Цифровой автомобиль

Автодайджест №392: российский ховербайк Hoversurf Scorpion-3 с березовыми винтами

#Автомобильные новости

Уже в следующем выпуске мы будем говорить о горячих новинках автосалона в Женеве — производители приготовили немало сюрпризов. Ну а сейчас у нас есть время обсудить местечковые премьеры. К примеру, в Китае стартовали продажи кроссовера Baojun 510. Нельзя сказать, что он выделяется технической начинкой, зато удивляет его цена.

Baojun 510 является совместным детищем американского концерна General Motors и китайской корпорации SAIC Motor. Новинка была специально разработана для Поднебесной и не будет поставляться на экспортные рынки. И это несколько обидно, поскольку стартовая стоимость паркетника составит 54 800 юаней, то есть по текущему курсу около 460 000 рублей. Максимальная комплектация продается за 69 800 юаней, или 585 000 рублей.

С учетом демпинговой цены Baojun 510 обладает весьма приятной внешностью. Автомобиль выполнен в современном стиле и получил несколько трендовых решений. К примеру, на месте фар установлены лишь светодиодные ходовые огни, а основная оптика расположилась чуть ниже, заняв место «противотуманок» (схожий прием использован на Citroen C4 Cactus и Jeep Cherokee). Также часть задних стоек покрашена в черный цвет, что создает эффект «парящей крыши». По стилю интерьера кроссовер и вовсе обставит куда более дорогие автомобили.

Конечно, особых технических чудес от Baojun 510 ожидать не приходится. Этот компактный (длина кузова составляет 4 220 мм) кроссовер будет оснащаться безальтернативным полуторалитровым бензиновым мотором мощностью 112 лошадиных сил. Коробка передач может быть только механической. Тип привода тоже не удастся выбрать: все «Баоджуны» будут обладать передней ведущей осью.

Опциональное оборудование Baojun 510 включает открывающуюся панорамную крышу, кондиционер, функцию бесключевого доступа, кнопку запуска двигателя, камеру заднего вида, круиз-контроль и мультимедиасистему с восьмидюймовым сенсорным экраном. Вполне неплохо для автомобиля такой стоимости.

Перейдем к другой новинке, которая будет столь же далека от российского рынка, но при этом окажется весьма редкой и дорогой даже у себя на родине. В прошлом выпуске мы упомянули, что итальянское дизайн-бюро Italdesign объявило о создании подразделения Italdesign Automobili Speciali, которое будет заниматься выпуском мелкосерийных автомобилей. Премьера дебютной модели должна была пройти на мотор-шоу в Женеве, однако первые снимки были обнародованы уже сейчас. Удивительно, но пока автомобиль не имеет собственного имени.

Многие ожидали от Italdesign настоящего откровения: все же итальянская студия почти полвека рисует автомобили (и не только) для других марок. Однако справедливости ради стоит отметить, что не все машины, к созданию которых приложили руку мастера с Апеннинского полуострова, выглядят впечатляюще. Если же говорить конкретно про новинку, то она получилась как минимум запоминающейся и агрессивной. Руководитель направления инновационного дизайна Italdesign Филиппо Перини (Filippo Perini) заявил, что «внешний вид характеризуется двумя сторонами одной медали»: в верхней части преобладают более мягкие и плавные контуры в духе традиционных итальянских Gran Turismo, в то время как экстерьер нижней половины продиктован желанием достичь максимально эффективной аэродинамической формы.

Премьерная модель Italdesign получила некоторые элементы от гоночных автомобилей. На передних и задних крыльях установлены «жабры», корму венчает огромное антикрыло, а геометрия переднего бампера и заднего диффузора получилась на редкость сложной. Попробуем поверить, что все эти элементы действительно обоснованы технически, а не созданы только для устрашения. Кузов длиной 4 847 мм полностью сделан из углепластика.

При взгляде на тыльную часть кузова сбоку или в три четверти сзади невольно возникают ассоциации с Lamborghini. Это вовсе не от того, что между пригородом Турина Монкальери, где находится штаб-квартира Italdesign, и родиной «Ламбо» Сант-Агатой-Болоньезе всего-то 300 километров. Все дело в том, что сегодня Italdesign на 90,1 % принадлежит компании Lamborghini Holding S.p.A. Более того, сердцем представленной модели является 5,2-литровый V10, хорошо знакомый по Lamborghini Huracan (этот же мотор устанавливается также на Audi R8 V10 Plus).

Характеристики атмосферного двигателя не уточняются, зато уже раскрыты динамические параметры автомобиля. Он способен ускориться с 0 до 100 км/ч за 3,2 секунды, а максимальная скорость превышает 330 км/ч. Примечательно, что тот же Huracan разгоняется «лишь» до 325 км/ч. Получается, что итальянцы не зря поют дифирамбы аэродинамике нового кузова.

Производство первой модели Italdesign будет налажено в Турине. Выпуск нельзя назвать серийным, поскольку будет построено всего пять экземпляров. Стоимость автомобиля пока не уточняется, но ввиду уникальности новинка наверняка будет дороже Lamborghini Huracan.

#Электрокары и гибриды

На прошлой неделе Tesla Motors опубликовала отчет за весь 2016 год и четвертый квартал в частности. В нем содержатся финансовая статистика и количественные результаты продаж, а также перечислены планы на ближайшее будущее. Например, серийное производство нового электрокара Model 3 должно начаться июле, однако выход на большие объемы поставок запланирован на сентябрь. При этом 20 февраля на калифорнийском заводе компании была запущена тестовая сборка.

Среди важных итогов 2016 года Tesla отмечает рост доходов на 73 %, до семи миллиардов долларов. Также производитель отчитался о запуске производства аккумуляторов на заводе Gigafactory и отметил продолжающуюся интеграцию с SolarCity и Grohmann. Немецкая инжиниринговая группа Grohmann Engineering специализируется на автоматизированных системах для выпуска аккумуляторов и топливных элементов. О готовящемся поглощении было объявлено в ноябре. SolarCity занимается выпуском солнечных панелей.

В первом квартале 2017 года Tesla планирует продать около 50 000 автомобилей Model S и Model X, что примерно на 71 % больше, чем в первом квартале 2016-го. А еще производитель гордится тем фактом, что уже сегодня на все выпускаемые электрокары устанавливает оборудование, которое в ближайшем будущем позволит перейти к полноценным беспилотным системам (остается только доработать программное обеспечение).

От электрокаров перейдем к водородным автомобилям. Сегодня одним из инноваторов в этой области является Toyota с новой моделью Mirai. Однако производителю недостаточно просто выпустить на рынок привлекательную машину — до сих пор инфраструктура развита очень слабо даже в США, а без нее водородомобили бесполезны. Теперь помогать «Тойоте» в строительстве водородных станций собирается Shell.

Может показаться, что нефтегазовый гигант не заинтересован в продвижении машин, которые не сжигают ископаемое топливо. Более того, Shell должна всеми силами противиться прогрессу в этой области. Однако в прошлом месяце был образован «Водородный совет» (Hydrogen Council), в который, помимо Shell, вошла также французская компания Total (автомобильное сообщество в Hydrogen Council представлено брендами Toyota, BMW, Daimler, Honda и Hyundai). Зачем же они ввязались в авантюру, которая напрямую угрожает их основному бизнесу?

На самом деле сегодня уже всем очевидно, что в перспективе нескольких десятилетий автомобильный транспорт сильно изменится. Он научится обходиться не только без водителя, но и без загрязнений окружающей среды. Так что даже такие гиганты, как Shell и Total, начинают готовиться к наступлению эпохи альтернативных источников энергии и проводят работу по диверсификации своего бизнеса. К тому же совместно с автопроизводителями они смогут вместе бороться с общим врагом — «Теслой».

«Враг моего врага — мой друг», — открыто заявил Катсухико Хиросе (Katsuhiko Hirose), руководитель отдела разработки топливных элементов Toyota. Сегодня Tesla представляет явную угрозу нефтяным компаниям, а ее глава Элон Маск (Elon Musk) в открытую насмехается над перспективами водородных машин. Что может быть лучше, чем в ответ на его успех начать финансировать альтернативное направление? Сегодня транспортные средства на топливных ячейках предоставляют больший запас хода, чем доступные электрокары. Все упирается только в отсутствие заправок.

Вместе Shell и Toyota собираются выделить 11,4 миллиона долларов на строительство семи розничных станций, на которых можно будет покормить своего водородного коня. Дополнительно к этому ассоциация California Energy Commission планирует направить на это еще 16,4 миллиона. Общая цель — довести количество заправок в Калифорнии до 100 к 2024 году (сегодня действует 25). Правда, крупнейшие игроки автомобильного и нефтегазового рынка пока ничего не говорят о развитии этого перспективного направления за пределами самого инновационного штата в США, не говоря уже о других странах.

На прошлой неделе поступили не только положительные новости относительно развития водородного транспорта: под отзыв производителя попадает та самая модель Toyota Mirai, на которую возлагаются особые надежды. Проблема касается выходного напряжения, которое генерируют топливные ячейки.

По словам представителей японской компании, в некоторых условиях вождения генератор может создавать напряжение выше максимально допустимого. Такая ситуация появлялась при полном нажатии на педаль газа после длительного спуска с горы на круиз-контроле. Условия появления неисправности являются достаточно специфическими, поэтому далеко не каждый владелец Toyota Mirai сталкивался с проблемой, однако отзывная кампания затронет все выпущенные экземпляры водородной машины. К текущему моменту было продано 2 840 автомобилей в Японии, США, Объединенных Арабских Эмиратах и некоторых странах Европы.

Для решения проблемы производителю не потребуется вносить изменения в аппаратную начинку. Владельцам (вернее, арендаторам, поскольку Mirai не продается в розницу, а лишь предоставляется в лизинг) требуется посетить свой дилерский центр для обновления программного обеспечения. Данная процедура займет около получаса.

#Автомобильные технологии

Сегодня интенсивные разработки в области беспилотных систем ведут практически все крупные игроки автомобильного рынка, не говоря уже о Google, Uber и прочих компаниях. Не отстает и Ford, который несколько лет тестирует умные машины на территории США и Европы. Периодически «Голубой овал» рапортует о новых достижениях, однако теперь в интервью Bloomberg сотрудники компании признались в появлении неожиданной проблемы: инженеры попросту засыпают в машинах с автономным управлением.

По словам представителей Ford, умные машины движутся по городским магистралям столь плавно, что находящиеся внутри них сотрудники рано или поздно начинают дремать. При этом разработчики перепробовали уже кучу самых разных способов отвадить от сна на рабочем месте: включали звонки и зуммеры, устанавливали сигнальные лампы, внедряли вибрирующие сиденья и даже трясущееся рулевое колесо. В конце концов, в автомобилях стали ездить по двое: один наблюдает за работой автоматики, второй следит за своим коллегой. Но и это не спасло: напарники все равно начинали клевать носом.

Разработчики винят в своей сонливости слишком хорошую работу автопилотов: они ведут автомобиль очень плавно, а из-за отсутствия серьезных ошибок возникает ощущение полной безопасности. Но разве это не элементарное бахвальство? Однако поведение собственных сотрудников натолкнуло руководство отдела разработки беспилотных систем Ford на мысль: если профессиональные инженеры не могут справиться с сонливостью во время работы, то стоит ли ожидать от обычных водителей требуемой концентрации внимания?

Уже в следующем году Audi, BMW и Mercedes-Benz собираются представить первые полуавтономные модели. Они будут самостоятельно справляться с большинством дорожных ситуаций, однако в экстренных случаях все же обратятся за помощью к человеку. При этом водитель будет обязан среагировать всего за десять секунд. Впрочем, всего несколько недель назад мы обсуждали исследование Саутгемптонского университета, согласно которому водителям беспилотных машин может потребоваться до 20-30 секунд, чтобы среагировать в критической ситуации. Если же человек заснул, то время реакции увеличится многократно (если он вообще проснется).

Основываясь на этих выводах, Ford вообще решил пропустить первую волну умных машин, которые будут относиться к третьему уровню автономности по шкале SAE. Она включает себя автомобили, способные самостоятельно ездить по дорогам общего пользования, но их водители должны быть готовы в любое время взять управление в свои руки. Вместо этого уже в 2021 году Ford собирается представить беспилотные модели, лишенные руля и педалей.

С выводами сотрудников Ford согласен директор Waymo Джон Крафчик (John Krafcik). Waymo — новое дочернее предприятие Alphabet, созданное на базе беспилотного проекта Google. Вот как Крафчик высказался об автомобилях, которые будут требовать вмешательства со стороны человека: «Третий уровень может оказаться мифом. Возможно, его просто не стоит делать». Этим выводам вторит Нидхи Калра (Nidhi Kalra), содиректор Центра принятия решений в условиях неопределенности (Center for Decision Making Under Uncertainty) при стратегическом исследовательском институте RAND. «Есть мнение, что третий уровень может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий. Я не думаю, что есть достаточно причин запретить его уже сейчас, но это действительно представляет опасность», — заявила она на прошлой неделе во время слушаний в Конгрессе США.

Получается, что в среде разработчиков беспилотных автомобилей наметился серьезный раскол: кто-то считает нормой требовать от водителей внимательности даже при работе автопилота, другие же хотят снять с человека ответственность и сразу перейти к полноценным робокарам. Пока сложно прогнозировать, к чему может привести эта ситуация. Возможно, в дело вмешается законодательная власть: раз в Конгрессе США уже проходят слушания, он наверняка заинтересован в более жестком регулировании этой сложной сферы.

Следующая страница →
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...