Фото и видео

Обзор «беззеркалки» Fujifilm X-Pro2: ретро для профессионалов

⇣ Содержание

#Управление, дисплей и видоискатель

 

Все камеры X-серии могут похвастать большим числом селекторов, дисков и переключателей; почти никто больше не вставляет в кнопку спуска резьбу для спускового тросика, а Fujifilm раз за разом выбивает с его помощью слезу ностальгии. X-Pro2 развивает идеи Fujifilm об «аналоговом устройстве в цифровом мире»: к двум навигационным дискам (спереди и сзади) добавлен селектор, отвечающий одновременно за выбор выдержки и ISO – между двумя этими его режимами можно переключаться, подняв внешний ободок. На самом селекторе начертаны значения выдержки, а светочувствительность спрятана в небольшом окошке – необычное и изящное решение.

Еще один непривычный элемент – стоящий обособленно джойстик выбора точки фокусировки. Опять же очень удачный ход, позволивший освободить пятипозиционную навигационную клавишу для дополнительных функций. Если раньше, восторгаясь ретродизайном X-серии, приходилось иногда сетовать на компромиссные решения в управлении, то здесь – никаких оговорок: все здорово, необходимые вещи всегда под рукой. Кстати, кнопка быстрой записи видео тоже есть – под нее можно выделить любую из настраиваемых клавиш (их тут шесть).

Небольшая помарка, по сути, только одна – диск экспокоррекции обладает слишком легким ходом и при этом лишен кнопки блокировки, в отличие от селектора выдержек. В итоге ситуации, когда коррекция выставлена, но вы этого не заметили и сделали несколько кадров с лишней поправкой, случаются чаще, чем хотелось бы. За этим диском приходится следить особо внимательно.

Имеется быстрое меню, реализованное в виде традиционной для Fujifilm и очень удобной матрицы – по ней можно перемещаться с помощью того же джойстика автофокуса, а отдельные значения быстро менять с помощью тыльного диска. Какие пункты будут в быстром меню — определяете вы сами.

   
   
   

Основной интерфейс сохранил логику прошлых моделей (вертикальная навигация с группировкой по функциям), но слегка изменил вид. Слишком часто к нему обращаться в любом случае не придется – все самое важное сосредоточено в быстром меню и на внешних органах управления. Если же и этого не хватает – есть новый раздел «Мое меню», где можно прописать до 16 регулярно используемых функций. Есть виртуальный горизонт, гистограмма, несколько видов сетки: отдельно можно настраивать и видоискатель, и дисплей.

Дисплей новый: ЖК, 3 дюйма, 1,62 миллиона точек, резкий, яркий, с отличными углами обзора, но, к сожалению, без возможности его наклонить или повернуть и без сенсорной поверхности. Fujifilm X-Pro2 хороша очень многим, но этих деталей не хватает – сегодня даже профессиональные зеркальные камеры не брезгуют поворотными и сенсорными дисплеями, это не дань моде, а полезные и удобные опции, которые позволяют мгновенно задавать точку фокусировки или вести съемку с необычного ракурса. Сотрудники Fujifilm остаются традиционалистами, призывающими пользоваться видоискателем. Добавлю, что дисплей прикрыт закаленным стеклом, защищенным от царапин.

 

Благо видоискатель у X-Pro2 выдающийся. Он выполнен по гибридной схеме, то есть совмещает в себе оптическую и электронную версии. Оптический обеспечивает 92-процентный охват, картинку без задержек и цветовых искажений, но при этом не умеет, как на зеркальных камерах, подстраиваться под изображение с объектива – тут нет пентапризмы, это обычное окошко с увеличением. Как итог – «в кадр» чаще всего попадает объектив, перекрывающий часть обзора, а фокусных расстояний, которые идеально отражает видоискатель, – только два: 16 мм (24 мм в полнокадровом эквиваленте) и 28 мм (42 мм в полнокадровом эквиваленте), встроена увеличивающая линза. Если у вас более широкоугольный объектив, то вы увидите не весь кадр, если с большим фокусным расстоянием – область кадра будет ограничена рамкой, которая подстраивается под параллаес. Слегка помогает встроенный электронный дальномер, отображающий часть кадра в оригинальном размере или с увеличением – в том виде, который вы получите на снимке. По сути, это электронный видоискатель, встроенный в оптический.

Для кого-то такое решение может оказаться бесценным, я же предпочитал за время тестирования пользоваться обычным электронным режимом (OLED с 2,36 млн точек), переключаясь на оптический изредка и только в помещении – при искусственном свете даже минимальный лаг ЭВИ заметен. На мой взгляд, подобный видоискатель идеально подходит именно модели X100 с несъемной оптикой, под которую он изначально «подогнан». Ну или для X-Pro2 с репортажными «фиксами». Переключаться между режимами работы видоискателя можно с помощью рычажка на фронтальной панели.

#Функциональность и автофокус

Fujifilm X-Pro2 – первая камера в истории компании с новым сенсором X-Trans CMOS III эффективным разрешением 24,3 мегапикселя. Разрешение — рекордное для Fujifilm. Матрица традиционно лишена низкочастотного фильтра – проблемы с муаром исключены за счет особого расположения пикселей на матрице. Также сенсор характерен большим, нежели раньше, числом расположенных прямо на нем датчиков фазовой детекции, что позволяет расширить зону автофокуса.

 

Число датчиков фазового автофокуса увеличено до 77 (зона 7 × 11) – прежний максимум для Fujifilm (на модели X-T1, например) составлял 49 точек. С учетом контрастных датчиков это число достигает 273 (зона 13 × 21), что позволяет покрыть значительную площадь кадра. Как следствие, мы имеем дело с полностью рабочим и цепким следящим автофокусом. Производитель утверждает, что наведение на резкость в идеальных условиях осуществляется за 0,06 секунды: оснований подвергать сомнению эту информацию у меня нет, никаких претензий по автоматической фокусировке в ходе тестирования не возникло — камера уверенно  отрабатывает почти все ситуации, практически не позволяя себе ошибок даже при сложном освещении или в темноте. Рабочим автофокус остается при освещении примерно до -3 EV.

При этом Fujifilm делает значительный акцент на возможностях X-Pro2 по помощи в ручной фокусировке: есть и focus peaking (подсветка зоны резкости на объектах), и увеличение фрагментов картинки, и фирменная система Digital Split Image, позволяющая разделить объект для более точной подгонки резкости. Все это полезно в первую очередь не для работы с современной оптикой – автофокус не оставляет поводов для беспокойства, а для более старых, неавтофокусных объективов. X-Pro2 в этом плане конкурирует с серией полнокадровых «беззеркалок» Sony, которые чаще всего рассматриваются как «тушки» для классической оптики.

Вместе с X-Trans CMOS III работает совершенно новый процессор X-Processor Pro, позволивший здорово улучшить время включения камеры (около полусекунды), увеличить скорость считывания информации с матрицы и довести частоту в электронном видоискателе до 85 кадров в секунду (против 54 кадров в секунду ранее). Он же обеспечивает серийную съемку со скоростью 8 кадров в секунду с довольно серьезным буфером обмена: до 80-82 кадров JPEG и до 25-26 кадров RAW. Также доступен режим сжатого RAW (с минимальной потерей информации) – в нем можно отснять до 33 кадров. Отснятая серия записывается на карту памяти примерно в течение 25 секунд – в это время можно вести съемку, но менять настройки нельзя. Важный момент: в X-Pro2 предусмотрено два слота для карт памяти SD – можно вести как последовательную, так и параллельную запись, а также писать на одну карточку RAW, а на другую – JPEG.

В отличие от X-Pro1, новинка получила механический затвор, способный работать с выдержками вплоть до 1/8000 секунды. К нему добавлен и электронный затвор, позволяющий  в случае необходимостиобеспечить бесшумную работу, выдержку 1/32000 секунды и, соответственно, отсутствие проблем со съемкой на открытой диафрагме в солнечный день – но с чуть более шумной картинкой на выходе. За экспозамер отвечает TTL-датчик с 256 точками. Работает он не всегда идеально — я заметил некоторую тенденцию к недоэкспонированию. Стоит контролировать экспозицию вручную, благо диапазон поправки тут весьма широк — ±5 EV.

Селектора режимов работы на X-Pro2 нет, как мы и привыкли в старших камерах Fujifilm: приоритет выдержки, диафрагмы или программный режим выставляются за счет выбора значений на селекторе выдержек (там есть отдельная риска «автоматика») или на кольце диафрагмы, расположенном обычно на объективах. Если ваш объектив лишен этого диска, регулировка доступна через один из селекторных дисков.

Имеется гибкая подстройка автоматического уровня чувствительности ISO: можно и  задаватьграницы светочувствительности, и ставить минимальную выдержку, причем в памяти камеры можно сохранить три сценария «Авто-ISO» — это очень удобно.

Встроенного стабилизатора в Fujifilm X-Pro2 нет – можно рассчитывать только на стабилизированную оптику. Также отсутствует встроенная вспышка, что, в общем, является логичным шагом для серьезной камеры, подразумевающей использование накамерного света. Скорость синхронизации при этом выросла до 1/250 секунды.

Зато есть встроенный Wi-Fi, который дает возможность работать с камерой при помощи смартфона или планшета — либо используя их в качестве удаленного видоискателя, либо перекидывая фотографии и видео без помощи проводов или устройства чтения карт памяти.

#Видеосъемка

Fujifilm X-Pro2 может снимать видео. Именно что может – если хорошенько попросить. Производитель эту функцию никак не подчеркивает: на корпусе вы не найдете характерной красной кнопки старта видеозаписи, пусть вы и можете привязать эту функцию к любой программируемой клавише. Есть разъем для микрофона, но нестандартный — 2,5 мм. Выход на наушники не предусмотрен.

Скачать видеоролик в оригинальном качестве (169 Мбайт)

Запись доступна с разрешением до 1920 × 1080 с частотой до 60 кадров в секунду. Нормально, но в 2016 году ожидаешь увидеть возможность съемки в 4К. Постоянный автофокус при видеосъемке работает вполне уверенно, цепко хватаясь за объекты в кадре. Настройки экспозиции доступны во время съемки, а вот ISO менять нельзя. Также нет настройки битрейта — только 40 Мбит/с; запись ведется только в MP4.

В общем, при необходимости X-Pro2 запишет неплохой ролик – отличный сенсор и качественная оптика в сочетании с рабочим автофокусом знают свое дело, но возможностей для профессиональной видеозаписи камера не предоставляет.

#Фотосъемка

Fujifilm X-Pro2 рассчитана в первую очередь на разборчивого фотографа, привычного к ручному управлению и контролю над каждой деталью снимка. Тем не менее камера не лишена и типичных для Fujifilm программных «наворотов».

   
 
 

 
 
 
 

Fujifilm X-Pro2, симуляция пленок Fuji

В первую очередь это, конечно, симуляция фирменных пленок. В этом году набор пополнился одной новой – Fuji Acros, черно-белой пленкой, для которой характерен повышенный контраст и любимое многими зерно. Причем симуляция, как и «обычный» монохром, доступна с несколькими фильтрами: желтым, красным и зеленым. Примеры съемки с различными типами имитации пленки вы можете найти выше.

   

Fujifilm X-Pro2, симуляция зернистости. Слева направо: от выключенного «эффекта зернистости» до максимального

Что касается эффекта зернистости, то его можно добавлять не только за счет повышения светочувствительности до предельных значений или включения эффекта пленки Fuji Acros, но и просто активировав соответствующий пункт в настройках. «Благородное пленочное зерно» будет добавлено к любому кадру по вашему желанию без вмешательства через фоторедакторы. Причем можно это сделать и постфактум, при внутрикамерной обработке RAW. Немного нелепая опция для камеры уровня X-Pro2, но забавная.

   
   

Fujifilm X-Pro2, спецэффекты изображения

Не обошлась X-Pro2 и без обычных «спецэффектов»: имитации tilt-shift, baby lens, сверхнасыщенности и так далее. Эффектов немного, они включаются через меню режимов протяжки – результат вы можете увидеть на снимках выше.

Удивительный факт: Fujifilm по-прежнему избегает внутрикамерной склейки HDR. X-Pro2, как и X-T1 или X-T10, не умеет этого делать — доступно только программное расширение динамического диапазона. Зато есть мультиэкспозиция.

 

Fujifilm X-Pro2 с объективом 56mm ƒ/1,2

 

Fujifilm X-Pro2 с объективом 10-24mm ƒ/4,0

 

Fujifilm X-Pro2 с объективом 16-55mm ƒ/2,8

Стоит сказать пару слов об оптике, доступной для X-Pro2. Для байонета X-mount в настоящий момент существует 21 объектив, включая два из серии XC, предназначенной для младших камер. Не рекордное число, но выбрать есть из чего — Fujifilm умело работает с оптикой. Особенно примечательна линейка фикс-объективов. В нашем тесте принимали участие два зум-объектива: влагозащищенный 16-55mm с постоянной светосилой ƒ/2,8 и широкоугольный 10-24 мм ƒ/4,0, а также портретный фикс 56 мм ƒ/1,2. Картинку вы можете оценить по снимкам в нашей галерее. Как всегда, опционально можно приобрести и кольцо-переходник на оптику для байонета M-mount – с его помощью на X-Pro2 можно «вешать» объективы Leica. Именно эта возможность в свое время активно продвигалась для X-Pro1, когда фирменной оптики Fujifilm было еще мало.

Про автоматику я уже немного сказал выше – экспозиция определяется не всегда верно, камера может недоэкспонировать кадр. С балансом белого X-Pro2 работает неплохо, слегка проваливаясь в сложной для всех ситуации с лампами накаливания.

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

 

ISO 25600

Скачать RAW-файлы (372 Мбайт)

В том, что касается работы на высоких уровнях чувствительности, Fujifilm X-Pro2 – не лучшая в своем классе камера. Падение детализации заметно уже на ISO 3200, на ISO 6400, пожалуй, пролегает граница «рабочего ISO». На ISO 12800 и выше стоит снимать только в экстренных ситуациях либо при осознанном желании получить шумное фото (хотя в этом случае лучше обратиться к симуляции «зерна», не жертвуя детализацией).

   

Fujifilm X-Pro2, шумоподавление. Слева направо: от минимального (-4) до максимального (+4)

Картинка Fujifilm X-Pro2 отличается высокой детализацией и очень приличным динамическим диапазоном – по этим параметрам камера действительно сравнима с полнокадровыми моделями. Также отмечаем традиционно качественную работу с цветом – очень аккуратную и точную, благодаря чему фотографии смотрятся вполне естественно и живо.

Скачать RAW-файлы (912 Мбайт)

#Автономная работа

Пожалуй, самое слабое место Fujifilm X-Pro2 – время автономной работы. Комплектного аккумулятора NP-W126 емкостью 8,7 Вт*ч (1200 мАч, 7,2В) хватает примерно на 250-270 кадров при наведении по электронному видоискателю или дисплею и теоретически хватает на 350 кадров при наведении по оптическому видоискателю с отключенным дисплеем. Даже в мире беззеркальных камер, которые вообще не могут похвастать серьезным временем работы от батареи, это очень слабый показатель.

Добавим к этому и неточную работу индикатора уровня заряда: например, если у вас осталось два деления заряда из пяти – это не означает, что у вас осталось, допустим, 100 снимков (две пятых от 250). Скорее всего, вы сделаете еще 20-30 снимков — и камера окончательно сядет. Так что стоит заранее озаботиться покупкой дополнительных аккумуляторов и не забывать брать их с собой. К сожалению, функции зарядки по USB для X-Pro2 не предусмотрено – такие удобства в своих «беззеркалках» внедрили пока только Sony и Samsung. Есть только вариант с зарядным устройством для аккумулятора, подключающимся к USB.

#Заключение

Несмотря на внешнюю схожесть, сравнивать X-Pro1 и X-Pro2 нет большого смысла: улучшено почти всё – от сенсора и процессора до автофокуса и системы управления. X-Pro2 — это полностью новая камера с фирменным гибридным видоискателем (тоже, к слову, улучшенным), способным работать и в оптическом, и в электронном режимах. Она по-прежнему не пытается как-то обыгрывать «беззеркальную компактность», оставаясь крупным и серьезным аппаратом, – но и конкурировать она намерена не с компактами, а с зеркалками.

Причем конкурировать уже с позиции силы – за прошедшие пять лет скепсис по отношению к беззеркальным камерам со сменной оптикой окончательно выветрился, но при этом выросла и конкуренция в этом сегменте. Fujifilm X-Pro2 надо бороться не только с зеркальными камерами Canon, Nikon или Pentax, но и с великолепной парочкой Sony a7R II/a7S II, Olympus OM-D E-M5 II, Olympus OM-D E-M1, Samsung NX1 или Panasonic GX8. Всё это — весьма серьезные аппараты, которые играют на том же поле и обладают мало в чем уступающими (а во многом и превосходящими) характеристиками.

Сила Fujifilm X-Pro2 – в ее уникальности, ретрошарме, «аналоговости», гибридном видоискателе и фирменной, ни на кого не похожей картинке. Это, конечно, не массовый продукт, который тем не менее способен очаровать фотографа. При этом делать какие-либо скидки, как с X-Pro1, не придется – это предельно современная, быстрая камера, очень комфортная в использовании. Если же отвечать на простой вопрос поклонника марки «Менять ли мне свою X-Pro1 на X-Pro2?», то ответ прост: «Да, несомненно».

Достоинства:

  • сенсор X-Trans CMOS III рекордного для Fujifilm разрешения (24,3 мегапикселя);
  • уникальный гибридный видоискатель;
  • большое число аналоговых органов управления;
  • два слота для карт памяти;
  • металлический корпус с пыле- и влагозащитой;
  • скорость серийной съемки до 8 кадров в секунду;
  • быстрый и точный автофокус.

Недостатки:

  • не слишком удобный хват;
  • малое время работы от батареи;
  • неудачный диск регулировки экспокоррекции;
  • крупные габариты;
  • дисплей без сенсорного покрытия и без возможности наклонить его или повернуть.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥