Современная игровая индустрия развивается все быстрее, появляются новые более сложные с точки зрения уровня графики игры, с поддержкой
технологий, существенно поднимающих уровень реализма виртуальных миров. В такой гонке большинство любителей поиграть не всегда может поддерживать компьютер на уровне, достаточном для комфортной игры с максимально возможным качеством картинки. Однако большинство - не означает все. Есть среди игроманов особая категория людей, для которых важно только одно - максимальное качество и производительность в существующих и готовящихся к выходу играх. Специально для удовлетворения спроса в этом сегменте рынка производители "железа" уже давно разработали и активно продвигают технологии объединения производительности графических ускорителей, благодаря чему возможно обеспечить высокую частоту смены кадров даже в самых тяжелых режимах.
Недавно анонсированный ускоритель GeForce GTX 480 на базе видеопроцессора GF100 является не только одним из самых производительных среди одночиповых решений NVIDIA, но и вообще одним из самых мощных в индустрии. Разумеется, в большом списке поддерживаемых NVIDIA GeForce GTX 480 технологий числится и возможность работы в режиме SLI. Сегодня мы изучим производительность этой связки, а заодно посмотрим, что ей могут противопоставить конкуренты и каков прирост производительности тандема на базе GF100 относительно топовых SLI-решений предыдущего поколения.
С выпуском GF100 в реализации технологии SLI на уровне железа мало что изменилось. Для работы тандема требуется материнская плата и, как минимум, пара видеокарт с поддержкой SLI, а также специальные соединительные мостики. На данный момент компания NVIDIA не выпускает чипсетов с поддержкой технологии SLI для современных платформ Intel и AMD, поэтому единственным выходом для желающих собрать SLI-тандем является покупка материнской платы, основанной на соответствующем чипсете Intel.
Как мы уже отмечали при тестировании CrossFireX-тандема из пары
AMD Radeon HD 5870, современные SLI/CrossFireX-решения давно уже вышли из "детского возраста", однако для раскрытия всего потенциала таких связок нужна постоянная работа по оптимизации игр и драйверов. В драйверы NVIDIA уже давно встроены специальные игровые профили, действующие не только для SLI-тандемов, но и для одиночных видеокарт. А вот компания AMD поддержку профилей для CrossFireX-связок реализовала не так давно, и загружаются они отдельно от основного пакета драйверов. Тем не менее, отсутствие CrossFireX-профилей до недавнего времени не мешало решениям AMD занимать лидирующие позиции. Давайте посмотрим, изменится ли расстановка сил в "высшей лиге" - вотчине SLI и CrossFireX конфигураций.
⇡#Конфигурация тестового стенда, режимы тестирования и тестовое ПО
Центральный процессор |
Intel Core i7 870 @ 4,0 ГГц (182x22) |
Система охлаждения CPU |
Glacialtech F101 + 2x 120-мм вентилятора |
Материнская плата |
ASUS Maximus III Extreme |
Оперативная память |
Super Talent DDR3 @ 1890 |
Жесткий диск |
Samsung SpinPoint 750 Гб |
Блок питания |
IKONIK Vulcan 1200 Вт |
Корпус |
Cooler Master test bench 1.0 |
Операционная система |
Microsoft Windows 7 x64 Ultimate |
Версии драйверов |
Для видеокарт NVIDIA использовались драйверы ForceWare 197.17
Для видеокарт AMD использовались драйверы Catalyst 10.3 + CrossFireX Profiles 10.3 |
Участники тестирования:
- AMD Radeon HD 5870 (2 шт);
- AMD Radeon HD 5970;
- NVIDIA GeForce GTX 285 (2 шт);
- NVIDIA GeForce GTX 295 (2 шт);
- NVIDIA GeForce GTX 480 (2 шт).
Режимы тестирования температур и энергопотребления системы приведены в следующей таблице:
Режим |
Настройки |
Офисный режим |
Запуск стандартных офисных приложений. Интерфейс Aero включен |
FarCry2 DirectX 10 Benchmark |
Семь проходов, разрешение 1600x1200, 4xAA/16xAF, DX10, Ultra Detail |
FurMark 1.8.0 |
Разрешение: 1920x1200
Режим Extreme Stability
FSAA: 8x
Anisotropic Filtering: 16x
Post FX
Displacement Mapping
Xtreme Burning Mode
FurMark 1.8.0 Multi-GPU |
Тестирование в играх проводилось при следующих настройках графики:
Приложение |
Разрешение |
Варианты настроек качества картинки |
3DMark Vantage |
|
Performance, High, Extreme |
STALKER: Call of Pripyat Сцена Sun Shafts |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10/10.1, Max. Detail, 4xAA/16xAF, Real Shadows
DX 11, Max. Detail, No Tessellation, 4xAA/16xAF, Real Shadows |
Colin MCRae DiRT 2 |
1680x1050, 1920x1200 |
DX 9 Ultra Detail, 4xAA/16xAF
DX 11 Ultra Detail, 4xAA/16xAF |
Unigine Heaven v 1.0 |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, High Detail, 4xAA/16xAF
DX11, High Detail, Tessellation off, 4xAA/16xAF |
FarCry2 DirectX 10 Benchmark |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, Very High preset, 4xAA/16xAF |
Resident Evil 5 DirectX 10 Benchmark |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, High Detail, 4xAA/16xAF |
Crysis v 1.2 x64 |
1680x1050, 1920x1200 |
DX10, Very High, 4xAA/16xAF |
⇡#Температура и энергопотребление
Установка дополнительной видеокарты для создания SLI/CrossFireX-связки, безусловно, не лучшим образом влияет на температуру внутри корпуса. В случае, если слоты PCI-Express на материнской плате расположены близко, даже во время работы с офисными приложениями видеокарты будут разогревать друг друга, что уж говорить о росте температуры в играх. Перед тем как устанавливать SLI/CrossFireX-связку, позаботьтесь о качественном отводе тепла из системного блока.
Для удобства восприятия, мы отразили на графиках температуру самого горячего из графических ядер того или иного тандема.
Даже без нагрузки видеокарта GeForce GTX 480, как мы уже отмечали в
одном из предыдущих обзоров, прогревается довольно сильно. В случае, когда установлена пара таких видеокарт, температура ядра ведущего ускорителя поднимается еще выше и достигает 61 градуса Цельсия, что значительно выше показателей видеокарт NVIDIA предыдущего поколения. Даже если сравнить температуру самого горячего ядра в тандеме из двух видеокарт GeForce GTX 295, она все равно окажется заметно ниже температуры GPU GeForce GTX 480. В свою очередь, GPU AMD прогреваются меньше, чем решения конкурента, разве только видеопроцессоры на Radeon HD 5970 нагреваются до сопоставимых с GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295 значений температуры.
Игра FarCry 2 "прогревает" GPU GeForce GTX 480 очень сильно. Пожалуй, температуру GPU в 94 градуса Цельсия вполне можно назвать "антирекордом" нашего теста. Графический чип самого горячего представителя AMD - Radeon HD 5970 - оказался холоднее GeForce GTX 480 на 11 градусов и горячее двухчипового флагмана NVIDIA предыдущего поколения на 6 градусов.
За создание максимальной нагрузки на GPU отвечает утилита FurMark 1.8.0, которая позволяет одновременно загрузить сразу несколько графических процессоров. Так, в случае с парой видеокарт GeForce GTX 295, объединенных в SLI-тандем, нагружаются все четыре GPU, в результате чего, самый горячий чип разогрелся до 98 градусов Цельсия! Недалеко ушла и видеокарта GeForce GTX 480, видеопроцессор которой разогрелся до 97 градусов Цельсия. Температуры GPU двухчиповых видеокарт Radeon HD 5970 и GeForce GTX 295 также превысили отметку в 90 градусов Цельсия, но ненамного.
Проведенные нами измерения энергопотребления показывают, что для нормального функционирования разогнанной системы с установленной парой Hi-End-видеокарт вам наверняка понадобится качественный и довольно мощный блок питания. Система с двумя ускорителями NVIDIA GeForce GTX 480 при типичной, если так можно выразиться, игровой нагрузке потребляет свыше 600 Вт.
Максимальная нагрузка на графическую подсистему при помощи FurMark поднимает энергопотребление системы с установленной SLI-связкой из двух видеокарт GeForce GTX 480 аж до 823 Вт! Даже пара GeForce GTX 295 потребляет примерно на 50 Вт меньше энергии.
⇡#Синтетические тесты и игры
В режимах тестирования Performance и High среди одиночных решений лидером является видеокарта AMD Radeon HD 5870, которая оказывается быстрее своего основного конкурента - GeForce GTX 480. Однако SLI-связка из пары GeForce GTX 480 опережает тандем из двух видеокарт Radeon HD 5870, причем, во всех режимах.
Судя по результатам, тест Unigine Heaven Benchmark v 1.0 очень хорошо оптимизирован для SLI/CrossFireX-конфигураций. Прирост производительности после добавления второй видеокарты GeForce GTX 480 или Radeon HD 5870 практически двукратный! Расстановка сил в DirectX 10 режиме Unigine Heaven такова: лидером является SLI-тандем из двух видеокарт GeForce GTX 295, следом, в зависимости от разрешения, идет связка либо GeForce GTX 480 SLI, либо Radeon HD 5870 CrossFireX.
Переход к DirectX 11 немного меняет расстановку сил. Превосходство GeForce GTX 480 SLI хоть и не велико (менее 10%), тем не менее, оно сохраняется во всех разрешениях.
В FarCry 2 видеокарта AMD Radeon HD 5870 заметно проигрывает GeForce GTX 480. После активации технологий SLI и CrossFireX ситуация не меняется. Новый флагман NVIDIA по-прежнему впереди. В FarCry 2, как и в 3DMark Vantage, пара GeForce GTX 480 оказывается быстрее четырехчипового монстра GeForce GTX 295 SLI.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.