⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Маленькие истории большого дизайна: от электробритв до планшетов
⇡#Сотовые телефоны: эволюция форм-фактораТелефон для современного человека — это продолжение личности. Это устройство находится все время под рукой. Оно служит для разных целей: для работы, для хранения персональной информации, используется как инструмент для проведения финансовых операций. А еще, как бы банально это ни звучало, оно служит для общения. Отбросив личные предпочтения и посмотрев на мобильные телефоны беспристрастно, можно увидеть, что все эти устройства не очень-то отличаются друг от друга. Существует всего два-три основных варианта исполнения этой вещи, а остальное — «косметические» вариации базовых конструкций. Первое устройство, которое послужило прототипом всех сотовых телефонов, было показано 24 июня 1964 года. Именно в этот день вышел пилотный выпуск легендарного научно-фантастического телевизионного сериала «Звёздный путь» (Star Trek), придуманный Джином Родденберри. В первой серии этого фильма, которая называлась The Cage («Клетка»), зрители увидели удивительное устройство — коммуникатор. Отец сотовой связи Мартин Купер (Martin Cooper), человек, который сделал первый в мире звонок по сотовому телефону, неоднократно признавался в интервью, что именно коммуникатор капитана Джеймса Т. Кирка из сериала Star Trek натолкнул его на мысль о возможности создания компактного устройства для телефонной связи. Первый телефон был выполнен в формате, который сейчас назвали бы моноблоком, хотя его размеры и вес были далеки от того, что принято сегодня называть «мобильником». Первый вариант мобильного телефона DynaTAC 8000x весил более килограмма — раз в пять больше современного телефона. По этой причине он получил в народе прозвища «кирпич» и «башмак». Основной вес составляла аккумуляторная батарея, работы которой хватало всего на 20 минут в режиме разговора. Но Мартина Купера это не смущало, перед критиками он отшучивался: «На самом деле срок службы батареи не проблема, вы просто не сможете так долго держать этот телефон». Чтобы получить этот «башмак», компания Motorola объявила конкурс среди промышленных дизайнеров. Были отобраны пять вариантов первого сотового телефона, и после обсуждений выбор пал на самый простой из всех пяти предложенных макетов. Авторство «башмака» и последующих моделей линейки TAC принадлежит команде дизайнеров, которую возглавлял Руди Кролоп (Rudy Krolopp). 3 апреля 1973 года Купер и глава отдела по разработке портативных устройств коммуникации Джон Фрэнсис Митчелл (John Francis Mitchell) провели демонстрацию работы пары телефонов перед представителями СМИ, а также всеми, кто пришел на запланированную пресс-конференцию в Нью-Йорке, в центре Манхэттена. Стоя на Шестой авеню, Купер сделал первый звонок с сотового телефона, прототипа DynaTAC. Вызов обращался к базовой станции Motorola, установленной на крыше Бурлингейм Хаус (ныне Альянс Капитал Билдинг), которая ретранслировала запрос к проводной телефонной линии AT&T. Презентация этого устройства была превращена в настоящее шоу. В окружении репортеров и просто наблюдателей Мартин позвонил главе конкурирующей фирме Bell Laboratories (подразделение At&T) Джоэлу С. Энгелю и произнес свою знаменитую фразу «Джо, это Марти. Я звоню с сотового телефона, настоящего портативного сотового телефона». Когда Купер спустя годы в сто первый раз рассказывал об этом самом ярком эпизоде в своей жизни, он не без удовольствия добавил: «...в ответ была тишина. В тот момент мне показалось, что я слышу, как у него скрипят зубы. Теперь он говорит, что не помнит этот звонок. Еще бы! Я на его месте тоже забыл бы его поскорее». Находясь в состоянии эйфории от своего изобретения, Мартин делал звонок за звонком, рассказывая всем о причине своей радости и позируя перед представителями СМИ. Ощущение свободы порой заставляло его делать довольно глупые вещи. Так, например, Мартин на всю жизнь запомнил, как, разговаривая на ходу с репортером из Нью-Йорка, с большим трудом сумел пересечь улицу с напряженным транспортным движением, рискуя собственной жизнью. ⇡#Телефон-раскладушка: умение красиво согнутьКажется вполне естественным, что телефон может перегибаться пополам. Это очень удобно, не так ли? Но знаете ли вы, кому первому пришла в голову мысль «согнуть» устройство? Первая модель телефона, которая имела складную конструкцию, была выпущена американской компанией Motorola. Сегодня форм-фактор «раскладушка» чаще ассоциируется именно с этим производителем. Называлась первая модель MicroTAC (Motorola 9800X), и ее особенность заключалась в поворотной панели, которая прикрывала клавиатурный блок. Для 1989 года это был удивительный дизайн, необычный и компактный. Ее размеры подгонялись дизайнерами и инженерами компании таким образом, чтобы в рекламных проспектах можно было написать: «Телефон такой компактный, что поместится в карман вашей рубашки». Хотя, по правде сказать, влезала она туда с большим трудом. Но в то время были несколько другие представления о портативности, отличные от сегодняшних. Предшествующая этой модели Motorola DynaTAC была настолько больше MicroTAC, что помещалась не во всякую сумку. Сотовый телефон MicroTAC интересен еще и тем, что он включал в себя ряд откровенно бутафорских элементов. Так, например, та самая откидывающаяся панель, которую многие воспринимали как выдвижной микрофонный блок, на самом деле не была таковой, микрофон был спрятан в основе MicroTAC. Еще один курьезный элемент дизайна этого телефона — наличие бутафорской антенны. К тому времени люди не были готовы принять телефон без антенны, и более того, некоторые полагали, что чем длиннее эта деталь, тем качественнее будет прием. Хотели — получите. «Липовая» антенна, которая не несет никакой пользы. Еще большую популярность термин «флип-фоун» обрел после того, как 3 января 1996 года была выпущена модель Motorola StarTAC. В ее названии нетрудно разглядеть намек разработчиков на тот самый коммуникатор из сериала «Звездный путь». Ноутбуки: будущее на шарнирах Оказывается, патент, который лежит в основе складной конструкции мобильного телефона, имеет огромное влияние на всю портативную технику. Ведь, если задуматься, большая часть современных ноутбуков, за исключением отдельных моделей-трансформеров, используют ту же самую систему «раскладушка»! Складную конструкцию, которая используется во многих современных гаджетах, разработал Билл Могридж (полное имя Вильям Грант Могридж (William Grant Moggridge). Этот британский промышленный дизайнер придумал простой и очевидный складной механизм — экран, соединенный с клавиатурой шарниром. Подобная идея оказалась очень практичным решением и закрепилась на десятилетия. Игровые консоли, электронные книги, смартфоны и прочие устройства используют одну и ту же шарнирную конструкцию. Dynabook: детский планшет за полвека до iPad Идея британского дизайнера имеет более глубокие корни, и изобретение Билла Могриджа, быть может, вообще не родилось бы, если бы не гений другого человека, который сумел предсказать развитие компьютерной техники на полвека и более вперед. Его имя — Алан Кертис Кей (Alan Curtis Kay). В истории компьютерной техники он останется не менее выдающейся личностью, чем, скажем, сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли или Линус Торвальдс. С Биллом Могриджем Алана Кея объединяет то, что и первого, и второго изобретателя можно безошибочно называть создателем первого ноутбука. Алан работал во многих известных компаниях, включая Apple, Xerox, Atari, Walt Disney Imagineering и пр., а также преподавал в ряде ведущих университетов планеты. Он стоял у истоков объектно-ориентированного программирования, разработал язык Smalltalk, который впоследствии был реализован в компьютерах Apple Lisa и Macintosh. Но самым важным достижением этого человека можно считать концептуальный компьютер Dynabook — прообраз современных ноутбуков и планшетных ПК. Недостатка в концептах никогда не было. Изобретательный человеческий разум постоянно придумывал и придумывает новые интересные вещи. Сотни, тысячи, десятки тысяч сумасбродных «проектов будущего» предлагаются дизайнерами, но только единицам из этих идей суждено стать реальностью. Реализовалась и идея Алана, которую он озвучил в 1968 году. Кей предложил невероятную для своего времени вещь — портативный компьютер, размером с блокнот (англ. notebook). Технические возможности не позволяли реализовать этот проект, поэтому идея Dynabook сперва представляла собой всего лишь концепт. Детально описанное в диссертации Алана новое устройство было потенциально востребованно, очень интересно, но существовало только на бумаге. Остается удивляться прозорливости Алана, ведь он смог «с нуля» точно описать удобный компактный форм-фактор устройства, а также указать самые важные компоненты, из которых должен состоять мобильный компьютер, — дисплей, процессор, носитель и пр. Для людей была чудом сама концепция персонального ПК, ну а идея мобильного компьютера выглядела совсем фантастикой. Dynabook, согласно описанию Алана, должен был иметь плоский дисплей с разрешением изображения 512 на 512 точек (чтобы вместить текст на 4 тысячи знаков), весить не более 1,8 кг и работать на процессоре стоимостью не более 40 долларов. Предполагалось, что объема встроенного носителя должно хватать на 500 книг либо несколько часов музыки или видео. А еще он должен был подключаться к беспроводным сетям и работать на высоких скоростях — выше 300 кбит/сек. У Алана Кея никогда не было настоящей сборки Dynabook, однако для наглядности он собрал картонный макет, который иллюстрировал облик устройства. Обратите внимание, на протопланшете имелся даже стилус, чтобы пользователь мог рисовать по экрану. Даже спустя много лет Алан сохранил привычку, читая лекции, показывать картонный макет своего устройства. Самое удивительное в концепте Dynabook было то, что первоначально автор этой идеи позиционировал данное устройство как вспомогательный инструмент для образования детей. «Персональный компьютер для детей всех возрастов» — такое определение целевой аудитории давал в своем описании устройства Алан Кей, добавляя, что теоретически и взрослые могут присоединиться к данной забаве. Но все же, чтобы концепт Алана можно было запустить в производство, идеалистические мысли об образовании будущего пришлось отодвинуть на второй план. Сфера применения компьютера была расширена, он оказался востребован во многих областях науки, в особенности в инженерных расчетах для проектирования и исследований. Не прошло и пяти лет с момента создания концепта Dynabook, как у него появился шанс быть реализованным. Идея Алана была использована командой исследовательского центра Xerox PARC. И хотя результат стараний ученых этого центра был далек от концепта, прото-Dynabook использовал архитектуру, предложенную Кеем, и был настоящим прообразом современных ПК. В 1972 году был создан один из первых персональных компьютеров — Xerox Alto. Он не был предназначен для серийного производства, но вполне мог бы завоевать рынок. Всего было выпущено около двух тысяч таких ПК. Большинство из них осталось в самом исследовательском центре Xerox PARC, а остальные были разосланы по разным университетам. Xerox Alto поддерживал до 512 Кбайт оперативной памяти, имел обычную клавиатуру, дополнительную клавиатуру с цифрами и даже трехкнопочную мышь. Правда, кнопки на том манипуляторе были расположены иначе, чем на современных устройствах, — не рядом, а вертикально, одна над другой. Программное обеспечение учитывало эту особенность мыши, и в технической документации к Xerox Alto, вместо привычных теперь «щелчок правой (или левой) кнопки мыши», значились команды: «Нажмите синюю кнопку», «Нажмите коричневую кнопку» или «Нажмите желтую кнопку». Первый персональный компьютер имел необычное расположение экрана — не альбомное, как мы привыкли, а портретное. Для работы с вычислениями, а также для чтения текстов такое расположение гораздо удобнее — еще один прообраз экрана планшетного ПК. Несмотря на то, что подобный компьютер не пошел в массовое производство, для него было написано достаточно много программ: визуальные текстовые редакторы Bravo и Gypsy, векторный редактор Sil для проектирования печатных схем, редактор растровой графики Markup и пр. Данный компьютер работал с сетевой картой по протоколу Ethernet. Используя эту возможность, два аспиранта Университета Рочестера, Джин Бол и Рик Рашид, написали одну из первых сетевых многопользовательских игр Alto Trek, симулятор космического корабля. Компьютер Xerox Alto никак нельзя было назвать мобильным. Один только системный блок занимал едва ли не половину всего пространства под столом, на котором располагался монитор ПК. ⇡#Ноутбук, который летал в космос, и другие первые модели портативных ПКПортативный компьютер, который положил начало эпохе складных гаджетов, был разработан компанией Grid Systems и представлен в апреле 1982 года. Дизайн этого компьютера разработал упомянутый нами ранее Вильям Грант Могридж в 1979 году. Изюминка этого портативного ПК заключалась в том, что вместо громоздких ЭЛТ-мониторов компьютер задействовал плоский шестидюймовый электролюминесцентный дисплей с разрешением 320 на 240 точек. Его скромные размеры натолкнули британского дизайнера на мысль о простом складном механизме. Так родился первый настоящий ноутбук — Grid Compass 1101. Устройство использовало процессор Intel 8086, 340 килобайт магнитной памяти, а также имело встроенный модем для передачи данных со скоростью 1200 бит/с. Все это было заключено в магниевый корпус. Энергопотребление этого «чуда» составляло 75 Вт. Этот компьютер работал под собственной операционной системой GridOS. Ноутбук был практичен и удобен, а еще он был использован в качестве вспомогательного инструмента для космонавтов Space Shuttle. Нужно сказать, что Grid Compass 1101 не был первым портативным компьютером. До его появления неплохой успех имела модель Osborne 1, выпущенная Osborne Computer Corporation. Она весила аж 11 кг и представляла собой в сложенном виде довольно массивный чемодан. Эта модель была построена на прототипе Xerox Notetaker, который был создан все той же командой исследовательского центра Xerox PARC. ⇡#ЗаключениеЛюди, которые влияют на нашу жизнь с помощью визуальных образов и форм, часто остаются неизвестными, что очень несправедливо. Ведь человек, который занимается разработкой дизайна, может сделать гораздо больше, чем того требуют его обязанности. Работа дизайнера не ограничивается поиском цветовых решений и форм. Самые большие специалисты в этой области способны увидеть будущее и продемонстрировать новые устройства, которые человечеству еще только предстоит изобрести. Они могут даже управлять нашим настроением и не исключено, что смогут когда-нибудь придумать, как сделать этот мир лучше.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|