Сегодня 22 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Краткий курс по оптике Nikon для зеркальных камер: макрообъективы

⇣ Содержание

Четвертая — и последняя — статья совместного с Nikon цикла посвящена одному из самых специфических семейств оптики, но при этом одному из самых востребованных: макрообъективам. На тест к нам попали четыре объектива с фиксированным фокусным расстоянием, три из которых специально рассчитаны на макросъемку: 105mm f/1.4E ED AF-S Nikkor (единственный не специализированный макро), 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor, 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor, 200mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor.

В этот раз для тестирования использовалась кроп-зеркалка топового уровня Nikon D500. Из-за суженного угла зрения и более крупного плана (что критично для макросъемки) в этих случаях использовать DX-камеру удобнее, чем аппарат с полнокадровой матрицей.

Вся оптика при этом относится к семейству FX – у Nikon нет никаких проблем с совместимостью оптики по байонетам. Три объектива относятся к G-серии – то есть лишены кольца регулировки диафрагмы. Ну а 200mm f/4D — это линза старой школы, на ней это кольцо есть. Также все они, естественно, автофокусные и все содержат в составе низкодисперсионные элементы (аббревиатура ED в имени). Встроенным стабилизатором оснащен только 60mm f/2.8G ED AF-S.

Поговорим о каждом объективе в отдельности.

#Nikon 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor

Один из самых простых и недорогих способов заполучить фикс-объектив Nikon с функцией макро – приобрести 60mm f/2.8G ED. Сразу оговоримся, что это не безапелляционно самый дешевый макрообъектив под байонет Nikon F: есть еще версия с тем же фокусным расстоянием, но постарше, без низкодисперсионных элементов и ультразвукового автофокуса, а также имеется 40mm f/2.8G – тоже интересный вариант, близкий по характеристикам к «шестидесятке», но чуть менее эффективный.

60mm f/2.8G просто создан для фотографа, только начинающего свои поиски в области макрофотографии. Это не только относительно недорогой объектив, но и довольно компактный и при этом оснащенный по последнему слову оптики. Анонсирован он в январе 2008 года, но устареть с тех пор не успел.

Корпус 60mm f/2.8G сделан из пластика, но с применением металлических частей – в частности, из металла выполнен байонет. Габариты – 73 × 89 мм, масса – 425 граммов. Это самый маленький и легкий объектив в сегодняшней подборке. Правда, слово «легкий» далось мне сейчас с трудом – это все равно увесистая вещь. Объективы такой массы уже напоминают об участи любого серьезного фотографа – носить на плече тяжелый кофр, набитый техникой.

Фокусировочное кольцо (трансфокатора здесь, как и на других объективах выборки, естественно, нет) сделано из пластика с ребристой резиновой вставкой по центру – пользоваться им удобно. Что еще важнее, вероятность отслоения резины должна быть минимальной — на пластике она держится крепче, чем на металле. Ход кольца относительно свободный, но с небольшим сопротивлением – скорость в итоге чуть ниже, чем на объективах с «гуляющим» кольцом, зато точность увеличивается. На байонете есть резиновая прослойка, но официально пыле- и влагозащита не заявлена. Переживать из-за мелкого дождика или повышенной влажности в лесу (а подобные объективы, конечно, рассчитаны на работу в полевых условиях) не стоит, но во время тропического ливня лучше не рисковать. Страна производства – Япония. Это довольно неожиданно, если учесть не слишком высокую стоимость объектива.

Диаметр переднего стекла – 62 мм, есть пластиковая резьба для светофильтра. Оптическая схема: 12 элементов в 9 группах, включая два низкодисперсионных элемента, позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями, два асферических элемента и одну линзу с нанокристаллическим покрытием. Количество лепестков диафрагмы – 9.

Максимальная диафрагма: f/2,8. Минимальная диафрагма: f/32. Коэффициент приближения линзы – 1:1, это классика для макрообъективов. Минимальная дистанция фокусировки – 19 см. При условии использования с DX-камерой фокусное расстояние при этом составляет 90 мм – и результаты получаются действительно впечатляющими. На минимальном фокусном расстоянии светосила падает до f/4,8. Это совсем не страшно, поскольку макро лучше снимать при более-менее закрытой диафрагме – слишком маленькая глубина резкости.

Стабилизатора 60mm f/2.8G лишен. В данном случае это логичное решение — для объектива с подобным фокусным расстоянием проблема дрожания рук стоит не так уж остро. С другой стороны, при съемке мелких объектов и микросмаз будет заметнее – решать эту проблему придется только более короткой выдержкой и, как следствие, повышением светочувствительности. Так что объектив, как и большинство другой макрооптики, нуждается в максимально качественной фотокамере.

 f/11, 1/100, ISO 125

f/11, 1/100, ISO 125

В 60mm f/2.8G используется ультразвуковой фокусировочный мотор – и он свое дело делает здорово. Фокусировка происходит почти бесшумно и очень быстро, причем без разницы, фокусируетесь ли вы на удаленных объектах или пытаетесь снимать при минимальном фокусном расстоянии. К точности тоже вопросов не возникает. Переключателя дистанции фокусировки (только дальняя или на любом расстоянии) здесь нет. Из помощников фотографа тут только переключатель между ручной и автоматической фокусировкой и окошко, где выводится дистанция фокусировки.

 f/7,1, 1/125, ISO 100

f/7,1, 1/125, ISO 100

На полностью открытой диафрагме (как в обычном, так и в макрорежиме) картинка резкая по центру и мягкая по краям – это нормально для крупноплановой съемки и портретов. Для съемки архитектуры или пейзажей этот объектив в любом случае не создан. Детализация при этом высокая, разрешающая способность у 60mm f/2.8G достойная.

 f/4, 1/100, ISO 400

f/4, 1/100, ISO 400

Боке очень приятное, хотя кому-то оно может показаться слишком мягким, пастельным. Контровой свет объектив держит уверенно, с бликами проблем нет.

 f/4,5, 1/100, ISO 1250

f/4,5, 1/100, ISO 1250

Проблемы с дисторсией или хроматическими аберрациями настолько малы, что можно смело говорить об их видимом отсутствии. На предельно открытой диафрагме можно заметить небольшое виньетирование – но опять же ничего критичного.

 f/8, 1/100, ISO 4000

f/8, 1/100, ISO 4000

60mm f/2.8G – пожалуй, самый очевидный выбор как первого макрообъектива для новичка, так и основного уже для опытного фотографа. Это компактный, тихий, очень быстрый объектив практически без слабых мест. К тому же его можно смело использовать для портретной и обычной предметной съемки – у него удобное фокусное расстояние. Можно было от него ожидать небольшой дисторсии, но и с ней нет никаких проблем.

 f/2,8, 1/100, ISO 360

f/2,8, 1/100, ISO 360

Стоит 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor в среднем по Москве 36 000 рублей.

Скачать
RAW-файлы

#Nikon 105mm f/1.4E ED AF-S Nikkor

Новейший объектив, представленный только летом уходящего года, – и единственный в выборке без функции макро. Тем не менее удержаться от того, чтобы попробовать его в деле, в том числе и при относительно крупноплановой съемке, мы не могли.

105mm f/1.4G по сути своей – классический портретник: почти идеальное для этого фокусное расстояние, высокая светосила, минимальная склонность к оптическим искажениям. Тем не менее при использовании с DX-камерой реальное фокусное расстояние составляет 157,5 мм, что при минимальной дистанции фокусировки в один метр оставляет некоторые возможности для съемки крупным планом.

105mm f/1.4G выглядит довольно забавно из-за некоторой непропорциональности – он довольно короткий и при этом очень широкий. Габариты: 95 × 106 мм — спасибо огромному относительному отверстию. Весит объектив тоже очень внушительно – 985 граммов. Поболее, чем иные светосильные зум-объективы. Вызывает уважение, вопросов нет. Физические упражнения полезны.

Корпус покрыт пластиком, фокусировочное кольцо снабжено резиновой прослойкой с ребрением – все как и подобает. Кольцо с очень легким ходом — менять фокус можно в одно мгновение. На конечных точках раздается характерный стук, можно определять их на слух. Несмотря на элитный статус и соответствующую цену, сборка – китайская. Это что-то говорит о том, стоит ли сейчас гоняться за оптикой с европейской, американской или японской сборки – качество давно уже подравнялось. Байонет – металлический с резиновым уплотнителем. Влаго- и пылезащита официально не заявлены.

Диаметр пластикового разъема для светофильтра нетипичный – 82 мм, почти наверняка придется докупать новые. Редкий и крупный размер.

Оптическая схема: 14 элементов в 9 группах, включая три асферических, один с нанокристаллическим покрытием и один с флюоритовым – что практически исключает появление цветовых аберраций на снимке. Количество лепестков диафрагмы – 9. Максимальная диафрагма: f/1,4. Минимальная: f/16.

Встроенного стабилизатора нет – но для подобного объектива с умеренным телефото фокусным расстоянием, высокой светосилой и в первую очередь портретной специализацией это не то чтобы критично.

 f/11, 1/160, ISO 400

f/11, 1/160, ISO 400

Фокусировка работает невероятно быстро и точно, на пределе возможного для камеры. Работать с объективом – одно удовольствие. Используется, конечно, ультразвуковой мотор – но беззвучным 105mm f/1.4G я назвать не могу, шумит он вполне заметно. На корпусе есть переключатель между ручным и автоматическим режимом фокусировки, а также окошко с индикацией фокусной дистанции.

 f/7,1, 1/160, ISO 140, минимальный кроп для исправления горизонта

f/7,1, 1/160, ISO 140, минимальный кроп для исправления горизонта

Объектив обладает фантастической резкостью по центру даже при полностью открытой диафрагме – для настолько светосильных объективов это редкость. И редкость крайне приятная – снимать можно с предельной светосилой, разглядывая затем узоры на радужке в глазу модели. Резкость по краям кадра уже совсем не впечатляет – но с учетом специализации этой оптики можно смело игнорировать этот момент. На закрытых диафрагмах, уже начиная с f/4, резкость по всей поверхности кадра равномерно высокая.

 f/11, 1 с, ISO 100, минимальный кроп для исправления горизонта

f/11, 1 с, ISO 100, минимальный кроп для исправления горизонта

С контровым светом у объектива нет серьезных проблем – он почти не бликует, а при грамотном его использовании может выдавать очень мягкую и сочную по свету картинку. Разделение планов очень четкое, но при этом с мягким и ярким боке – восприятие последнего, впрочем, всегда дело субъективное. На мой взгляд, все с размытием заднего плана у 105mm f/1.4G замечательно.

 f/1.4, 1/160, ISO 2000

f/1,4, 1/160, ISO 2000

Дисторсия отсутствует, как и хроматические аберрации, – причем заметить что-либо невозможно даже при подробном изучении снимков «под лупой», очень точная отработка и цвета, и геометрии.

 f/2.5, 1/160, ISO 12800

f/2,5, 1/160, ISO 12800

105mm f/1.4G – замечательный портретный объектив с полным набором всех необходимых для подобной оптики преимуществ: он очень быстрый, точный, с отличной резкостью в центре кадра на максимальной светосиле и отличным разделением планов. По разрешающей способности и цветопередаче к нему также не может быть вопросов. Как бонус – полное отсутствие хроматических аберраций. Также он неплохо годится для предметной съемки при отсутствии необходимости в настоящем макро. Для полного счастья не хватает разве что стабилизатора.

 f/1.4, 1/160, ISO 180

f/1,4, 1/160, ISO 180

Стоит 105mm f/1.4G ED AF-S Nikkor в среднем по Москве 155 000 рублей.

Скачать
RAW-файлы

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Хардкорный режим, скачки и три сюжетных дополнения: Warhorse рассказала, как будет поддерживать Kingdom Come: Deliverance 2 после релиза 5 ч.
HPE проводит расследование в связи с заявлением хакеров о взломе её систем 5 ч.
«Мы создали CRPG нашей мечты»: продажи Warhammer 40,000: Rogue Trader превысили миллион копий 6 ч.
Создатели Lineage и Guild Wars отменили MMORPG во вселенной Horizon Zero Dawn и Horizon Forbidden West 6 ч.
Instagram начал переманивать блогеров из TikTok денежными бонусами до $50 тысяч в месяц 7 ч.
Eternal Strands, Starbound, Far Cry New Dawn и ещё шесть игр: Microsoft рассказала о ближайших новинках Game Pass 8 ч.
ИИ превзойдёт человеческий разум в течение двух-трёх лет, уверен глава Anthropic 8 ч.
Keep Driving вышла на финишную прямую — новый трейлер и дата релиза ностальгической RPG о путешествии по стране на своей первой машине 9 ч.
Google стала на шаг ближе к ИИ, который думает как человек — представлена архитектура Titans 11 ч.
У «Ростелекома» произошла утечка данных — клиентам рекомендовано сменить пароли 11 ч.
GeForce RTX 5000 Kingpin не будет — легендарный оверклокер рассказал о планах на будущее, в которых есть место не только Nvidia 2 ч.
Слухи: OpenAI, Oracle и Softbank вложат $100 млрд в ИИ-инфраструктуру США, а в перспективе — до $500 млрд 3 ч.
Новая статья: Обзор смартфона OPPO Find X8: очень удобный флагман 3 ч.
К мемкоинам приведут настоящих инвесторов — поданы заявки на крипто-ETF в Dogecoin и TRUMP 4 ч.
Европа установила рекорд по отрицательным и нулевым ценам на электричество в 2024 году 4 ч.
Fujifilm представила гибридную камеру мгновенной печати Instax Wide Evo с широкоугольным объективом 8 ч.
Новый Apple iPhone SE получит вырез Dynamic Island вместо чёлки 9 ч.
К 2035 году США смогут получать до 84 ГВт из источников возобновляемой энергии на федеральных землях 10 ч.
Maxsun выпустила новые видеокарты на чипах Nvidia Kepler десятилетней давности 10 ч.
«Транснефть» направила повторный иск к Cisco на 56 млн рублей 10 ч.