Сегодня 20 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Умные вещи

3D-камера Sony HDR-TD10E: профессиональное 3D идет в народ

⇣ Содержание

#Стереоформат камкордера TD10E

Камера Sony TD10E записывает стереоскопическое 3D-видео с помощью кодека MPEG4-MVC H.264/AVC в контейнер MTS/M2TS, с качеством 1080/50i. Всё это полностью соответствует характеристикам AVCHD 3D нового стандарта AVCHD 2.0, однако для начинающих требует некоторой расшифровки.

Многие из вас знакомы с базовой версией стандарта AVCHD и применяемым там MPEG4-кодеком H.264/AVC. Стереоскопическая версия этого кодека, MVC, очень похожа на то, что уже на протяжении нескольких лет используется в дисках Blu-ray 3D. При MVC-кодировании один из каналов видео, например левый, считают базовым, его кодируют как обычно, с помощью кодека H.264/AVC. Второй канал — в нашем случае правый, кодируют уже относительно кадров базового канала. Иными словами, во второй канал записывается лишь разница между кадрами базового и дополнительного каналов. Объём данных второго канала при этом получается значительно меньше и достигает максимум 50% объёма базового канала, в этом и заключается основная суть MVC-кодирования.

В случае с дисками Blu-ray 3D, данные второго канала записываются в виде самостоятельных файлов с расширением .ssif в одноимённую папку. Таким образом, стереоскопическое изображение при воспроизведении будет восстановлено из базового файла с названием, скажем, 00022.m2ts и дополнительного файла 00022.ssif.

В случае со стандартом AVCHD 2.0 на стадии кодирования происходит то же самое, но информация обоих потоков записывается в единый контейнер MTS/M2TS. Если вы не имеете технической возможности воспроизведения стерео 3D-записи, ваше оборудование попросту проигнорирует информацию о втором канале и будет работать с файлом MTS/M2TS как с обычным 2D-видео. Если же ваше оборудование для воспроизведения в состоянии определить в данных записи наличие флага Stereo High уровня 4.1, оно сможет идентифицировать наличие второго канала и, соответственно, произвести его правильное декодирование.

Что касается разрешения 1080/50i, с которым камера TD10E пишет 3D-видео. Увы, это максимум, определённый спецификациями нового стандарта AVCHD 2.0, прогрессивная развёртка для стерео видео предусмотрена в нём лишь для формата 1080/24p. Обусловлено это, в первую очередь, ограничением максимального потока данных MPEG-2 этого стандарта на уровне не более 28 Мбайт/с.

Остаётся выяснить лишь два вопроса: почему в камере нет поддержки режима 3D-съёмки в формате 1080/24p и почему даже в чересстрочном исполнении поддерживается только PAL-версия 50i. Ответ на оба эти вопроса будет один: потому что камера TD10E относится к любительскому классу. Желающим иметь всё это плюс множество других профессиональных "фишек" вроде электронного видоискателя (как у модели HDR-CX700E), ручки, бленды, аудиоразъёмов XLR с фантомным питанием и так далее, придётся потратиться на NICAM-модель Sony NX3D1 в примерно таком же корпусе, но уже за совершенно другие деньги (порядка 3 000 долларов или более).

Впрочем, желанный формат 1080/24p вы всегда сможете получить из своего видео при финальном рендеринге в одном из популярных видеоредакторов. Тем более что MVC пока что хорош в основном лишь для записи и хранения 3D-видео, для воспроизведения на большинстве современных устройств и/или закачки стерео видео в Интернет по-прежнему более востребован Side-by-Side.

#Практические испытания

Прежде всего, хотелось бы сказать спасибо за то, что в погоне за снижением розничной цены Sony TD10E (для более уверенной конкуренции на зарождающемся рынке любительской 3D-видеотехники) создатели камеры не пошли на совсем уж радикальные меры. За аппаратом, который оснащен превосходной сдвоенной оптикой класса G, обладающей 10-кратной функциональностью в режиме 3D-съёмки и 12х — в режиме 2D-съёмки, к тому же с оптическим стабилизатором Optical SteadyShot, конкурентам будет угнаться нелегко, особенно при условии попадания в тот же ценовой диапазон.

Добавим к этому малошумные четвертьдюймовые CMOS-сенсоры Exmor R с тыльной подсветкой, способные часами писать Full HD-видео без видимых шумовых искажений (около 6 часов 30 минут в формате 3D или около 13 часов в формате 2D). Новая версия процессора BIONZ поддерживает ручные и интеллектуальные автоматические режимы корректировки экспозиции, а также запись 3D-видео в самый современный формат MVC. И наконец, встроенный флеш-накопитель ёмкостью 64 Гбайт, которого достаточно для непрерывной записи 3D-видео продолжительностью до 5 часов 15 минут или 6 часов 15 минут в максимальном 2D-качестве FX (1080p50).

Кстати, возможность записи сначала на встроенную память, потом на флешки MS и/или SD — это ещё что, вы представьте, что Sony TD10E способна "сгружать" отснятое видео непосредственно на внешний жёсткий диск, подключенный к камере по интерфейсу USB без необходимости использования компьютера!

Вторая (после формата 1080/50i) характеристика, вызывающая у потенциальных покупателей TD10E наибольшие переживания, — это расстояние между оптическими осями объективов (стереобаза), равная 31 мм, что вдвое меньше расстояния между зрачками среднестатистического человека. Здесь хотелось бы успокоить теоретиков от 3D-съёмки следующими двумя соображениями.

Во-первых, не стоит воспринимать остроту и зрелищность стерео 3D-видео как череду мозгодробительных эффектов с сюрикенами, постоянно "влетающими" между глаз зрителя. Это, конечно, здорово, но очень быстро утомляет, а, поскольку минимальное расстояние съёмки у TD10E составляет 80 см, вы и без большой стереобазы слишком быстро рискуете утомить зрителя выпирающими объектами переднего плана.

Во-вторых, не следует забывать, что 10-кратная (в 3D-режиме) оптика, поддерживающая возможность трансфокации непосредственно в процессе съёмки, позволяет вам запросто достичь большей глубины сцены и с 31-мм стереобазой.

Заметного стереоэффекта можно добиться при широкоугольном положении оптики на расстоянии в пределах от 80 см до 6 м, при среднем положении оптики от 2,5 до 10 м и при телеположении в пределах от 7,5 м до 20 м.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию технический стерео 3D-ролик, где можно оценить глубину стереоэффекта при различном расстоянии до снимаемых объектов и разном фокусном расстоянии объектива.

Разумеется, для всех случаев создания стерео 3D-видео рекомендуется использовать штатив и, кроме этого, как можно меньше панорамировать и пользоваться трансфокацией непосредственно в процессе съёмки — это аксиома. Тем не менее встроенный в камеру оптический стабилизатор при 3D-съёмке способен творить настоящие чудеса. Приведённый ниже видеоролик как раз снят мной "с рук", камера в это время была "на весу". Без стабилизатора ролик вышел бы едва ли пригодным к просмотру.

В целом же будьте готовы к тому, что съёмка в стерео 3D будет занятием как минимум на порядок более сложным, нежели съёмка обычного видео, и технический брак в первое время может составить до 100% отснятого материала. Следует сразу понимать простую вещь: если при обычной съёмке неинтересный сюжет множит на ноль все ваши усилия, то в случае 3D скучища и отсутствие драйва в кадре будут просто убийственно действовать на зрителей. Чтобы в конце концов в кадре не остались одни лишь скучные клумбы, дождитесь хотя бы какую-нибудь Жучку, которая поднимет ногу на эту клумбу и хоть как-то украсит ваш сюжет.

Очень интересны возможности ручной регулировки режима съёмки: здесь можно выставить диафрагму, баланс белого и многое другое, а с регулятором MANUAL — даже глубину 3D-изображения. Для этого достаточно вращать диск MANUAL и сверяться с достижением необходимого эффекта по ЖК-экрану. Впрочем, здесь будет нелишне напомнить, что есть режимы, где экран запросто начинает "подвирать", так что рассчитывать придётся больше на свой опыт, чутьё и возможности используемого вами для работы с 3D-видео редактора.

Возможно, это прозвучит немного кощунственно, но фотоснимки, сделанные камерой TD10E в стандартных условиях освещения, получаются очень даже неплохими, особенно при последующем масштабировании под веб-страницы. При "попиксельном" рассмотрении, разумеется, качество оказывается под стать традиционным цифромыльницам, но при оперативной съёмке, с постоянным переключением между режимами 2D и 3D, особенно когда результат рассчитан для публикации в Интернете, качество фотографий можно назвать вполне приемлемым. Впрочем, вы всегда можете "нарезать" фотографий непосредственно из видеороликов, это же AVCHD. Особенно если съёмка велась с высоким качеством записи.

Уменьшенный кадр, 1/215с, F4, 29 мм
Фрагмент кадра в масштабе 1:2
Фрагмент кадра в масштабе 1:1
Уменьшенный кадр, 1/50с, F1.8, 29 мм
Ссылка на оригинальный снимок с метаданными
Фрагмент кадра в масштабе 1:2

Что касается возможностей TD10E при использовании её в качестве обычной 2D-видеокамеры, тут, пожалуй, она будет на уровне лучших образцов традиционных аппаратов и даже даст фору многим Full HD-камерам по функциональным возможностям. Это и 5.1-канальный объемный звук Dolby Digital, и возможность съёмки при малом освещении, и нарезка/склейка отдельных сцен из отснятого материала непосредственно встроенным в камеру редактором, и замедленная съёмка быстро движущихся объектов (после 3-секундной съёмки получается 12-секундный ролик), и так называемая "гольф-съёмка" (2 секунды быстрого движения разбиваются на кадры и затем записываются как видео или фотографии), и многое другое.

Прилагаемая к камере инструкция гласит, что идущей в комплекте штатной батареи питания NP-FV70 достаточно для непрерывной 3D-съёмки на протяжении примерно 160 минут и для обычной (с паузами) съёмки на протяжении примерно 80 минут. Хотелось бы заметить, что для новой батареи цифры указаны с подстраховкой, на практике от одного заряда батареи удалось провести более двух с половиной часов 3D-съёмки (с паузами) и при этом батарея так и не села до конца. Зато указанное в инструкции время зарядки NP-FV70 — 195 минут — примерно соответствует действительности.

На самом деле, в плане энергопотребления придраться не к чему, всё выглядит достойно. Но идея прикупить более мощный аккумулятор NP-FV100 (заявленное время непрерывной/обычной записи 320/160 минут, время полного заряда 390 минут) выглядит весьма привлекательной, особенно с таким большим встроенным накопителем и потенциальной возможностью использования любого накамерного света.

Несколько слов о прилагаемом ПО. Утилиту Sony PMB, безусловно, можно назвать очень мощным инструментом для импорта и экспорта снимков, их сортировки, каталогизации и просмотра. Однако редактировать стерео 3D-видео придётся всё же другими программами.

К счастью, в настоящее время формат AVCHD 3D (MVC) поддерживается достаточным количеством приложений. Автор использовал для этих целей Sony Vegas Pro: начиная с версии 10d этот мощный пакет для редактирования видео превосходно справляется с экспортом формата MVC, позволяет обрабатывать 2-канальное видео с 5.1-канальным аудио и обеспечивает высококачественный финальный рендеринг контента в любой из приличного списка поддерживаемых форматов стерео 3D-видео, в том числе MVC.

#Что не понравилось

Возможно, это прозвучит как излишнее ворчание, но камере TD10E, на мой взгляд, не помешало бы наличие хоть какого-нибудь приспособления для ношения аппарата на шее. Даже если вы не пользуетесь дополнительно зеркальным фотоаппаратом, всё равно, периодически убирать камеру таких габаритов в сумку или карман — достаточно утомительное занятие. Раз уж производитель чётко позиционирует съёмную ручку как аксессуар исключительно профессиональных моделей, можно было бы установить какие-нибудь ушки для ремешка. Как компромисс, приходилось цеплять карабин нашейного шнурка за кольцо у ручного ремешка. Впрочем, для TD10E вполне подходит съёмная рукоятка, ввинчиваемая в штативную резьбу.

Второй момент — отсутствие возможности крепления бленды, хотя бы самодельной. Её просто не за что прикрепить.

И, наконец, третий момент. Все мы, конечно, понимаем, что надо как-то разграничивать любительский и профессиональный сектора техники. Но, господа, ведь отсутствие возможности 3D-съёмки в формате 1080/24p явно искусственное, "железо" аппарата вполне с ним справится, раз уж справляется с 1080/50i. Может быть, инженеры и маркетологи Sony (особенно маркетологи) услышат наши пожелания и включат эту опцию в будущих прошивках аппарата?

#Итого

Весной, когда впервые была озвучена рекомендованная российская цена камеры Sony HDR-TD10E — что-то порядка 65 тысяч рублей, некоторые потенциальные покупатели просто приуныли: получалось дешевле взять два Full HD-камкордера (50p/60p) и соорудить из них самодельную спарку. Официальная цена этой камеры и по сию пору составляет в онлайновом магазине Sony Store 58 999 pублей. Тем не менее любой желающий, покопавшись в онлайновых розничных ценах столичных магазинов, сможет найти вполне реальные предложения от 45 тысяч рублей. А это уже вполне сравнимо с уровнем обычных, нестереоскопических любительских Full HD-камкордеров.

Взяв Sony HDR-TD10E, вы и получите в своё распоряжение отличный образец современной Full HD-камеры (50p) с хорошей 12-кратной стабилизированной 2D-оптикой класса G, встроенным 64-Гбайт накопителем, ручными регулировками, поддержкой карт MS/SD, 5.1-канальным звуком и так далее.

При этом (при такой цене — практически бонусом) вы получите современную стабилизированную 3D-видеокамеру AVCHD 2.0 с 10-кратным зумом, превосходным 3,5-дюймовым автостереоскопическим экраном и множеством других полезных функций.

 
← Предыдущая страница
За инновации и дизайн
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Schneider Electric ведёт переговоры о покупке Bentley Systems 4 ч.
Новая статья: Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала, и почему этот сериал не стоит пропускать 5 ч.
Bethesda готовит «несколько очень хороших обновлений» для Starfield, а Fallout 5 не в приоритете 6 ч.
Apple откроет сторонним приложениям доступ к NFC 7 ч.
В Dota 2 стартовало сюжетное событие «Павшая корона» с уникальными наградами, новыми «арканами» и комиксом 7 ч.
Связанные одной шиной: «Лаб СП» и «Фактор-ТС» представили отечественную интеграционную платформу Integration Gears 7 ч.
Paradox отказала Prison Architect 2 в досрочном освобождении — релиз отложили ещё на четыре месяца 9 ч.
Спустя 17 лет после релиза Team Fortress 2 получила поддержку 64 бит — выросла производительность и даже боты пропали 10 ч.
Netflix резко нарастила аудиторию и прибыль, запретив совместное использование аккаунтов 11 ч.
Российские студенты победили в чемпионате мира по программированию ICPC 11 ч.
Гиперщит с ИИ: Cisco представила систему безопасности Hypershield 6 ч.
Highpoint представила карту расширения на восемь SSD: до 64 Тбайт со скоростью до 56 Гбайт/с 7 ч.
Китайские экспериментальные лунные навигационные спутники прислали фотографии обратной стороны Луны 7 ч.
Налоговая служба Швеции закрыла 18 дата-центров за незаконный майнинг криптовалют 8 ч.
LG выпустила флагманский саундбар S95TR за $1500 с поддержкой Dolby Atmos и настройкой с помощью ИИ 10 ч.
Seagate заявила, что жёсткие диски с HAMR уже не уступают по надёжности традиционным HDD 11 ч.
Corsair представила обновлённые доступные проводные гарнитуры HS35 v2 для геймеров 11 ч.
Tesla отзовёт все проданные электромобили Cybertruck для замены залипающей педали газа 12 ч.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 14 ч.
Razer представила игровые контроллеры Kishi Ultra и Kishi V2 для смартфонов, планшетов и ПК 14 ч.