⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M10 Mark II: младший премиум
E-M10 задумывался как наиболее доступный фотоаппарат в премиальной линейке Olympus OM-D: при сравнительно небольшой цене и габаритах он обладал уникальным комплексом характеристик, дать ответ на который конкурентам было очень тяжело. Конечно, у камеры были и недостатки: короткие серии снимков на максимальной скорости, простенькие и не развитые функции управления при помощи сенсорного дисплея, отсутствие режима точки доступа у модуля Wi-Fi и приличный вес. Но в любом случае фотоаппарат получился крайне интересный. Спустя полтора года компания Olympus представила OM-D E-M10 Mark II, однако новинка стала не заменой первой версии, а дополнением. На сайте компании OM-D E-M10 и OM-D E-M10 Mark II выделены в разные подгруппы: первый отнесён к камерам «для начинающих фотографов», второй – «для фотоэнтузиастов». Пусть это и работа маркетологов, а различия камер не кардинальны, но рациональное зерно в этом разделении есть, ведь стоимость OM-D E-M10 сейчас составляет порядка 34 тысяч рублей, тогда как за OM-D E-M10 Mark II просят значительно больше – порядка 40 тысяч рублей. А за эти деньги уже можно взять Sony Alpha a6000 (41-46 тысяч рублей) или миниатюрный Panasonic Lumix DMC-GM5 (42 тысячи рублей), который поставил абсолютный рекорд в цепкости автофокуса при слабом освещении. Немного добавив, можно уже присматриваться к Fujifilm X-T10, цены на который на данный момент в рознице стартуют от 47 тысяч рублей. В шесть тысяч ценовой разницы между Mark I и Mark II вошел пятиосный стабилизатор вместо трёхосного, видоискатель с разрешением 2360 тыс. точек (такой же, как на E-M5 Mark II), режим видеозаписи 1080/60p (против 1080/30p у предшественника), аккумулятор немного увеличенной емкости и поддержка карт памяти типа SD UHS-II со скоростью записи до 250 Мбайт/с, что должно положительно сказаться на длительности серийной съёмки. Технические характеристики
⇡#Комплект поставкиТрадиционно у Olympus довольно много вариантов поставки, которые различаются цветовым оформлением камеры и объективами. Есть варианты, включающие объективы на 14-42 мм (компактная версия с телескопическим трансфокатором), 14-150 мм, а также включающие оба объектива. Нам на тестирование была предоставлена чёрная модификация, комплект поставки которой включает:
⇡#Внешний вид и удобство использованияOlympus заслуженно гордится внешностью своих камер – дизайнеры компании очень талантливо скрещивают в них ретростиль и современность. Выполненная в «зеркальном» стиле, с декоративным горбом «пентапризмы» со встроенным в него электронным видоискателем, камера очень здорово смотрится. Конкурировать в плане дизайна с OM-D E-M10 Mark II может только Fujifilm X-T10. Разумеется, качество сборки металлического корпуса великолепно, никаких проблем из-за того, что камера собрана во Вьетнаме, нет. Это компактная и лёгкая камера, которая при этом весьма удобно лежит в руке благодаря обрезиненным выступам в лицевой и тыльной части корпуса. Весит она примерно столько же, сколько и прямые конкуренты, Fujifilm X-T10 и Sony Alpha a6000. А вот малютка Panasonic DMC-GM5 чуть не вдвое легче – при сравнении с ней все камеры этого сегмента смотрятся великанами. На лицевой панели находится байонет и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоспуска затвора. На тыльной панели есть изменения в сравнении с первой E-M10. Прежде всего бросается в глаза исчезновение рычажка питания и клавиши замка подъёмной вспышки: первый был расположен в нижнем правом углу, поэтому при работе с камерой одной рукой дотянуться до него большим пальцем было не так уж и легко; вторая была установлена слишком близко к выступающему наклонному дисплею, пользоваться ей было неудобно. Оба эти элемента у тестируемой камеры свели в один и перенесли на верхнюю панель. Над дисплеем установлен видоискатель с датчиком приближения и регулятором диоптрий. В верхнем правом углу осталась только программируемая клавиша Fn1. Чуть ниже находятся клавиши входа в основное меню, смены режима отображения дисплея, а также четырёхпозиционный манипулятор с клавишей ввода по центру. Каждая из клавиш манипулятора может быть запрограммирована в меню, что весьма удобно. У нижней кромки находятся клавиши воспроизведения и удаления снимков или видеофайлов. На верхней грани находится горб подъёмной вспышки, с «горячим башмаком» в основании и встроенными микрофонами по бокам. Левее установлена программируемая клавиша Fn3, а также рычажок включения питания и подъёма вспышки. В правой части находится небольшой круглый селектор режимов съёмки, клавиша видеозаписи и программируемая клавиша Fn3, а также пара дисков управления, по центру одного из которых установлена кнопка спуска затвора. Придраться тут можно разве что к размещению клавиши видеозаписи, к которой не так-то просто подобраться из-за второго диска управления. Привыкнуть к этому можно, хотя, с субъективной точки зрения, лучше было бы перенести клавишу видеозаписи в пустующий центр второго диска управления. Снизу ничего нового: разъём установки на штатив, а также дверца, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти. Левая грань пустует, а справа под резиновой заглушкой скрыты разъёмы подключения HDMI и USB/AV-кабеля. ⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейсКак уже упоминалось, в OM-D E-M10 Mark II используется новый OLED-видоискатель с разрешением 2360 тыс. точек, тогда как у предшественника его разрешение составляет лишь 1440 тыс. точек. Отметим, что у Sony Alpha a6000 разрешение составляет 1440 тыс. точек, а у Panasonic DMC-GM5 и вовсе 1166 тыс. точек. Из прямых конкурентов столь же высоким разрешением может похвастать только Fujifilm X-T10. Также в сравнении с предшественником поднялся коэффициент увеличения – 1,23х против 1,15х, тогда как у конкурента Sony 0,7х, а у Fujifilm и вовсе 0,62х. Отдельно отмечу мизерную и совершенно незаметную задержку отображения. А вот резиновый наглазник видоискателя у второй «десятки» стал менее удобным. Он более жёсткий, с изогнутыми краями, плотнее прилегает к бровной дуге. В камере установлен трёхдюймовый наклонный дисплей с двумя степенями свободы и разрешением 1040 тыс. точек. Среди конкурентов аналогичное разрешение опять же только у Fujifilm X-T10, конкуренты Sony и Panasonic довольствуются 920 тыс. точек. Дисплей снабжён сенсорным слоем, но, в отличие от Panasonic GM5, функции управления при помощи его минимальны: можно лишь выбрать зону фокусировки, параметр в быстром меню, а также пролистывать и масштабировать в режиме просмотра. Причём режим множественного касания не поддерживается, поэтому, например, для масштабирования приходится сначала вызвать касанием по изображению виртуальный ползунок масштабирования, а потом потянуть за него. Меню традиционно разбито на три основные части: главное окно с различными режимами отображения информации, основное меню, а также изменённое в сравнении с предшественником быстрое меню. Теперь параметры отображаются не в пролистываемом справа столбце, а одновременно выводятся на экран, что позволяет быстро выбрать нужную настройку. Основное меню осталось фактически без изменений – и да, при тонкой наладке его приходится долго листать в поисках нужного параметра; из плюсов – выводимая при нажатии клавиши «info» помощь. ⇡#Особенности камерыНаиболее важная особенность камеры – оптический пятиосный стабилизатор, точно такой же, как и во флагманском OM-D E-M1. Первое поколение OM-D E-M10 обходится трёхосным стабилизатором. По стандарту CIPA отличие между стабилизаторами Olympus выглядит небольшим: 4 ступени против 3,5. Но этот стандарт при тестировании стабилизатора подразумевает тряску на вибростенде с определённой последовательностью и не подразумевает наклонов и поворотов камеры – а ведь этим как раз и отличается пятиосный стабилизатор. То есть по факту преимущество кардинальное. Разумеется, есть у тестируемой камеры и режим HDR, включающий множество настроек. Использование формата RAW в нём невозможно, но есть режим съёмки HDR без склейки с возможностью записи отдельных кадров в формате без сжатия. Подобный режим HDR отличается от обыкновенного брекетинга шагом экспозиции. Камера в данном режиме позволяет снимать 3, 5 и 7 кадров с шагом 2EV, а также 3 и 5 кадров с шагом 3EV. В режиме брекетинга экспозиции при съёмке 5 кадров максимальный шаг не превышает 1 EV, при съёмке 7 кадров – 0,7 EV. Впрочем, и такой задел в режиме брекетинга встречается крайне редко. Ниже приведён пример съёмки в режиме HDR (7 кадров с шагом 2 EV), склеенном с настройками по умолчанию в графическом пакете Adobe Photoshop CC; в обоих случаях использовался программный режим без ручной коррекции. Для ознакомления можно скачать архив с 7 исходными кадрами серии HDR Уже традиционно для камер серии OM-D предусмотрен режим соединения нескольких снимков в один предустановленный шаблон, причём с возможностью наложения одного из спецэффектов. Всего спецэффектов предусмотрено 14, плюс режим ART BKT, при активировании которого снимок обрабатывается всеми фильтрами сразу. Также из особенностей можно отметить двухосный виртуальный горизонт, который может быть отображён как на дисплее, так и в видоискателе. Разумеется, есть и режим определения лиц, который как был прост, так и остался: нет ни возможности создать список избранных лиц с указанием имени/возраста, ни режима определения морганий, ни режима автоматического спуска затвора при появлении на лице улыбки. Тут, конечно, Sony a6000 здорово обходит Olympus OM-D E-M10 II. Никуда не делась и функция мультиэкспозиции, однако и она не хвастает богатством настроек – из особенностей можно отметить только возможность наложения на уже имеющийся на карте памяти кадр. Умеет E-M10 Mark II и создавать 3D-снимки с панорамами. Однако в первом случае функция работает только при использовании специализированных объективов, а во втором пользователю лишь предоставляется специализированная шкала, которая позволяет ориентироваться при съёмке отдельных кадров, которые затем необходимо объединять вручную в фоторедакторе. Не обошлось и без модуля Wi-Fi. Но в плане функциональности, доступной с его помощью, камера Olympus здорово проигрывает конкурентам Sony и Panasonic, так как не работает в режиме точки доступа. В целом доступна только функция передачи отснятого материала на смартфон и удалённое управление при помощи смартфона. Программа удалённого управления весьма удобна. Кроме обычного управления, можно редактировать снимки, а также добавлять геотеги. Разумеется, GPS-координаты камера получает от подключённого смартфона, ведь встроенного GPS-модуля нет. Стоит отметить, что при работе смартфона в связке с камерой по Wi-Fi, да ещё и с активированным модулем GPS, заряд аккумулятора тает на глазах. ⇡#Съёмка и впечатления от работыСкорость подготовки к работе в случае беззеркалок может невероятно сильно различаться от модели к модели – некоторые готовы сделать первый снимок менее чем через треть секунды после поворота рычажка питания, а другим требуется 2 секунды и более. С прямыми конкурентами OM-D E-M10 Mark II ситуация неоднозначная. Например, Sony a6000, который, как и герой материала, оборудован объективом с моторизированным приводом, способен сделать первый снимок лишь через 2,12 секунды; малютка Panasonic DMC-GM5 уложилась в 1,32 секунды, а Fujifilm X-T10 справился за 1,11 секунды. Что до OM-D E-M10 II, то он тоже не спринтер – ведь компактный зум-объектив типа «блинчик» ещё требуется разложить в рабочее положение, на это уходит львиная доля времени подготовки к работе. Итог – 2,15 секунды. Проигрыш Sony ILCE-6000 в жалких 0,02 секунды можно списать на погрешность измерений. А вот при установке обычного объектива с ручным приводом камера готова сделать снимок уже через 0,41 секунды, что пусть и не рекорд, но значительно лучше результатов всех конкурентов; впрочем, сравнивать с Sony без использования и на нём тоже обычной оптики неправильно. Скорость серийной съёмки составляет 8,5 кадров в секунду, что на 0,5 кадра в секунду лучше, чем у предшественника, причём при ручной фокусировке фотокамера стабильно выдаёт именно 8,5 кадров в секунду, к тому же независимо от того, активированы ли шумоподавление или коррекция виньетирования – тогда как у многих других камер шумодав здорово влияет и на скорость, и на длительность серийной съёмки на максимально возможной скорости. Тут отдельно стоит отметить: камера поддерживает карты формата SD UHS-II (это подразумевает скорость записи до 250 Мбайт/с), что также сказывается на длительности серийной съёмки. При съёмке в формате RAW производителем заявлено 22 кадра против 20 у OM-D E-M10 первого поколения, а при съёмке в JPEG (Normal) обе камеры способны отстреливать серию на максимальной скорости вплоть до заполнения карты памяти. Это не подтвердилось нашим тестированием в прошлый раз (10 кадров в RAW + JPEG, 14 кадров в JPEG), проверим, что будет теперь. Измерение длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW и в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. К сожалению, карт SD UHS-II со скоростью записи 250 Мбайт/с не оказалось под рукой, поэтому использовались карты SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с и, для контроля результатов, Kingston SDXC Class10 UHS-I U3 Ultimate со скоростью записи до 80 Мбайт/с. Для обеих карт результаты оказались идентичными и, как ни прискорбно, уступающими результатам предшествующей камеры. В RAW+JPEG OM-D E-M10 Mark II способна сделать серию из 9, в RAW 11, а при съёмке в JPEG всего 12 кадров. Конечно, использование более шустрых карт SD UHS-II улучшит ситуацию, но это означает прибавку к бюджету на камеру. Впрочем, если сравнивать с конкурентами, не поддерживающими карт памяти SD UHS-II, то тут впереди только Sony a6000, который делает более длинные серии (22, 23 и 51 кадр соответственно) при более высокой скорости серийной съёмки. Что до Fujifilm X-T10, то он выдаёт серии длительностью 8, 9 и 13 кадров соответственно. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тестируемый фотоаппарат оборудован зум-объективом Olympus 14-42mm 1:3.5-5.6EZ ED MSC типа «блинчик», поэтому вполне возможно, что при использовании обычных полноразмерных объективов, особенно с фиксированным фокусным расстоянием, результаты могут оказаться лучше. Тем не менее и стандартная связка фотоаппарата с объективом смогла показать очень неплохую скорость: 0,18 с в широкоугольном положении и 0,16 с в положении теле. Тут сражён Fujifilm X-T10, которому требуется 0,56 и 0,46 секунды соответственно, заметно проигрывает и непрямой конкурент Panasonic DM-GM5 – 0,25 и 0,39 секунды. А вот Sony a6000, как и прежде, конкурентам догнать сложно, ведь он с тестовым заданием справился за 0,06 и 0,09 секунды. Для определения минимального уровня освещённости, необходимого автофокусу, использовалась пара ламп с плавной регулировкой яркости. Согласно нашей методике результат идёт в зачёт только при корректной отработке автофокуса 10 раз подряд. Если же автоматика хоть раз промахивается, то уровень освещённости повышается. Тестируемая камера смогла навестись на объект съёмки при освещённости 0,34 лк – это при ISO 100 соответствует значению -3 EV, что довольно близко к заявленному производителем значению -4 EV (приблизительно 0,2 лк). Разумеется, наш шаблон отличается от того, который предусмотрен методикой CIPA, поэтому различия результатов вполне возможны. На тот же объект Sony a6000 смогла навестись при освещённости 0,5 лк (-2 EV), Fujifilm X-T10 при 1,5 лк (-1 EV), зато Panasonic DMC-GM5 способна сфокусироваться на тестовом шаблоне при освещённости 0,19 лк, что соответствует заявленной чувствительности -4 EV. Выбор зоны фокусировки может быть осуществлён как автоматически, так и вручную между 35 и 81 зонами (с покрытием всего кадра 7 × 5/9 × 9 зон), либо блоками в 9 зон (3 × 3 стандартные зоны) с возможностью выбора места расположения блока в кадре. Разумеется, имеется возможность выбора зоны как при помощи клавиш навигации, так и при помощи сенсорного экрана, есть и сенсорный спуск. Автофокус работает в следующих режимах: однократном, постоянном, однократном с ручной подстройкой, а также следящем. Последний режим, конечно, скорее игрушка, чем рабочий инструмент, ведь ему даются далеко не все типы сцен – но всё же стоит признать, что в простых сценах с контрастным фоном и линейно движущимися объектами работает он прекрасно. Более того, он регулярно срабатывает при слабоконтрастном фоне, что для многих камер становится непреодолимым препятствием. Но если использовать следящий автофокус Olympus OM-D E-M10 Mark II для съёмки, например, животных, то получить нормальный результат не получится. Отдельно хочется отметить функцию брекетинга автофокуса, которая позволяет автоматически сделать с различной фокусировкой от 3 до 999 кадров с различным шагом. Съёмка в таком режиме ведется в JPEG, используется электронный затвор. Очень полезно для предметной съёмки. В ручном режиме фокусировки не предусмотрена шкала дистанций с подсказкой, однако совсем без помощников не обошлось. Во-первых, есть возможность увеличения зоны фокусировки в 5, 7, 10 и 14 раз, чего более чем достаточно для корректной подстройки. Также имеется режим подсветки зон резкости (focus peaking). В его настройках предусмотрен выбор из четырёх цветов (чёрный, белый, красный, жёлтый) и трёх вариантов активности. Впрочем, в сложных ситуациях, особенно при крайне слабой освещённости, данная функция почти бесполезна. Камера поддерживает все режимы установки экспопары (P/A/S/M). Кроме привычных центрально-взвешенного, точечного и мультизонного доступны режимы «зона тени» и «зона света». Первый из них удобно использовать, например, при съёмке сильно затенённых объектов и в контровом свете. А вот для режима «зона света» специализированную задачу найти довольно сложно, ведь там, где он может понадобиться, вполне неплохо справляются классические режимы экспозамера. Одной из отличительных особенностей камер Olympus является возможность внести отдельную коррекцию экспозиции для каждого из режимов в диапазоне -1…+1 EV с шагом в 1/6 ступени. Коррекция экспозиции вполне стандартна: диапазон -5…+5 EV, шаг 1/3, 1/2 и 1 ступень. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом 2, 3 и 5 кадров с шагом 0,3, 0,7 и 1 ступень, а также 7 кадров с шагом 0,3 или 0,7 ступени. Как видите, в плане настроек экспозиции тестируемая камера ничуть не уступает флагманам. При естественном освещении камера в целом справляется весьма неплохо, но сложное освещение, конечно, заставляет автоматику ошибаться – особенно тяжело даётся контровой свет. В лабораторных условиях автоматика показала себя очень хорошо, однако не безупречно: при освещении лампами накаливания ошибка достигает -0,2 EV, а при освещении лампами дневного света -0,14 EV. Sony ILCE-6000 смог показать результат -0,07 и -0,22 EV соответственно, Panasonic DMC-GM5 допустил ошибку -0,36 и -0,18 EV, а самым точным оказался Fujifilm X-T10: - 0,09 EV при освещении лампами дневного света и всего -0,03 EV при освещении лампами накаливания. Настройки баланса белого точно такие же, как и во флагманской модели: предусмотрено 7 предварительных настроек (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, один пресет ламп дневного освещения, подводный режим и вспышка). Кроме того, можно указать цветовую температуру источника освещения в пределах от 2 000 до 14 000 K. В ручном режиме предусмотрено 4 контейнера для сохранения настроек при различном освещении. Разумеется, имеется и автоматический режим. В любом режиме предусмотрена тонкая настройка по шкале A-B/G-M ( +6 позиций), однако из быстрого меню она недоступна. Уже обычна для камер Olympus функция сохранения тёплых цветов. В целом автоматическая установка баланса белого работает весьма неплохо при естественном освещении, а вот при освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K автоматика допускает ощутимые промахи – не кошмарные, но заметные в сравнении с большинством других камер, справляющихся с таким освещением легко и непринуждённо. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах]. ⇡#ФототестыШумы Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, а также в формате RAW с последующим конвертированием в формат TIFF при помощи пакета Lightroom 6 с настройками по умолчанию. В формате JPEG съёмка велась со всеми вариантами активности шумоподавления. Баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CС с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным сжатием. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности от 100 до 25 600 единиц в ISO-эквиваленте с шагом в 1 ступень.
Без (RAW, проявлено в TIFF)По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600 JPEG. Без шумоподавленияПо ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600 JPEG. Фильтр шумоподавления «слабо»По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600 JPEG. Фильтр шумоподавления «стандарт»По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600 JPEG. Фильтр шумоподавления «сильно»По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/5 с, ISO 100 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/10 c, ISO 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/20 c, ISO 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/40 c, ISO 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/80 c, ISO 1 600 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/160 c, ISO 3 200 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/320 c, ISO 6 400 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/640 c, ISO 12 800 По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/11, 1/1250 с, ISO 25 600 ⇡#СтабилизацияМетодика оценки работы стабилизатора довольно проста. Для начала снимаем тестовую сцену с мелкими деталями на выдержках от 1/50 секунды (на данном значении при использовании комплектных зум-объективов на ЭФР 50 мм зачастую можно получить снимок без «шевелёнки») с шагом 1/3 EV до 1/2 секунды, причём на каждой выдержке снимается 10 кадров. Итого 150 кадров. При получении снимка без смазывания результат идёт в зачёт. После каждых 10 снимков (одно значение выдержки) пользователю даётся отдых длительностью 1 минута. Разумеется, повторяемость результатов лишь условная, ведь человек не робот (различный хват, различающийся вес камер, да даже разное состояние трезвого пользователя), поэтому сравнивать результаты разных камер тут не совсем корректно. Но для того, чтобы выяснить примерную эффективность стабилизации, данный способ вполне подходит, ведь временной интервал между съёмкой со стабилизатором и без оного невелик. Далее аналогичные замеры производятся при отключённой стабилизации. А уже по разнице полученных результатов можно оценить эффективность. Результаты экспериментов для удобства восприятия заносятся в таблицу, приведённую ниже. Как видим, при активированном стабилизаторе уже при выдержке 1/20 секунды 10 из 10 кадров чёткие, тогда как при отключённой стабилизации даже при выдержке 1/50 секунды 20% кадров смазаны, а при 1/20 с лишь 30% кадров оказались без смазывания. Количество кадров без смазывания в серии из 10 снимков
⇡#ВспышкаКамера Olympus OM-D E-M10 Mark II оснащена встроенной вспышкой. Да, она маломощная (ведущее число всего 5,8 при ISO 100), но тем не менее она есть, в отличие от тех же Fujifilm X-T10 или Panasonic DMC-GM5. Напомним, что у вспышки Sony a6000 ведущее число лишь немногим больше (6 при ISO 100), а комплектная накамерная вспышка Fujifilm X-T10 и того слабее – 5 при ISO 100. В настройках доступны следующие режимы работы: заполняющая, заполняющая с подавлением эффекта «красных глаз», замедленная синхронизация и замедленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», а также синхронизация по задней шторке. Предусмотрен как режим TTL с введением компенсации в диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени, так и ручной режим с возможностью установки делителя мощности от 1/1,3 до 1/64. Примечательно и то, что в настройках возможно указание скорости синхронизации в пределах 1/250…1/60 секунды. Ниже приведены примеры съёмки со встроенной вспышкой, работающей в режиме TTL с компенсацией в диапазоне от -3 до +3 с шагом в 1 ступень. Для всех снимков приоритет диафрагмы f/11, ISO 100
⇡#Режим видеосъёмкиВидеосъёмка всегда была сильной стороной беззеркалок Panasonic и Sony, но не Olympus. Ничего не изменилось. Поддерживаются все режимы установки экспопары (P/A/S/M), причём управлять параметрами можно непосредственно во время видеозаписи. Однако изменение настроек невозможно при помощи привычных дисков управления – только при помощи виртуальных клавиш, причём в двух режимах (быстро и медленное пролистывание значений). Таким же способом осуществляется управление чувствительностью (с ограничением до ISO 6400), уровнем звука и зумом. С одной стороны, жалко, что нет управления дисками, но, с другой стороны, не стоит забывать, что возможности подключения внешнего микрофона тоже нет, поэтому громкие щелчки дисков записывались бы на звуковую дорожку; кроме того, управление при помощи виртуальных клавиш минимизирует покачивания и вздрагивания корпуса. Доступно активирование программного подавления шума ветра, причём предусмотрено 3 уровня активности функции. Автофокус работает в покадровом режиме (одноразовое срабатывание), в постоянном режиме, а также в режиме слежения – и работает весьма корректно и ненавязчиво, без проскакивания нужного положения. Но не слишком быстро, если сравнивать с лидерами класса. Отдельно стоит отметить функцию создания фото во время видеозаписи. Доступно два режима параллельной съёмки, причём в обоих режимах нет ограничений на количество отснятых снимков: в первом случае при нажатии кнопки спуска камера попросту прерывает видеозапись, создаёт снимок с полным разрешением и возобновляет запись ролика; во втором фотосъёмка ведётся без прерывания видеозаписи, но только с соотношением сторон 16:9 и разрешением 3200 × 1800 точек, а видео при этом должно записываться в формате MOV. Скорость последовательной фотосъёмки тут зависит исключительно от скорости карты памяти. P4030607- пример записи 1080/50p ⇡#Источники питания и автономная работаПервое поколение Olympus OM-D E-M10 поставляется с аккумулятором ёмкостью 7,8 Вт*ч, что является средним показателем. У OM-D E-M10 II аккумулятор немного более ёмкий – 8,5 Вт*ч. Впрочем, незначительное увеличение ёмкости совершенно никак не сказалось на заявленной длительности автономной работы: всё те же 320 кадров при тестировании по стандарту CIPA. На практике удалось отснять 482 кадра, что вполне неплохо для беззеркалки. Расстроил трёхсегментный индикатор уровня заряда. Причём при такой слабой градации страдает параллельно и точность: сначала довольно долго отображаются все деления, после чего за пару десятков кадров индикатор лишается одного деления и…загорается красный индикатор критически низкого уровня заряда. За OM-D E-M10 первого поколения такой оплошности замечено не было. Зарядка аккумулятора возможна только в отдельном зарядном устройстве, функция зарядки аккумулятора по USB не поддерживается. ⇡#ЗаключениеКамера по сути является эволюционным продолжением E-M10 без резких прорывов. Да, тут новый отличный видоискатель, есть поддержка видео 1080/60p и чуть более ёмкий аккумулятор, но фактически всё это лишь мишура. Главный же бонус – это, конечно, пятиосный стабилизатор, дающий широкое пространство для съёмки при плохом освещении на длинных выдержках. Впрочем, E-M10 Mark II отнюдь не самый доступный фотоаппарат с данной особенностью – не будем забывать и о не новом, но всё ещё актуальном Olympus PEN E-P5. Из небольших, но всё же важных улучшений стоит отметить модернизированный интерфейс с расширенной функциональностью сенсорного управления и улучшенную эргономичность. Остальные плюсы E-M10 Mark II достались по наследству от предшественницы, равно как и недостатки. Пробежимся по ним вкратце: не слишком удобно расположенная клавиша видеозаписи, слабо работающий датчик экспозамера, неадекватное поведение индикатора уровня заряда. В целом же OM-D E-M10 Mark II остаётся одной из самых интересных камер в своём сегменте – уникальный набор характеристик стал ещё богаче, но вопрос выбора между первой E-M10 и второй остаётся открытым. Выражаем благодарность представительству компании Olympus за фотокамеру, предоставленную для тестирования.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|