Цифровой автомобиль

Навитех-2012: ГЛОНАСС теперь у всех

⇣ Содержание

В апреле в Москве прошёл очередной, шестой по счёту, Форум по спутниковой навигации, известный в определённых кругах как ГЛОНАСС-форум. Это неофициальное название закрепилось за Форумом потому, что у истоков его стояли организации, ассоциировавшие себя с государственной ФЦП ГЛОНАСС и взявшие на себя «тяжкое бремя» её реализации. В рамках Форума была организована традиционная выставка «Навитех», в которой участвуют как производители специального навигационного оборудования, так и экспоненты с пользовательскими решениями на базе ГЛОНАСС. Давайте посмотрим, насколько продвинулось внедрение ГЛОНАССа в жизнь российского обывателя.

«Навитех-2012» по занимаемой площади и количеству стендов примерно соответствовал тому, что было в предыдущие несколько лет. Это хоть и косвенный, но всё-таки признак стабилизации: новые имена и бренды в данной отрасли появляются нечасто, но даже появляясь, не дополняют собой пантеон избранных, а занимают место тех, кто с рынка ушёл. Удивительно, но в этом году «Навитех» не воспринимался бенефисом группы компаний, ассоциированных с фирмой «М2М-Телематика». Нет, конечно, центральные стенды были по-прежнему отданы «М2М», но в этом не чувствовалось нарочитости, безальтернативного доминирования.

#Шмелёв

На открытии мероприятия выступили так называемые «руководители отрасли», среди которых выделим вице-президента АвтоВАЗа по техническому развитию Евгения Шмелёва.

В своем докладе Шмелёв напомнил, что ВАЗ остаётся ведущим автопроизводителем страны с четвертью рынка продаж и третью производственных мощностей. Сейчас на ВАЗе происходит глубокая модернизация, но освоение всего нового сдерживается фактором стоимости: ВАЗ находится в той рыночной нише, где цена автомобиля имеет определяющее значение. Тем не менее два года завод работал над внедрением навигации в Лады и в прошлом году таки внедрил. Несмотря на «чувствительную» (термин Шмелёва) стоимость встроенного навигатора, завод в этом году планирует сделать 25 тыс. таких автомобилей, а в следующем — более 50 тыс. Внедряя навигацию, ВАЗ пытается охватить новых потребителей, что даёт дополнительные возможности сбыта. Следующий шаг — телематика в автомобиле, это хорошо согласуется с новой стратегией развития ВАЗа. В ближайшие пять лет появится несколько новых моделей, а объём выпуска практически удвоится. Это даст ВАЗу новые ниши, в которых телематическое оборудование будет более востребовано.

Евгений Николаевич сообщил также, что считает участие государства в этом процессе очень важным, и не только как регулятора отрасли. Но и в качестве «регулятора концентрации ресурсов в приоритетных направлениях, таких как НИОКР, развитие инфраструктуры, стимулирование конечных потребителей». В переводе с восторженно-бюрократического на практический это означает: АвтоВАЗ всецело за протекционистские меры и дополнительную поддержку российского автопрома.

#«Мега-Ф»

Фирма «Мега-Ф», ранее известная на рынках автосигнализаций и сотовой связи, решила попробовать себя в новом направлении — телематике, показав системы SCHER-KHAN UNIVERSE и SCHER-KHAN Mobicar.

UNIVERSE — это трекеры с возможностью передачи данных на сервер. Пока система работает в тестовом режиме, коммерческая же эксплуатация начнётся летом-осенью этого года. В «Юнивёрсах» предусмотрено универсальное питание — 12/24 вольта и подключение к CAN-шинам автомобилей. То есть они могут передавать на сервер параметры состояния автомобиля и коды ошибок при неисправностях. Получается такая удалённая диагностика, тем более что сервер может расшифровать основные коды (первую стандартную тысячу в OBD II). Подчёркивается, что доступ на сервер «Шерхана» — бесплатен, точнее, он входит в стоимость оборудования. Платные услуги возможны для тех клиентов, под которых нужно будет делать отдельную разработку или адаптацию оборудования.

Целевых аудиторий две — частные автовладельцы и коммерческие автопарки. Аппаратура для них применяется одинаковая, но различается программное наполнение, сервер тоже конфигурируется по-разному. Очевидно, что для обычного автовладельца это будет в основном противоугонно-поисковый сервис, а для флит-парков — мониторинг машин в реальном времени и формирование отчётов по разным спискам условий (по геозонам, конкретным маршрутам и тому подобному).

В набор абонентской аппаратуры входят центральный блок, салонный модуль управления с кнопками и микрофоном и динамик. Можно подключаться и к штатной акустике. Одну из моделей можно подключать к штатной охранной системе в качестве «слейва», в другой уже есть метки присутствия, то есть это, кроме прочего, ещё и иммобилайзер.

А в самой старшей — беспроводное реле блокировки, управляемое по радиоканалу на 2,4 ГГц. Радиус действия — минимум 150 метров.

ГЛОНАСС/NAVSTAR-антенна — внешняя (в «Мобикаре» — встроенная). Внешняя антенна удобнее с точки зрения монтажа, нет жёсткой привязки к горизонту, соответственно, центральный блок можно установить максимально скрытно. В качестве приёмника спутниковых сигналов — швейцарский U-blox, но для более экономных клиентов могут поставить и тайваньский SkyTrack. Разница, признаться, ничтожна — около 300 рублей. Кстати, первоначально хотели комплектовать аппараты модулями «НАВИС», но довольно быстро от этой затеи отказались — сырой софт (по состоянию на начало 2010 года), проблемы с поставками, цена намного выше.

#«ГеоСтар навигация»

КБ «ГеоСтар навигация» показало серийные образцы ГЛОНАСС/GPS-приёмника «Геос-3». Мы уже рассказывали о работе над этим проектом, теперь «Геос-3» дошёл до конвейера. По отношению к прототипам итоговая версия имеет два дополнительных режима энергосбережения; пользователь может дать приёмнику команду на засыпание и периодическое включение. Это позволяет снизить потребление с 80 до 10 мВт.

«Геос-3» и Геос-3М» в своей основе — не модульные приёмники, а однокристальные чипы, изготовленные по топологии 130 нанометров. Конечно, им далеко до некоторых иностранных изделий, сделанных на 65 нм и имеющих существенно меньшие габариты, но для отечественного производителя и такие параметры достаточно современны. Кроме того, производство по 130 нм — это довольно дёшево и вполне доступно, в отличие от тех же 65 нм.

Инженерные образцы избранным клиентам раздаются с ноября, первые же заказы на «Геос-3» начнут выполнять в середине мая. «Геос-1» в последней ревизии стоил $35, для «Геос-3» «достижимая цена» (по словам директора «ГеоСтара» Анатолия Коркуша) — $15.

Производятся «Геосы» в Зеленограде, на линии фирмы «Альтоника». Некогда «Альтоника» была заметным игроком на рынке автосигнализаций, но сейчас её основной профиль — контрактное производство. Возможности линии непосредственно по «Геосам» — 1 млн штук в год («первых» «Геосов» за три года продали около 200 000), но столько чипов, конечно, пока не продать. Во многом потому, что…

#«Навиа»

…у «ГеоСтара» появился серьёзный конкурент — питерская фирма «Навиа» с ГЛОНАСС/NAVSTAR-модулями GL8088 и ML8088. Будучи дистрибьютором ST Microelectronics, «Навиа» получила право на базе их ГЛОНАСС-чипсета делать приёмники. Причём в «Навиа» поступили хитро, полностью воспроизведя габариты и распиновку модуля «Геос-1» (см выше)! Это значит, что все производители аппаратуры, сотрудничающие с «ГеоСтаром», могут безболезненно перейти на модули «Навиа», тем более что они при чувствительности в 158 дБ потребляют всего 65-75 мА в режиме слежения. А «маленький» приёмник (тот, что ML) имеет самые миниатюрные в мире размеры (13х15 мм) среди ГЛОНАСС/GPS-модулей с краевым SMD-монтажом.

Но самое главное в том, что «Навиа» начинает перебивать «ГеоСтар» на самом перспективном рынке — поставок для российских автопроизводителей. Фирме удалось войти в официальный пул партнеров компании «ИТЭЛМА», являющейся крупнейшим поставщиком автомобильной электроники в России.

Была на стенде «Навиа» ещё пара забавных причиндалов. Один из них — CAN-«крокодил», похожий на ботинок с отклеившейся спереди подошвой, знаете, такие раньше в мультфильмах часто показывали, выловленными из речки незадачливым рыбаком.

Этот «крокодил» зажимает в свою пасть провода CAN-шины — high и low (в любом месте, но лучше — возле входа в диагностический разъём) — и считывает параметры индуктивно. Не совсем понятно, что делать со считанным сигналом дальше: «крокодил» отправляет его на такой же четырёхпиновый разъём, к которому нужен будет переходник для сканера или USB-адаптер для ноутбука. Но это проще сделать, чем держать под рукой переходники под каждую марку автомобиля.

Ещё одна полезная вещь — электронный высоковольтный предохранитель, реагирующий не на ток, а именно на напряжение. Говорят, что в КамАЗе выбросы по сети бывают до 300 вольт! Блок защиты призван отсечь подобные всплески, на его выходе никогда не будет более 32 вольт. Благодаря малогабаритности (это просто набор деталек в термоусадке) его можно интегрировать в сетевой жгут, ведущий, допустим, к дорогой магнитоле.

#«КБ НАВИС»

«НАВИС» (теперь это объединённая группа компаний) продолжает популяризовать свой ГЛОНАСС/NAVSTAR-модуль NV-08, существующий уже в огромном количестве модификаций. На базе этого приёмника «НАВИС» строит разные полезные штуки. На выставке внимание привлекла miniPCI-E-плата с ГЛОНАСС/NAVSTAR/Gallileo-модулем. Очень полезно для апгрейда ноутбуков и планшетов, если, конечно, внутренние габариты позволяют.

Такие разработки — отличный способ приложения сил для «НАВИСа», так и не сумевшего занять планируемую долю рынка. А сейчас, когда китайцы предлагают ГЛОНАСС-приёмники по 12 долларов, у «НАВИСа» ещё меньше шансов выйти на запланированные показатели.

#Componentality Oy

Эта финская компания занимается автомобильными мультимедийными системами, но её российские представители пошли немного дальше и показали устройство доступа по Wi-Fi. Суть проста: Android-планшет или смартфон с модулем Wi-Fi соединяется со специальным блоком, устанавливаемым в машине. Блок имеет силовые выходы, коими можно управлять замками дверей, автосигнализацией и прочим.

На смартфоне при приближении к машине открывается специальное приложение, экранный интерфейс которого пока состоит всего из двух кнопок — «открыть» и «закрыть». Всё просто, не нужно носить с собой брелок управления сигнализацией. Насколько уязвим канал Wi-Fi для захвата — другой вопрос, но в удобстве этому решению не откажешь. Плюс универсальность: управлять автомобилем можно даже с навигатора! Кроме того, центральный блок системы — это ещё и точка доступа для трансляции на мониторы автомобиля контента со смартфона или компьютера.

#Ижевский радиозавод

Этот монстр советской радиоиндустрии с упорством, достойным лучшего применения, продолжает выпускать архаичные автонавигаторы под маркой «Сириус». Впрочем, весь «выпуск» сводится к закупке в Китае готовых аппаратов и встраиванию в них модулей ГЛОНАСС. Цену рынок откорректировал — теперь «Сириусы» продаются по 5,5 тыс. руб. вместо 15-17 тыс. двумя годами ранее.

Но не навигаторами славен ИРЗ, а своими ГЛОНАСС/NAVSTAR-модулями и военной аппаратурой на их базе. Продаются модули и всем желающим.

В этот раз ИРЗ привёз на выставку модернизированные версии своей «семёрки» — приёмники 7.2 и 7.3. В них по отношению к базовой «семёрке» удалось уменьшить значение трёх самых важных параметров — габаритов, энергопотребления и цены. Впрочем, с ценой у ижевцев какие-то явные непонятки: новые версии модуля хотят продавать по $50, в то время как у конкурентов (отечественных) существуют вдвое более дешёвые предложения при тех же характеристиках! Видно, ижевцы знают что-то секретное в маркетинге, если за прошлый год сумели продать 20 000 своих модулей.

Что касается 7.2 и 7.3, то это пока опытные экземпляры, к серийному производству завод приступит позже.

На стенде ИРЗ показали и любопытную систему связи водителей пассажирского транспорта с диспетчерами, сделанную на базе обычного семидюймового Android-планшета. К планшету кабелем RS-232 подсоединяется трекер, производимый ИРЗ, и планшет использует его (трекера) способность определять координаты и передавать сообщения по GSM.

Преимущество такого решения — в простоте подбора элемента индикации. Специальные транспортные мониторы дороги, плохи и громоздки. А тут клиент может выбрать любой планшетный компьютер и на ИРЗ его «прошьют» для работы с трекером.

#Shturmann

Это один из двух производителей пользовательского навигационного ПО, замеченный в рамках «Навитеха-2012». Буквально накануне мероприятия была выпущена версия 1.3, в которой появились долгожданные «промежуточные точки». Через неделю выпустят версию под Android, в которой будет доработанное вертикальное разрешение и те же «промежуточные точки». Но самое главное — Shturmann уже начал комплектовать своё ПО картами Navtec с обновлениями за первый квартал текущего года.

К лету у Shturmann появится совсем новая версия навигационной программы с индексом 2.0, завязанная, подобно тому, как это сделано у «СитиГида», на пользовательские сервисы. Какие конкретно — пока секрет.

Рядом со Shturmann расположился стенд компании LBS. По её названию можно предположить некоторое отношение к позиционированию по сотовой связи. Но всё оказалось не совсем так. Фирма представила навигационный сервис City Surf в формате… аудиогида!

Работает это так: человек идёт по улице, у него в ухе наушник, присоединённый к смартфону (ну или Bluetooth-гарнитура, без разницы). И смартфон, используя GPS/ГЛОНАСС и LBS, определяет местоположение, соотносит его со своей базой достопримечательностей — и рассказывает человеку о том, что тот в данный момент видит. Такая экскурсия с самим собой. Количество передаваемой информации зависит о скорости ходьбы: пошёл человек медленнее или вовсе остановился — это знак для аудиогида продолжить рассказ более подробно. Едет на машине — аудиогид ограничится только «заголовками». Но собственно навигации в City Surf нет, маршруты он не прокладывает, а только ориентирует пользователя на местности.

В базе данных по Москве сейчас около 2 000 объектов, имеющих хоть какую-то культурную или историческую ценность, и 15 часов «звука» на русском, английском и немецком языках. Это примерно 50 км маршрутов, причём не только центр Москвы, но и Коломенское, и речной круиз. Аудиоролики дополняются показом слайдов. Хочешь — смотри, не хочешь — только слушай.

Программа полностью сделана специалистами фирмы (софт и контент), а карты взяли расхожие — Open Street Maps.

#«СитиГид»

«СитиГид» стенда своего на выставке не имел, но принял участие в Форуме, где представитель фирмы Александр Баранов сделал доклад. Суть его — в сервисной модели «СитиГида», где поставщик навигации является ещё и поставщиком смежных услуг. Например, «СитиГид» сотрудничает с несколькими таксомоторными компаниями, и Баранов взялся обобщить этот опыт.

Так, навигационное приложение с функцией отображения пробок способно предложить водителю маршрут, оптимальный не только по расстоянию, но и по времени. Это значит, что проще становится планирование и диспетчер может точнее указывать время прибытия такси к клиенту. Диспетчера как человеческую единицу вообще можно упразднить, заказы рассылать способен и сервер, имея информацию о текущем местоположении и карту с пробками. Это, помимо прочего, исключает «индивидуальный подход» диспетчера к конкретным водителям (раздача выгодных заказов «своим»). Применение «СитиГида» позволит автоматизировать и очереди в «хлебных» для таксистов местах, ведь будет видна очерёдность их отъезда, нарушение которой суть выход за рамки инструкции. Упрощается и ведение истории поездок, хранение логов и так далее. Через интерфейс программы, кстати, можно общаться письменно, как в ICQ. Но если развивать мысль дальше, то уже будет не хватать возможности видеообщения а-ля «Скайп». Нужен свой алгоритм, нетребовательный к пропускной способности канала, дабы он работал не только в 3G (с ним сейчас проблем у того же «Скайпа» нет), но и в обычном GPRS. Надеемся, «ситигидовцы» напишут такое приложение для Win CE.

На этом, пожалуй, список достойных внимания экспозиций исчерпан. Остальное заинтересует только профессионалов отрасли — технарей и бизнесменов.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥