⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Обзор экшн-камеры Sony HDR-AZ1: экстремальный тест
С развитием технологий и появлением по-настоящему компактных защищенных камер экстремальный спорт и активный отдых превратились из частных подвигов в настоящее зрелище. Ведь теперь за вашими достижениями, до этого доступными только друзьям-экстремалам, может наблюдать весь мир – отдельное спасибо бесплатным видеохостингам. Свои дивиденды получил и большой спорт, который стал активно использовать экшн-камеры в процессе трансляций соревнований. А ведь всего несколько десятилетий назад для записи, например, onboard-видео с мотоцикла приходилось крепить на несчастного гонщика очень увесистый бокс, усложнявший процесс управления техникой и утяжелявший без того нелегкий шлем, что повышало опасность получения травм шеи и головы в случае падения. Теперь камера, записывающая Full HD-видео с GPS-данными, наделенная системой стабилизации и обученная делать интервальную съемку, помещается даже в ладошке ребенка! Сегодня поговорим как раз о такой малютке – Sony HDR-AZ1. ⇡#Технические характеристики
⇡#Комплект поставкиКак и большинство экшн-камер, AZ1 имеет несколько вариантов комплектации, в основном различающихся набором креплений. С учетом предполагавшихся условий теста гаджета (о чем чуть ниже), в редакцию приехал вариант AZ1VB – так называемый велосипедный набор, для установки камеры на двухколесную технику. В упаковке камера закреплена на пластиковом подиуме и спрятана в противоударный водонепроницаемый бокс. Кейс, именуемый SPK-AZ1, был разработан специально для этой модели и к другим устройствам линейки экшн-камер Sony не подходит, поскольку имеет другие размеры. Бокс способен выдержать падение с высоты 1,5 м и готов к погружениям на глубину до 5 м – что, конечно, не особо впечатляет. С другой стороны – большинство людей на большую глубину без акваланга не ныряют, а для глубоководной съемки есть другие модели Sony. Например, топовая X1000VR со специальной насадкой для дайвинга AKA-DDX1K способна погружаться на глубину до 60 м! А SPK-AZ1 – это, скорее, защита от кратковременного и не особо желанного погружения, чем полноценное решение для подводной съемки. Как и полагается подобному аксессуару, в котором экшн-камера проводит большую часть своей нелегкой экстремальной жизни, SPK-AZ1 наделен почти всеми органами управления гаджетом. Причем достаточно крупными, чтобы с ними можно было работать даже рукой в перчатке. Снизу на боксе расположена крупная штативная резьба, которая дает возможность использовать любые представленные на рынке штативы, держатели, присоски, крепления и прочие аксессуары. В отличие от проприетарных типов соединений, штативная резьба существенно увеличивает количество вариантов способов установки экшн-камеры Sony. Приятно, что стандартная штативная резьба входит в базовую комплектацию набора, а не вынесена в категорию дополнений и аксессуаров. На самой камере AZ1 снизу есть резьба небольшого диаметра, которая годится только для крепления к ней специальной площадки-переходника на нормальную крупную резьбу… Вероятно, это было сделано из-за малых габаритов камеры. Открывается кейс в передней части, со стороны линзы. Фиксация застежки плотная, как и должно быть у защитного бокса. Экшн-камера выполнена в форме компактного цилиндра, сплюснутого по бокам, и отличается миниатюрными размерами: 24,2 × 36 × 74 мм. При этом с установленным комплектным аккумулятором аппарат весит всего 63 грамма! С правой стороны устройства размещены кнопки включения/выключения и соединения AZ1 по Wi-Fi, небольшой ЖК-экран, выдающий минимум информации, прорези динамика и логотипы (один из которых сообщает о наличии NFC-модуля). Почти вся левая сторона AZ1 отдана под аккумуляторный отсек. Сама экшн-камера Sony защищена от брызг по стандарту IPX4, что во многих ситуациях позволяет использовать устройство без дополнительной протекции в виде кейса – крышка батарейного блока дополнена уплотнительной прокладкой и надежно фиксируется сдвижной кнопкой-замком. Аккумулятор тут, разумеется, съемный, а его емкость, увы, такая же мизерная, как и размеры самой камеры, – всего 640 мА*ч! Это почти вдвое меньше, чем у батареи предыдущей экшн-камеры Sony – AS100V. На верхней грани Sony AZ1 расположились крупная кнопка включения/выключения записи, сдвижная клавиша блокировки, а также два световых индикатора. На узкой задней части экшн-камеры, помимо кнопки отпирания аккумуляторного отсека, нашлось место для двух заглушек (также с резиновыми уплотнителями). За одной – microUSB-разъем, за другой – вход для установки карточек памяти (MicroSD или Sony Memory Stick) плюс клавиша Reset, нажать которую получится только тонким острым предметом. Ни HDMI-выхода, ни микрофонного входа у Sony AZ1 нет – еще одна жертва богу компактности. «Два по цене одного» – это про Sony HDR-AZ1. В комплекте с экшн-камерой идет пульт управления гаджетом, выполненный в форм-факторе защищенных наручных часов для ношения на запястье. Как и полагается, пульт упакован в отдельную коробочку. Органов управления тут немного, и все они интуитивно понятны. В отличие от камеры, на пульте есть полноценный цветной дисплей, на котором можно даже просматривать отснятый материал. Хотя для этих нужд он, конечно, подходит не лучшим образом, нужен он в первую очередь для управления немногочисленными настройками Sony HDR-AZ1. А еще в пульт «упакован» GPS-модуль, который производитель перенес сюда из самой камеры, чтобы навигационный чип не расходовал и без того скудные запасы энергии аккумулятора AZ1. Отмечу также, что пульт управления водонепроницаем и выдерживает погружения на глубину до 3 м, плюс к нему можно одновременно подключить до пяти экшн-камер. Под водонепроницаемой заглушкой на торце пульта спрятаны microUSB-разъем, используемый для зарядки аккумулятора и синхронизации с ПК (например, для обновления ПО), а также кнопка перезагрузки устройства. Батарея в пульте несъемная. Как водится, в комплекте с экшн-камерой идет внушительный объем макулатуры: инструкции к самой AZ1, аксессуарам и пр. Ну и напоследок – целая россыпь креплений, входящих в комплектацию AZ1VB (в том числе и налобный ремень). ⇡#Тест… краш-тестЗдесь я обязан сделать важное сообщение – так сказать, disclaimer. Дело в том, что поскольку Sony HDR-AZ1 – экшн-камера, причем весьма специфической разновидности, то и испытания тестового комплекта я провел тоже… скажем так, нетрадиционно. Рассудив, что устройство подобного типа бессмысленно терзать в лабораторных условиях, я решился провести самые суровые полевые испытания. Именно поэтому любезно предоставленный редакции тестовый экземпляр AZ1 отправился со мной на международное соревнование для владельцев мотоциклов BMW серии GS – так называемый GS Trophy, прошедший в начале весны в Таиланде! И именно поэтому в данном обзоре вы не найдете попиксельного анализа качества изображения экшн-камеры Sony и скрупулезного изучения каждой запятой в описании технических характеристик устройства – хотя и о качестве, и о ТТХ я, безусловно, упомяну. Однако посмею предположить, что этот материал – один из самых "реальных" тестов Sony HDR AZ1 в естественных условиях существования экшн-камеры! Очень кратко про то, что же такое GS Trophy – для понимания, какие испытания ожидали экшн-камеру… GS Trophy – своего рода состязание-путешествие, в котором все участники в одинаковых условиях испытывают себя и предоставленные организаторами мотоциклы на прочность. В течение недели они преодолевают за день большие расстояния по разнообразной местности, попутно выполняя задания, имитирующие возможные трудности на пути любого мотопутешественника. При этом мне и участникам российской команды (а GS Trophy – это именно командная игра) особенно «повезло»: по словам организаторов, тайский этап – самый сложный и техничный за все годы проведения серии, о чем не без гордости райдерам сообщали чуть ли не на каждом предстартовом брифинге! И, преодолев за неделю около 1500 км путей и направлений, поспорить с представителями компании BMW Motorrad я не могу. Крутые гравийные серпантины, непроходимые джунгли, множество естественных и искусственных препятствий, непривычная для европейцев жара, высокая влажность, частые тропические ливни и вездесущая пыль, из-за которой порой не было видно даже переднего крыла собственного мотоцикла, – вот лишь небольшая часть испытаний, выпавших на мою долю и, конечно же, долю тестовой Sony HDR-AZ1. Перед началом GS Trophy я попробовал закрепить камеру на мотоцикле, воспользовавшись входящим в комплект креплением на руль… Фокус не удался. Устанавливать HDR-AZ1 по центру руля выданного мне BMW R1200GS было бессмысленно, так как приборная панель и ветровое стекло – не лучшие объекты для съемки. Чуть левее, около рукоятки руля, тоже разместить камеру не вышло – помешали органы управления мотоциклом и кронштейн крепления зеркала заднего вида. В итоге я решил разместить Sony HDR-AZ1 на шлеме – беспроигрышное место дислокации экшн-камеры, позволяющее снимать видео с натуральным эффектом присутствия. В комплекте с камерой нашлись клеящиеся платформы – в том числе и с изогнутым профилем, подходящим для установки на сферические объекты вроде мотошлема. Тут как нельзя кстати пришелся сверхмалый вес устройства, поскольку каждый лишний десяток граммов на голове мотоциклиста – это дополнительная нагрузка на шею и повышенный риск травм в случае падения. Уверен, небольшие размер и массу HDR-AZ1 оценят не только мотоциклисты, но и любители горных лыж и сноубордов – в силу миниатюрности камеру Sony можно разместить даже на защитных очках! Для этого в комплекте есть специальное крепление. Правда, закрепить HDR-AZ1 на боковом ремне кроссовой маски у меня не получилось из-за глубокой посадки последней в моем внедорожном шлеме Kenny. Уверен, в случае с открытым шлемом, которыми обычно пользуются горнолыжники и сноубордисты, проблем не будет. Отметим, что такую камеру крепили даже… на хищной птице, которой такой груз, кажется, особо не мешал. Разумеется, уменьшение размеров камеры не могло не сказаться на удобстве настройки и использования HDR-AZ1. Как я уже писал выше, на самом устройстве почти не осталось органов управления – японские инженеры попросту не нашли для них места! Почти все операции с камерой пользователь вынужден совершать либо при помощи дистанционного пульта RM-LVR2V, входящего в комплект HDR-AZ1, либо посредством мобильного приложения PlayMemories для операционных систем Android, iOS и Windows Phone. И речь не идет о каких-то «излишествах» вроде настройки цветопередачи или переворота записываемого изображения на 180 градусов – даже для простой смены режима съемки вам придется воспользоваться смартфоном или пультом. И это, конечно, неудобно, особенно когда вы целый день проводите за рулем мотоцикла где-то в горах Таиланда… Простой пример. Выбрав во время остановки нужный вам режим непрерывной съемки фото и настроив частоту кадров, вы вновь отправляетесь в путь. Причем не обязательно заранее включать запись – это можно сделать и позже, уже без пульта или мобильного приложения. Sony HDR-AZ1 запоминает последний выставленный режим и по нажатии кнопки Rec на самой камере почти мгновенно переходит к записи. Но что делать, если вы захотите сменить фотосъемку на видео – например, поняв, что впереди вас ждет особо интересный отрезок пути? В случае с полноразмерными экшн-камерами можно вслепую нащупать на корпусе девайса кнопку смены режимов съемки. C HDR-AZ1 придется использовать пульт или приложение, без вариантов. Только вот за рулем мотоцикла сценарий со смартфоном отпадает сразу, да и пульт дистанционного управления надевать на руку как часы мне категорически не понравилось: во-первых, пульт отказывался прятаться под рукав защитной эндуро-куртки, из-за чего тот неприятно топорщился, а, во-вторых, в 40-градусную жару кожа руки под широким ремнем пульта беспощадно потеет, и к концу длинного ездового дня вы получаете почти кровавую мозоль. Я пробовал разместить пульт на руле мотоцикла – не хватило диапазона затяжки ремня. Тем не менее, если не брать в расчет неудобство использования пульта управления на ходу, пульт вполне хорош. Функциональность устройства максимальная – можно не только изменять режимы и настраивать параметры съемки, но и просматривать, а также удалять отснятый материал. Напомню, что пульт связывается с HDR-AZ1 по Wi-Fi, и, хотя качество картинки на цветном дисплее совсем не впечатляет, главное – что изображение там обновляется почти без задержек. Это очень удобно. ⇡#ВидеоВ HDR-AZ1 установлена фирменная CMOS-матрица с обратной засветкой Sony Exmor R, которую японская компания уже не первый год эксплуатирует в самых разных камерах. Эффективное разрешение 1/2,3-дюймового сенсора составляет достаточные для любительской съемки 11,9 мегапикселя. Процессор – Bionz X. Максимальное разрешение видеосъемки – Full HD, 4K миниатюрный девайс снимать не умеет. Зато тут есть возможность записывать видео в профиле XAVC S, где битрейт уже достигает внушительных для такого малыша 50 Мбит/с. Ролики, снятые в XAVC S, выглядят плавнее, а качество изображения заметно лучше. К сожалению, испытать этот формат удалось только по возвращении из Таиланда, так как для использования XAVC S камере требуется строго определенная карта памяти – быстрая, емкая и дорогая Micro SDXC не менее чем десятого класса, купить которую в джунглях у меня почему-то не вышло. Поэтому всю поездку пришлось довольствоваться стандартным MP4, который, к слову, при дневном освещении также давал картинку приемлемого качества. Один из бонусов XAVC S – возможность наложения геоданных GPS в бесплатном редакторе Sony Action Cam Movie Creator при обработке видео. При съемке в стандартном профиле MP4 это, к сожалению, невозможно. Напомню, что сам GPS-чип расположен в пульте дистанционного управления, без его использования информация о скорости движения и маршруте сохранена не будет. Ниже – пример видео, которое я записал уже в Москве, надев экшн-камеру на голову при помощи входящего в комплект налобного крепления BLT-CHM1 и проехав несколько сотен метров за рулем автомобиля. Выкладываю два ролика: один – как есть, прямиком с камеры, второй – после легкой редактуры в программе Sony Action Cam Movie Creator в качестве демонстрации возможностей быстрой обработки видео профиля XAVC S. Как и подобает современной экшн-камере, HDR-AZ1 обладает возможностью скоростной видеосъемки, востребованной для создания роликов с эффектом Slow Motion. Максимальная частота съемки камеры Sony – 120 кадров при HD-разрешении. Причем в режиме SSlow устройство создает уже готовый ролик с замедлением движения в четыре раза – просто и удобно! Ниже пример такого видео, которое я записал уже в Индии, на тестовом полигоне местного мотопроизводителя Bajaj (да, туда Sony HDR-AZ1 тоже успела слетать!) Чаще всего в Таиланде и Индии я снимал в режиме Full HD с частотой 60 кадров в секунду – такой ролик можно без особой потери качества немного замедлить в любом видеоредакторе. А можно оставить как есть (что я и предполагал), так как при высокоскоростной записи картинка получается более плавной и реалистичной. Кстати, о реалистичности: в камере есть настройка цветовой насыщенности получаемого в результате съемки изображения – Vivid и Neutral. Ниже два ролика (записанных в HD-разрешении 1280 × 720): один – стандартный Neutral, второй – после простой корректуры в видеоредакторе (+30 «Насыщенность», +10 «Контрастность» и -5 «Яркость»). Понравилась работа системы стабилизации изображения SteadyShot, которая хоть немного и снижает качество, а также уменьшает угол обзора до 120 градусов, слегка обрезая картинку (это цифровой стабилизатор), эффективно борется с дрожанием рук. В моем случае дрожала голова в мотошлеме. Признаться, после просмотра отснятого материала я был даже немного расстроен: электронная стабилизация экшн-камеры Sony настолько хорошо и, главное, естественно справилась со своей задачей, что ни один записанный мной ролик не передает, сколь непростой рельеф порой приходилось преодолевать и как меня штормило!.. Впрочем, SteadyShot не всесильна – при особо сильной тряске изображение грешит артефактами и существенно снижается реалистичность картинки. ⇡#ФотоНемалую часть GS Trophy (а потом – и поездки в Индию) я использовал Sony HDR-AZ1 как карманную фотокамеру. Это, кстати, одна из сильных сторон модели – при выдающейся компактности устройство способно делать весьма достойные кадры, особенно при нормальном уровне освещения. А небольшие размеры открывают новые возможности съемки в таких местах, где вы вряд ли сможете использовать даже мобильный телефон. Например, я вдоволь поснимал конвейерные линии заводов Bajaj, где журналистам запретили вести съемку, – разумеется, тайком, прикрывая HDR-AZ1 ладонью, в которой миниатюрная камера и была спрятана. Из уважения к организаторам поездки я не стану публиковать примеры отснятого материала, но могу заверить вас, что хотя бы два-три кадра из каждых десяти получались достаточно качественными, чтобы их было не стыдно выложить, например, в блоге. На GS Trophy никаких ограничений на съемку не было, а потому снимал всегда и везде – в том числе и со шлема, используя режим интервальной съемки. Он же, к слову, пригодится и для создания роликов Time Lapse, когда множество кадров склеиваются в один видеоролик – это можно сделать при помощи того же редактора Sony Action Cam Movie Creator. С учетом экстремальных условий, в которых я и другие участники соревнования оказывались ежедневно, Sony HDR-AZ1 была просто незаменима! Когда ты на целый день уезжаешь в пампасы, куда брать с собой незащищенную фототехнику или даже простой смартфон опасно (для самих устройств), экшн-камера, умеющая делать очень неплохие снимки, – идеальное решение. В частности, именно на тестовую HDR-AZ1 были сделаны два кадра, принявшие участие в фотоконкурсе, хорошие результаты в котором добавили российской команде несколько баллов в копилку. Просто потому, что компактная камера оказалась в нужное время в нужном месте. В экшн-камере Sony используется светосильный объектив Zeiss Tessar с диафрагмой f/2,8, что позволяет HDR-AZ1 неплохо снимать даже в легких сумерках. Разумеется, с уменьшением количества света качество картинки стремительно падает – чудес не бывает и ждать от маленького сенсора Exmor R низкой шумности изображения при высоких значениях ISO не приходится. Это, к слову, типично даже для топовых экшн-камер. Максимальное разрешение снимков – 4608 × 2592 точек. Режим цветопередачи Vivid для фотосъемки почему-то не доступен, а потому некоторые знакомые оценили фотографии, полученные на HDR-AZ1, как блеклые. И хотя я с этим не согласен, особо яркими необработанные картинки с экшн-камеры Sony тоже не назовешь. Есть любопытный фоторежим Motion Shot, в котором камера с небольшим интервалом делает несколько снимков, а затем склеивает все изображения в одно. Такой эффект имеет смысл использовать только для съемки быстро движущегося объекта, а для получения качественной раскадровки потребуется использовать штатив (или просто хорошо закрепить HDR-AZ1 на месте). ⇡#Автономная работаВремя автономной работы точно не относится к достоинствам Sony HDR-AZ1. Такого же маленького, как и сама камера, комплектного аккумулятора NP-BY1 емкостью всего 640 мА*ч хватало примерно на час записи – при включенном Wi-Fi-модуле и съемке в MP4 с Full HD-разрешением. Отключение Wi-Fi продлевало жизнь батарее еще на 20-30 минут, не больше. Время работы пульта дистанционного управления сопоставимо – немногим больше часа. Из-за этого приходилось всегда и везде возить с собой внешний аккумулятор для полевой подзарядки устройства (или пульта управления – в зависимости от того, кому энергия была нужнее). С одной стороны, это, конечно, расстраивало, но с другой – такова плата за компактность. Кроме того, аккумулятор в экшн-камере съемный, никто не мешает докупить одну или две дополнительные батареи для быстрой замены – как обычно делают фотографы, которым приходится целый день заниматься репортажной съемкой. ⇡#ЗаключениеЭкшн-камера Sony достойно перенесла лишения походной жизни GS Trophy и, в отличие от меня, не жаловалась на невыносимую жару, непроглядную пыль дорог и внезапные тропические ливни. Несмотря на тяжелейшие условия теста и мое не самое аккуратное (уж простите) обращение с тестовой HDR-AZ1, по причине которого камера периодически падала и часами лежала под палящими лучами южного солнца, устройство до сих пор живо и по-прежнему функционально. Впрочем, странно было бы, если бы это было не так, – экшн-камеры должны быть готовы к любым передрягам. До появления в прошлом году GoPro Hero Session, выполненной в форме миниатюрного кубика с гранями в 38 мм, у компактной HDR-AZ1 почти не было конкурентов. Да и сегодня продукт Sony – одно из лучших устройств, которое с учетом специфики лишено существенных недостатков. А те, что есть, – невыдающаяся автономность, необходимость использования пульта или смартфона для управления устройство – можно отнести к особенностям. Даже главный аргумент против экшн-камер Sony, более или менее справедливый пару лет назад, – нехватка креплений и аксессуаров – уже не так актуален, поскольку производитель планомерно развивает это направление. В среднем Sony HDR-AZ1 сегодня стоит около 20 000 рублей. За эти деньги вы получаете одну из самых маленьких экшн-камер на рынке, которая по видео- и фотовозможностям не сильно уступает полноразмерным гаджетам. Модель HDR-AZ1 можно посоветовать любителям по-настоящему экстремальных увлечений, для съемки которых желательно наименьшее и наилегчайшее устройство, полезное там, где размещение более крупных экшн-камер усложняется. С этой позиции Sony HDR-AZ1 – действительно стоящее приобретение. Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|