Сегодня 24 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Intel как софтверная компания: интервью с разработчиком

⇣ Содержание

Наш собеседник из Intel Валерий Черепенников родился в Горьком (ныне Нижний Новгород), где закончил с отличием Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского по специальности «радиофизика и электроника» (радиофизический факультет). В Intel Валерий пришел в 2000 году, сразу после окончания университета. За время работы в корпорации он участвовал в проектах, связанных с «машинным зрением», компьютерной обработкой изображения и звука. Особый интерес у Валерия вызывает разработка процессорных архитектур, в том числе систем-на-чипе, а также вопросы оптимизации производительности. С 2005 года он возглавляет коллектив разработчиков по созданию решений на основе платформ Intel — сначала суперкомпьютеров, а затем мобильных клиентских систем. В свободное время Валерий занимается большим теннисом и футболом.

#Многоядерные системы — основной приоритет

3DNews: Какие направления разработки ПО Intel считает для себя наиболее важными?

Валерий Черепенников: Я попытаюсь осветить несколько тем. Во-первых, приоритетными являются все вещи, связанные с многоядерностью и программированием для MIC (архитектура, лежащая в основе ускорителя высокопараллельных вычислений Xeon Phi. — прим. автора). Перенести программу, в которой есть считаное число потоков, на архитектуру, которая позволяет использовать тысячу, — нетривиальная задача.

В классической архитектуре кластеров, когда есть некое количество процессоров Xeon, объединенных в сетку по InifiniBand, она решается путем разработки MPI (Message Passing Interface. — прим. ред.), но и тут не все просто. Поскольку узлов тысячи и тысячи, возникает проблема отказоустойчивости системы. Среднее время расчета задачи оказывается больше, чем среднее время жизни системы.

Допустим, чтобы выполнить вычислительную задачу, требуется работа тысячи узлов в течение двух часов. За это время один из них откажет с вероятностью, близкой к единице. Значит, весь расчет можно будет выбросить в корзину. Причины могут быть различные. Самая простая — перегрев. Иногда «сносит башню» каким-либо драйверам. Поэтому применяется механизм чекпоинт-рестартов. Состояние задачи с некоторым интервалом сбрасывается в swap, откуда его можно поднять и восстановить в случае отказа.

Еще тяжелее программирование на MIC, в котором ядер гораздо больше, чем в архитектуре Xeon. Возникают проблемы другого типа. Классический подход на основе MPI не работает потому, что мы сталкиваемся с таким ограничением, как количество памяти, выделенное под один процесс. Допустим, у сервера на Xeon есть 16 ядер и 128 Гбайт оперативки. Мы можем при 16 потоках выделить по 8 Гбайт на поток, чего обычно вполне достаточно. Если мы говорим о MIC, то там в одном ядре порядка трех сотен потоков (72х4), а памяти очень немного. Приходится делать извороты в виде OpenMP (API для программирования под многопоточные системы. — прим. автора). В результате вся архитектура ПО должна быть изрядно перелопачена. Кстати, и NVIDIA находится в тех же условиях.

Другая проблема MIC: есть задачи, называемые embarrassingly parallel, в которых вычислительные потоки никак не связаны друг с другом. Когда начинается взаимодействие, все уже намного сложнее.

Кстати, немного о будущем MIC. Следующее поколение будет существенно отличаться от того, что есть сейчас. В Knights Corner мы используем архитектуру Pentium, ядро 54C, которая предусматривает последовательное исполнение инструкций (In-Order). Следующее поколение будет Out-of-Order, а также самозагружающимся. Как следствие, правила игры существенно поменяются. Дополнительный интерес работе придает то, что надо оптимизировать приложение под существующую архитектуру, но так, чтобы оно работало и на следующей.

Над этими задачами трудится много людей в Intel. В частности, значительная часть из 700 человек, работающих в России. Это создание инструментов программирования: компиляторов, API, OpenMP, отладчиков, профилировщиков и так далее.

3DNews: Нас всегда интересовало то, что было до MIC, — проект Larrabee. Эти планы окончательно легли под сукно или еще сохранились какие-то перспективы?

Валерий Черепенников: Как известно, что бы ни делали русские, всегда получается АК-47. А что бы ни делала Intel, получается процессор. Larrabee изначально позиционировался как графический чип, но мы в результате сделали некий акселератор высокопроизводительных вычислений. Ветка MIC пошла по этой дороге, в следующих поколениях эта штука станет самозагружаемой. В плане графики Intel делает ставку на те ядра, которые интегрируются в CPU (тут интервью надолго переходит в монолог на разные темы. — прим. ред.).

#Алгоритмы: из софта — в железо

Мы знали, что Intel из всего ПО делает только компиляторы, математические библиотеки — все, связанное с профилированием и отладкой софта. Сейчас программные продукты Intel становятся более разнообразными, близкими к массовому рынку и конечному пользователю. Возьмем Perceptual Computing SDK — набор алгоритмов для человеко-машинного взаимодействия. На Mobile World Congress мы представляем Media SDK. Третье из наиболее интересных направлений связано с HTML5.

Раньше в таких задачах, как обработка мультимедийных данных, было мало железа и много софта. Алгоритмы медиакодеков программировались при помощи набора инструкций CPU. Сейчас ситуация радикально изменилась. Происходит быстрое развитие такой темы, как System-on-Chip и ASIC (Application-Specific Integrated Circuit). Наша целевая аудитория в основном связана с мобильным сегментом. Когда появляется некий фактически общепринятый стандарт в индустрии, относящийся к алгоритмике, мы пытаемся вложить его в железо, в результате облегчая жизнь разработчикам программ и ускоряя исполнение последних. Железные решения обычно работают быстрее, чем софтверные.

В SoC отдельный блок обрабатывает видео. Наверху остается только интерфейс, которым в нашем случае является Media SDK или Perceptual Computing SDK, дающий программисту доступ к возможностям железа. Наша цель — расширить список команд разработчиков, которые играют вместе с нами. Перенос функций в железо позволяет программировать на более высоком уровне, тем самым привлекая более широкие слои специалистов, которые в противном случае не стали бы тратить усилия, чтобы заточить свои программы под существующее железо.

#Ленивые программисты

Параллельно происходит другой процесс: программисты становятся более ленивыми. Человек раньше говорил: «Ассемблер — это так сложно. Нужно учить инструкции, конвенции». Теперь ему принесли готовую библиотеку, где нужно дернуть одну функцию. А ответ все тот же: «Да ну, в этом нужно разбираться, это такой низкий уровень». То есть понятие низкого уровня движется вверх.

У нас есть подразделение поддержки разработчиков ПО, программа поддержки стартапов через Сколково. Нечто вроде конкурсов Web Ready. И однажды была такая история. Мы приходим в контору, называть которую я не буду, и перед нами сидят два главных лица компании — CEO (управляющий директор) и CTO (технический директор). CEO говорит:

– А вы, собственно, кто?

– Знаете, мы Intel.

– А что вы делаете?

– Ну вот процессоры, SoC, обвязка. Вы же понимаете, что весь код преобразуется в набор ассемблерных инструкций, который исполняется на этой железяке.

Тут происходит сцена. CEO поворачивается к CTO:

– А я думал, что «Винда» как-то сама все разруливает. Ты вообще об этом слышал?

– Да, я что-то об этом слышал, — отвечает CTO после некоторого размышления.

#Perceptual Computing — что это такое

Направление, которое очень активно развивается в последние годы, касается взаимодействия между человеком и машиной. В глазах широкой публики Intel и такие инициативы никак не связаны. Но на самом деле мы движемся от компании, которая только продает оборудование, в сторону готовых решений. К примеру, на середину 2014 года планируется выпуск камер для распознавания жестов — Senz3D.

Мы также активно наблюдаем за индустрией и сделали много приобретений в этой области. Как правило, это небольшие компании, которые поглощаются ради интеллектуальной собственности и рабочей силы.

В поиске ресурсов для этих направлений Intel смотрит как наружу, так и внутрь себя. В компании, где работают 100 тысяч человек, подчас сложно понять, кто чем занимается и на какой стадии развития стоит. Я помню массу случаев, когда люди обнаруживали, что трудятся над одной и той же задачей (допустим, медиакодеками), но ранее вообще не знали друг о друге.

В Нижнем Новгороде есть близкое мне подразделение, которое занимается Perceptual Computing SDK — это некий набор алгоритмов для распознавания речи, жестов, в том числе при помощи камер. Делаются попытки использовать речь внутри командных интерфейсов. Есть несколько ребят и в Москве, которые занимаются этой темой. Мы пытаемся понять, какие алгоритмы работают в этой области. Более важно — каким образом они лягут в следующее поколение железа.

#Облако, большие данные

Сейчас все больше интересного происходит в облачных технологиях. Само понятие облака расширяется. Одной из наиболее модных тем является Internet of Things (концепция, предусматривающая идентификацию и управление физическими объектами через Интернет. — прим. автора). В Intel мы анонсируем различного рода устройства и программы, связанные с этим.

В связи с облаком важной является тема больших данных и аналитики. Количество данных растет на порядки при не столь уж большом увеличении базы устройств. Вопрос: как обрабатывать данные и извлекать из них полезную информацию? Возьмем алгоритмы, связанные с бизнес-аналитикой. Первичную аналитику (edge analytics) можно производить на самом устройстве (к примеру, смартфоне). Потом данные, которые поступают со всех телефонов, должны консолидироваться на уровне сервера базовой станции. Финальная обработка (backend-аналитика) — это дата-центр а-ля Google, «Яндекс». Задача — внедрить это решение повсюду: от айфона вплоть до backend-сервера.

Другой интересный факт. В расчетных задачах анализ больших данных в реальном времени порой позволяет делать выводы о том, что в противном случае не является очевидным. В классической науке ты ожидаешь подтверждения какой-либо закономерности. Здесь же задача в том, чтобы анализ больших данных превратить в самостоятельный инструмент новых научных открытий. Пример — заряженные частицы влаги в верхних слоях ионосферы. Раньше они исключались из вычислений в метеорологии, так как для этого просто не хватало мощностей. А потом выяснилось, что интегральное направление движения этих частиц порождает тайфуны над атлантическим побережьем США.

#Информационная безопасность

Кстати, если раньше у человека был, допустим, паспорт, права, военный билет, справка об инвалидности, то сейчас все персональные данные зашиты в телефон. С одной стороны хорошо, что все это консолидировано. С другой — потеря мобильного телефона означает, что ты можешь смело идти топиться. Естественно, что защита персональных данных и информационная безопасность вообще — это еще одна интересная область, в которую мы вкладываемся.

Здесь имеет место движение в ту же сторону, что и в области Perceptual Computing. Мы знаем, какие алгоритмы используются для защиты информации, но поскольку мы являемся производителем чипов, то многие из них можем существенно оптимизировать, добавив функции в железо.

MacAfee в Intel всегда была обособленной организацией. Это так называемая fully owned subsidiary. У них была собственная оргструктура, собственная бухгалтерия, в Intel наверху видели только финальное сальдо. У них даже email-адреса оставались свои. Сейчас работа между MacAfee и Intel стала более тесной, внутри последней образована Internet Security Group. Специальная команда занимается тем, чтобы включить алгоритмы, которые разрабатываются на стороне MacAfee, в железки, создающиеся в материнской фирме Intel. В этом направлении открываются большие перспективы.

#Intel адаптируется к новым правилам игры

Мы живем во время постоянно ускоряющихся производственных циклов. Раньше, когда выпускали какой-нибудь процессор, команда разработчиков собиралась лет за пять до этого момента. Через год-полтора заканчивался pathfinding, создавались фокус-группы. Потом появлялись EAS (External Architecture Specifications), которые сейчас, к счастью, стали публиковать открыто. Далее шла разработка на уровне RTL (Runtime Libraries). В последние годы приходили люди с паяльником и говорили: «Творцы, отойдите, мы сейчас будем выкладывать все это на интегральную схему». На этом этапе можно было делать только минимальные изменения, которые стоили большой крови. Я сам работал в области, связанной с дизайном архитектуры.

Сейчас подход становится более системным. Если у тебя есть уникальное решение, то ты заинтересован в том, чтобы выбросить его на рынок, опередив всех. Возможна ситуация, описываемая как progress over perfection: не имея идеально проработанного устройства, ты первым приходишь на рынок и собираешь с него все сливки. В сферах, о которых я говорил (безопасность, Perceptual Computing, даже Multimedia), нужно быстро ухватить что-то и вложить в железо. Производственные циклы сокращаются вплоть до полугода, если речь идет, к примеру, о телефонах.

Intel бывает непросто в этом плане. Мы все привыкли к достаточно протяженной разработке и пока только учимся работать по-другому. И получается неплохо, коль скоро мы уже можем себя назвать игроком на рынке сотовых телефонов и «таблеток». Для этого требуется трансформация внутри компании. Технологические задачи идут рука об руку с организационными. В общем, в веселое время живем.

#Узкое место — человеческий мозг

3DNews: Если проложить перспективы от Perceptual Computing, то следует ожидать усиления интереса к психологическим исследованиям в области восприятия и переработки человеком информации в целом. Обозначен ли в Intel этот интерес? И независимо от последнего, какова, по-вашему, роль психологической науки в конвергенции с IT-индустрией?

Валерий Черепенников: У нас есть достаточно большое подразделение Intel Labs, которое занимается подобного рода исследованиями. Но я расскажу о том, что сам наблюдаю «у станка». Вот тема для отдельной диссертации в области психологии: информационный поток двадцать лет назад и сейчас. Объем информации, падающей на человека, возрастает в сотни раз. Объем информации, который способен обработать человек, также увеличивается, но это происходит медленно и за счет того, что в программировании называется не fix, а workaround. Людям требуется жесткая приоритизация. Мне в день приходит порядка 200 писем. Из них я 50 могу посмотреть и 20 прочитать. Когда я бываю в Штатах, этот объем информации возрастает в 2,5 раза. Но для меня что 200, что 500, что 1000 писем — по ту сторону добра и зла. И ты в какой-то момент заставляешь себя: это я читать буду, а это не буду.

У нас каждый год проходит процедура, которая называется FOCAL. По сути, это годовая переаттестация сотрудников, от которой зависит повышение зарплат, выдача новых орденов и звездочек и так далее. В рамках этой процедуры ты заполняешь лист self-assessment (или твой менеджер этим занимается). И в нем есть обязательное поле — направления развития. Я себе из года в год пишу одну вещь: хочу развивать навыки обработки информации в сжатое время. В этом можно совершенствоваться бесконечно.

Возможная задача — переложить на компьютер рутинную, никчемную работу. Среди всех этих писем есть такие, в которых люди требуют от тебя какого-либо решения. А часть просто доносит потенциально полезную информацию. Хорошим тоном будет ответить на такое письмо: «Спасибо, родной, что не забыл меня». Спинномозговая работа, но даже на нее времени не хватает. Я хотел бы, чтобы у меня для этого был автоответчик.

Другая важная вещь — степень твоего эмоционального вовлечения. Ты запоминаешь те факты, которые тебя цепляют. Значит, первое, что должен хороший работник, — это любить свою работу. Тогда он может абсорбировать много информации. А если ты работаешь от забора до обеда, информация усваивается гораздо хуже.

Кроме того, в связи с нарастанием потока информации поведение людей становится гораздо более оппортунистичным. Раньше ценилось стратегическое планирование. Теперь мелкой тактики становится все больше и больше. Ты видишь много блестящих пуговиц вокруг и пытаешься отреагировать на них. В какой-то момент в мозгу щелкает: здесь возможность, а здесь решение, и между ними появляется связь.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Жидкое стекло» Apple можно будет заматировать: представлена нова бета iOS 26.1 12 мин.
Сервисы AWS упали второй раз за день — тысячи сайтов по всему миру снова недоступны 8 ч.
Fujitsu влила £280 млн в британское подразделение в преддверии выплат компенсаций жертвам багов в её ПО Horizon 8 ч.
Календарь релизов 20 – 26 октября: Ninja Gaiden 4, Painkiller, Dispatch и VTM – Bloodlines 2 8 ч.
В Windows сломалась аутентификация по смарт-картам после октябрьских обновлений — у Microsoft есть временное решение 9 ч.
Вместо Majesty 3: российские разработчики выпустили в Steam амбициозную фэнтезийную стратегию Lessaria: Fantasy Kingdom Sim 9 ч.
Слухи: Лана Дель Рей исполнит заглавную песню для «Джеймса Бонда», но не в кино, а в игре от создателей Hitman 10 ч.
Зов сердца: разработчики Dead Cells объяснили, почему вместо Dead Cells 2 выпустили Windblown 11 ч.
Adobe запустила фабрику ИИ-моделей, заточенных под конкретный бизнес 11 ч.
Китай обвинил США в кибератаках на Национальный центр службы времени — это угроза сетям связи, финансовым системам и не только 12 ч.
Президент США подписал соглашение с Австралией на поставку критически важных минералов на сумму $8,5 млрд 18 мин.
Новая статья: Обзор смартфона realme 15 Pro: светит, но не греется 5 ч.
Ещё одна альтернатива платформам NVIDIA — IBM объединила усилия с Groq 5 ч.
Учёные создали кибер-глаз, частично возвращающий зрение слепым людям 6 ч.
Samsung выпустила недорогой 27-дюймовый геймерский монитор Odyssey OLED G50SF c QD-OLED, 1440p и 180 Гц 6 ч.
Акции Apple обновили исторический максимум на новостях об отличных продажах iPhone 17 8 ч.
Представлен флагман iQOO 15 с чипом Snapdragon 8 Elite Gen 5 и батареей на 7000 мА·ч по цене меньше $600 9 ч.
Нечто из космоса врезалось в лобовое стекло самолёта Boeing 737 MAX компании United Airlines 10 ч.
Умные кольца Oura научатся выявлять признаки гипертонии, как последние Apple Watch 11 ч.
Дешёвая корейская термопаста оказалась вредна для процессоров и здоровья пользователей 11 ч.