Фото и видео

Sony Cyber-shot DSC-RX1 — полнокадровый компакт за 120 тысяч

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

В камере установлен 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 228 800 точек. Разрешение довольно высокое, поэтому отдельные пиксели совершенно незаметны, даже если очень внимательно всматриваться. Но это не единственное достоинство матрицы. Углы обзоры очень большие, так что цвета не то что не инвертируются, а даже практически не тускнеют при взгляде на дисплей под острым углом. Запас яркости тоже солидный, благодаря чему с камерой удобно работать даже при сильной солнечной засветке. Цветопередача также радует. В общем, придраться можно только к слабенькой защите матрицы, которая легко продавливается.

Интерфейс камеры традиционно разделён на две части: основное меню, а также наиболее часто используемое функциональное меню. В целом интерфейс такой же, как и в других продвинутых камерах Sony. Отличия столь незначительные, что заметить их можно только при непосредственном  сравнении камер. Клавишам круглого навигационного блока можно присвоить множество функций, но при этом на экране нет никаких подсказок и напоминаний о том, какая функция привязана к каждой из клавиш. Интерфейс в общем весьма шустрый, каких-либо заминок при съёмке не возникает, но вот в режиме просмотра после первого нажатия клавиши масштабирования заметна небольшая задержка. При последующем масштабировании при помощи тыльной вращающейся клавиши задержки замечены не были. Возможно, это особенность демонстрационного образца. Ниже для ознакомления с интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

RX1 формально хоть и является компактной, но относится к классу так называемых профессиональных камер. Профессиональный компакт… это даже звучит как-то забавно. К тому же в RX1 предусмотрена масса дополнительных функций, свойственных фотоаппаратам для начинающих. Впрочем, те же функции есть и у полнокадровой зеркалки SLT-A99, так что удивляться нечему.

Например, есть функция создания списка избранных лиц. Кроме того, имеется функция автоматического спуска затвора при обнаружении улыбки — Sony Smile Shutter. Она отличается от аналогов возможностью указания одного из трёх уровней «ширины» улыбки — нечто вроде порога срабатывания. Функция работает безупречно, хотя ещё год-два тому назад она вызывала массу нареканий. А вот автоспуск с задержкой при появлении в кадре одного или двух лиц в камере не предусмотрен, хотя в RX100 он есть. Режим «Мягкая кожа» тоже трёхуровневый, и даже на максимальном уровне коррекции ретушь предельно аккуратная — лица не становятся «пластилиновыми», коррекции подвергается только кожа, а, например, щетина либо волосы остаются нетронутыми. В режиме серийной съёмки камера не ставит рекордов: с максимальным разрешением она способна снимать со скоростью среднестатистической зеркалки — 5 кадров/с, тогда как RX100 выдаёт 15 кадров со скоростью 10 кадров/с. Тестируемая же камера ограничена 14 кадрами при съёмке в JPEG (качество X.FINE) и 13 кадрами при съёмке в RAW. В отличие от большинства зеркалок и «беззеркалок», у RX1 длительность серийной съёмки с максимальной скоростью совершенно не зависит от показателей карточки памяти, ведь при заполнении буфера съёмка попросту прекращается.

Как и все зеркалки, «беззеркалки» и продвинутые компакты Sony, RX1 наделена двумя режимами расширения динамического диапазона. Первый — программная обработка одного снимка, функция D-Range Optimizer (DRO), которая автоматически попиксельно подстраивает экспозицию согласно анализу освещенности изображения, причём с возможностью указания активности работы функции (5 значений). Второй режим гораздо более интересен — это функция HDR, которая склеивает 3 кадра, отснятые с различной экспозицией. В настройках функции предусмотрен как автоматический режим указания вилки экспозиции, так и ручной — от 1 до 6 ступеней с шагом в одну ступень. Правда, чаще всего и автоматический режим позволяет получить отличный результат. Камера довольно быстро снимает кадры с различной экспозицией, поэтому даже если объект медленно двигается, удаётся избежать появления его двоения, ведь задержка слишком мала. Конечно, если снимать несущийся автомобиль, то двоение будет сильно выделяться.

Ещё одна, не менее интересная, а главное, корректно работающая функция — съёмка панорам. Фотоаппараты Sony позволяют получить панорамы с наиболее высоким разрешением и с наиболее точной склейкой среди всех серийных камер. Процесс съёмки автоматических панорам невероятно прост. При запуске панорамной съёмки клавишу спуска нужно нажать лишь единожды, после чего начинается быстрая серийная съёмка, а пользователю остаётся лишь поворачивать камеру в заранее выбранном направлении, причём в нижней части экрана отображается строка прогресса, указывающая, насколько повёрнута камера. Границы изменения скорости поворота довольно широки — поворачиваться со стабильной скоростью совсем не обязательно, и только при крайне медленном или очень быстром перемещении камера сообщает о невозможности съёмки панорамы. Процесс склейки занимает буквально пару секунд, поэтому выдерживать мучительную паузу перед просмотром результата съёмки не приходится. Для изменения направления поворота камеры теперь не требуется заходить в основное меню — достаточно прокрутить диск управления. Хотя не стоит забывать, что многие камеры умеют определять направление поворота автоматически.

Ещё одна немаловажная «фишка», которая крайне редко встречается в компактах, — это режим многокадрового шумоподавления. Принцип работы заключается в склейке шести последовательно отснятых кадров, в результате чего подавляются шумы, имеющие случайный характер. Фотографам этот способ известен давным-давно, к нему нередко прибегают продвинутые пользователи графических пакетов, где склейка кадров производится вручную. Но у ручной обработки есть два весомых минуса: во-первых, съёмка возможна только со штатива, а во-вторых, ручная склейка требует хороших навыков работы в этих самых графических пакетах и немалых трудозатрат. В случае RX1 съёмка возможна с рук, а автоматическая склейка занимает пару секунд. Помимо главного плюса — снижения уровня шумов — есть ещё один: расширение чувствительности до 102 400 единиц при ограничении стандартного диапазона на уровне 25 600 единиц. Многокадровое шумоподавление имеет два недостатка. Во-первых, съёмка возможна только в JPEG, а во-вторых, не получится использовать вспышку.

Обычная съёмкаМногокадровое шумоподавление

ISO 3200

ISO 3200

ISO 6400

ISO 6400

ISO 128000

ISO 12800

ISO 25600

ISO 25600

ISO 51200

ISO 102400

#Съёмка и впечатления от работы

RX1 хоть и оборудован полнокадровой матрицей, но это всё же компакт, а не «зеркалка», поэтому и скорость включения у него значительно меньше. Однако по меркам компактов все хорошо: от момента перевода рычага питания до съёмки первого кадра проходит всего 0,79 секунды. Стоит отметить, что RX1 почти дотянул до рекорда цифровых компактных камер, который был поставлен простеньким компактом Nikon и остаётся непревзойдённым по сей день.

Однако куда важнее скорость фокусировки, ведь камеру можно всегда держать в режиме готовности, давая ей лишь засыпать. А вот процесс наведения на объект съёмки никак не ускорить. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замеры проводились в режиме макро (0,2–0,35 метра), а также в обычном режиме фокусировки (от 30 см до бесконечности). Результат оказался чрезвычайно сильно зависимым от дистанции съёмки — в обоих режимах на фокусировку может быть затрачено как 0,26, так и 0,76 секунды. Результат не особо радостный, но в то же время аналогичная скорость фокусировки остаётся и при слабом освещении. Например, в сумерках, при освещённости менее 10 люмен камера смогла в режиме макро навестись на объект без подсветки автофокуса всего за 0,28 секунды. В любом случае это медленно, но зато сфокусироваться возможно в любых условиях.

Режимов выбора зон фокусировки традиционно немного: мультисегментный, по центру и ручной выбор зоны. В общем, всё весьма стандартно. Режим распознавания лиц выведен в отдельный пункт функционального меню. Режим ведения объекта вовсе активируется нажатием центральной клавиши круглого навигационного блока, что весьма удобно. Вот только особой цепкостью он не отличается. При быстром передвижении объекта съёмки либо на слабоконтрастном фоне автоматика быстро переключается на любой другой — даже не особо схожий как по цвету, так и по форме, — объект. При медленном либо линейном перемещении объекта в пространстве автоматика без проблем удерживает его в фокусе. Кроме автоматической фокусировки, разумеется, предусмотрена и ручная. Традиционно для продвинутых камер Sony доступно не только увеличение выбранной зоны фокусировки, но и цветовое выделение зон резкости, причём есть три режима активности функции, а также три варианта цвета выделения (белый, красный и жёлтый). При сильной солнечной засветке такая помощь бывает весьма кстати, ведь оценить точность фокусировки по экрану в таких условиях не так-то просто, а видоискателя у камеры нет. Конечно, опционально доступен как цифровой, так и оптический видоискатель, но эти опции стоят недёшево.

Разумеется, так называемый профессиональный компакт поддерживает все режимы установки экспопары. Вот только введение коррекции экспозиции ограничено довольно скромным диапазоном от -3 до +3 ступеней, хотя многие продвинутые камеры поддерживают диапазон -5…+5 EV. Кроме того, поддерживается режим брекетинга, причём как покадрового, так и автоматического. Вариантов съёмки довольно много: 3 кадра с шагом 0,3, 0,7, 1, 2 и 3 ступени, а также 5 кадров с шагом 0,3 и 0,7 ступени. В общем, весьма неплохо. Добавим к этому действительно работающий режим программного расширения динамического диапазона и HDR — так что проблем с установкой экспозиции в теории быть не должно. На практике камера действительно чрезвычайно точно отрабатывает практически в любых условиях, и только при очень слабом искусственном освещении, например при свете уличных фонарей, она завышает выдержку. Впрочем, с помощью диска компенсации экспозиции бороться с этим эффектом несложно. Главное — потом не забыть установить диск в нулевое положение, ведь пиктограмма компенсации на экране едва заметна, а светодиода напоминания, как у фотоаппаратов семейства Nikon P7000, у RX1 нет.

В лабораторных условиях независимо от типа освещения ошибка составляла -0,25…-0,27 ступени. Из недостатков стоит отметить лишь существенное увеличение минимальной длительности выдержки при максимальном раскрытии диафрагмы. Формально минимальная выдержка составляет 1/4000 секунды, но уже при ƒ/5,0 она вырастает до 1/3200 секунды, а при ƒ/3,5 и ниже — 1/2000 секунды. В общем, в солнечный день при максимально раскрытой диафрагме даже при использовании значений чувствительности из расширенного диапазона (50, 64 и 80 единиц в эквиваленте ISO) необходимы нейтрально-серые светофильтры, ведь встроенного ND-фильтра у тестируемой камеры нет.

В настройках баланса белого предусмотрены следующие пресеты: солнечно, облачно, тень, лампы накаливания, четыре варианта флуоресцентных ламп, а также вспышка. Возможен и ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с шагом 100 K. Разумеется, предусмотрены ручной и автоматический режимы, причём для ручного есть не один, а сразу три контейнера, что весьма удобно. Также возможна тонкая настройка всех пресетов и режимов по шкалам A-B/G-M (по 7 позиций) — не только через основное меню, но и через функциональное. При съёмке в формате RAW весь этот арсенал не особо нужен, однако и лишним он не будет.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥