Цифровой автомобиль

Автодайджест №348: возвращение роторных моторов

⇣ Содержание

#Электрокары и гибриды

На прошлой неделе в блоке новостей про электромобили мы не только рассказали про анонс долгожданной Tesla Model 3, но и затронули стремление правительства Индии запретить к 2030 году все легковые машины, которые сжигают топливо. Пока эта идея выглядит немного сюрреалистично, особенно если учитывать скромные доходы населения, а также низкий уровень автомобилизации.

Но что, если подобная инициатива появится в Европе? На самом деле в некоторых странах Старого Света уже сегодня наметился тренд на повышение популярности электрических транспортных средств. В Норвегии уже не первый год Tesla Model S является одним из бестселлеров. Данная ситуация объясняется довольно просто: несмотря на то, что Норвегия является крупнейшим экспортером нефти в Европе, в стране действуют огромные налоги на легковые автомобили. Вместе с тем на Model S государственные поборы не распространяются. В итоге получается, что льготы для этого электрокара превышают стоимость самой машины. Это вовсе не означает, что за «Теслу» покупателям еще доплачивают, просто при стоимости авто около 100 000 долларов налог на нее составил бы 134 000. Для сравнения, близкий по размерам и оснащению седан Mercedes-Benz E-Класса обойдет жителю страны примерно в 250 000 долларов. Разумеется, в подобной ситуации даже ненавистники технического прогресса пойдут покупать электрокар.

Еще одну порцию занимательной статистики на днях опубликовал журнал Forbes. Он назвал Tesla Model S самым популярным роскошным автомобилем в Западной Европе. В 2015 году было продано 15 787 таких машин, в то время как даже флагманский седан Mercedes-Benz S-Класса разошелся тиражом 14 990 экземпляров. Также позади остались Audi A8, BMW 7 Series и Porsche Panamera (отметим, что Tesla Model S логичнее сравнивать с автомобилями бизнес-класса, то есть Audi A6, BMW 5 Series и Mercedes-Benz E-Класса, однако издание приводит именно такие данные). А в Нидерландах автомобили с двигателем внутреннего сгорания вскоре и вовсе могут оказаться вне закона. Нидерландская социал-демократическая Партия труда предложила полностью запретить бензиновые и дизельные легковушки с 2025 года. Предложение уже нашло поддержку нижней палаты парламента страны.

Отметим, что инициатива по «озеленению» автопарка Нидерландов нашла и противников. К примеру, Народная партия за свободу и демократию выступает с резкой критикой подобной инициативы. Глава данного политического объединения Хальбе Зейлстра (Halbe Zijlstra) назвал такой план «сумасшедшим».

В 2013 году правительство Нидерландов подписало энергетическое соглашение примерно с 40 организациями, которые согласились продвигать зеленую энергию, снижать выбросы оксида углерода и утеплять дома. Не исключено, что и новая инициатива в конечном счете все же будет одобрена.

#Автомобильные технологии

Судя по сообщениям ведущих автомобильных компаний, в ближайшее десятилетие машины научатся в некоторой степени обходиться без водителей. Первые шаги давно сделаны: многие автомобили оснащаются адаптивным круиз-контролем, а также системами автоматического торможения и подруливания при непреднамеренном уходе с полосы. Сегодня все еще довольно высока доля скептически настроенных граждан, но подобные веяния были заметны во все времена. Чуть больше века назад яростно критиковали безлошадные экипажи, еще раньше — первые паровозы. Человеку свойственно бояться всего неизведанного, однако уже сейчас становится очевидно, что из компьютера выйдет куда лучший водитель, чем из среднестатистического человека. В конце концов, автопилот не будет напиваться за рулем, отвлекаться на девушек, играть в «шашки» и устраивать дорожные разборки. Однако некоторые эксперты все же высказывают вполне аргументированные опасения насчет автономных транспортных средств. Один из новых страхов касается удаленного отключения умных машин.

За последние 130 лет мы привыкли, что при покупке автомобиля от него можно ожидать хотя бы пары десятилетий более-менее стабильной работы. Да, зачастую безотказность зависит от конструктивных особенностей, условий эксплуатации и обслуживания (а многие наверняка захотят добавить часто упоминаемый фактор снижения надежности новых автомобилей), однако в определенной мере многие поломки можно спрогнозировать. При должном уходе и ремонте многие экземпляры ходят по 30-40 и более лет. Однако в ближайшем будущем все может измениться. Скептики полагают, что в перспективе производители смогут удаленно дезактивировать свои автомобили, если посчитают это необходимым. К такому выводу пришли опрошенные журналом Forbes эксперты. Корнем этого страха являются некоторые действия IT-гиганта Google.

В октябре 2014 года компания Nest, которая специализируется на выпуске умных термостатов с удаленным управлением и устройств противопожарной сигнализации приобрела Revolv, производителя систем для создания умного дома и смежных автоматизированных систем. После этого прежняя деятельность Revolv была сразу же остановлена, а сотрудники компании начали работать над аналогичными проектами в рамках Nest. Сама по себе организация Nest является дочерней компанией холдинговой компании Alphabet, которая была образована в 2015 году. Сегодня в нее входит Google, Google cars и многие другие известные подразделения и амбициозные стартапы.

В целом нет ничего странного в практике поглощений с целью получить команду разработчиков или готовые технологии. Как говорится, ничего личного, только бизнес. Также в подобных случаях не является редкостью отказ от обновления ранее выпущенных продуктов. Однако в рассматриваемой истории появилась любопытная деталь: на прошлой неделе компания Nest разместила на сайте Revolv.com сообщение, согласно которому 15 мая 2016 года все выпущенные ранее устройства Revolv будут навсегда выключены. Владельцы подобных гаджетов не видели обновлений с момента поглощения компании, однако техника все это время продолжала работать в штатном режиме.

Сегодня Google выпускает огромное количество программных продуктов и сервисов. Ее поиск, почтовый сервис и операционная система Android являются одними из лидеров в своих сферах. Можно без преувеличения сказать, что продуктами Google каждый день пользуются сотни миллионов и даже миллиарды людей. При этом некоторые направления все же не столь успешны. К примеру, в прошлом были закрыты RSS-агрегатор Google Reader, социальная сеть Wave, «Google Блокнот» и многое другое. В каждом случае формальным поводом для прекращения разработки становилась недостаточная популярность. При этом миллионам пользователей приходилось искать альтернативу, поскольку все сервисы полностью отключались. То есть они не то чтобы переставали развиваться, их именно выключали.

Но при чем тут машины? Некоторую аналогию все же можно провести. Через несколько десятилетий существенная часть населения планеты будет жить в городах, где одним из основных видов транспорта будут такси без водителя. Такие беспилотные автомобили можно будет вызвать с помощью приложения для смартфона и доехать на них до пункта назначения. Но до этого светлого будущего (хотя не все оптимистично воспринимают подобное развитие событий) осталось еще немало лет, когда мы будем управлять легковушками со все повышающимся уровнем автоматизации. И Google собирается играть одну из ведущих ролей на этом рынке. Сегодня американский IT-гигант показал, что он может без зазрения совести превратить гаджеты стоимостью 200-300 долларов в куски пластика. Не произойдет ли то же самое с машинами?

Вряд ли можно провести много параллелей между устройствами для создания умного дома и машинами. Да, все они дают определенный комфорт, да и в критическом случае без них можно обойтись: включить свет или подрегулировать температуру в комнате вручную либо же воспользоваться общественным транспортом. Однако по сей день автомобильная отрасль не знает примеров, когда производитель не только полностью отказывался от ответственности за свою продукцию, но и каким-то образом выводил ее из строя. Наоборот, общепринятой практикой считается забота о безопасности потребителей даже после завершения гарантийного срока (нередки отзывные кампании для машин возрастом 5-10 лет, хотя не во всех случаях они организовываются по доброй воле: в США регулирующие органы нередко вынуждают автопроизводителей пойти на такие меры). К тому же сегодня по планете колесит огромное количество железных коней от уже давно ликвидированных брендов.

Взгляд обозревателя Forbes Сэма Абдулсамида (Sam Abuelsamid), который всю жизнь посвятил автомобильному бизнесу, можно считать антиутопическим. Все же пока трудно представить ситуацию, при которой производитель по собственному решению превратит выпущенные автомобили в груду металла. Однако в перспективе каждая компания будет иметь техническую возможность провести подобную процедуру, ведь подключенные к Сети автономные автомобили будут зависимы от того облака, из которого они будут брать данные. Остается лишь надеяться, что прошлый опыт Google не будет перенесен на машины — самой Google или кем-нибудь другим.

Вряд ли Google будет самостоятельно выпускать автомобили. Производство машин является куда менее рентабельным бизнесом, чем разработка IT-продуктов, тем более что в некоторых сферах Google уже давно является чуть ли не монополистом. В самом конце 2015 года стало известно, что вероятным партнером Google может стать Ford. При этом существует два варианта совместной работы: либо Ford будет выпускать отдельные модели специально для Google, либо разработанный поисковым гигантом автопилот будет интегрирован в обычные автомобили Ford. Так или иначе, в стремительно меняющемся мире даже самые крупные компании зачастую не могут обойтись без партнерства. Теперь о высокотехнологическом союзе объявили Toyota и Microsoft.

В течение многих лет существовал союз Ford и Microsoft. Основанная Биллом Гейтсом компания разрабатывала мультимедийные системы SYNC. Правда, этот опыт нельзя назвать удачным: многие владельцы таких «Фордов» жаловались на сложное и нелогичное меню, тормозную работу, зависания и прочие проблемы. При этом легковые автомобили Ford даже существенно просели в американских рейтингах надежности именно из-за отказов систем SYNC разных поколений. Устанавливаемые в автомобили Toyota развлекательные комплексы не могут похвастать самой навороченной графикой, однако японцы хотя бы отполировали алгоритм их работы. В 2014 году некоммерческая организация AAA Foundation for Traffic Safety провела исследование, целью которого было определить влияние голосовых команд на отвлечение водителя от дороги. Как показали тесты, большинство систем работают из рук вон плохо, что может привести к критической ситуации на дороге из-за рассеянности водителя. В то же время лучше остальных себя проявил комплекс Toyota Entune. Так неужели Microsoft еще хочет чему-то научить своих японских партнеров?

На самом деле Toyota и Microsoft сотрудничают с 2011 года. Однако теперь речь идет о совершенно новом уровне партнерства. Специально для этого японская компания даже основала новое подразделение Toyota Connected, которое будет располагаться в штате Техас и заниматься разработкой передовых технологий. Как уже становится очевидно из названия, в основном они будут касаться так называемых подключенных автомобилей. При этом имеется в виду не только соединение с глобальной сетью, но и общение машин друг с другом и с объектами инфраструктуры. В перспективе разработки Toyota Connected будут использовать платформу облачных вычислений Microsoft Azure.

Что же даст партнерство рядовым клиентам? В перспективе автомобили японской компании научатся самым разным действиям. К примеру, они смогут предупреждать другие машины об опасности — о скользкой дороге, препятствии или еще о чем-нибудь. Также мультимедийная система станет настоящим смарт-хабом: она научиться оповещать о переносе вашего рейса, информировать о срабатывании различных сенсоров умного дома и предоставлять данные о свободных парковочных местах в том торговом центре, куда вы направляетесь. А если ваш железный конь забарахлит и выдает столь ненавистный индикатор Check Engine, то компьютер автоматически проверит ваше расписание на завтра и запишет на прием к дилеру. Останется только подтвердить действие.

Пока ни одна из сторон не уточнила, когда первыми плодами совместной работы можно будет насладиться в серийных автомобилях Toyota.

От систем автопилотирования перейдем к другим автомобильным технологиям. Сегодня все двигатели внутреннего сгорания являются поршневыми, хотя еще буквально несколько лет назад существовала альтернатива в виде роторных (вернее, роторно-поршневых) моторов. Подобные агрегаты канули в Лету одновременно с Mazda RX-8, серийный выпуск которой закончился четыре года назад. К тому времени японская компания уже много лет была фактически единственным крупным автопроизводителем в мире, который выпускал подобные агрегаты. Причем у роторных двигателей было и достаточно славное прошлое: в 1991 году болид Mazda 787B с роторным мотором выиграл знаменитую гонку на выносливость «24 часа Ле-Мана». Слухи о вероятном возрождении диковинных ДВС ходили уже достаточно давно, но лишь теперь появилось первое документальное подтверждение: в США зарегистрирован патент на новый роторный мотор.

В записи под номером US 2106/0084158 A1 в патентном бюро США приводится описание двигателя с трехгранным ротором. В основном это довольно скучные технические данные, которые будут интересны только разработчикам ДВС. Однако в спецификациях можно заметить и ряд интригующих параметров. Во-первых, мотор развернут на 180 градусов относительно продольной оси автомобиля (имеется в виду сравнение с прежним расположением на спорткарах серии Mazda RX). Благодаря этому удастся более удачно скомпоновать основные элементы в подкапотном пространстве. Во-вторых, топливные форсунки установлены ближе к камере сгорания. Вероятно, это позволит повысить эффективность работы мотора. В-третьих, силовая установка получит турбокомпрессор.

Ожидается, что новый агрегат будет называться SkyActiv-R. Его разработка под кодовым именем Renesis II 16X была начата еще в 2007 году, однако вскоре после закрытия линейки Mazda RX работы были прекращены. С улучшением финансового состояния компания надеется вновь выйти на рынок спорткаров. Согласно предварительным данным, рабочий объем нового роторного двигателя составит 1,6 литра. Напомним, что на Mazda RX-8 устанавливался 1,3-литровый мотор мощностью 232 лошадиных силы. С учетом увеличения объема, оптимизации и использования турбокомпрессора отдача SkyActiv-R должна превысить 400 лошадиных сил.

Очевидно, новый роторный мотор будет применяться только на спорткарах серии RX. Предвестником следующей модели является концепт Mazda RX-Vision. Атлетически сложенное купе привлекло много внимания на автосалоне в Токио. Срок выхода основанной на нем серийной машины с вероятным именем Mazda RX-9 пока не уточняется.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии