Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Материнские платы

Обзор и тестирование набора логики Intel Z77 Express

⇣ Содержание

По правилу, получившему от Intel шутливое название «тик-так», внедрение новых процессорных микроархитектур и перевод производства процессоров на более «тонкие» технологические нормы происходит в противофазе, но в цикле с общим периодом чуть более двух лет. Это правило стало чем-то вроде основополагающего принципа, который неукоснительно соблюдается компанией Intel вместе с законом Мура на протяжении нескольких последних лет. Уже ни для кого не является секретом, что в полном соответствии с этим правилом в самое ближайшее время нас ждёт встреча с новым семейством процессоров Ivy Bridge, которые выступают «тиком», то есть наследуют микроархитектуру от своих предшественников, но при этом переходят на самый современный 22-нм техпроцесс.

Вместе с процессорами по правилу «тик-так» развиваются и платформы в целом. С приходом новых микроархитектур Intel внедряет новые процессорные гнёзда и значительно перекраивает структуру систем — как настольных, так и мобильных. На «тики» же, как правило, приходятся косметические изменения, не приносящие никаких кардинальных нововведений. Тем не менее выпуск очередного семейства процессоров — это хороший повод для освежения платформы. Поэтому к появлению Ivy Bridge производитель собирался приурочить появление и новой линейки наборов системной логики, которая бы подтянула до современного уровня характеристики платформы, но при этом не нарушила бы совместимость между чипсетами и процессорами. Именно так и представлялись нам чипсеты седьмой серии с кодовым именем Panther Point, в число которых входит десктопный Z77 и его различные упрощённые или мобильные вариации.

Однако по ряду причин технологического свойства Intel была вынуждена внести некоторые коррективы в первоначальный график. Дата анонса Ivy Bridge отодвинулась на более поздний срок, поэтому его чипсет-компаньон Z77 оказался в странном одиночестве. Его анонс произошёл сегодня, но процессоры, для которых он главным образом и проектировался, появятся только через две недели. Такой поэтапный график ввода новинок хоть и выглядит странно, на самом деле вполне допустим, ведь новые чипсеты совместимы и с процессорами Sandy Bridge. И это в определённом роде играет нам на руку: мы получаем возможность рассматривать новинки поэтапно, уделяя большее внимание их особенностям.

Собственно, в этом материале мы и сосредоточимся на рассмотрении набора системной логики Intel Z77. Конечно, пока что нам придётся его рассматривать в паре с процессором Sandy Bridge, но мы будем иметь в виду, что на месте этого процессора должен быть другой Bridge — Ivy.

#Intel Z77: технические детали

С тех пор как контроллер памяти и контроллер графической шины PCI Express переселились в процессоры, дизайн наборов системной логики существенно упростился. Чипсеты, состоявшие ранее из пары микросхем — северного и южного моста, переродились в единый чип-концентратор, отвечающий за реализацию интерфейсов ввода-вывода. И теперь их обновление не оказывает существенного влияния на производительность и возможности платформы, а сказывается, по сути, лишь на конструкции материнских плат, комплектуемых тем или иным набором дополнительных контроллеров. Поэтому ожидать, что выход очередного поколения наборов логики может как-то существенно повлиять на потребительские характеристики систем, явно не следует. В целом системные платы, основанные на Z77, будут очень похожи на предшественниц со старым чипсетом Z68. И при выпуске нового чипсета Intel отвечала в первую очередь на запросы производителей плат, желающих получить поддержку более богатого набора интерфейсов в единой базовой микросхеме.

Флагманский набор системной логики прошлого поколения, Intel Z68, имел два основных недостатка. В нём не была реализована шина USB 3.0, а количество портов SATA 6 Гбит/с ограничивалось только двумя. Добавление портов с этими интерфейсами — наиболее востребованное направление совершенствования чипсетов для платформы LGA1155. Но Intel, обжёгшись при выпуске чипсетов шестой серии, где поддержка новых интерфейсов вызвала неожиданные проблемы с надёжностью, теперь действует очень консервативно. С одной стороны, новое поколение наборов логики наконец получило поддержку современного интерфейса USB 3.0. Однако с другой — максимальное количество портов, способных работать в режиме USB 3.0, ограничивается четырьмя, а SATA-порты и вовсе остались без желаемого апгрейда: интерфейс SATA 6 Гбит/с поддерживается только двумя из них. Очевидно, что до следующего процессорного «така» эволюция десктопных платформ для Sandy Bridge и Ivy Bridge будет не слишком заметной.

В таких условиях ожидать от Intel каких-либо более смелых шагов вроде внедрения в чипсет высокоскоростного интерфейса Thunderbolt было бы совсем глупо. Хотя Intel и выступает одним из главных разработчиков и поборников данной технологии, реальные шаги для популяризации этого интерфейса делает лишь Apple. В Z77 никаких встроенных Thunderbolt-контроллеров нет, но Intel всё же не стала полностью отрешаться от своего детища. Поддержка Thunderbolt в новых системных платах возможна, но через внешний контроллер, для подключения которого в структуре системы предусматривается четыре линии PCIe.

Тем не менее Intel всё-таки сделала и пару более решительных шагов. Во-первых, потребительские чипсеты седьмого поколения оказались полностью лишены поддержки шины PCI. Конечно, реализация этой шины возможна на материнских платах путём установки дополнительных чипов-конвертеров, но мы рекомендуем начинать свыкаться с мыслью о том, что PCI больше нет. Число моделей материнских плат с такими слотами будет стремительно уменьшаться, так как реализация этой шины не предусмотрена в референсном дизайне.

Второй шаг — это упрощение номенклатуры. Опыт реализации потребительских чипсетов шестой серии, в которую входило целых три вида продуктов (бизнес-решения мы в рассмотрение не берём): H — для простых интегрированных систем, P — для систем с дискретной графикой и Z — объединяющий оба подхода, показал, что пользователи не нуждаются в таком разнообразии. Седьмая серия включает две основные разновидности наборов логики: H — для простых систем и Z — для систем, допускающих разгон. При этом чипсетов, отрезающих встроенную в процессор графику, больше не будет и любая материнская плата на базе набора логики седьмой серии позволяет использовать имеющееся в LGA1155-процессорах графическое ядро.

Интеловская интегрированная графика вообще постепенно начинает выходить из той пренебрежительной тени, которая годами создавалась вокруг неё пользователями. К настоящему времени производительность и возможности графических ядер, поселившихся в интеловских процессорах, существенно улучшились, и множество случаев, когда они могут применяться для решения каких-либо задач, стало чрезвычайно большим. Существенный вклад в это внесла и финансируемая Intel компания Lucid Logix, предложившая набор технологий для задействования встроенной в процессор графики при использовании в системе внешней видеокарты.

К слову сказать, процессоры Ivy Bridge получат существенно более продвинутую по сравнению с Sandy Bridge графику. С одной стороны, увеличится быстродействие, а с другой — появится поддержка трёх независимых выводов видеосигнала. Последняя возможность будет доступна только на платах с чипсетами седьмой серии, обеспечивать подключение сразу трёх мониторов смогут исключительно такие конфигурации.

И это, пожалуй, самое главное, что делает платы с чипсетами шестой и седьмой серии не полностью равноценными. Все остальные различия успешно компенсируются дополнительно устанавливаемыми на материнские платы контроллерами. Что же касается поддержки процессоров, то тут, действительно, нет никаких подвохов. Старые платы на чипсетах шестой серии полностью совместимы с Ivy Bridge (после обновления BIOS), а новые платы одинаково работоспособны как с Ivy Bridge, так и с Sandy Bridge. Никаких существенных отличий нет даже в тонкостях оверклокинга.

Одним из главных разочарований, связанных с платформой LGA1155, стала невозможность разгона процессоров путём наращивания частоты базового тактового генератора. Архитектура систем, основанных на чипсетах шестого поколения, предполагала реализацию тактового генератора внутри набора системной логики и использование единой опорной частоты для тактования как процессора, так и всех компонентов набора логики. В результате увеличение частоты базового генератора более чем на 5-7 % приводило к неработоспособности системы, но не по вине процессора, а из-за встроенных в чипсет контроллеров.

К сожалению, в этом плане чипсеты седьмой серии никаких нововведений не привносят. В качестве наилучшей платформы для энтузиастов Intel позиционирует LGA2011, и внедрять такую же, как и там, схему с дополнительными процессорными множителями для опорной частоты в платформе LGA1155 компания не собирается. Новые чипсеты седьмой серии позволяют разгонять Sandy Bridge и Ivy Bridge также как и старые — исключительно через увеличение их коэффициента умножения и никак иначе.

Получается, что если и считать Z77 шагом вперёд по сравнению с Z68, шаг этот небольшой и не слишком убедительный. Действительно, блок-схема системы на базе набора логики Intel Z77 выглядит практически так же, как и аналогичная схема, которую мы приводили в статье про Intel Z68.

Значимые же отличия чипсетов седьмой серии от их предшественников может продемонстрировать следующая таблица:

Чипсеты шестой серии Чипсеты седьмой серии
Кодовое название (Cougar Point) (Panther Point)
Поддержка процессоров Sandy Bridge/Ivy Bridge Sandy Bridge/Ivy Bridge
Размеры упаковки 27x27 мм 27x27 мм
USB 14 портов USB 2.0 14 портов USB, из них 4 с поддержкой USB 3.0
PCI Express 8 линий PCIe 2.0 8 линий PCIe 2.0
SATA 2 порта SATA 3, 4 порта SATA 2, поддержка RAID, iRST 10 2 порта SATA 3, 4 порта SATA 2, поддержка RAID, iRST 11
PCI До 4 слотов (предусмотрено в референсном дизайне) Не поддерживается
Дисплейные выводы Два независимых вывода Три независимых вывода
Аудио Intel HD Audio Intel HD Audio
LAN GbE MAC GbE MAC
Тактовый генератор Встроенный Встроенный

Помимо Intel Z77, в число десктопных наборов логики седьмого поколения входят слегка урезанные чипсеты Z75 и H77, а также несколько чипсетов серий B и Q, рассчитанных на бизнес-сегмент и потому находящихся вне сферы наших интересов. Что же касается Z75, то это аналог Z77 с сокращёнными возможностями в части дробления процессорной графической шины PCI Express, а H77 — это ещё более упрощённая версия без поддержки SLI/CrossfireX-конфигураций и лишённая средств для разгона процессора.

Подробные сведения об отличиях этих модификаций наборов системной логики можно почерпнуть из таблицы:

Intel Z77 Intel Z75 Intel H77
Поддержка процессоров LGA1155 LGA1155 LGA1155
Поддержка интегрированной графики Есть Есть Есть
Линии PCI Express 2.0 8 8 8
Поддержка PCI Нет Нет Нет
Порты USB 3.0 4 4 4
Порты USB 2.0 10 10 10
Порты SATA 6 Гбит/с 2 2 2
Порты SATA 3 Гбит/с 4 4 4
Поддержка RAID 0, 1, 5, 10 0, 1, 5, 10 0, 1, 5, 10
Технология Smart Response Есть Нет Есть
Разгон CPU, GPU CPU, GPU GPU
Конфигурация графической PCIe

1x16
2x8
1x8 + 2x4

1x16
2x8
1x16
Стоимость $48 $40 $43

Позиционирование Z77, Z75 и H77 вполне понятно. В большинстве материнских плат, предназначенных для «самосборных» систем, будет применяться старший и самый дорогой чипсет в линейке. Версия Z75, среди всего прочего не обладающая поддержкой SSD-кеширования, попадёт лишь, возможно, в самые дешёвые продукты, тем более что она позволяет сэкономить производителям материнских плат достаточно весомые 8 долларов. Лишённый же средств разгона процессора H77, очевидно, найдёт своё место в платах миниатюрных форм-факторов, ориентированных на компактные системы, где эксплуатация процессоров в нештатных режимах и поддержка SLI и CrossfireX совершенно неактуальна.

#Описание тестовых систем

Новый набор логики Intel Z77 представляет собой очень интересный объект для исследования как в сравнении с предшествующими чипсетами, так и сам по себе. Для проведения тестирования имеющуюся в нашей лаборатории материнскую плату на новом наборе логики ASUS P8Z77-V Deluxe мы укомплектовали процессором Core i5-2500K, 8 гигабайтами памяти и видеокартой NVIDIA GeForce GTX 580. Для сравнения, где это было необходимо, использовалась плата на базе Intel Z68, ASUS P8Z68-V PRO.

В итоге в составе тестовых систем применялись следующие компоненты:

  • Процессор: Intel Core i5-2500K (Sandy Bridge, 4 ядра, 3,3 ГГц, 6 Мбайт L3);
  • Процессорный кулер: NZXT Havik 140;
  • Материнские платы:
    • ASUS P8Z68-V PRO (LGA1155, Intel Z68 Express);
    • ASUS P8Z77-V Deluxe (LGA1155, Intel Z77 Express).
  • Память: 2x4 GB, DDR3-1866 SDRAM, 9-11-9-27 (Kingston KHX1866C9D3K2/8GX);
  • Графическая карта: EVGA GeForce GTX 580 Classified 3 GB (03G-P3-1588-AR);
  • Жёсткий диск: Intel SSD 520 240 Гбайт (SSDSC2CW240A3K5);
  • Блок питания: Tagan TG880-U33II (880 Вт);
  • Операционная система: Microsoft Windows 7 SP1 Ultimate x64;
  • Драйверы:
    • Intel Chipset Driver 9.3.0.1019;
    • Intel HD Graphics Driver 15.26.8.2696;
    • Intel Management Engine Driver 8.0.0.1399;
    • Intel Rapid Storage Technology 11.1.0.1006;
    • Intel Rapid Start 1.0.0.1022;
    • Intel Smart Connect 2.1.1121.0;
    • LucidLogix Virtu MVP Software 2.1.111.20856;
    • NVIDIA GeForce 301.10 Driver.

#Новые технологии: Rapid Start и Smart Connect

Аппаратные возможности новых LGA1155 наборов логики не особенно впечатляют. Ничего принципиально нового в седьмой серии нет, а те добавки, которые всё-таки присутствуют, уже давно диковинками не являются и прекрасно реализуются на материнских платах через дополнительные контроллеры. Никто и не обещал, что выход Intel Z77 ознаменует революцию десктопных платформ, но получается казус: платы нового поколения могут оказаться вообще ничем не лучше своих предшественников. Такая ситуация вряд ли может устроить Intel и производителей материнских плат, которые на выходе чипсетов седьмого поколения явно намереваются подзаработать.

И в этой ситуации на помощь разработчикам аппаратной части набора логики приходят программисты. На примере Z68 мы уже наблюдали, как список характеристик чипсета легко пополняется при помощи программных решений. Именно тогда Intel представила реализованную в драйвере Rapid Storage Technology технологию SSD-кеширования Smart Response, которая стала неотъемлемой частью Z68 и добавила ему привлекательности. Новые наборы логики седьмой серии, так же как и их предшественник, эту технологию тоже поддерживают. Однако теперь к ней присоседились новые программные добавки, которые могут кого-то сподвигнуть даже на апгрейд материнской платы. Эти добавки объединяются под собирательным названием Platform Responsiveness Technologies (технологии улучшения отзывчивости) и включают две новые технологии: Rapid Start и Smart Connect.

Технология Rapid Start направлена на минимизацию времени пробуждения компьютера из сна и улучшение энергосбережения этого состояния. Для этого инженеры Intel творчески переработали стандартную гибернацию. Её появление в операционных системах семейства Windows в своё время было по достоинству оценено пользователями, ведь теоретически преимущество гибернации перед простым выключением заключаются в том, что при запуске компьютер оказывается готовым к продуктивной работе гораздо быстрее. Он стартует сразу со всеми запущенными необходимыми программами и открытыми файлами, так как полное состояние оперативной памяти во время предшествующего отключения питания было сохранено на жёстком диске и теперь, при включении, восстановлено. Однако на практике в современных версиях Windows режим гибернации пришлось заменить гибридным спящим режимом, который не приводит к полному обесточиванию компьютера. Дело в том, что восстановление состояния системы с жёсткого диска приводит к значительным задержкам, которые сводят преимущества гибернации как средства быстрого восстановления рабочей среды на нет. Поэтому в гибридном спящем режиме, хоть содержимое памяти и сбрасывается на жёсткий диск на случай непредвиденных отключений электроэнергии, системная память и целый ряд функциональных узлов остаются под напряжением. Это позволяет достаточно быстро реанимировать рабочую среду, но приводит к дополнительному расходу электроэнергии во время «спячки».

Однако распространение высокопроизводительных твердотельных накопителей всё же позволяет осуществлять настоящую гибернацию: восстановление содержимого памяти с SSD происходит без особенных потерь во времени возвращения системы к жизни. Именно за это и отвечает технология Rapid Start. При наличии в компьютере твердотельного накопителя (или специализированного флеш-модуля) она позволяет полностью выключать систему при отправлении компьютера в сон, сохраняя содержимое оперативной памяти в отдельном, предварительно созданном разделе SSD. Размер этого раздела, естественно, равен объёму оперативной памяти.

Таким образом, Rapid Start Technology представляет собой надстройку над операционной системой, переправляющую при включении спящего режима содержимое оперативной памяти в специальный раздел твердотельного накопителя и полностью отключающую питание.

Большинство настроек Rapid Start Technology ориентировано на мобильные системы, но технология превосходно работает и на десктопах

Восстановление рабочей среды происходит автоматически при последующем включении компьютера. Благодаря высокой скорости работы SSD этот процесс занимает не более 5-7 секунд вне зависимости от количества загруженных приложений и открытых файлов. В результате Rapid Start по скорости пробуждения компьютера выигрывает даже у стандартного гибридного спящего режима Windows 7, поэтому данная технология может оказаться достаточно полезной не только в мобильных применениях, но и в настольных системах.

Вторая же технология, Smart Connect, представляется нам несколько менее полезной. Она предназначается для людей, активно использующих социальные сети, почту и другие облачные сервисы. Смысл технологии заключается в получении из сети обновлений даже тогда, когда система находится в состоянии сна. Реализация же примитивна: через установленные интервалы времени компьютер просыпается, запрашивает через Интернет новые данные и снова засыпает. В результате, когда пользователь захочет обратиться к системе, она окажется в актуальном состоянии, даже если была неактивна. По замыслу разработчиков, это должно сэкономить время, необходимое для синхронизации системы с облачными сервисами.

Конфигурирование периодов сна выполняется через специальную утилиту.

На странице Advanced можно задать временные промежутки, когда технология Smart Connect работать не должна

Однако главная проблема технологии Smart Connect в её сегодняшнем виде заключается в том, что она не всеядна, а требует совместимых программ от сторонних разработчиков, способных доставлять обновления по требованию. Пока что поддерживаются только Sobees и Seesmic Desktop, которые обеспечивают взаимодействие лишь с ограниченным набором социальных сетей, и почтовые клиенты Microsoft Outlook либо Windows Live Mail.

#Технология Virtu MVP: Lucid Logix берётся за ускорение графики

Определённую работу по приданию привлекательности новым интеловским платформам проводит и компания Lucid Logix. К выходу предыдущего набора логики для LGA1155, Z68, она приурочила релиз своей технологии Virtu, позволяющей одновременное использование встроенного в процессор графического ядра и внешней видеокарты. Теперь же эта технология получила серьёзное развитие, и материнские платы на базе Intel Z77 будут продвигаться как поддерживающие следующую версию этой технологии, названную Virtu MVP. Конечно, реализованные Lucid Logix принципы виртуализации графических ядер на самом деле работают и на старых системах (и даже в системах с процессорами AMD), однако маркетинговая машина будет стараться представить всё таким образом, будто Virtu MVP — это черта, присущая новым материнских платам с чипсетами седьмого поколения. Как раз поэтому обсуждение Virtu MVP оказалось именно в этом материале.

Итак, давайте посмотрим, что же предлагает Lucid Logix на этот раз. Технология Virtu была нацелена главным образом на открытие доступа к движку Quick Sync, который является частью графического ядра процессоров Intel, в системах с установленной внешней видеокартой. Напомним, этот специализированный движок позволяет перекодировать видео высокого разрешения с непревзойдённой скоростью. Однако при обычном положении вещей, если за вывод изображения на монитор отвечает внешняя видеокарта, процессорное графическое ядро отключается и оказывается недоступно. Технология Virtu решала эту проблему, давая возможность программному обеспечению обращаться как ко внешнему, так и к внутрипроцессорному GPU в зависимости от желания пользователя без необходимости перезагрузок и переподключений монитора.

Virtu MVP идёт ещё дальше. Теперь речь ведётся не просто о том, чтобы использовать либо встроенное, либо внешнее графическое ядро исходя из типа решаемой задачи, а о совместном их использовании. Причём если изначально встроенная в процессор графика рассматривалась лишь только как средство для обслуживания мультимедийных задач типа декодирования и кодирования видео высокого разрешения, то теперь Lucid Logix предлагает объединить разноплановые графические ядра для достижения более высокой производительности в играх.

В принципе, гибридные мульти-GPU режимы, объединяющие в единый комплекс встроенную и внешнюю графику, уже не кажутся смешной и бесперспективной идеей. Компания AMD в своих системах на базе процессоров Llano достаточно успешно реализовала технологию Dual Graphics, действующую как раз по этому принципу. И это действительно работает — производительность улучшается. Однако для более-менее положительного эффекта от такого симбиоза мощность встроенного и внешнего графических ускорителей должна быть близка, в противном случае накладные расходы на синхронизацию работы ядер над совместным рендерингом кадров приведут к обратному эффекту — падению уровня FPS.

Поэтому Lucid Logix пошла по совершенно иному пути — применения мощностей разных ядер на разных этапах процесса формирования и вывода изображения. Технология Virtu MVP предлагает использовать высокопроизводительную внешнюю графическую карту на всех начальных и требовательных к быстродействию акселератора этапах построения изображения: при трансформациях, расчётах освещённости, шейдерных вычислениях, генерации примитивов, построении проекций, растеризации, текстурировании и тому подобных. Интегрированная же процессорная графика, которая не обладает богатыми вычислительными ресурсами, в рамках этой технологии служит лишь в кадровым буфером и отвечает за вывод изображения на экран.

Такое разделение ролей вместе с дополнительно разработанными Lucid Logix алгоритмами (о сути которых узнать не представляется возможным, так как это охраняемое патентами ноу-хау компании) позволяет реализовать две интересные функции, улучшающие, с одной стороны, «отзывчивость» игр, а с другой — качество выводимого на экран изображения. По крайней мере в теории.

  • Первая функция — Virtual-Vsync. Она объединяет в себе положительные стороны включения и отключения Vsync в играх. Идея заключается в том, что изображение, формируемое во фрейм-буфере интегрированного графического ядра, передаётся на монитор синхронизировано с его частотой кадров. Однако внешняя графическая карта, выполняющая основную работу по рендерингу кадров, готовит их с максимально возможной скоростью, как при отключенном Vsync. С одной стороны, это позволяет избавиться от свойственных режимам без Vsync артефактов типа разрыва изображения, когда на мониторе одновременно оказываются части последовательных кадров. С другой — количество FPS искусственно не ограничивается сверху, так что лаг в реакции игры на действия пользователя, заметный в некоторых шутерах при включённом Vsync, минимизируется.

На картинке слева — пример разрывов изображения, свойственный работе без Vsync

Иными словами, работа Virtual-Vsync выглядит на экране как режим с включённым Vsync, но количество реально отрендеренных FPS при этом может быть любым — как больше, так и меньше частоты обновления монитора.

  • Вторая функция — HyperFormance. Она предлагает путь для дополнительного увеличения количества FPS за счёт отказа от рендеринга избыточных кадров, которые в итоге не будут отображены на мониторе. Насколько можно понять из мутноватого объяснения, предложенного Lucid Logix, работа функции идёт по двум направлениям. Во-первых, полностью отсекается всякая деятельность внешней видеокарты по подготовке кадров, которые не отличаются от уже отображаемой на экране монитора картинки. А так как фрейм-буфер интегрированного графического ядра хранит построенное ранее изображение, оно просто продолжает выдаваться на экран до тех пор, пока в сцене не возникнут какие-то изменения, требующие её перестроения дискретным ускорителем. Во-вторых, полный рендеринг ряда кадров просто пропускается исходя из того, что они никогда не будут отображены на мониторе из-за ограниченности его частоты обновления.

Суммируя эти два трюка, функция HyperFormance обещает существенное увеличение количества FPS. Конечно, это своего рода чит, ведь реально большее количество кадров за секунду на монитор выводиться не будет. Более того, по-видимому, не увеличивается и число честно и полностью отрендеренных видеокартой кадров. Но такая уловка тем не менее позволяет улучшить отзывчивость игры, поскольку время, проходящее между нажатием на кнопку или перемещением мыши и выводом на экран последующего кадра, учитывающего эту активность пользователя, уменьшается.

Таким образом, технология Virtu MVP выглядит действительно любопытным средством, позволяющим объединить на пользу дела внешнюю и встроенную графику. Причём применимость этой технологии стала куда шире, чем у прошлого, сугубо утилитарного варианта графической виртуализации Virtu.

Однако не всё, что хорошо выглядит на бумаге, обладает такими же свойствами в реальности. Первые подозрения о том, что всё не так уж и радужно, начинают закрадываться после знакомства с официальными результатами тестирования технологии Virtu MVP. Выглядят они вот так:

Преимущества Virtu MVP нам показывают на примере игр четырёх-пятилетней давности, использующих DirectX 9. В этом случае инициатива Lucid Logix выглядит достаточно результативной, но тем не менее выводы о её реальной полезности сделать сложно, ведь ускорение графики за пределами 100 FPS не заметит даже самый искушённый геймер.

Поэтому, используя более современные и актуальные игровые приложения, мы провели и собственное исследование технологии Virtu MVP. На практике она реализуется специальным и периодически обновляемым программным обеспечением, доступным для скачивания на сайтах производителей материнских плат. При его установке не возникает никаких проблем, следует лишь иметь в виду, что поддержка Virtu MVP должна значиться среди характеристик материнской платы. На несовместимых моделях технология работать не будет, но не из-за аппаратных ограничений, а из-за схемы распространения разработки Lucid Logix, предполагающей лицензионные отчисления от производителей материнских плат.

После установки программного обеспечения управление технологией Virtu MVP осуществляется через специальную утилиту, позволяющую включать функции Virtual-Vsync и HyperFormance вместе или по отдельности.

Управляющая утилита имеет не только базовые триггеры, но и редактируемый список приложений с индивидуальными для каждого случая настройками по умолчанию. А раз Virtu MVP включает в себя и функциональность обычной технологии Virtu, то здесь же для каждого приложения предлагается назначить и первичный видеоадаптер. Всё это работает чётко и интуитивно понятно.

Для знакомства с эффектом от функций, составляющих суть технологии Virtu MVP, мы протестировали игровую производительность нашей системы в пяти случаях: при использовании внешней графической карты без Virtu MVP, но с отключённым и включённым Vsync; при активации Virtual-Vsync; при включении HyperFormance и в случае, когда Virtual-Vsync и HyperFormance работают вместе. Результаты — на графиках ниже.

На примере результатов 3DMark 11 мы видим, как должна работать технология Virtu MVP по изначальному замыслу. Так уж издавна повелось: первое, что делают разработчики при внедрении новых технологий это оптимизируют их под популярные бенчмарки. Соответственно, 3DMark 11 нам показывает скрытый в Virtu MVP потенциал. Включение HyperFormance здесь позволяет получить почти сорокапроцентный прирост производительности.

В современных же играх картина оказывается далека от желаемой.

Из функций, входящих в Virtu MVP, наилучшим образом работает Virtual-Vsync. К ней трудно предъявить какие-либо претензии. Количество FPS действительно поднимается выше 60 (а это частота обновления нашего тестового монитора), при этом характерных для отключённого Vsync разрывов изображения не наблюдается. Впрочем, производительность всё же оказывается ниже стандартного уровня «без Vsync», который обеспечивается одной только внешней видеокартой без включения в процесс рендеринга встроенного в процессор графического ядра.

Результаты при включении HyperFormance имеют более спорный характер. Несмотря на то, что Lucid Logix обещала прирост производительности за счёт своей особой магии, на деле он наблюдается лишь эпизодически. Впрочем, это совершенно не важно, потому что включение HyperFormance приводит к появлению многочисленных артефактов: двоению и дёрганию изображения, порче текстур, ошибкам в освещении и тому подобному, что делает использование этой функции в реальных условиях совершенно невозможным. Пристойное изображение в играх из нашего тестового набора мы смогли увидеть только в Metro 2033 и, с некоторыми допущениями, в Battlefield 3.

Судя по всему, разработчики предполагали, что HyperFormance должна использоваться вместе с Virtual-Vsync, потому что при активации обеих функций одновременно дефекты в изображении пропадают. Правда, снижается и производительность, практически всегда оказываясь меньше, чем при работе вообще без Virtu MVP и Vsync.

Таким образом, вопреки желанию Lucid Logix, мы в первую очередь склонны думать о Virtu MVP как о более продвинутой замене опции Vsync. По крайней мере, сочетание Virtual-Vsync + HyperFormance работает корректно и часто способно увеличить игровой FPS по сравнению с обычным Vsync. Так что если вы привыкли активировать Vsync, то предложенная Lucid Logix технология Virtu MVP вполне в состоянии поднять отзывчивость в играх и улучшить их общее восприятие. В противном случае новые инициативы Lucid Logix окажутся для вас совершенно бесполезными. Обещанный прирост производительности технология Virtu MVP может обеспечить лишь в старых и, главным образом, DirectX 9-игровых приложениях, которые на современных графических картах работают превосходно и без всяких ухищрений.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 15 мин.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 40 мин.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 2 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 10 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 14 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 16 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 17 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 17 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 19 ч.
Зонд NASA «Паркер» пошёл на рекордное сближение с Солнцем 19 ч.