Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-E2S: новая камера в старом корпусе

⇣ Содержание

Компания Fujifilm, быстро выдав на-гора целое семейство своих ретро-беззеркалок, не спешит обновлять их дизайн, выдавая новые версии камер, у которых во внешности самым значительным изменением оказывается плашка с новым названием модели. Впрочем, подомным недугом страдает и Olympus, в особенности это касается семейства OM-D. У Fujifilm же этот подход ярче всего проявляется в серии X-E. Корпус X-E1, представленной в 2012 году, и X-E2, увидевшей свет в 2013, абсолютно одинаковы, отличия заключаются лишь в рокировке трёх клавиш. Новинка, X-E2s, представленная в начале 2016, и вовсе не отличается от X-E2 в свою очередь никак.

Вот только в техническом плане X-E2 оторвалась от X-E1 более чем основательно: новый процессор, новый дисплей с большим разрешением, поддержка 14-битного RAW, увеличенная скорость серийной съёмки, поддержка видеозаписи в режиме 1080/60p, модуль WiFi. X-E2S же, несмотря на прошедшие 2,5 года, какими-то кардинальными изменениями похвастать не может: можно отметить только увеличенное количество точек фокусировки с 49 до 77, добавленный электронный затвор, дополнительную ступень расширенного диапазона чувствительности (до ISO 51 200) и допиленную программную часть. Но, вероятно, последнее окажется действительно весомым аргументом в пользу версии S.

 Вид общий

Вид общий

Технические характеристики, заявленные производителем

Fujifilm X-E2s
Сенсор изображения 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans II CMOS с фильтром основного цвета
Эффективное количество точек, Мп 16,3
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (RAF, 14 бит)
Видео: MOV (H.264)
Байонет Fujifilm X
Объектив в комплекте Сменный объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
L: (3:2) 4896 × 3264 / (16:9) 4896 × 2760 / (1:1) 3264 × 3264
M: (3:2) 3456 × 2304 / (16:9) 3456 × 1944 / (1:1) 2304 × 2304
S: (3:2) 2496 × 1664 / (16:9) 2496 × 1408 / (1:1) 1664 × 1664
Видео:
1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте AUTO (с максимальным значением ISO6400)
Эквивалент ISO 200–6400 (стандартная чувствительность на выходе)
Расширенный диапазон чувствительности: эквивалент ISO 100, 12800, 25600 и 51200
Диапазон выдержек, секунд Режим P: от 4 до 1/4000
В остальных режимах: от 30 до 1/4000
Длинная экспозиция: максимум 60 минут
Ручная установка выдержи: от 1/2 до 30
Электронный затвор: от 1 до 1/32000
Экспозамер TTL замер в 256 зонах;
режимы: Мульти, точечная, средняя
Экспокоррекция +/- 3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Есть, ведущее число 7 при ISO 200 (5 при ISO 100)
Автоспуск, с 2, 10
Устройство хранения информации SD/SDHC/SDXC
ЖК-дисплей ЖК-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1 040 тыс. точек
Видоискатель OLED, 0,5 дюйма, 2360 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон
Дополнительно Модуль WiFi
Питание Литий ионный аккумулятор NP-W126, 8,7 Вт*ч
Габариты, мм 129 × 74,9 × 37,2
Масса, г 350 (вкл. батарею и карту памяти)
300 (только корпус)
Актуальная цена 45000 рублей (версия body без объектива), 63000 рублей (версия с объективом 18-55 мм)

#Внешний вид и удобство использования

Как уже упоминалось, тестируемая камера внешне повторяет предшественницу: те же алюминиевые панели и резиновые накладки, поверхность которых отдалённо похожа на кожу грубой выделки, те же размеры и органы управления. В общем, X-E2 и X-E2s – это однояйцевые близнецы. Вес, конечно же, тоже не изменился, причём расклад сил за годы не изменился – по сравнению с конкурентами X-E2S самый лёгкий – 350 грамм. Для сравнения, Olympus OM-D E-M5 II весит 485 грамм, Panasonic DMC-GX8 и того больше – 487 грамм, сравнительно лёгкий Sony Alpha a6300 – 407 грамм. К слову, среди конкурентов камера Fuji самая тонкая – лишь 37 мм, тогда как конкурент от Olympus толще на 8 мм, Sony a6300 – на 12 мм, а Panasonic DMC-GX8 и вовсе на 26 мм, а это уже существенно.

Качество сборки безупречное, а на брюшке красуется надпись «Made in Japan». Мелочь, но чертовски приятная. Собственно, эта милая сердцу надпись красуется и в правом нижнем углу тыльной панели. Это и дань моде (всё же при следовании ретростилю производитель стремился добиться определённой аутентичности), и дополнительное напоминание падким на данную надпись пользователям, к коим относится и автор этих строк.

 Вид спереди

Вид спереди

Спереди находится байонет, лампа подсветки автофокуса, а также рычажок выбора режима работы фокусировки (ручной, следящий и покадровый).

 Вид сзади

Вид сзади

С тыльной стороны левее экрана уместились клавиши воспроизведения, выбора режима протяжки, работы экспозамера, а также программируемая клавиша, по умолчанию отвечающая за переход в авторежим и удаление снимков. Над дисплеем установлен видоискатель с регулятором диоптрий и датчиком приближения, клавиша механического замка подъёмной вспышки и кнопка перехода в быстрое меню. В правой части установлен диск управления, реагирующий на нажатие, индикатор активности, раздельные кнопки блокировки автофокуса и автоэкспозиции, сгруппированные в кольцо программируемые клавиши навигации, а также клавиша смены режима отображения дисплея.

 вид сверху

Вид сверху

 Вид снизу

Вид снизу

Верхняя панель: по центру установлен «горячий башмак» с парой микрофонов у основания, подъёмная вспышка, диск выбора установки выдержки с шагом в 1 EV, диск коррекции экспозиции в диапазоне -3…+3 EV с шагом в 1/3 EV, программируемая клавиша, а также кнопка спуска затвора с рычажком питания. В случае спусковой клавиши нельзя не отметить возможность подключения обычного механического спускового тросика – почувствуйте укол ностальгии.

На нижней панели мы видим разъём установки на штатив и крышку отсека для карты памяти и аккумулятора. К сожалению, при расположении камеры на штативе доступ к отсеку будет перекрыт.

Вид слева

Вид справа

На левой боковой поверхности находится пластиковая дверца, скрывающая разъёмы подключения внешнего микрофона, а также кабелей USB и HDMI. Правая сторона пустует.

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Видоискатели X-E2 и X-E2s одинаковы – это полудюймовая матрица с разрешением 2360 тыс. точек. Точно таким же разрешением обладают видоискатели камер основных конкурентов. Покрытие поля кадра, разумеется, 100%. Но на этом хорошие новости для Fujifilm заканчиваются. Во-первых, у тестируемой камеры довольно неудобный, маленький и твёрдый наглазник. Увеличение видоискателя у X-E2s составляет 0,62х, тогда как у конкурентов 1,54х (Panasonic DMC-GX8) и 1,48х (Olympus OM-D E-M5 Mark II). При автоматическом переключении между дисплеем и видоискателем заметна задержка, тогда как у конкурентов она пусть и есть, но выражена значительно меньше. Стоит признать, что в плане видоискателя камера Fujifilm уступает основным конкурентам.

Дисплей тоже не изменился: это 3-дюймовая ЖК-матрица с разрешением 1040 тыс. точек. Экраны аналогичных параметров устанавливаются и на камеры-конкурентки, вот только у Olympus и Panasonic имеется ещё и сенсорный слой. В остальном дисплей X-E2s ничем не уступает – у него широкие углы обзора, хорошая цветопередача и приличный запас яркости, поэтому с камерой легко работать даже на солнце. Небольшие нарекания вызывает только регулировка подсветки – нет какого-либо шаблона для ориентировки, а по чёрном полю меню понять что-либо сложно, из-за чего приходится выходить в режим съёмки или просмотра и проверять результат.

Иерархия меню камер Fujifilm долгое время была довольно самобытной, поэтому при переходе с камер других производителей приходилось довольно долго привыкать. Однако сейчас всё вполне стандартно: окно съёмки, окно информации об основных текущих настройках, быстрое меню и главное меню, разделённое на вкладки. Производитель не пытается поразить пользователя обилием вкладок, и в режиме съёмки всё помещается в 8 подпунктов: пять из них посвящено непосредственно настройке съёмки, а три – системным настройкам. Настройки режима просмотра доступны не всегда, а только после перехода в данный режим, что позволяет минимизировать количество вкладок.

Как и положено серьёзной камере, масса органов управления программируется: это две клавиши левее дисплея, все клавиши навигации и, разумеется, выделенная клавиша Fn. Можно изменять пункты, доступные в быстром меню, также имеется 7 слотов для хранения пользовательских настроек. В общем, возможностей для заточки камеры под себя более чем достаточно. Ниже для ознакомления с пользовательским интерфейсом приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Главная особенность всех камер Fujifilm – это CMOS-сенсор особой конструкции. X-Trans CMOS II имеет нерегулярную структуру пикселей в цветовом фильтре, что позволяет обойтись без низкочастотного фильтра. В итоге мы получаем повышенную резкость без опасности возникновения муара, причём без каких-либо программных ухищрений вроде постобработки изображения либо попыток убрать муар микровибрацией сенсора (Pentax).

В X-E2s, как и в предшественнице, применена технология оптимизации модуляции света (LMO). Напомним, что это такое. Высокоточная обработка параметров фокусного расстояния и апертуры каждого устанавливаемого объектива с данными со всей площади кадра позволяет системе исправлять дифракционное смазывание при съёмке с малым открытием диафрагмы и компенсировать небольшую размытость изображения на периферии объектива. Однако работать функция будет только с новейшими объективами и только после обновления их прошивки.

Также стоит отметить функцию программного расширения динамического диапазона. Производитель громко именует режимы, обещая выигрыш в 100, 200 и 400% динамического диапазона. Конечно же, подобного результата быть не может – такие цифры использованы исключительно для красного словца. К тому же, данная функция работает только при ограничении минимального уровня чувствительности. Так, режим DR100% доступен только при значении чувствительности от ISO 200, DR200% - от ISO 400, а DR400% и вовсе от ISO 800. Так что порой придётся выбирать – более широкий динамический диапазон или минимальный уровень шумов.

DR100%

DR200%

DR400%

1/640 c, f/8, ISO 800, объектив «Индустар-61Л/З-МС»

Камера способна снимать панорамы с довольно высоким разрешением: до 2160 × 9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600 × 1440 точек при горизонтальном. Конечно, это не те разрешения, которые выдают беззеркалки Sony, но тем не менее этого более чем достаточно для просмотра на большом телевизоре или мониторе. Однако мало просто склеить панораму с большим разрешением. Склеить ещё нужно хорошо. И тут Fujifilm уже в который раз радует, делая это вполне уверенно. Кроме того, есть и разнообразные приятные мелочи: выбор направления и угла панорамы осуществляется непосредственно в окне съёмки, есть индикация не только строки прогресса (угла произведённого поворота), но и уровня и линии горизонта, благодаря чему панорамы не оказываются заваленными. Кроме того, в процессе съёмки не приходится удерживать клавишу спуска затвора. А теперь о недостатках режима панорамы. Самый главный – это низкая скорость съёмки, из-за чего поворачивать камеру приходится медленно, иначе съёмка автоматически прерывается. Тут конкурент Sony всё же выигрывает в плане удобства.

Ещё одна важная и популярная нынче особенность – наличие модуля Wi-Fi. В первую очередь он используется лишь для загрузки отснятого материала на смартфон/планшет или же ПК. Для этого достаточно только лишь загрузить бесплатный софт (FUJIFILM Camera Application, FUJIFILM Photo Receiver) и подружить смартфон с камерой. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать со смартфона данные о местоположении, записывая их в метатеги снимка. Для управления съёмкой используется приложение FUJIFILM Camera Remote. Приложения для пересылки фото и управления хоть и раздельные, но между ними возможен свободный переход. Ограничений на разрешение дисплея смартфона/планшета у приведённых выше программ нет, но зато есть ограничение на версию ОС – не ниже Android 4.0.

Съёмка и впечатления от работы

Производитель заявляет, что камера при включении питания готовится к работе 0,5 секунды, чего, если учесть время реакции человека и невозможность удержания клавиши спуска при повороте рычажка питания, вполне достаточно. Но вот беда: по факту первый снимок можно сделать лишь через 1,28 секунды – это крайне слабый результат.

Скорость серийной съёмки не изменилась, она по-прежнему составляет 7 кадров в секунду. Среди прямых конкурентов это наиболее слабый показатель, ведь Panasonic DMC-GX8 при срабатывании механического затвора способен выдать 8 кадров в секунду (10 кадров в секунду при работе электронного затвора), Olympus OM-D E-M5 II – 10 кадров в секунду, а Sony Alpha a6300 – и вовсе 11 кадров в секунду.

Разумеется, чрезвычайно важна длительность серийной съёмки на максимальной скорости без запинок. И тут конкурентам есть что предложить. Olympus OM-D E-M5 II, по заявлениям производителя, способен снимать в RAW серии длительностью 16 кадров, а в JPEG и вовсе до полного заполнения карты. Вот только карты он поддерживает не простые, а SD UHS-II со скоростью записи до 250 Мбайт/с против максимальных 90 Мбайт/с у карт SD UHS-I. Panasonic DMC-GX8 дружит только с картами класса UHS-I, но при большей скорости серийной съёмки, по заявлению производителя способен отснять более 30 кадров в RAW и более 100 в JPEG. Новинка от Sony, модель a6300, тоже не поддерживает карты UHS-II, но производителем заявлена продолжительность съёмки 44 кадра в JPEG и 21 кадр при съёмке в RAW/RAW+JPEG. Чем способен ответить Fujifilm X-E2S?

Измерение длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные способы программной обработки были отключены. Для записи отснятых кадров использовались карты SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) с заявленной скоростью записи 10-90 Мбайт/с, а для контроля результатов – Kingston SDXC Class10 UHS-I U3 Ultimate со скоростью записи 30-80 Мбайт/с. Сразу стоит отметить, что для обеих карт длительность серий оказалась идентичной. При сохранении в JPEG камера смогла отснять лишь 13 кадров, а в RAW и RAW+JPEG по 9 снимков, что, к сожалению для Fujifilm, существенно уступает показателям прямых конкурентов.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тестируемый фотоаппарат оборудован зум-объективом Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS. Точно такой же объектив использовался и при тестировании X-E2. В общем, результаты новинки и предшественницы сравнивать не только можно, но и нужно, ведь фокусировка – это главное и чуть ли не единственное отличие новинки от модели X-E2. Количество точек фокусировки увеличилось с 49 до 77. Фазовые датчики, сконцентрированные в центре кадра, по заявлению производителя, обеспечивают скорость фокусировки 0,06 секунды при использовании объектива XF 27mm 1:2.8, тогда как для предшественницы было заявлено 0,08 секунды. Впрочем, даже такой результат на сегодня не рекорд, ведь для Sony ILCE-6300 заявлена минимальная длительность фокусировки на уровне 0,05 секунды, да и Panasonic DMC-GX8 не сильно отстаёт – 0,07 секунды. Впрочем, разницу в сотые секунды заметит только техника, а человек её не почувствует в принципе. Но одно дело идеализированные условия и объектив с фиксированным фокусным расстоянием, и совсем другое – реальные условия съёмки. Наш подопытный смог сфокусироваться на тестовом шаблоне за…0,11 секунды, и это с зум-объективом. Прекрасный результат. При выставленном широкоугольном положении результат оказался гораздо скромнее – 0,32 секунды. Предшественница справилась за 0,32 и 0,34 секунды соответственно. В общем, прогресс есть, и ощутимый.

Для определения минимального уровня освещённости, необходимого для корректной работы автофокуса, использовалась пара ламп с плавной регулировкой яркости. Согласно нашей методике результат идёт в зачёт только при корректной отработке автофокуса 10 раз подряд, если же автоматика хоть раз промахивается, то уровень освещённости повышается. Тестируемая камера смогла навестись на объект съёмки при освещённости 0,56 лк, что при ISO 100 соответствует значению -2 EV. В целом неплохо, но автофокус у конкурента от Panasonic более цепкий (при слабом освещении, согласно заявлениям производителя, работает при -4 EV). Для Olympus заявленная чувствительность составляет -2 EV, но, например, конструктивно схожая модель OM-D E-M10 Mark II во время наших испытаний смогла фокусироваться при -3 EV. А вот Sony Alpha a6300, напротив, для корректной работы автофокуса требует больше света (заявленный диапазон от -1 EV, но провести измерения, к сожалению, пока также не удалось).

Работать с камерой в режиме фокусировки чрезвычайно удобно. Для начала стоит отметить рычажок переключения режимов (покадровый и постоянный автофокус, а также ручной режим). Вроде бы деталь незначительная, но в меню приходится заходить гораздо реже. Для обоих режимов автофокуса можно выбрать приоритет фокусировки или спуска. В настройках предусмотрено три режима зон фокусировки – по точке, зона (5 × 3 точки) и мультизонный режим, который, к слову, работает весьма неплохо. Ручной выбор зоны/точки фокусировки можно вызвать либо через меню, либо через горячую клавишу. Режим определения лиц, разумеется, тоже есть, и работает он довольно корректно, пусть иногда определяет как лица просто круглые либо овальные объекты, причём периодически это происходит даже с активированной функцией обнаружения глаз. Производитель позаботился и о любителях старой мануальной оптики: предусмотрена шкала дистанций с отображением глубины резкости, увеличение зоны фокусировки, подсветка зон резкости (focus peaking) с двумя режимами активности. Кроме того, предусмотрен режим разделения экрана, когда центральная часть отображается в монохромном формате – он, правда, практически беспомощен при слабом освещении, как, впрочем, и focus peaking. Примечательно, что даже в ручном режиме фокусировки возможна быстрая автофокусировка по нажатии клавиши AF-L.

Во время тестирования роль подопытного мануального объектива играл объектив отечественного производства – «Индустар-61Л/З-МС 2,8/50 (M42)», подключённый через переходник М42-Fujifilm X. Его особенностью является весьма неплохая резкость по всему полю кадра, копеечная стоимость (в среднем $15-20) в силу избытка предложений, а также огромный ход кольца фокусировки, что обеспечивает удобство настройки. В принципе, на X-E2s при помощи переходников можно надеть практически любой объектив за счет небольшого рабочего отрезка системы Fujifilm X. Из ныне выпускаемых зеркалок/беззеркалок он меньше только у крошки Pentax Q и Nikon 1, который тоже не отличается большой матрицей.

Процесс ручной фокусировки с объективом «Индустар-61Л» оказался даже удобнее, чем с комплектным, у которого между кольцом фокусировки и оптической системой нет механической связи. С субъективной точки зрения, наиболее удобным показался режим focus peaking с низкой активностью в связке с режимом увеличения зоны фокусировки. Примеры снимков с объективом «Индустар-61Л/З-МС 2,8/50» приведены в соответствующем пункте ниже.

Режимы работы стандартные: P/A/S/M. Однако переключение между ними реализовано весьма экстравагантно: диска выбора режимов нет, как нет и его виртуального заменителя. Зато есть отдельный диск выдержек и кольцо управления диафрагмой, установленное на объективе. Вот уж ретро так ретро. Как мы уже отмечали, кольцо управления диафрагмой не имеет механической связи с оптической системой, поэтому ход диска не ограничен. Для переключения в режим приоритета диафрагмы достаточно перевести двухпозиционный переключатель на корпусе объектива из автоматического режима в ручной.

С приоритетом выдержки дело обстоит ещё интереснее: на диске выдержек нанесены значения от 1/4 до 1/4000 секунды с шагом в одну ступень. Исключением является только лишь значение 1/180 – выдержка, используемая при синхронизации вспышки. Для шага в 1/3 EV необходимо выбрать ближайшее значение на диске и прокрутить тыльный диск управления. Звучит страшно, но на самом деле вполне удобно, особенно если приходится изменять значение выдержки в большом диапазоне. Впрочем, обычный алгоритм выбора выдержки также предусмотрен, и для этого диск необходимо установить в положение «T», тогда как режим «A» отвечает за автоматическую установку выдержки. Тут стоит отметить, что в камере возможна установка выдержки до 1/32 000 секунды – разумеется, при использовании электронного затвора, который не особо подходит для съёмки движущихся объектов. А вот конкуренты в лице Olympus OM-D E-M5 Mark II и Panasonic DMC-GX8 могут снимать с механическим затвором на выдержках вплоть до 1/8000 секунды.

TTL-экспозамер работает в трёх стандартных режимах. Коррекция экспозиции возможна только при помощи выделенного диска в диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени. Немного, но в большинстве ситуаций вполне достаточно. Съёмка с брекетингом также возможна, но задел опять же не слишком внушительный – 3 кадра с шагом 1/3, 2/3 и 1 ступень. При естественном, даже сложном освещении автоматика отрабатывает довольно неплохо. Даже при наличии солнца в кадре можно сделать снимок с вполне корректной автоматической экспозицией. Неплохо работает автоматика и в пасмурную погоду, а также при слабом освещении. А вот съёмка при искусственном освещении даётся автоматике не всегда. Например, при освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K ошибка мизерна – всего -0,02 EV, что заметить крайне сложно даже при непосредственном сравнении с эталоном. Однако при освещении лампами накаливания ошибка уже весьма ощутима – до 0,4 EV.

Настройки баланса белого совершенно не изменились относительно предшественника. Как и прежде, доступен автоматический режим, 7 предварительных настроек (солнечно, облачно, лампа накаливания, под водой и три варианта флуоресцентных ламп), ручной режим с одной лишь ячейкой для хранения настройки, а также ручное управление цветовой температурой в диапазоне от 2500 до 10 000 K. Для любой из настроек, включая ручной и автоматический режимы, предусмотрена тонкая регулировка по шкале m/g-a/b (по 9 значений). Отдельной кнопки для регулировки баланса белого по умолчанию не предусмотрено, но можно для этого назначить одну из программируемых клавиш.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].

#Фототесты

#Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG с минимальным сжатием. Съёмка тестовой мишени в формате JPEG была проведена с тремя из пяти режимов шумоподавления (значения активности функции -2, 0, +2) при высоких значениях чувствительности. RAW в TIFF проявлялся в пакете Lightroom 6.5 с настройками по умолчанию. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными уровнями чувствительности с шагом 1 EV: от 100 до 51200 единиц в ISO-эквиваленте в формате JPEG и от 200 до 6400 единиц в формате RAW. Нижнее ограничение уровня чувствительности для формата RAW, видимо, связано с тем, что динамический диапазон при значениях чувствительности менее 200 сужается. Верхнее ограничение выглядит весьма разумным – ISO 6400 ещё вполне рабочее, выше уже значительно хуже.

 Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фрагмент 1 RAW JPEG
ШП -2
JPEG
ШП 0
JPEG
ШП +2
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200
Фрагмент 2 RAW JPEG
ШП -2
JPEG
ШП 0
JPEG
ШП +2
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200
Фрагмент 3 RAW JPEG
ШП -2
JPEG
ШП 0
JPEG
ШП +2
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200

RAW (конвертировано в TIFF)

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/9 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/75 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/150 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/300 c, ISO 6 400

JPEG, активность шумоподавления -2

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 0,222222 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/9 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/75 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/1300 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/2400 c, ISO 51 200

JPEG, активность шумоподавления 0

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/5 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/150 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/1250 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/2400 c, ISO 51 200

JPEG, активность шумоподавления +2

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/5 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/9 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/150 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/300 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/600 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/1250 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=55 мм, f/11, 1/2500 c, ISO 51 200

Для отображения уровня шума в количественном выражении для анализа использовалась тестовая таблица Colorchecker 24, а точнее серое поле 22 (RGB 122, 122, 122). На графике, приведённом ниже, указаны значения соотношения «сигнал – шум» в дБ для различных уровней чувствительности с шагом 1 EV. График в децибелах, поэтому стоит учесть, что отличие на 6 дБ соответствует изменению шумов вдвое. К сожалению, прямые конкуренты в руки для испытаний не попали, поэтому в качестве оппонента был выбран фотоаппарат Olympus OM-D E-M10 Mark II. Съёмка тестовой таблицы производилась в формате JPEG с отключённым шумоподавлением. Как видно на графиках, преимущество над Olympus OM-D E-M10 Mark II чрезвычайно велико, и тестируемая камера по данному параметру вполне может тягаться с полнокадровыми фотоаппаратами, которые стоят гораздо дороже.

#Вспышка

Встроенная вспышка у тестируемой камеры есть, но рабочее число составляет всего 5 при ISO 100, что соизмеримо с показателями рядовых компактов. Для работы в качестве основного источника света она годится с большой натяжкой, ведь даже при съёмке портрета в солнечный день она не всегда может убрать тени с лица. Примечательно, что нет даже ручного режима установки мощности – все настройки сводятся к выбору режима работы: авто, принудительная, медленная синхронизация, синхронизация по второй шторке. Также можно активировать режим подавления эффекта «красных глаз» и установить компенсацию вспышки в диапазоне -2…+2 EV с шагом в треть ступени. В общем, без полноценной внешней вспышки в случае необходимости дополнительного света не обойтись.

Встроенная же вспышка вполне сгодится для управления внешними решениями. Для этого в камере даже предусмотрен отдельный режим – так называемый коммандер. Вот только возможности настройки групп или выбора каналов тут нет. Причём стоит отметить, что вспышка X-E2s работает весьма быстро. Во время минутного забега камера со вспышкой смогла отснять 48 кадров – весьма достойный результат. Маловероятно, что при работе с внешними вспышками понадобится более высокая скорость зарядки. Ниже для ознакомления приведены примеры снимков шаблона с компенсацией вспышки в диапазоне -2…+2 EV с шагом в 1 EV.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -1

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: 0

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +1

 Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2

Для всех снимков приоритет диафрагмы f/11, ISO 200

#Стабилизация

В отличие от конкурентов от Panasonic и Olympus, у Fujifilm X-E2s, как и у Sony a6300, нет встроенного в корпус стабилизатора – рассчитывать можно только на стабилизированную оптику. К сожалению, далеко не все объективы даже из собственного модельного ряда могут ей похвастать, не говоря уже о сторонних вариантах. Кроме того, встроенная в объектив стабилизация не умеет компенсировать повороты и наклоны матрицы, что по плечу 5-осному стабилизатору Olympus. Однако мы проверили, как справляется со стабилизацией комплектный объектив, тем более, что именно будет штатным для большинства пользователей Fujifilm X-E2s.

Во время испытаний стабилизатора для начала производится съёмка тестовой сцены с мелкими деталями на выдержках от 1/50 секунды (на данном значении выдержки при ЭФР 50 мм зачастую можно получить снимок без «шевелёнки») с шагом 1/3 EV до 1/2 секунды, причём на каждой выдержке снимается 10 кадров: итого 150 кадров. При получении снимка без смазывания результат идёт в зачёт. После каждых 10 снимков (одно значение выдержки) пользователю даётся отдых длительностью 1 минуту. Разумеется, повторяемость результатов лишь условная, поэтому сравнивать результаты разных камер тут не совсем корректно. Но для выяснения эффективности стабилизации данный способ вполне подходит, ведь временной интервал между съёмкой со стабилизатором и без него невелик. Далее аналогичные замеры производятся при отключённой стабилизации, а уже по разнице полученных результатов можно оценить эффективность. Результаты экспериментов для удобства восприятия заносятся в таблицу, приведённую ниже. В качестве оппонента был взят Olympus OM-D E-M10 Mark II с заявленной эффективностью стабилизации 4 EV.

Количество кадров без смазывания в серии из 10 снимков

1/50 1/40 1/30 1/25 1/20 1/15 1/13 1/10 1/8 1/6 1/5 1/4 1/3 1/2,5 1/2
Fujifilm X-E2s, стаб. вкл.

10

10

10

9

9

8

7

5

5

2

2

1

1

1

0

Fujifilm X-E2s, стаб. выкл.

7

6

5

4

3

2

2

1

0

0

0

0

0

0

0

Olympus E-M10 MK II, стаб. вкл.

10

10

10

10

10

7

7

5

6

4

3

2

2

1

1

Olympus E-M10 MK II, стаб. выкл.

8

6

5

4

3

3

3

1

1

0

0

0

0

0

0

#Примеры снимков

Также в связке с мануальным объективом была проведена съёмка тестового шаблона, применяемого при тестировании уровня шумов. Весь диапазон чувствительности в данном случае без надобности, поэтому было решено ограничиться минимальным значением из стандартного диапазона (ISO 200). В случае обоих объективов съёмка была проведена в режиме приоритета диафрагмы.

«Индустар-61Л/З-МС 2,8/50»Fujinion 18-55 mm 1:2.8-4,0
 полноформатный файл

Полноформатный файл

#Режим видеосъёмки

В плане видеосъёмки у X-E2s в сравнении с X-E2 не оказалось никаких улучшений. Всё те же 1080/60p, тогда как прямые конкуренты от Panasonic и Sony предлагают 4K-видео. Во время съёмки нельзя управлять не только уровнем чувствительности, но и параметрами экспопары – ручное управление доступно лишь перед съёмкой, тогда же можно менять и другие настройки, такие как выбор зоны фокусировки, установка баланса белого, выбор режима экспозамера. Настройки звука сведены к выбору одного из четырёх уровней записи. При подключении внешнего микрофона для начала в настройках видео нужно указать режим работы разъёма micro-jack (2,5 мм), ведь он используется также для подключения проводного пульта управления, а автоматическое определение не предусмотрено.

Также из недостатков стоит отметить ограничение длительности Full HD-ролика всего лишь 14 минутами 31 секундой и примерно 28 минутами при HD-записи (длительность HD-записи различна при различной установленной скорости потока кадров, но отличие мизерно лишь 1-2 секунды). А вот к чему трудно придраться, так это к работе автофокуса в режиме съёмки. Работает он довольно плавно, но при этом быстро и точно. А вот автоматическая подстройка экспозиции при изменении условий съёмки, напротив, происходит довольно резко, что хорошо заметно при последующем просмотре.

DSCF9964 – пример видеозаписи 1080/60p

#Источники питания и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор NP-W126 ёмкостью 8,7 Вт*ч, т. е. точно такой же, как и в случае X-E2. Если учесть минимум изменений в начинке камеры, логично, что и заявленная длительность автономной работы не изменилась – 350 кадров при тестировании по методике CIPA. Результат вполне средний. Например, для Olympus OM-D E-M5 Mark II и Panasonic DMC-GX8 заявлено 310 и 330 кадров соответственно. А вот Sony Alpha a6300, по заявлению производителя, способна сделать 400 снимков на одном заряде.

Тестирование производилось в режиме обычной повседневной эксплуатации с редким использованием вспышки и при температуре +8…+18 градусов Цельсия. Результат оказался даже немного больше заявленного – 377 кадров. Это в целом вполне неплохо для беззеркалки. А вот с индикатором уровня заряда беда: мало того, что он лишь трёхсегментный, так ещё и не слишком предсказуемый.

Зарядка аккумулятора осуществляется только в отдельном зарядном устройстве. Возможность заряжать по USB отсутствует, а жаль.

#Заключение

Fujifilm X-E2s – пример очень плавного улучшения камеры. Когда и оставить модель без апгрейда уже нельзя, все-таки 2,5 года прошло, и каких-то серьёзных обновок не придумали. Да, увеличилась скорость фокусировки, а при слабом освещении автофокус стал работать получше; да, добавился электронный затвор, расширяющий возможности съёмки с открытой диафрагмой на солнце; да, расширился доступный диапазон светочувствительности. Но даже для камеры с приставкой «s», а не полноценного номерного обновления, этого мало. Это по-прежнему превосходная камера, с матрицей X-Trans CMOS II, способной выдавать снимки отличного качества, ретрокорпусом, который многим придётся по вкусу, широкой поддержкой оптики, в том числе и классической мануальной, и так далее. Но всё это – достоинства еще модели X-E2. Менять её на X-E2s большого смысла нет – разве только вас всерьёз не устраивал автофокус на прежней версии: прирост в скорости и точности действительно заметный.

Что касается прямого сравнения с конкурентами, то они за прошедшие годы серьёзно скакнули вперёд, набор претензий к X-E2s в итоге получается довольно длинный: от слегка устаревшего видоискателя с неудобным наглазником до механического затвора, работающего с минимальной выдержкой в 1/4000 секунды, тогда как и Olympus OM-D E-M5 Mark II, и Panasonic DMC-GX8 способны снимать на 1/8000 секунды. Есть некоторые проблемы и с установкой автоматической экспозиции при искусственном освещении, также проигрывает X-E2s всем конкурентам в режиме видеосъёмки.

По сути, порекомендовать эту камеру мы можем адептам ретродизайна, фотографам без тяги к репортажу, заинтересованным в получении максимального качества изображения на APS-C-сенсоре, и людям, желающим использовать старую мануальную оптику. Для них как X-E2, так и X-E2s может стать настоящей находкой.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Fujifilm за фотокамеру, предоставленную для тестирования.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥