⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
3D-камера Sony HDR-TD10E: профессиональное 3D идет в народ![]()
![]() В этот раз, прежде чем переходить к разговору о собственно камере, никак не обойтись без предисловия. Небольшой обзор текущей ситуации с доступностью оборудования для любительской стереоскопической видеосъёмки будет явно нелишним, тем более что рынок этот ещё год назад был практически пуст и образовывается буквально на наших глазах. До недавнего времени выбор техники, специально разработанной и серийно выпускаемой для целей любительской стереоскопической 3D-видеосъёмки, был невелик и весьма ограничен, в первую очередь, функциональными возможностями. На выбор предлагались или карманные стереогаджеты с фиксированными объективами, или стандартные 2D-камеры с различного рода приспособлениями для 3D-съёмки. Рынок, по сути, был совершенно дикий и не сформировавшийся: ещё год назад не существовало устоявшихся спецификаций и требований к телевещательному 3D-оборудованию, а что уж там говорить о стандартах на любительскую стерео 3D-видеотехнику. Так что истинные фанаты 3D-видео решали вопрос классическим дедовым способом, создавая так называемые "спарки" (или, если кому нравится больше, "риги" — от английского "rig") из двух одинаковых камер. Способ этот, собственно говоря, и до сих пор остаётся одним из наиболее эффективных выходов из ситуации, поскольку ничем не ограничивает пользователя в выборе камер с необходимыми характеристиками, к тому же обеспечивает возможность гибкой ручной настройки ключевых характеристик спарки — ширины стереобазы, конвергентных осей и так далее. Очевидные удобства, тем не менее, оборачиваются на практике множеством сложностей. Прежде всего, это вопрос синхронизации двух каналов видео, ведь в любительских камерах никакого генлока нет и в помине (вопрос частично или до терпимого для любительской съёмки уровня погрешности решается с помощью программного видеоредактора). Следующий вопрос — невозможность применения встроенного в камеры оптического или хотя бы электронного стабилизатора (вещь для видео очень полезная, а для 3D-видео просто необходимая), их в обязательном порядке приходится отключать у обеих камер спарки, иначе полный раздрай. Впрочем, вопрос со стабилизацией, хотя бы электронной, также теперь можно решить средствами пост-обработки, например пакет Sony Vegas Pro 10 вполне справляется с такой работой. Ещё одна проблема — это невозможность использования трансфокаторов спаренных камер. Разное фокусное расстояние на кадрах для правого и левого глаз — это грубейшая ошибка оператора, ведущая к быстрой утомляемости глаз зрителя. Поэтому спарку придётся использовать на крайних положениях трансфокатора, и будет большой удачей, если эти камеры из одной партии и имеют минимальный разнос характеристик оптических систем. Наконец, самая большая беда спаренных систем — низкая маневренность и оперативность. Привезти компоненты, собрать комплект, отъюстировать камеры — это займёт значительно больше времени, нежели поставить на штатив и включить 3D-камеру. Так что взять интервью или снять случайно подвернувшийся сюжет спаренной системой в некоторых случаях будет проблематично, в основном придётся ограничиваться постановочной съёмкой. С технической точки зрения объединение функциональных возможностей спарки в единый корпус стерео 3D-камеры с автоматическим исключением вышеупомянутых проблем не представляется такой уж сложной инженерной задачей. Заодно, совершенно попутно и без особых дополнительных затрат решается вообще пока не озвучивавшийся важный вопрос синхронизации цветовой гаммы для обоих каналов. Некоторой гибкостью настроек придётся пожертвовать, но если в разумных пределах, почему бы и нет? Разумеется, получившийся аппарат будет дороже любой 2D-камеры схожего класса. Более того, цена аппарата будет расти в разы с учётом каждого вашего дополнительного пожелания. Хотите ощутимую регулировку схождения оптических осей? Платите. Хотите максимальное качество записи видео? Платите ещё. Хотите регулировку стереобазы, а может, ещё и профессиональный формат видео и звука? Хотите на здоровье, но не в любительском классе аппаратов, добро пожаловать в раздел профессионального оборудования с ценами на порядок более высокими. Словом, где-то должен находиться разумный компромисс, по которому стерео 3D-камера позволяет получить достойный результат, но при этом не обходится в цену гоночного автомобиля. Технические характеристики Итак, знакомьтесь — Sony TD10E, видеокамера с двойной высококачественной оптикой класса G, двумя 1/4-дюймовыми CMOS-сенсорами Exmor R, мощным процессором BIONZ и 3,5-дюймовым сенсорным автостереоскопическим ЖК-экраном, способная записывать 2D/3D-видео в разрешении Full HD на встроенные 64 Гбайт флеш-памяти или на карты MemoryStick/SD. Аппарат обладает возможностью плавной трансфокации непосредственно в процессе съёмки видео (10х в режиме 3D и 12х в 2D) и оснащён активным оптическим стабилизатором, а вдобавок способен в режиме 2D-видеосъёмки делать 7,1-Мп фотоснимки. ![]() Наконец, Sony TD10E — одна из первых цифровых 3D-видеокамер, обладающих полноценной поддержкой спецификаций AVCHD 2.0, при этом в режиме 2D-видеосъёмки поддерживается полноценная запись 1080p50, что соответствует стандарту AVCHD Progressive, а в режиме 3D камера пишет видео с качеством 1080i50 и использованием соответствующего кодека MPEG4-MVC H.264/AVC, то есть в соответствии с требованиями AVCHD 3D. Подробные характеристики камеры приведены в таблице ниже.
⇡#Комплектация, исполнениеКамера поставляется в небольшой компактной упаковке, оформленной в традиционном для изделий Sony Handycam стиле. ![]() В комплект поставки входит:
![]() Если изначально не заострять внимание на стереоскопической функциональности TD10E и сравнить конструкцию камеры и других HD-камкордеров семейства Sony Prestige, различия будут существенными. ![]() С одной стороны, модель TD10E, как самый первый аппарат своего класса, явно разрабатывалась в качестве доступного решения с максимально демократичной ценой. Именно этим можно объяснить отсутствие у тестируемого аппарата высококачественного электронного OLED-видоискателя (как, например, в камерах CX700E, CX560E, CX550E). ![]() С другой стороны, нельзя не признать, что именно по тем же причинам камера TD10E явно была задумана как решение с максимально достижимым в рамках этого ценового диапазона качеством видео и звука. Именно поэтому оба объектива камкордера оснащены высококачественной оптикой класса G, а встроенный микрофон имеет мощное 5.1-канальное исполнение, которым может похвастать далеко не каждая топовая HD-камера. Внешне аппарат выглядит достаточно непривычно, из-за прямоугольного дизайна корпуса даже в некоторой степени громоздко. На деле всё оказывается гораздо практичнее: аппарат идеально ложится в руку, рычаг трансфокации оказывается под безымянным пальцем, кнопка спуска затвора фото под указательным пальцем, большой палец на кнопке записи видео, при этом тянуться к ним не придётся, всё рассчитано на длину пальцев, скажем, подростка. На верхней плоскости камеры, кроме затвора фотокамеры и рычага трансфокации, размещается «башмак» с универсальным разъёмом, предназначенный для крепления дополнительных аксессуаров — выносных микрофонов, накамерного света и так далее. Функциональность его на TD-10E и других видеокамерах Sony идентична: по крайней мере, лампа HVL-HL1 работает в режиме "Авто" без проблем. На тыльной стороне аппарата, кроме аккумулятора и вышеупомянутой кнопки записи видео, размещён клавишный переключатель режимов: фото, видео, воспроизведение. Слева от переключателя для индикации каждого режима находятся светодиоды с пиктограммами, при этом последний из них также предназначен для отображения процесса зарядки аккумулятора. ![]() Под ними расположен механический переключатель между режимами 2D и 3D. Остаётся загадкой, почему этот переключатель необходимо было сделать механическим, но место для него выбрано идеальное, это факт. Левее аккумулятора расположились разъёмы для внешнего микрофона и наушников (под верхней крышкой), выход HDMI и универсальный AV-разъём (под нижней крышкой). На правой стороне аппарата, кроме ремешка для руки, расположен отсек с отодвигаемой крышкой, в котором сосредоточены разъёмы USB и подключения внешнего источника питания. ![]() С левой стороны аппарата располагается откидной экран, при этом в конструкции TD10E предусмотрена специальная защёлка, предотвращающая его самопроизвольное открытие. Под экраном прячется прикрытый защитной крышкой универсальный слот под флеш-карты MemoryStick PRODuo/PRO-HG Duo/SD/SDHC/SDXC, здесь же находятся дополнительные элементы управления камерой: клавиша сброса настроек, кнопка выключения, клавиша воспроизведения, кнопка переключения 2D/3D-режимов дисплея. ![]() ![]() ![]() На передней плоскости размещается оптическая система, закрываемая при выключении аппарата или переводе его в режим воспроизведения двумя механическими вертикальными шторками. Кроме того, здесь же, сверху и снизу, находятся микрофоны встроенной 5.1-канальной системы, а также регулятор глубины сцены при ручных установках 3D-съёмки. ![]() На нижней стороне камеры располагается резьба штативного крепления, а также часть встроенных микрофонов. ![]() ⇡#ДисплейСенсорный стереоскопический экран можно назвать Центром Управления Полётом камеры. С его помощью осуществляются все функциональные установки, здесь же дублируются все кнопки настройки режимов и ведения процесса съёмки. ![]() Главное меню HDR-TD10E покажется невероятно знакомым всем владельцам беззеркальных камер Sony NEX. Интерфейс простой, понятный, русификация проведена превосходно, расположение настроек запоминается очень быстро. ![]() Особо хотелось бы подчеркнуть, что камера обладает очень широким набором ручных настроек съёмки, в том числе (хотя и в несколько меньшей степени) в стереоскопическом 3D-режиме. Наиболее интересные и характерные режимы настроек приведены на скриншотах ниже. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Несколько слов о стереоскопических возможностях самого экрана. Лентикулярная автостереоскопическая технология, применённая в 3,5-дюймовом ЖК-дисплее Xtra Fine 3D с разрешением 1229 тыс. точек, позволяет видеть на экране объёмное изображение "невооружёнными" глазами, без каких-либо очков и других дополнительных устройств. ![]() ![]() Качество изображения разительно отличается в лучшую сторону от того, что можно было увидеть на экране популярной 3D-фотокамеры Fujifilm Real 3D W3 (несмотря на схожее разрешение). ![]() ![]() ![]() ![]() Избавиться полностью от моментов с элементами фантомных искажений, конечно же, не удалось, слишком уж это специфичное устройство, однако наблюдаемый на экране TD10E стереоэффект хотелось бы назвать лучшим из увиденного доселе. ⇡#Стереоформат камкордера TD10EКамера Sony TD10E записывает стереоскопическое 3D-видео с помощью кодека MPEG4-MVC H.264/AVC в контейнер MTS/M2TS, с качеством 1080/50i. Всё это полностью соответствует характеристикам AVCHD 3D нового стандарта AVCHD 2.0, однако для начинающих требует некоторой расшифровки. Многие из вас знакомы с базовой версией стандарта AVCHD и применяемым там MPEG4-кодеком H.264/AVC. Стереоскопическая версия этого кодека, MVC, очень похожа на то, что уже на протяжении нескольких лет используется в дисках Blu-ray 3D. При MVC-кодировании один из каналов видео, например левый, считают базовым, его кодируют как обычно, с помощью кодека H.264/AVC. Второй канал — в нашем случае правый, кодируют уже относительно кадров базового канала. Иными словами, во второй канал записывается лишь разница между кадрами базового и дополнительного каналов. Объём данных второго канала при этом получается значительно меньше и достигает максимум 50% объёма базового канала, в этом и заключается основная суть MVC-кодирования. В случае с дисками Blu-ray 3D, данные второго канала записываются в виде самостоятельных файлов с расширением .ssif в одноимённую папку. Таким образом, стереоскопическое изображение при воспроизведении будет восстановлено из базового файла с названием, скажем, 00022.m2ts и дополнительного файла 00022.ssif. В случае со стандартом AVCHD 2.0 на стадии кодирования происходит то же самое, но информация обоих потоков записывается в единый контейнер MTS/M2TS. Если вы не имеете технической возможности воспроизведения стерео 3D-записи, ваше оборудование попросту проигнорирует информацию о втором канале и будет работать с файлом MTS/M2TS как с обычным 2D-видео. Если же ваше оборудование для воспроизведения в состоянии определить в данных записи наличие флага Stereo High уровня 4.1, оно сможет идентифицировать наличие второго канала и, соответственно, произвести его правильное декодирование. Что касается разрешения 1080/50i, с которым камера TD10E пишет 3D-видео. Увы, это максимум, определённый спецификациями нового стандарта AVCHD 2.0, прогрессивная развёртка для стерео видео предусмотрена в нём лишь для формата 1080/24p. Обусловлено это, в первую очередь, ограничением максимального потока данных MPEG-2 этого стандарта на уровне не более 28 Мбайт/с. Остаётся выяснить лишь два вопроса: почему в камере нет поддержки режима 3D-съёмки в формате 1080/24p и почему даже в чересстрочном исполнении поддерживается только PAL-версия 50i. Ответ на оба эти вопроса будет один: потому что камера TD10E относится к любительскому классу. Желающим иметь всё это плюс множество других профессиональных "фишек" вроде электронного видоискателя (как у модели HDR-CX700E), ручки, бленды, аудиоразъёмов XLR с фантомным питанием и так далее, придётся потратиться на NICAM-модель Sony NX3D1 в примерно таком же корпусе, но уже за совершенно другие деньги (порядка 3 000 долларов или более). Впрочем, желанный формат 1080/24p вы всегда сможете получить из своего видео при финальном рендеринге в одном из популярных видеоредакторов. Тем более что MVC пока что хорош в основном лишь для записи и хранения 3D-видео, для воспроизведения на большинстве современных устройств и/или закачки стерео видео в Интернет по-прежнему более востребован Side-by-Side. ⇡#Практические испытанияПрежде всего, хотелось бы сказать спасибо за то, что в погоне за снижением розничной цены Sony TD10E (для более уверенной конкуренции на зарождающемся рынке любительской 3D-видеотехники) создатели камеры не пошли на совсем уж радикальные меры. За аппаратом, который оснащен превосходной сдвоенной оптикой класса G, обладающей 10-кратной функциональностью в режиме 3D-съёмки и 12х — в режиме 2D-съёмки, к тому же с оптическим стабилизатором Optical SteadyShot, конкурентам будет угнаться нелегко, особенно при условии попадания в тот же ценовой диапазон. Добавим к этому малошумные четвертьдюймовые CMOS-сенсоры Exmor R с тыльной подсветкой, способные часами писать Full HD-видео без видимых шумовых искажений (около 6 часов 30 минут в формате 3D или около 13 часов в формате 2D). Новая версия процессора BIONZ поддерживает ручные и интеллектуальные автоматические режимы корректировки экспозиции, а также запись 3D-видео в самый современный формат MVC. И наконец, встроенный флеш-накопитель ёмкостью 64 Гбайт, которого достаточно для непрерывной записи 3D-видео продолжительностью до 5 часов 15 минут или 6 часов 15 минут в максимальном 2D-качестве FX (1080p50). Кстати, возможность записи сначала на встроенную память, потом на флешки MS и/или SD — это ещё что, вы представьте, что Sony TD10E способна "сгружать" отснятое видео непосредственно на внешний жёсткий диск, подключенный к камере по интерфейсу USB без необходимости использования компьютера! Вторая (после формата 1080/50i) характеристика, вызывающая у потенциальных покупателей TD10E наибольшие переживания, — это расстояние между оптическими осями объективов (стереобаза), равная 31 мм, что вдвое меньше расстояния между зрачками среднестатистического человека. Здесь хотелось бы успокоить теоретиков от 3D-съёмки следующими двумя соображениями. Во-первых, не стоит воспринимать остроту и зрелищность стерео 3D-видео как череду мозгодробительных эффектов с сюрикенами, постоянно "влетающими" между глаз зрителя. Это, конечно, здорово, но очень быстро утомляет, а, поскольку минимальное расстояние съёмки у TD10E составляет 80 см, вы и без большой стереобазы слишком быстро рискуете утомить зрителя выпирающими объектами переднего плана. Во-вторых, не следует забывать, что 10-кратная (в 3D-режиме) оптика, поддерживающая возможность трансфокации непосредственно в процессе съёмки, позволяет вам запросто достичь большей глубины сцены и с 31-мм стереобазой. Заметного стереоэффекта можно добиться при широкоугольном положении оптики на расстоянии в пределах от 80 см до 6 м, при среднем положении оптики от 2,5 до 10 м и при телеположении в пределах от 7,5 м до 20 м. Ниже мы предлагаем вашему вниманию технический стерео 3D-ролик, где можно оценить глубину стереоэффекта при различном расстоянии до снимаемых объектов и разном фокусном расстоянии объектива. Разумеется, для всех случаев создания стерео 3D-видео рекомендуется использовать штатив и, кроме этого, как можно меньше панорамировать и пользоваться трансфокацией непосредственно в процессе съёмки — это аксиома. Тем не менее встроенный в камеру оптический стабилизатор при 3D-съёмке способен творить настоящие чудеса. Приведённый ниже видеоролик как раз снят мной "с рук", камера в это время была "на весу". Без стабилизатора ролик вышел бы едва ли пригодным к просмотру. В целом же будьте готовы к тому, что съёмка в стерео 3D будет занятием как минимум на порядок более сложным, нежели съёмка обычного видео, и технический брак в первое время может составить до 100% отснятого материала. Следует сразу понимать простую вещь: если при обычной съёмке неинтересный сюжет множит на ноль все ваши усилия, то в случае 3D скучища и отсутствие драйва в кадре будут просто убийственно действовать на зрителей. Чтобы в конце концов в кадре не остались одни лишь скучные клумбы, дождитесь хотя бы какую-нибудь Жучку, которая поднимет ногу на эту клумбу и хоть как-то украсит ваш сюжет. Очень интересны возможности ручной регулировки режима съёмки: здесь можно выставить диафрагму, баланс белого и многое другое, а с регулятором MANUAL — даже глубину 3D-изображения. Для этого достаточно вращать диск MANUAL и сверяться с достижением необходимого эффекта по ЖК-экрану. Впрочем, здесь будет нелишне напомнить, что есть режимы, где экран запросто начинает "подвирать", так что рассчитывать придётся больше на свой опыт, чутьё и возможности используемого вами для работы с 3D-видео редактора. Возможно, это прозвучит немного кощунственно, но фотоснимки, сделанные камерой TD10E в стандартных условиях освещения, получаются очень даже неплохими, особенно при последующем масштабировании под веб-страницы. При "попиксельном" рассмотрении, разумеется, качество оказывается под стать традиционным цифромыльницам, но при оперативной съёмке, с постоянным переключением между режимами 2D и 3D, особенно когда результат рассчитан для публикации в Интернете, качество фотографий можно назвать вполне приемлемым. Впрочем, вы всегда можете "нарезать" фотографий непосредственно из видеороликов, это же AVCHD. Особенно если съёмка велась с высоким качеством записи. ![]() Уменьшенный кадр, 1/215с, F4, 29 мм
![]() Фрагмент кадра в масштабе 1:2
![]() Фрагмент кадра в масштабе 1:1
![]() Уменьшенный кадр, 1/50с, F1.8, 29 мм
Ссылка на оригинальный снимок с метаданными![]() Фрагмент кадра в масштабе 1:2
Что касается возможностей TD10E при использовании её в качестве обычной 2D-видеокамеры, тут, пожалуй, она будет на уровне лучших образцов традиционных аппаратов и даже даст фору многим Full HD-камерам по функциональным возможностям. Это и 5.1-канальный объемный звук Dolby Digital, и возможность съёмки при малом освещении, и нарезка/склейка отдельных сцен из отснятого материала непосредственно встроенным в камеру редактором, и замедленная съёмка быстро движущихся объектов (после 3-секундной съёмки получается 12-секундный ролик), и так называемая "гольф-съёмка" (2 секунды быстрого движения разбиваются на кадры и затем записываются как видео или фотографии), и многое другое. Прилагаемая к камере инструкция гласит, что идущей в комплекте штатной батареи питания NP-FV70 достаточно для непрерывной 3D-съёмки на протяжении примерно 160 минут и для обычной (с паузами) съёмки на протяжении примерно 80 минут. Хотелось бы заметить, что для новой батареи цифры указаны с подстраховкой, на практике от одного заряда батареи удалось провести более двух с половиной часов 3D-съёмки (с паузами) и при этом батарея так и не села до конца. Зато указанное в инструкции время зарядки NP-FV70 — 195 минут — примерно соответствует действительности. На самом деле, в плане энергопотребления придраться не к чему, всё выглядит достойно. Но идея прикупить более мощный аккумулятор NP-FV100 (заявленное время непрерывной/обычной записи 320/160 минут, время полного заряда 390 минут) выглядит весьма привлекательной, особенно с таким большим встроенным накопителем и потенциальной возможностью использования любого накамерного света. Несколько слов о прилагаемом ПО. Утилиту Sony PMB, безусловно, можно назвать очень мощным инструментом для импорта и экспорта снимков, их сортировки, каталогизации и просмотра. Однако редактировать стерео 3D-видео придётся всё же другими программами. ![]() ![]() ![]() ![]() К счастью, в настоящее время формат AVCHD 3D (MVC) поддерживается достаточным количеством приложений. Автор использовал для этих целей Sony Vegas Pro: начиная с версии 10d этот мощный пакет для редактирования видео превосходно справляется с экспортом формата MVC, позволяет обрабатывать 2-канальное видео с 5.1-канальным аудио и обеспечивает высококачественный финальный рендеринг контента в любой из приличного списка поддерживаемых форматов стерео 3D-видео, в том числе MVC. ![]() ⇡#Что не понравилосьВозможно, это прозвучит как излишнее ворчание, но камере TD10E, на мой взгляд, не помешало бы наличие хоть какого-нибудь приспособления для ношения аппарата на шее. Даже если вы не пользуетесь дополнительно зеркальным фотоаппаратом, всё равно, периодически убирать камеру таких габаритов в сумку или карман — достаточно утомительное занятие. Раз уж производитель чётко позиционирует съёмную ручку как аксессуар исключительно профессиональных моделей, можно было бы установить какие-нибудь ушки для ремешка. Как компромисс, приходилось цеплять карабин нашейного шнурка за кольцо у ручного ремешка. Впрочем, для TD10E вполне подходит съёмная рукоятка, ввинчиваемая в штативную резьбу. Второй момент — отсутствие возможности крепления бленды, хотя бы самодельной. Её просто не за что прикрепить. И, наконец, третий момент. Все мы, конечно, понимаем, что надо как-то разграничивать любительский и профессиональный сектора техники. Но, господа, ведь отсутствие возможности 3D-съёмки в формате 1080/24p явно искусственное, "железо" аппарата вполне с ним справится, раз уж справляется с 1080/50i. Может быть, инженеры и маркетологи Sony (особенно маркетологи) услышат наши пожелания и включат эту опцию в будущих прошивках аппарата? ⇡#ИтогоВесной, когда впервые была озвучена рекомендованная российская цена камеры Sony HDR-TD10E — что-то порядка 65 тысяч рублей, некоторые потенциальные покупатели просто приуныли: получалось дешевле взять два Full HD-камкордера (50p/60p) и соорудить из них самодельную спарку. Официальная цена этой камеры и по сию пору составляет в онлайновом магазине Sony Store 58 999 pублей. Тем не менее любой желающий, покопавшись в онлайновых розничных ценах столичных магазинов, сможет найти вполне реальные предложения от 45 тысяч рублей. А это уже вполне сравнимо с уровнем обычных, нестереоскопических любительских Full HD-камкордеров. Взяв Sony HDR-TD10E, вы и получите в своё распоряжение отличный образец современной Full HD-камеры (50p) с хорошей 12-кратной стабилизированной 2D-оптикой класса G, встроенным 64-Гбайт накопителем, ручными регулировками, поддержкой карт MS/SD, 5.1-канальным звуком и так далее. При этом (при такой цене — практически бонусом) вы получите современную стабилизированную 3D-видеокамеру AVCHD 2.0 с 10-кратным зумом, превосходным 3,5-дюймовым автостереоскопическим экраном и множеством других полезных функций. ![]()
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|