдозеркалках, оснащенных подобной функцией. Стоит отметить, что ручная фокусировка в комплектных объективах производится не механическим, а псевдомеханическим приводом - кольцо фокусировки с неограниченным ходом механически не связано с оптической системой. Выбор зоны фокусировки возможен либо автоматически, либо в ручную, и в обоих случаях доступно 11 зон. Обычная покадровая автоматическая фокусировка мало интересна, а вот режим следящего автофокуса заслуживает внимания - при работе в данном режиме камера мертвой хваткой держится за объект съемки как бы быстро он не перемещался. Но в случае если объект съемки исчез из кадра, то при его повторном появлении камера снова "подхватывает" его только в том случае, если не успела переключиться на другой контрастный объект. Для демонстрации работы функции ниже приведен ролик.
К режиму определения лиц замечаний нет - система срабатывает мгновенно, независимо от количества фотографируемых, причем съемка не обязательно должна вестись строго в фас - достаточно чтоб были заметны оба глаза фотографируемого. К тому же камера фиксирует лица даже при их очень быстром перемещении в пределах кадра, что особенно актуально при съемке непоседливых детей. 
Автоматическое определение баланса белого редко когда подводит и зачастую, независимо  от типа источника освещения, необходимости в использовании ручного режима не возникает. Равно как и заранее заданных значений, хотя они есть и их довольно много -  солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, три варианта флуоресцентных ламп и вспышка, кроме того предусмотрен режим ручной установки цветовой температуры от 2000 до 14000 Кельвин. 
Экспозамер может работать в режимах ESP, точечный, центрально-взвешенный, зона света и зона тени, причем для каждого из режимов можно указать различную коррекцию по умолчанию. Замер зачастую осуществляется довольно точно и необходимости во введении компенсации нет. Кроме программного и автоматического режима предусмотрен также полностью ручной режим экспозиции, а также режимы приоритета выдержки или диафрагмы.
⇡#Фототесты
⇡#Шумы
Для оценки шумности  использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со значениями чувствительности  от 100 до 6400. Съемка велась в формате RAW с четырьмя различными настройками шумоподавления - отключено, включено с фильтром шумов "слабо", "стандарт", "сильно". При создании кроп-фрагментов RAW-файлы предварительно конвертировались в JPEG с минимальным сжатием, для выделения фрагментов использовалась программа Photoshop CS3. После файлы сохранялись в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены изучаемые фрагменты.
 
 Olympus Pen E-P2. Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов.
 
  
    | Фр. 1 | 
    Шумоподавление отключено | 
    Фильтр шумоподавления «слабо» | 
    Фильтр шумоподавления «стандарт» | 
    Фильтр шумоподавления «сильно» | 
  
  
    | ISO 100 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 200 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 400 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 800 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 1600 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 3200 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 6400 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
					
 
 
  
    | Фр. 2 | 
    Шумоподавление отключено | 
    Фильтр шумоподавления «слабо» | 
    Фильтр шумоподавления «стандарт» | 
    Фильтр шумоподавления «сильно» | 
  
  
    | ISO 100 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 200 | 
    / | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 400 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 800 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 1600 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 3200 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 6400 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
 
 
  
    | Фр. 3 | 
    Шумоподавление отключено | 
    Фильтр шумоподавления «слабо» | 
    Фильтр шумоподавления «стандарт» | 
    Фильтр шумоподавления «сильно» | 
  
  
    | ISO 100 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 200 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 400 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 800 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 1600 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 3200 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
  
    | ISO 6400 | 
     | 
     | 
     | 
     | 
  
 
Без шумоподавления 
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/3 c, 
ISO 100.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/6 c, 
ISO 200.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/13 c, 
ISO 400.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/25  c, 
ISO 800.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/50 c, 
ISO 1600.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/80 c, 
ISO 3200.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/125 c, 
ISO 6400.
Фильтр шумоподавления "слабо"
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/3 c, 
ISO 100.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/6 c, 
ISO 200.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/13 c, 
ISO 400.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/25  c, 
ISO 800.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/50 c, 
ISO 1600.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/80 c, 
ISO 3200.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/125 c, 
ISO 6400.
Фильтр шумоподавления "стандарт"
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/3 c, 
ISO 100.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/6 c, 
ISO 200.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/13 c, 
ISO 400.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/25  c, 
ISO 800.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/50 c, 
ISO 1600.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/80 c, 
ISO 3200.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/125 c, 
ISO 6400.
Фильтр шумоподавления "сильно"
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/3 c, 
ISO 100.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/6 c, 
ISO 200.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/13 c, 
ISO 400.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/25  c, 
ISO 800.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/50 c, 
ISO 1600.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/80 c, 
ISO 3200.
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/125 c, 
ISO 6400.
Также вне зачета с  чувствительностью от 100 до 6400 единиц была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker. Съемка проивзодилась в формате JPEG с активированным фильтром шумов в режиме "стандарт". На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. 
 Olympus Pen E-P2. Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов.
 
  
     | 
Фрагмент 1 | 
Фрагмент 2 | 
Фрагмент 3 | 
  
  
    | ISO 100 | 
 | 
 | 
 | 
  
  
    | ISO 200 | 
     | 
 | 
 | 
  
  
    | ISO 400 | 
     | 
 | 
 | 
  
  
    | ISO 800 | 
     | 
 | 
 | 
  
  
    | ISO 1600 | 
     | 
 | 
 | 
  
  
    | ISO 3200 | 
     | 
 | 
 | 
  
  
    | ISO 6400 | 
     | 
 | 
 | 
  
 
Фильтр шумоподавления "стандарт"
По 
ссылке  - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 0.625 c, 
ISO 100.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/3 c, 
ISO 200.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/6 c, 
ISO 400.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/13  c, 
ISO 800.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/25 c, 
ISO 1600.
По 
ссылке - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/50 c, 
ISO 3200.
По 
ссылке- полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, f/3,5, 1/80 c, 
ISO 6400.
⇡#Макро
 Метаданные снимка: ЭФР 14 мм, f/3,5, 1/5 с, ISO 100.
 Метаданные снимка: ЭФР 14 мм, f/3,5, 1/8 с, ISO 100.
 
⇡#Примеры снимков
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 14 мм, f/7,1, 1/320 с, ISO 320.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 42 мм, f/7,1, 1/160 с, ISO 200.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 20 мм, f/11, 1/500 с, ISO 500.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 40 мм, f/11, 1/500 с, ISO 500.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 14 мм, f/9, 1/400 с, ISO 400.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 42 мм, f/11, 1/320 с, ISO 400.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 18 мм, f/6,3, 1/160 с, ISO 100.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 19 мм, f/4,5, 1/80 с, ISO 400.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 19 мм, f/4,5, 1/80 с, ISO 200, макро.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 42 мм, f/9, 1/250 с, ISO 400.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР 14 мм, f/6,3, 1/200 с, ISO 100.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 14 мм, f/5, 1/160 с, ISO 100.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 42 мм, f/6,3, 1/125 с, ISO 100.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 14 мм, f/6,3, 1/250 с, ISO 100.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 32 мм, f/9, 1/250 с, ISO 800.
Съемка с высокими значениями чувствительности
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 32 мм, f/7,1, 1/160 с, ISO 800.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 32 мм, f/8, 1/200 с, ISO 1600.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 32 мм, f/10, 1/320 с, ISO 3200.
По 
ссылке   - полноформатный файл с полными метаданными.  ЭФР 32 мм, f/11, 1/500 с, ISO 6400.
⇡#Работа в режиме видеокамеры
В режиме записи видео камера не преподносит никаких сюрпризов - возможна съемка с разрешениями VGA и 720p. Вроде бы неплохо, но ведь даже некоторые псевдозеркалки и компакты уже способны записывать видео с разрешением 1080p. Но все же этой камере есть чем похвастать, ведь в режиме видеосъемки доступны все режимы фокусировки, что и при съемке фото, в том числе и следящий режим, который не был доступен в E-P1. Кроме того, камера позволяет в реальном времени проводить обработку видеоряда  фильтрами ART (доступны те же фильтры, что и в режиме фото). Предусмотрен в режиме видео и оптический стабилизатор, а также возможность выбора и тонкой настройки баланса белого. Из недостатков видеорежима стоит отметить звук работы автофокуса, хорошо различимый в аудиодорожке, а также запись в далеко не самом продвинутом формате AVI Motion JPEG. Запись звука производится в режиме стерео.
⇡#Меню режима видео
 
  
     | 
     | 
  
  
    |   Olympus Pen E-P2. Режим съемки видео.  | 
    Olympus Pen E-P2. Режим съемки и обработка.  | 
  
  
    |   | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Установка длительности автоспуска.  | 
    Olympus Pen E-P2. Настройка режима стабилизации изображения.  | 
  
  
     | 
      | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Режим работы автофокуса.  | 
    Olympus Pen E-P2. Выбор качества.  | 
  
  
     | 
     | 
  
  
    Olympus Pen E-P2. Выбор зоны фокусировки.  | 
    Olympus Pen E-P2. Активирование записи звукового сопровождения.  | 
  
					
 
⇡#Источники питания и автономная работа
В камере установлен тот же аккумулятор, что и в большинстве современных "зеркалок" производства Olympus, (в том числе и в Olympus Pen E-P1), а именно BLS-1 емкостью 8,28 Втч (1150 мАч). Тестирование проводилось не по методике CIPA, а в обычном повседневном режиме. Результаты тестирования автономной работы существенно различаются при использовании для визирования  дисплея и цифрового видоискателя. В первом случае камера смогла отснять 408 кадра, а во втором - 482 кадра. Результат не особо отличается от того, что показывают камеры зеркального типа с активированным режимом  Live View.  Как и у Olympus Pen E-P1 индикатор уровня заряда не отличается особой точностью и даже индикация критического уровня заряда загорается слишком рано - за 100-120 кадров до полного опустошения аккумулятора. Зарядка аккумулятора длиться около 3,5 часов.
⇡#Выводы
Фотоаппарат безусловно интересен, ведь при размерах, соизмеримых с компактными цифровыми камерами, Olympus Pen E-P2 может заменить "зеркалку" начального уровня, а в некоторых условиях он и вовсе является лучшим выбором. Вот только стоимость модели слишком велика, чтобы выдавить с рынка хотя бы самые дорогие компактные камеры. Но распробовав Olympus Pen E-P2, возвращаться в повседневной жизни к использованию компактов совсем не хочется, и это несмотря на гораздо более высокую стоимость. 
Впрочем, у модели есть определенные недостатки. Как и в Olympus E-P1 нет ни встроенной вспышки, ни лампы подсветки автофокуса, что затрудняет съемку в сумерках, а в темноте снимать и вовсе невозможно. Конечно, изготовитель предлагает внешние вспышки, но их стоимость существенно увеличивает цену комплекта.  Кроме того, из недостатков стоит отметить  высокий уровень шума при съемке с чувствительностью более 3200 единиц, ощутимый шум работы автофокуса при видеозаписи, а также невозможность записи HD-видео с разрешением 1080p. 
К плюсам стоит отнести высокое качество материалов и сборки,  прекрасную работу автоматики (определения баланса белого, установки экспозиции), наличие HDMI порта, отличную систему фокусировки в режиме видео, длительную автономную работу и великолепный дисплей. Новшеств относительно первой камеры серии Pen немного: пара новых фильтров в режиме ART, функция следящего автофокуса (которая работает как в фоторежиме, так и при съемке видео) и главное новшество - интерфейс для подключения дополнительных аксессуаров, в том числе входящего в комплект цифрового видоискателя. Кроме того, тестируемый фотоаппарат стал гораздо быстрее модели E-P1 - существенно возросла скорость включения и подготовки к работе, а скорость фокусировки возросла и вовсе вдвое.
Выражаем благодарность украинскому представительству Olympus за предоставленный на тестирование фотоаппарат. 	 
	
	 		Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.