⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-1: технологичный полный кадр
⇡#Видоискатель, дисплей и интерфейсВидоискатель Pentax K-1 большой и светлый. Область покрытия составляет 100% поля кадра, а коэффициент увеличения 0,7x. Кроме информационной строчки непосредственно в поле кадра видоискателя возможен вывод индикатора наклона в вертикальной и горизонтальной плоскостях – долой заваленный горизонт. В настройках возможно активировать отображение не только уровней, но и координатной сетки, рамки автофокуса и точечного замера экспозиции. Дисплей крепится к камере четырьмя телескопическими опорами, которые позволяют крутить его в любом направлении. Вертикальный наклон ограничен углами 35 градусов, а горизонтальный – по 45 градусов. Кроме того, предусмотрено дополнительное шарнирное соединение, позволяющее производить горизонтальный наклон на угол порядка 90 градусов. Подобное решение уникально для полнокадровой зеркалки – мы уже встречали наклонные дисплеи в них, но не подобной конструкции. На вид система креплений и шарниров довольно проста и тем самым внушает уверенность в своей надёжности. Сам дисплей ничем примечательным не удивляет – 3,2 дюйма с разрешением 1037 тыс. точек. У дисплея Canon EOS 5DS аналогичные параметры, у Nikon D810 разрешение чуть выше – 1229 тыс. точек. Углы обзора довольно большие, цвета передаются вполне корректно, а благодаря отсутствию воздушной прослойки между ЖК-матрицей и защитным стеклом блики от солнца и других ярких источников света практически не мешают работе. Меню зеркалок Pentax не изменялось долгие годы, а корявые шрифты без сглаживания попросту набили оскомину. Но с переходом Pentax под крыло Ricoh дело стало меняться: первыми примерили гладкие и красивые шрифты фотоаппараты серии K-S. К счастью, перешли они и на K-1. Иерархия меню впрочем, осталась прежней, изменилось только начертание шрифтов и графических элементов. Меню выстроено логично и понятно даже новичку, причём без помощи руководства пользователя. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом приведено несколько снимков дисплея.
⇡#Особенности камерыТрадиционно зеркалки Pentax защищены от воздействия брызг воды. В этом модели K-1 помогает 87 различных заглушек. Но, разумеется, работает полноценно эта защита только при использовании всепогодных объективов серии WR. Кроме того, камера способна переносить мороз до -10 градусов. Ещё одна особенность корпуса уникальна – это встроенная LED-подсветка. Да-да, не дополнительного дисплея, а именно корпуса. Встроенные лампы подсвечивают байонет, отсек для карт памяти, расположенный рядом разъём пульта ДУ, а также основной дисплей с тыльной стороны. Последние два момента неясны, но подсветка байонета и слотов карт памяти весьма актуальна, особенно в начале использования, когда действия с камерой ещё не доведены до автоматизма. Фотоаппарат оснащён встроенной системой пятиосной стабилизации изображения PENTAX SR (Shake Reduction): по заявлению производителя, система позволяет скомпенсировать до 5 ступеней экспозиции; механизм стабилизации совместим со всеми когда-либо выпущенными объективами PENTAX, в том числе для пленочных камер, а также с резьбовыми объективами, подключёнными при помощи переходника M42. Система подвесов механизма SR позволяет сдвигать сенсор во всех направлениях, а также наклонять его, благодаря чему в камере реализован ряд весьма полезных функций. К их числу относится функция автоматического выравнивания горизонта в диапазоне +/-2 градуса, а также изменение компоновки кадра путём сдвига сенсора, чем не может похвастаться ни один конкурент. Ещё одна уникальная фишка Pentax — cистема Pixel Shift Resolution (далее PSR), которая позволяет захватывать 4 кадра одной и той же сцены, каждый раз сдвигая сенсор на 1 пиксель. Затем полученные снимки соединяются в одно изображение. По сравнению с традиционной системой Байера новая система передает информацию обо всех цветах RGB-шкалы по каждому пикселю, за счёт чего удается получать, помимо более высокой резкости, и более точную цветопередачу. Эта система также позволяет снизить уровень цветовых шумов, появляющихся при повышенных значениях ISO. Вроде бы совершенное решение, но с одним недостатком – его применение возможно только лишь со штатива. Но, что примечательно, аппарат способен удалять фантомные изображения движущихся объектов при склейке кадров. Да, работает данная функция только с линейно движущимися объектами и не всегда корректно, но всё же отметить её стоит. Низкочастотного фильтра у камеры нет, поэтому с муаром приходится бороться другими способами. И тут у Pentax имеется целый арсенал средств борьбы, причём не только программных, но и аппаратных. При необходимости механизм SR II производит микроскопические колебания матрицы, эмулируя работу классического сглаживающего фильтра; функция отключаемая и с возможностью настройки степени сглаживания. K-1 имеет встроенный GPS-модуль и электронный компас, которые передают данные о положении камеры на монитор. Эти функции позволяют добавлять Exif-данные к сохраненным снимкам – например, направление и время съемки. Функция регистрации данных GPS позволяет автоматически отслеживать перемещения фотографа с заданными интервалами. Также на базе встроенного приёмника GPS и сенсора с возможностью сдвига/наклона основана работа функции «Астрогид». Основываясь на данных о широте, полученных со спутников, а также на другой информации, полученной со своих датчиков (например, о направлении камеры или её горизонтальном/вертикальном наклоне), К-1 рассчитывает перемещение небесных тел, а затем синхронизирует эту информацию с перемещением сенсора. В итоге возможна съёмка небесных тел на длинных выдержках без светящихся хвостов. Реализованы в K-1 и более привычные фишки зеркальных камер: например, коррекция дисторсии и аберраций, кроме того, имеется возможность автоматической интервальной съёмки и мультиэкспозиции. Надо отметить и функцию HDR, которая позволяет расширить динамический диапазон путём склейки 3 кадров с различной экспозицией – она прекрасно работает даже в автоматическом режиме без необходимости указания уровня её активности. У этого режима в камерах Pentax мы всегда отмечали лишь один недостаток – крайне медленную склейку. И в К-1, несмотря на новый процессор, скорость склейки всё равно невысока – около 6 секунд. У конкурентов стабильно быстрее. Зато новинка умеет снимать в HDR с сохранением в RAW либо RAW+JPEG, что является большим плюсом при съёмке со сложным освещением. На закуску – встроенный модуль Wi-Fi, который позволяет производить не только просмотр отснятых изображений, но и управление в режиме LiveView (спуск затвора, выбор точек фокуса, установка параметров экспозиции). ⇡#Съёмка и впечатления от работыЗамерять длительность подготовки к работе Pentax K-1 оказалось бессмысленным занятием из-за её крайне малой величины, здесь камера отработала как типичная зеркалка. Заявленная максимальная скорость серийной съёмки невелика – 4,4 кадра в секунду при использовании полного кадра и 6,5 кадров при использовании области APS-C. Мы уже успели привыкнуть, что в сегменте кроп-зеркалок фотоаппараты Pentax по скорости обходят своих конкурентов, причём нередко весьма существенно. Но не в данном случае. K-1 проигрывает по скорости серийной съёмки всем полнокадровым камерам, причём даже ощутимо более простым: Nikon D610 или Canon EOS 6D. Впрочем, тут речь идёт о меньшем разрешении, но уступает K-1 и прямым конкурентам в лице Canon EOS 5DS R, Nikon D810 и Sony Alpha A7R II, которые способны отстрелять по 5 кадров. Однако разницу в десятые доли кадра в секунду назвать критичной язык не поворачивается. Тут на первый план выходит длительность серийной съёмки на максимально возможной скорости. Для измерения длительности серий использовались две наиболее шустрые карты из имеющихся в арсенале: SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) с заявленной скоростью записи от 10 до 90 Мбайт/с и Kingston SDXC 64GB Class10 UHS-I U3 Ultimate, со скоростью записи 80 Мбайт/с, но более высокой минимальной скоростью — 30 Мбайт/с. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: JPEG с наименьшим сжатием, RAW и RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. В формате RAW+JPEG камера смогла отснять 11 кадров, в RAW – 13, в JPEG – 25. Для сравнения: Sony Alpha A7R II отсняла 10, 10 и 23 кадра соответственно, Nikon D810 – 10, 17 и 100, а Canon 5DS – 12, 12 и 22. При испытании данных конкурентов использовались те же карты памяти, что и в этом случае, поэтому скидку на скорость карты памяти делать не приходится. Как видим, результаты соизмеримы, и только Nikon D810 при использовании формата JPEG ощутимо вырывается вперёд. В K-1 используется новый модуль фокусировки – SAFOX 12. В нём предусмотрено 33 точки фокусировки, 25 из которых – перекрёстного типа; три центральных сенсора – типа «двойной крест», при использовании быстродействующего объектива с малой глубиной резкости эти датчики могут значительно улучшить точность фокусировки. Общее число точек фокусировки у Nikon D810 – 51, но лишь 15 из них крестового типа. У Canon 5DS R 61 точка, из которых 41 – крестового типа и пять – типа «двойной крест», причём центральная точка работает даже с объективами f/8. Но по заявленной чувствительности автофокуса Pentax K-1 превосходит конкурентов: -3 EV против -2 EV. Для определения минимального уровня освещённости, необходимого для корректной работы автофокуса, использовалась пара ламп накаливания с плавной регулировкой яркости. Согласно нашей методике результат идёт в зачёт только при корректной отработке автофокуса 10 раз подряд. Если автоматика хоть единожды промахивается, то уровень освещённости повышается. Тестируемый фотоаппарат смог навестись на объект съёмки при освещённости 0,3 лк, что приблизительно соответствует уровню -3 EV, который заявлен как граничный уровень чувствительности автофокуса камеры. В режиме LiveView автоматика способна корректно отработать при освещённости 0,7 лк (приблизительно -2 EV). Для сравнения: Canon 5DS потребовалась освещённость на уровне 0,35 лк при фазовом методе фокусировки и 0,4 в режиме LiveView. Nikon D810 потребовалась освещённость 0,25 и 1,15 лк соответственно. Беззеркальному конкуренту от Sony и вовсе достаточно 0,18 лк. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов. Фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Фотоаппарат был предоставлен на тестирование с заслуженным объективом Pentax 24-70mm 1:2.8. На широком угле фотоаппарат смог сфокусироваться за 0,24 секунды, а в телеположении за 0,36 секунды. Результат неплохой, но, прямо скажем, не самый лучший. Например, Nikon D810, оснащённому схожим объективом Nikkor 24-70 mm 1:2.8G ED, для выполнения того же задания потребовалось 0,17 и 0,23 секунды соответственно. Сanon EOS 5DS в связке с объективом Canon EF 24-105mm 1:4 L IS USM уложился в 0,2 и 0,35 секунды, a Sony ILCE-A7RМ2 с объективом Zeiss SEL2470 справился за впечатляющие 0,13 и 0,14 секунды. И не стоит забывать, что Sony работает всё время в режиме LiveView, а вот классические зеркалки, в том числе и герой материала, при визировании по дисплею оказываются менее расторопными. Так, K-1 в режиме LiveView справился с заданием по фокусировке за 0,53 и 0,57 секунды соответственно, Nikon D810 – за 0,54 и 1,3 секунды. Canon EOS 5DS – за 0,52 и 1,26 секунды. Cреди конкурентов из стана классических зеркалок герой материала показывает лучший результат, но с беззеркалкой Sony в режиме LiveView K-1 тягаться не в состоянии. Режимов выбора зон фокусировки довольно много: по центральному блоку из 9, 25 и 33 точек, по одной центральной точке; есть ручной выбор точки или зоны, а также автоматический выбор. Однако в режиме покадрового автофокуса работа по центральному блоку из 25 и 33 точек недоступна. Выбор режима осуществляется при помощи соответствующей клавиши на левой боковой поверхности и диска управления. Ручной выбор зоны осуществляется при помощи многофункциональных клавиш, объединённых в схематически круг. Тут стоит напомнить: этот джойстик позволяет перемещать точку фокусировки в восьми направлениях, что весьма удобно. В режиме LiveView доступен фокус по центральной зоне, автоматический, по вручную выбранной зоне, а также режимы определения лиц и ведения объекта. К сожалению, последний режим практически непригоден для использования – в нём камера способна держать на прицеле лишь линейно движущиеся объекты с контрастным фоном. В ручном режиме фокусировки возможно увеличение зоны до 12 крат. Примечательной особенностью зеркалок Pentax является наличие функции focus peaking, то есть подсветки зон резкости. Эта функция в сочетании с пятиосным стабилизатором в корпусе камеры – просто мечта «мануальщика». За экспозамер отвечает RGB-датчик с разрешением 86 000 точек – тот же используется в модели K-3. В Nikon D810 разрешение датчика составляет 91 000 точек, а у Canon 5 DS R – и вовсе 150 000 точек. Экспозамер работает в трёх стандартных режимах: многосегментном, центрально-взвешенном, а также точечном. Для переключения режимов предусмотрена отдельная горячая клавиша. Традиционно для камер Pentax кроме привычных режимов установки экспопары (P/A/S/M) доступны режимы приоритета чувствительности, а также приоритета выдержки+диафрагмы. Управление коррекцией экспозиции осуществляется в пределах от -5 до +5 ступеней, что является стандартом для камер подобного класса. Разумеется, предусмотрен и автоматический брекетинг по двум, трём или пяти снимкам с шагом от 0,3 до 2 EV. В лабораторных условиях ошибка экспозамера оказалась довольно небольшой – не более -0,1 EV при освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K. При освещении лампами накаливания ошибка достигает -0,23 EV, что уже ощутимо. В настройках баланса белого возможен выбор одного из множества пресетов: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, 4 варианта флуоресцентных ламп. Также доступен баланс белого с сохранением оттенка источника света, автоматический режим, три отдельных контейнера с возможностью ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 градусов Кельвина (шаг 100 K либо 20 майред) и три контейнера ручной настройки. Любая из установок баланса белого может быть отрегулирована по шкале B-A/G-M непосредственно в быстром меню. В пользовательских настройках предусмотрена установка пресета при использовании вспышки, а также два варианта коррекции при освещении лампами накаливания. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|