GeForce GTX 680: Чемпион на стероидах
Вот и долгожданная видеокарта NVIDIA нового поколения на архитектуре Kepler. Теперь можно развеять или подтвердить все противоречивые слухи, которые будоражили заинтересованную публику последние месяцы. А главное — ответить на вопрос: так ли могуч Kepler, как мы предполагали?
Методика тестирования
Конфигурация тестового стенда |
CPU |
Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата |
ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память |
DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ |
Transcend 2,5 SSD 128 Гбайт |
Блок питания |
IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU |
Thermalright Silver Arrow |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система |
Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD |
AMD Catalyst 12.2 + Catalyst Application Profiles 12.2 CAP 1 |
ПО для карт NVIDIA |
300.99 (GeForce GTX 680), WHQL 296.10 (остальные) |
Настройки драйвера AMD Catalyst — по умолчанию |
Antialiasing |
Application Settings |
Anisotropic Filtering |
Application Settings |
Tesselation |
Application Settings |
Catalyst A.I. Texture Filter Quality |
Quality, Enable Surface Format Optimization |
Wait for V-Sync |
Disable, unless application Specifies |
AA Mode |
Multisample |
Triple buffernig |
Disable |
Настройки драйвера NVIDIA |
CUDA графические процессоры |
Все |
Анизотропная фильтрация |
Управление приложением |
Вертикальная синхронизация |
Использовать настройку 3D-приложения |
Затенение фонового освещения |
Выкл. |
Максимальное количество заранее подготовленных кадров |
3 |
Потоковая оптимизация |
Авто |
Режим управления электропитанием |
Адаптивный |
Сглаживание — гамма-коррекция |
Выкл. |
Сглаживание — режим |
Управление от приложения |
Тройная буферизация |
Выкл. |
Ускорение нескольких дисплеев |
Режим многодисплейной производительности |
Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация |
Выкл. |
Фильтрация текстур — качество |
Качество |
Фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД |
Разрешить |
Фильтрация текстур — трилинейная оптимизация |
Вкл. |
Набор бенчмарков |
Программа |
API |
Настройки |
Режим тестирования |
Разрешение |
3DMark 2011 |
DirectX 11 |
Профили Performance, Extreme |
|
|
Unigine Heaven 2 |
DirectX 11 |
Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool |
DirectX 10 |
Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark |
DirectX 11 |
Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool |
DirectX 11 |
Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 |
AF, AA 4х |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool |
DirectX 11 |
Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения |
AF 16x, Post MSAA + Edge AA |
1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
Начало миссии Going Hunting. Макс. качество. |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS |
DirectX 9 |
Город Whiterun. Макс. качество |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS |
DirectX 9 |
Миссия Return to Sender. Макс. качество |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
В качестве соперников GeForce GTX 680 в тестировании приняли участие следующие видеокарты:
- AMD Radeon HD 7970 (1160/7200 МГц, 3 Гбайт)
- AMD Radeon HD 7970 (925/5500, 3 Гбайт)
- NVIDIA GeForce GTX 590 (607/3414 МГц, 3 Гбайт)
- AMD Radeon HD 6990 (880/5000 МГц, 4 Гбайт)
- NVIDIA GeForce GTX 580 (772/4004 МГц, 1,5 Гбайт)
- AMD Radeon HD 6970 (880/5500 МГц, 2 Гбайт)
Разгон, температура, энергопотребление
GeForce GTX 680 мы разгоняли с помощью единственной утилиты, которая сейчас поддерживает Kepler, — EVGA Precision X 3.0 Beta 20, да и то не без проблем. Вручную выставить напряжение GPU она как бы позволяет, но на самом деле это ни на что не влияет.
В целом GPU Boost сильно осложняет жизнь оверклокеру, меняя частоту и напряжение непредсказуемым образом. Кроме того, есть ограничение на потребляемую мощность, которую пока можно увеличить только на 32%. Поэтому если одновременно с процессором разогнать и память, то GPU Boost уже не будет так сильно поднимать частоту. Наконец, при перегреве Boost Clock тоже падает.
Мы проверили два разных варианта разгона, увеличив лимит энергопотребления и обороты кулера до максимума. Предельная базовая частота GPU, на которой карта была стабильна, составила 1086 МГц. При этом в бенчмарке Unigine Heaven Boost Clock достигал 1152 МГц, а напряжение на ядре — 1,175 В (базовое для режима 3D — 1,062 В). Второй вариант разгона: дополнительно увеличить частоту памяти на 460 Мгц — 6928 МГц эффективной частоты. В таком случае Boost Clock поднимается только до 1139 МГц.
Судя по графикам, в большинстве игр больший прирост производительности обеспечивает разгон GPU совместно с памятью. В целом большого эффекта от разгона нет: повышение частоты малозаметное, а в штатном режиме работы все равно трудится GPU Boost, отнимая хлеб у оверклокера.
По температурному режиму GTX 680 ничем не лучше своих соперников. Radeon HD 7970 под нагрузкой греется меньше, GTX 580 — немного сильнее. Все дело в новой системе охлаждения, малошумной, но не столь эффективной
Пиковое энергопотребление системы с GTX 680 на борту немного выше, чем у HD 7970, и приближается к оному у HD 6970. По сравнению с GTX 580 прогресс налицо, но разница не критическая. В разгоне GTX 680 развивает мощность лишь на 10 Вт больше, чем в штатном режиме. Что и не удивительно, так как разгон невелик.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011, Performance
- GTX 680 с большим отрывом опережает Radeon HD 7970 и сравнялся с разогнанным HD 7970.
- По показателю Graphics Score GTX 680 приближается к GTX 590 (по 3DMark Score у последнего аномально низкий результат, но ничего, к глюкам 3DMark мы уже привыкли).
- GTX 680 с разгоном выходит на уровень Radeon HD 6990.
- Преимущество GTX 680 перед GTX 580 огромно.
3DMark 2011, Extreme
- Здесь между GTX 680 и HD 7970 на штатных частотах нет большой разницы.
- Двухпроцессорные карты все-таки быстрее, чем GTX 680 (с GTX 590 у 3DMark 2011 опять сложные отношения).
- Разогнанный GTX 680 не только превосходит разогнанный HD 7970, но даже сравнялся с HD 6990 — постоянным рекордсменом в этом бенчмарке.
- Прирост скорости по отношению к GTX 580 весьма велик.
Unigine Heaven 2
- GTX 680 превзошел HD 7970. Разница особенно велика при разрешении 1920х1080.
- GTX 680 находится на одном уровне с HD 6990, но до GTX 590 немного не достает.
- Разогнанный GTX 680 сравним с разогнанным HD 7970 и GTX 590.
- Опять-таки есть большой прогресс по сравнению с GTX 580.
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead (DirectX 10)
- А вот здесь GTX 680 проиграл своему основному конкуренту. Разгон помогает сравниться с HD 7970, работающим в штатном режиме, но разогнанный HD 7970 уже совершенно недосягаем.
- Двухпроцессорные карты GTX 680 не может догнать даже с разгоном.
- GTX 680 значительно быстрее, чем предыдущий флагман NVIDIA, GTX 580.
Metro 2033 (DirectX 11)
- GTX 680 уступает HD 7970 и только благодаря разгону может с ним сравниться.
- Разогнанный HD 7970 на голову превосходит разогнанный GTX 680.
- Двухпроцессорные карты GTX 680 не по зубам.
- Прирост производительности по сравнению с GTX 580 в абсолютных значениях невелик, что объясняется невероятной тяжестью этой игры с максимальными настройками.
DiRT 3 (DirectX 11)
- GTX 680 берет реванш, демонстрируя огромное преимущество перед HD 7970.
- HD 7970 с разгоном сравнивается с GTX 680 в штатном режиме, но разогнанный GTX 680 с большим отрывом вновь выходит вперед.
- GTX 680 работает почти так же быстро, как GTX 590 и Radeon HD 6990, а при разгоне опережает их.
- Про GTX 580 нечего и говорить. Преимущество нового флагмана колоссальное.
Crysis 2 (DirectX 11)
- GTX 680 чуть-чуть быстрее, чем HD 7970.
- Разгон почти не прибавил FPS при разрешении 1920х1080, но в 2560х1440 у GTX 680 теперь есть ощутимое преимущество над HD 7970. Разогнанный HD 7970 также упирается в невидимое ограничение в режиме 1920x1080, а в 2560x1440 берет реванш.
- GTX 680 мало отличается от GTX 590 и сопоставим с Radeon HD 6990 в разрешении 1920x1080.
- Превосходство GTX 680 над GTX 580 огромно.
Battlefield 3 (DirectX 11)
- GTX 680 быстрее, чем HD 7970, но разница заметна только в режиме 1920х1080.
- Разгон не прибавил GTX 680 ни единого FPS! В то же время разогнанный HD 7970 оставил своего соперника далеко позади.
- Двухпроцессорные карты GTX 680 догнать не удалось.
- Несмотря ни на что, по сравнению с GTX 580 новая карта работает чрезвычайно быстро.
Batman: Arkham City (DirectX 11)
- GTX 680 с огромным отрывом опередил HD 7970 в режиме 1920х1080. В режиме 2560х1440 разница уже не столь велика.
- Разгон существенно прибавил GTX 680 FPS в разрешении 2560х1440, а вот в 1920х1080 эффекта нет. Поэтому в первом режиме разогнанная карта немного быстрее, чем разогнанный HD 7970, а во втором уступает.
- GTX 680 гораздо быстрее, чем GTX 590 и HD 6990. Многопроцессорные конфигурации в этой игре работают из рук вон плохо.
- Налицо большой прогресс по сравнению с GTX 580.
The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)
- GTX 680 заметно быстрее, чем HD 7970, в режиме 1920x1080, а вот в 2560х1440 значимой разницы уже нет.
- От разгона GTX 680 в этой игре нет никакого толку. HD 7970 подтянулся в режиме 1920x1080, но GTX 680 все равно чуть-чуть быстрее.
- По результатам GTX 680 немного превосходит даже GTX 590.
- GeForce GTX 580 не сильно отстает от GTX 680 в режиме 1920x1080, хотя в 2560х1440 разница уже весьма велика.
- В целом с сугубо практической точки зрения в этой игре нет разницы между топовыми картами GTX 680, GTX 590, HD 6990 и HD 7970. Движок слишком простой по современным меркам.
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)
- GTX 680 самую малость быстрее, чем HD 7970.
- Разгон на производительность GTX 680 практически не повлиял. А вот HD 7970 разогнался отлично и ушел далеко вперед.
- Двухпроцессорные карты недосягаемы для GTX 680.
- GTX 680 снова гораздо быстрее своего предшественника.
Все игры
- Первое, что хорошо заметно на графиках: разгон дает GTX 680 до смешного малый прирост производительности. Очевидно, что GPU Boost уже в штатном режиме выбирает запас частоты. Лишь в некоторых играх от разгона есть какая-то польза.
- В большинстве игр GTX 680 быстрее, чем Radeon HD 7970, но разница не критическая. Кроме того, есть примеры превосходства адаптера AMD: Crysis Warhead и Metro 2033.
- Radeon HD 7970 отлично разгоняется и часто берет у GTX 680 реванш.
⇡#Выводы
Ну что ж, ожидание релиза сопровождалось такими невероятными слухами, что все уже успели вообразить себе видеокарту с неслыханными спецификациями и чудовищной вычислительной мощью. 512-битная шина памяти, 6,4 млрд транзисторов и тому подобное. А в результате гордое имя GeForce GTX 680 получил куда менее амбициозный продукт. Такое впечатление, что за флагмана линейки отдувается адаптер среднего уровня. Неспроста же GPU новинки называется GK104, а не GK110, что соответствовало бы предшествующей номенклатуре (интрига вокруг GK110 сохраняется: выйдет ли он вообще в серии GeForce 600?). Видно, что для успешной конкуренции с Radeon HD 7970 из карты выжали все что можно. Частоту GPU подняли до 1 ГГц, оставив лишь небольшой запас для разгона. Да и разгонять ее вручную почти что бессмысленно. В штатном режиме это уже делает технология GPU Boost, которую, похоже, прилепили к карте в последний момент, чтобы использовать малейшую лазейку для прироста производительности. Оверклокеры еще не раз помянут ее добрым словом.
Но если отрешиться от высоких ожиданий, то с практической точки зрения Kepler оказался вполне конкурентоспособным. Пусть победа достигнута неизящными методами, но GTX 680 все-таки быстрее, чем Radeon HD 7970, при этом дешевле (по официальным ценам — да. На деле Radeon HD 7970 уже стоит менее 17 000 рублей. — прим. ред.) и потребляет меньше электроэнергии. А конкуренция всегда работает в пользу покупателя.
← Предыдущая страница
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|